-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 22.08.2016

Илья Середюк: «Впереди много проектов»

Илья СЕРЕДЮК3 месяца – небольшой отрезок времени в масштабах городской истории, но для исполняющего обязанности главы Кемерова Ильи СЕРЕДЮКА он оказался достаточным, чтобы взять под контроль основные процессы управления городом, а также определиться с целями на перспективу и стратегией их достижения. Об этом и не только он рассказал в интервью «Авант-ПАРТНЕРу».
 
– Илья Владимирович, в последние годы и жители Кемерова, и областные власти неоднократно выражали недовольство состоянием дорог в городе и некоторыми другими аспектами благоустройства. Как Вы строите работу по решению этих проблем?
– Я убеждён, что необходимо применять плановый подход – в декабре 2016 года составить долгосрочную программу ремонта дорог на 2017 год. Это позволит уже в январе-феврале провести аукционы и немедля, как только установятся плюсовые температуры, начинать ремонтные работы, не дожидаясь июля или августа. Такого же принципа следует придерживаться в ремонте и реконструкции тротуаров. В течение одного года привести в надлежащее состояние все тротуары города мы не сможем, но, пользуясь программным подходом, в конце концов этого достигнем.

– Известно, что у города накопились долги перед дорожно-строительными организациями. Как удаётся договариваться о новых объёмах работ?
– Мы провели совещание с основными дорожно-строительными компаниями, сказали, что готовы взять кредиты и авансировать 30% от стоимости работ. Готовы ли они поддержать инициативу и выполнить работы за счёт собственных оборотных средств? В свою очередь мы составляем план расчёта, в том числе переходящий на следующий год. Получив средства в следующем году, они приступят к новым дорогам. К сожалению, в отсутствие свободных финансовых ресурсов возможен только такой подход. Они поддержали нас: во-первых, они обеспечены работой. Во-вторых, они понимают, что город – это надёжный контрагент. Наконец, они тоже жители Кемерова и также как и все мы, хотят ездить по хорошим дорогам, жить в комфортных дворах. Такой же принцип работы у нас и с подрядчиками по ремонту дворовых территорий.
 
– В ожидании Дня шахтёра в Кемерове развернулись масштабные работы по ремонту фасадов. А ещё плановый ремонт дворов, жилого фонда. Насколько это серьёзная нагрузка на местный бюджет?
– В рамках подготовки к Дню шахтёра в городе ремонтируются 48 фасадов, общая стоимость работ – 77,7 млн рублей, 73 млн из них – из бюджета. Что касается прочих работ по ремонту жилого фонда, то многие из них совершаются за счёт средств собственников, но в Кемерове существует традиция помогать средствами местного бюджета в обустройстве дворовых территорий, ремонте кровель и в других дорогостоящих работах. Поэтому мы приняли решение возродить городские программы, направленные на эти цели. Средства, которые удалось аккумулировать за счёт взносов собственников помещений на капитальный ремонт жилья, составляют на сегодняшний день почти 383 млн рублей. Объём вложений бюджета – 35,4 млн рублей. На эти средства мы уже ремонтируем 66 кровель, внутридомовые инженерные системы 22-х домов, ещё 4 фасада в дополнение к тем, о которых я говорил выше, и заменяем 96 лифтов. Ещё весной было принято решение отремонтировать 80 дворовых территорий. Всего же в городе требуется отремонтировать 972 двора, в 2016 году мы проведём работы на суммы 213 млн рублей, из них 203 млн – за счёт средств местного бюджета.
 
– Какими критериями руководствуетесь при отборе дворов, требующих ремонта?
– Их несколько: степень разрушенности, оплата жителями более 97% жилищно-коммунальных услуг и доля софинансирования жителями не менее 5% работ. Это важный момент – мы просим граждан поучаствовать в благоустройстве своего двора. Это может быть новая песочница, либо покрашенные входные группы, контейнерная площадка. Все планы по ремонту дворовых территорий на 2017 год мы также будем формировать в конце 2016-го, чтобы была ясность и для жителей, и для нас, и для подрядчиков.
 
– Как Вы в целом оцениваете состояние жилого фонда в городе? Проблема ветхого и аварийного жилья ещё остра?
– Как известно, сегодня действуют программы, в основном федеральные, финансирующие переселение граждан в новое жильё. На территории Кемерова сегодня признаны аварийными 46 домов, в них проживает 319 семей. Вместе с тем, объезжая город, мы видим, что жилой фонд ветшает, становится аварийным и небезопасным. Зачастую, планируя  ремонт того или иного дома, мы видим, что, например, ремонт кровли влечёт за собой необходимость ремонта парапета, а там и электрику нужно приводить в порядок. Следом встаёт вопрос ремонта системы теплоснабжения, а где-то в домах нет туалетов, а где-то – отмостки. Порой ремонт такого дома обходится в 70% стоимости строительства нового жилья. Поэтому мы приняли очень важное решение: в инициативном порядке провести глобальное обследование всего жилого фонда города. Конечно, речь не идёт о новом жилье, построенном 10-15 лет назад, но у нас ещё много домов барачного типа, много домов, даже по внешнему виду которых можно сказать, что в таком жилье жить невозможно. В перечень вошло 437 таких домов. По каждому из них нужно будет не только провести инструментальное обследование, но и собрать комиссию, признать его аварийным, включить в федеральную программу.
 
– И каковы шансы попасть в программу?
– Всё зависит от нашей расторопности, обаяния и умения работать с Москвой. Нам предстоит серьёзная работа по обоснованию включения этих домов в федеральную программу. Бюджета города не хватит, чтобы обеспечить их жителей новыми квартирами. Если этого не сделать, то шанса не будет никакого.
Жильё для 3,2 тыс. семей, проживающих в этих домах – это ориентировочно полугодовая программа жилищного строительства в Кемерове. На месте снесённого жилья можно строить новые микрорайоны, развивать новые территории, создавать новую инфраструктуру. В конце концов, в этом и заключается развитие города. Мы решили, что в 2016 году проведём обследование 121 дома, в 2017 году – оставшихся.

– Каких принципов Вы считаете необходимым придерживаться при проектировании новых микрорайонов города?
– Считаю, что в каждом микрорайоне нужно предусматривать не только строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры, но и парков, скверов, где жители могли бы гулять, отдыхать. Такое указание архитекторам уже дано. Все новые проекты планировки, которые ещё не утверждены, будут рассматриваться исходя из этого требования. Но нужно искать возможности для организации таких территорий и в уже существующих микрорайонах. Так, исходя из плотности населения в микрорайоне 7б, мы видим, что нужно расширять зону отдыха – пока там негде спортом позанимать, пробежаться. Территорию между новым сквером им. Резникова и казначейством мы также благоустроим для отдыха – несмотря на то, что там планировалось точечное строительство и уже были подведены коммуникации. Другой пример – улица Двужильного: в проекте её застройки не было того сквера, который мы строим сегодня между храмовым комплексом и жилыми домами. Впрочем, как и во всём микрорайоне №14 Заводского района. Но люди ждут от нас озеленённого, красивого, благоустроенного города, и мы идём им навстречу, порой отменяя планы по строительству нового дома. В целом я удовлетворён тем, как идёт освоение новых территорий. Кемерово остаётся лидером по объёму ввода жилья среди городов области. За первое полугодие мы ввели в эксплуатацию 193 тыс. кв. метров жилья, это 3,38 тыс. квартир, 70% от годового плана. Ведётся активное освоение микрорайонов №68,  №74, «Верхний бульвар», в Центральном районе – №7б, №15а, в Кировском ведётся строительство по улице Рекордной, в Рудничном районе – по улице Антипова, застраиваются микрорайоны №12а и №13, в Заводском – №60. Мы также склоняемся к тому, что застройку нужно проводить комплексно, уходить от точечного строительства.
 
– Как Вы оцениваете основные документы, определяющие развитие города? Следует ли их менять, корректировать?
– Генеральный план я считаю достаточно продуманным и проработанным в основной своей концептуальной части. Отдельные же изменения можно вносить в оперативном порядке, корректируя документы в соответствии с ожиданиями горожан или требованием времени.  Правила землепользования и застройки нуждаются в реконструкции.

– Каковы перспективы строительства и реконструкции ливневой канализации в городе? Насколько критично её состояние?
– Всё со временем выходит из строя, и ливневая канализация – не исключение. Та, что была проложена ранее, уже морально и физически устарела. Нужно заниматься её реконструкцией. В некоторых местах её вообще нет. Но всё это нужно делать в составе ремонта и реконструкции дорог, и затраты на это требуются глобальные. Мы ставим их в план своей работы, чтобы постепенно привести в порядок и дороги, и ливневую канализацию. Но пока какой-то ужасающей, угрожающей ситуации нет – с рядовыми дождями ливневая канализация справляется.
 
– В этом году, впервые за долгое время, остров Кемеровский и городскую набережную снова соединил мост. Нет ли планов как-то благоустроить остров, чтобы активнее использовать его в рекреационных целях – к примеру, сдать в аренду бизнесу?
– Дело в том, что пользоваться островом мы можем только с середины июля – только тогда он появляется из-под воды и можно монтировать якорные конструкции моста.
С учётом того, что лето у нас короткое, осваивать остров можно с середины июля до середины августа, то есть всего месяц! Мы советовались с архитекторами, нельзя ли установить стационарный переход. Для этого придётся поднять уровень острова, чтобы он был незатопляемым. Забегая вперёд, скажу, что существует федеральная программа очистки русел рек. Если в неё попасть, можно произвести выемку песчано-гравийной смеси из протоков Томи и складировать её на остров. Всё это требует длительных согласований с министерством природных ресурсов РФ, поскольку пока у нас по документам и острова-то никакого нет, есть водная поверхность. Но собственными силами мы не углубим дно реки. Я очень осторожно об этом говорю, пока это только размышления – что делать с островом? Но мы готовы работать в этом направлении и сделать эту зону привлекательной для развития досуговой деятельности, для отдыха кемеровчан. Считаю, за 2-3 года можно составить проект. Есть также архитектурное предложение после того, как углубим протоку, сделать нижнюю набережную выше, чтобы под мостом пропускать плавающие средства.

– Неоднократно обсуждалась и возможность использования опор старого коммунального моста в качестве рекреационной площадки. Такие перспективы реальны?
– На мой взгляд, лучше старый мост снести. Сегодня он не очень привлекателен, и с каждым годом его состояние будет всё хуже. Чтобы пустить туда предпринимателей, нужно быть уверенным в его безопасности, ведь там не проводилась экспертиза много лет, а время наносит конструкциям вред. Чтобы сделать экспертизу, нужно затратить 30-35 млн рублей – для бюджета это слишком дорого, а предприниматели на эти расходы не пойдут.
 
– Давайте вернёмся к теме городского бюджета. Существующий у Кемерова бюджетный долг – насколько, по Вашим оценкам, это серьёзная проблема? Планируете ли погасить его и ликвидировать бюджетный дефицит? Если да, то за счёт чего и в какие сроки?
– «Золотая мечта» любого руководителя города – не иметь долгов, а иметь достаточно ресурсов, чтобы развивать город по запросам граждан. Все мы хотим жить без долгов, но пока развиваться без кредитов Кемерово не может. Ситуация напряженная, мы действительно ограничены в финансовых ресурсах, но она рабочая – с обслуживанием своих долгов мы справляемся. Да, пока мы можем только обслуживать кредиты. Но все средства, взятые в долг, использовались на полезные и нужные цели, необходимые кемеровчанам. Наша задача – постепенно погашать свою долговую нагрузку и развивать свой экономический потенциал.
 
– Планов и задач по благоустройству у города ещё много – значит ли это, что долговая нагрузка и дальше будет увеличиваться?
– Я не исключаю небольшого увеличения, поскольку в этом году были приняты решения по реконструкции дворовых территорий, по ремонту дорог. Все эти работы надо авансировать, оплачивать, но они нужны горожанам. К тому же мы берём кредиты не хаотично и беспорядочно, а хорошо понимая, какой уровень долговой нагрузки можем обслужить. Ещё мы работаем над оптимизацией задолженности. Так, недавно объявили конкурс на привлечение кредитных ресурсов в размере 900 млн рублей. Цель – перекредитование, так как сегодня процентная ставка по кредиту ниже, чем раньше. За счёт этого мы только до конца года сэкономим 14,5 млн рублей. Для сравнения, это стоимость строительства сквера на улице Двужильного. Из этих 900 млн рублей 600 млн мы направим на погашение ранее взятых кредитов, а 300 млн – на оплату части работ по ремонту дворовых территорий и дорог. На сегодняшний день кредитный портфель города в банках 1,39 млрд рублей. При этом есть ещё долги за выполненные работы, за услуги транспорта, по теплу и по воде. В общей сложности долговая нагрузка порядка 5 млрд рублей.
 
– Должен ли Кемерово сохранять статус крупного промышленного центра? Сохраняются ли предпосылки для этого?
– Да, именно это я имел в виду, говоря о развитии экономического потенциала города.
Сегодня мы очень серьёзно занимаемся проработкой стратегического плана. Мы встречались с руководителями основных промышленных предприятий города и договорились о том, что город готов содействовать, создавать необходимый микроклимат для того, чтобы наши промышленные предприятия развивали своё производство.
Так, на КАО «Азот» в 2016-2018 годах будет внедрена программа по развитию производства минеральных удобрений, востребованных сегодня не только на внутреннем, но и внешних рынках. В программу модернизации будет вложено 17 млрд рублей. ООО «Химпром» запустит производство гипохлорита кальция в объёме 5 тыс. тонн в год – это тоже экспортная позиция, объём вложений в производство составит 364 млн рублей.
Реконструкцию-модернизацию своего производства стоимостью более 5 млрд рублей ведёт «Кемеровский механический завод». Есть и другие крупные инвестиционные проекты – например, реконструкция аэропорта «Алексей Леонов» стоимостью 3 млрд рублей новым собственником. Кроме того, мы провели переговоры с собственниками земельный участков, у которых есть проекты по развитию инфраструктуры города, и попытались устранить проблемы, стоящие перед ними. В результате «Водный мир» приступил наконец к строительству аквапарка, также мы привлекли инвестора на строительство закрытого спорткомплекса в Рудничном районе – там будут площадки для волейбола, баскетбола, теннисный корт, мини-футбол, фитнес-зал, зал для силовых тренировок. Объём инвестиций – 280 млн рублей. Сейчас мы ведём переговоры с московской компанией по строительству склада переработки, упаковки и хранения сельхозпродукции, ведём переговоры с представителями «Ашана».

– А какие перспективы Вы видите в городе для развития малого бизнеса?
– Считаю, что перспективы у малого бизнеса не столько в торговле, сколько в создании небольших производств. Мы приступили к анализу ввозимой в город продукции, которую вполне могут производить наши малые предприятия. Например – детские городки, которые ежегодно покупаем в Красноярске или в Санкт-Петербурге, малые архитектурные формы, вазоны – много таких направлений!
 
– Совет по поддержке и развитию предпринимательства при главе Кемерова продолжит свою работу? Ваш предшественник Валерий Ермаков его возглавил. Намерены ли Вы также занять этот пост?
– Моя позиция – совет должен возглавлять предприниматель, человек из этой среды. Видимо, состав совета будет переформатирован. Но считаю правильным заниматься этим уже в сентябре, после выборов.
 
– Разделяете ли Вы мнение, что Кемерово «захиреет», если через него перестанет проходить федеральная автотрасса с постройкой обхода и нового моста через Томь?
– Нет. Главное, что мы получим в результате – это улучшение экологии и снижение нагрузки на наши автодороги, по которым сейчас проходит транзитный транспорт. Мы сразу с облегчением увидим, что обслуживать дороги стало легче, а ремонт им нужен с меньшей периодичностью. А привлекать мы будем другими способами, путём создания комфортной и благоустроенной среды. К тому же у нас появится новый аэропортовый узел. С развитием авиационного сообщения инвестиционная привлекательность города повысится.
 
– Статус областного центра накладывает на главу города повышенную ответственность. Следует ли её каким-то образом разделять с областными властями?
– Мы действительно несём дополнительные расходы из бюджета, чтобы соответствовать статусу столицы Кемеровской области. Полномочия чётко распределены и не должны подменяться. Я не привык перекладывать свою ответственность на других, куда-то сбрасывать её. Со своими задачами мы должны справляться сами.
 
– Чем бы Вы хотели запомниться в истории Кемерова в качестве мэра? Может быть, каким-нибудь крупным проектом?
– Я хочу быть просто кемеровчанином, одним из жителей города. Хочу, чтобы так меня и воспринимали горожане. Как и все кемеровчане, хочу гордиться своим городом. Кемерово – наш общий дом, в нём должно быть уютно, комфортно. И я готов приложить к этому максимум усилий, знаний, накопленного опыта. У нас впереди очень много проектов! Кемеровчане очень амбициозны в хорошем смысле этого слова, хотят видеть постоянное обновление, модернизацию. Моя задача – всё это воплотить в жизнь, аккумулировав необходимые для этого ресурсы.
 
– Для 40 лет у Вас очень серьёзная карьера. Не было желания реализовать свои организаторские способности и накопленные связи в бизнесе?
– Я многократно над этим размышлял и склоняюсь к тому, что мне нравится работать для людей, приносить пользу городу, в котором я родился, где у меня живёт семья, где учатся мои дети. И потом, в 40 лет бывают разные карьеры, и гораздо круче. Я не сравниваю, просто делаю работу, которую умею делать и которую люблю.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко