|
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 30.05.2022
Санкционные меры давления на российскую экономику стали своеобразным экзаменом на прочность для всех участников рынка, и банков в первую очередь. Как текущая экономическая ситуация отразилась на деятельности одного из крупнейших банков страны, «Авант-ПАРТНЕР» узнал у управляющего ВТБ в Кузбассе Анжелики РОГОЖКИНОЙ.
– Бизнес Кузбасса, его жители и экономика в целом в феврале-марте столкнулись с небывалыми вызовами. Как это повлияло на вашу жизнь, на работу банка? – Ситуация, которую мы ощутили, стала беспрецедентной для всей банковской системы, в том числе для ВТБ. Нам пришлось перестраиваться в сжатые сроки, и здесь, в первую очередь, мы определили для себя, как будем поддерживать клиентов. Нам всем пришлось работать практически в круглосуточном режиме, в офисах – до последнего человека из-за возросшего вдвое потока. Мы создали оперативный кризисный штаб, куда поступала информация о работе офисов. Мы отвечали на множество вопросов клиентов о функционировании банковских приложений, следили за своевременным пополнением валютных запасов в кассах, за объемом наличности в банкоматах, поскольку спрос на снятие был ажиотажным. Сотрудники отделений испытывали колоссальную нагрузку. – Как изменилось поведение розничных клиентов? – Конечно, в марте, когда ставки по кредитам выросли вслед за ключевой ставкой Банка России и превысили 20%, все кредитование испытало серьезное замедление. Банки ужесточили свои риск-процедуры, а отдельные игроки на время даже отказались от выдачи кредитов. ВТБ продолжал предоставлять потребкредиты, мы внимательно оценивали платежеспособность будущих заемщиков, стремясь не допустить закредитованности. Решение Банка России о снижении ключевой ставки стало драйвером улучшения ситуации на рынке. ВТБ уже несколько раз снизил ставки, следуя действиям регулятора. В мае мы зафиксировали рост потребительской активности более чем в полтора раза превышающий апрельское значение. По итогам 5 месяцев жители Кузбасса оформили кредитов на 4 млрд рублей. Сегодня порог минимальных ставок по потребкредитам приблизился к уровню начала года. Спрос снова начал расти, многие кузбассовцы постепенно возвращаются к своим планам по летнему отдыху, ремонту или обустройству квартиры, дачи, к крупным покупкам. Однако говорить о полном восстановлении рынка потребкредитов пока рано. В марте мы наблюдали ажиотажный спрос на ипотеку. Наши заемщики спешили воспользоваться ранее одобренными условиями и ставками, а также завершить сделки по текущим ценам на недвижимость. Поэтому первый квартал мы завершили по выдачам ипотеки в объеме 2,5 млрд рублей (+8% к началу года). Драйвером ипотеки, безусловно, остается господдержка. Доля выдач льготных кредитов выросла с 25% в январе до 52% в марте. Это позволило более 350 семьям кузбассовцев решить жилищный вопрос на условиях льготных программ. Поэтапное снижение ставок привело к увеличению спроса на жилищные кредиты, но в целом активность населения пока ниже прошлого года. Тем не менее, мы ожидаем его увеличения к концу третьего квартала, особенно на вторичном рынке. – А как кузбассовцы распоряжались своими накоплениями? Фиксировали ли вы оттоки средств с депозитов? – Что касается сбережений в конце февраля мы, как и весь банковский сектор, увидели отток средств. Жители региона выстраивались в очереди к банкоматам, чтобы снять наличные со счетов и вкладов. Наша команда работала круглосуточно и сделала все, чтобы каждый, кто пришел к нам за своими деньгами, смог получить их быстро и без проблем. Однако уже через две недели ситуация стабилизировалась – в первую очередь благодаря мерам ЦБ: после повышения ключевой ставки мы увеличили доходность по депозитам до 21-22% годовых, и люди начали возвращать деньги на вклады и накопительные счета. Причем депозиты открывали даже те клиенты, которые раньше не пользовались у нас сберегательными инструментами, а также новые для банка люди. В результате по итогам 5 месяцев работы портфель привлеченных средств населения вырос на 6%, приблизившись отметке 57 млрд рублей. То есть клиенты сохранили и средства на счетах в ВТБ, и доверие к банку. С начала года количество розничных клиентов ВТБ в регионе увеличилось на 7 тысяч человек, на сегодня мы обслуживаем 324 тысячи пользователей банковских услуг. – Как отреагировали клиенты, когда мобильное приложение удалили из App Store? – Розничные клиенты привыкли активно пользоваться ВТБ Онлайн. В Кузбассе их более 274 тысяч человек. Поэтому, когда мобильное приложение удалили для скачивания из официальных магазинов, владельцам смартфонов на iOS мы рекомендовали перейти в интернет-банк. На тот момент главной задачей стало – развивать его функционал, максимально приблизить его к мобильному приложению, чтобы клиентам было удобно пользоваться привычным интерфейсом с телефона. В сжатые сроки происходила перенастройка и уже в середине апреля появилась обновленная версия. Сегодня функционал веб-версии уже не отличается от мобильной. Владельцы устройств на Android по-прежнему могут использовать привычную мобильную версию – загрузить приложение можно с сайта ВТБ. – Что поменялось за этот период в поведении бизнеса? – И бизнесу, и банкам приходилось все решения принимать в моменте. Компаниям нужно было провести расчеты с подрядчиками, завершить начатые проекты, понять, как поступать с валютной выручкой, с депозитами. В феврале-марте мы решали две главные задачи. В первую очередь с каждым предприятием были на связи 24/7, помогали проводить расчеты в новых условиях, в том числе по контрактам ВЭД. Крайне важно было успокоить и рассказать о мерах, которые предпринимаем для стабилизации ситуации. И конечно же, банк обеспечивал бесперебойную работу всех сервисов в условиях блокировок. К региональному бизнесу быстро пришло понимание, что необходимо двигаться дальше – с опорой на имеющиеся ресурсы, на новые логистические цепочки поставок, выстраивать отношения с другими зарубежными партнерами. Сегодня, оценивая перспективы экономики Кузбасса, мы видим, что дополнительный импульс может получить строительство и туристический бизнес, ориентированный в первую очередь на внутренний рынок. Потенциалом для развития обладают сельскохозяйственное производство, пищевая и перерабатывающая промышленность, фармацевтика, информационные технологии. ВТБ продолжает участвовать в реализации инфраструктурных проектов в Кузбассе: при финансовом участии банка строятся дороги, объекты социального назначения, без которых невозможно представить будущее региона. Мы продолжаем работать над развитием сотрудничества с действующими клиентами и привлекать новых. За первый квартал открыли более 900 новых расчётных счета региональным предприятиям. В период апрель-май – более 600 счетов. Компаний малого и среднего бизнеса, которых мы привлекли на обслуживание с начала года, стало на 20% больше, чем в прошлом году. Это порядка 18 тысяч юридических лиц. Для них, как и для розничных клиентов, ВТБ сделал корпоративные карты бессрочными, переориентировал пользователей на web-версию интернет-банка. – Для развития необходимы средства, скажите, насколько посильны бизнесу кредиты в текущих условиях? – Конечно, в первую очередь бизнес заинтересован в льготном финансировании. Поскольку ВТБ является ключевым участником реализации мер господдержки, кузбасские предприятия обращаются в первую очередь к нам. На текущий момент по всем госпрограммам действуют соглашения на сумму 11,8 млрд. Важно отметить, что полученные средства предприниматели региона направляют не только на текущую, но и на инвестиционную деятельность. Помимо кредитов, бизнес активно обращается за гарантийной поддержкой. В новой экономической ситуации 2022 года Банк сохранил условия предоставления банковских гарантий клиентам среднего и малого бизнеса: комиссия за выдачу гарантии составляет от 1 тыс. руб. С января по май мы выдали бизнесу Кузбасса порядка 80 гарантий, которые необходимы предприятиям как для участия в тендерах, так и для обеспечения их контрактных обязательств перед контрагентами. Пользуются спросом и гарантии обеспечения возврата займов, предоставляемых Фондом развития промышленности. По итогам первого квартала объем данных гарантий, выданных клиентам ВТБ в Кузбассе, превысил 1 млрд рублей. Если говорить о спросе на банковские продукты среди компаний малого бизнеса, то здесь востребованы экспресс-кредиты. Их можно оформить по упрощенному пакету документов, за один день, без использования залогов. Как правило их берут на любые бизнес-цели, в том числе на выплату заработной платы сотрудникам – сегодня поддержать коллектив особенно важно. – Стать клиентом ВТБ может каждая компания или ИП? – Да, мы работаем с предприятиями всех сфер экономики, поскольку максимально заинтересованы в том, чтобы именно ВТБ стал опорным банком для регионального бизнеса. Банк открывает расчетные счета резидентам и нерезидентам, изучает потребности клиентов, совершенствует собственные продукты для того, чтобы бизнес любого масштаба мог выбрать и оплатить услуги, которые нужны именно ему. В апреле этого года мы дополнили тарифную линейку РКО пакетом «Всё по делу». В нем собраны самые востребованные опции: открытие и обслуживание расчётного счёта, интернет- и мобильный банки, бизнес-карта, безлимитные внутрибанковские платежи и переводы, зачисления на счёт, оплата налогов и многое другое. – Санкции серьезно затронули компании, ориентированные на работу с зарубежными партнерами. Какие здесь произошли изменения в работе ВТБ? – Мы продолжаем работать в привычном режиме, проводим операции в валюте РФ, в том числе расчеты с нерезидентами. В ВТБ сейчас можно открыть счета в десятках валют, причем сделать это бесплатно с любым пакетом услуг на выбор. На текущий момент в связи с санкциями временно ограничено проведение операций в долларах США, евро и некоторых других иностранных валютах, но при этом переводы в рублях, белорусских рублях, и казахстанских тенге и ряде других национальных валют по-прежнему сохраняются. Валютный контроль в нашем банке осуществляется в полном объеме. В конце февраля у всех предпринимателей, ведущих внешнеэкономическую деятельность, появилась возможность сохранить контракт на обслуживании в ВТБ, а расчеты по нему вести через любые уполномоченные банки. Это позволит предпринимателям не тратить время и ресурсы на сложную процедуру перевода контракта между кредитными организациями. Весь учет по сделке проводится в одном месте, наши клиенты могут отслеживать сроки, события и суммы с помощью инструментов экосистемы ВЭД ВТБ. – Как вы считаете, удалось ли ВТБ в Кузбассе справиться с вызовами? – За время работы в банковской сфере я наблюдала ни один кризис. Острые периоды в экономике всегда заканчиваются, а мы продолжаем работу и становимся только сильнее. Банк всегда работает с бизнесом региона, с каждым нашим частным клиентом на принципах доверия. Этот фактор сегодня приобретает особое значение. Региональные компании нам доверяют свои ресурсы, свое дело, в которое они вложили много сил. Наши розничные клиенты –- свои сбережения и благополучие. Поэтому главная задача ВТБ сегодня -– не доходы и финансовые показатели, а ценность отношений с клиентом, направленных на долговременное сотрудничество. Мы делаем все возможное, чтобы поддержать клиентов и сохранить стабильность и благополучие заемщиков и их семей.
|
Деловые новости[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг. Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |