-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 29.03.2016

На нефти, стройке и печеньках

Современная экономика Кузбасса, несмотря на сохранение в основных чертах исторически сложившейся структуры, уже сильно отличается от той, что была 25 и даже 15 лет тому назад. Причина изменений лежит в неравномерном развитии различных отраслей, которую ещё иногда называют структурной перестройкой. Чаще всего же этот процесс выглядит как быстрое развитие одних, и стабильное, но медленное других, в сочетании с абсолютным сокращением третьих. И на этом фоне, конечно, выделяются отрасли, которые «тянут» вперед общее экономическое развитие, выступают лидерами роста.
 
Расклады и причины

Если говорить о промышленности Кемеровской области, а именно она продолжает быть основным вкладчиком в валовой региональный продукт, главным экспортером и работодателем, то её структура за последние 25 лет претерпела не такие уж сильные изменения. Сохранилось лидирующее положение главной отрасли Кузбасса, угольной, остались среди ведущих отраслей металлургия и энергетика. Но произошли и определённые сдвиги, традиционный «третий кит» промышленности региона, химия, сдал свои позиции, и уже давно не является базовой отраслью ни для региона, ни даже для Кемерова. О причинах и процессах, которые привели к такому результату, нам уже приходилось рассказывать (см. «Изменение кузбасского экономического ландшафта», «Авант-ПАРТНЕР-Рейтинг», март 2012 года). Главной причиной была, безусловно, слабость многих кузбасских промышленных активов. А силу, необходимую для нормальной работы в любых экономический условиях, будь-то свободный рынок или плановая система, они утратили просто из-за элементарного старения.

Так, крупнейшие химические производства Кемерова, такие как анилинокрасочный завод (АКЗ), ПО «Токем» и завод «Химволокно» использовали глубоко устаревшие технологии, высокозатратные и малопроизводительные. А в случае с АКЗ эти технологии были ещё и вредными для человека и окружающей среды. В таком же положении был Беловский цинковый завод, к моменту своего закрытия проработавший более 70 лет. В результате, АКЗ и «Химволокно» не только обанкротились, но и были полностью закрыты как безнадежно устаревшие и убыточные производства. «Токем», как и некоторые другие старые производства (к примеру, кемеровское ПО «Химпром»), еще продолжают работать. С это уже заметно другие предприятия – с небольшим числом занятых, с производствами меньшего объёма, и, по правде, с перспективами, которые никто не возьмется предугадывать. ООО «ПО «Химпром» в прошлом году во второй раз в своей современной истории ушел в процедуру банкротства.

В Кузбассе процесс закрытия подобных активов, по сути, несовместимых с требованиями современности, и по технологиям, и по условиям труда, и по экологии, к сожалению, ещё не завершился. И нам уже не раз приходилось писать про их проблемы, когда они и работать толком не могут, и закрыть их сложно по социальным и другим показателям. Один из примеров такого мучения – недавние банкротства машиностроительного завода им. Черных в Киселевске или «Центральной ТЭЦ» в Новокузнецке. И это истории предприятий, построенных уже 70-80 лет тому назад, в то время как темпы развития современной промышленности приводят к быстрому старению и потере конкурентоспособности производств, построенных всего 15-20 лет тому назад. В то время как в Кузбассе в последние годы перед рыночными реформами никаких крупных новых предприятий не строилось, кроме отдельных, в пищепроме и производстве строительных материалов. И практически вся индустрия региона оказалась в положении кандидата на выбывание. Впрочем, в дальнейшем своём развитии она прошла заметное обновление, что в совокупности с выбытием неконкурентоспособных активов привело к изменению её структуры.

Первой крупной попыткой изменить сложившуюся структуру экономики Кузбасса стала целевая региональная программа модернизации АПК, названная «Фата» по наименованию главного поставщика, итальянской фирмы, была принята почти 25 лет назад. Итоги ее реализации толком никогда не подводились, сегодня считается, что она принесла только вред, хотя все без исключения сделанной по итальянскому кредиту оборудование и машины в Кузбасс поступили. Новые линии по производству молочной продукции, макарон, муки, по розливу напитков, выпуску упаковки были установлены на многих кузбасских предприятиях и вполне успешно используются (хотя что-то было потом демонтировано и продано). Другое дело, что по вполне себе советской привычке, получив приобретенное в кредит оборудование, предприятия не хотели оплачивать, а взыскать долги за эти поставки власть толком не могла.

Затем последовала реструктуризация угольной отрасли, которую политические критики поспешили назвать ликвидацией в угоду зарубежным заказчикам. Однако, именно после этой структурной перестройки, начиная с 1997 года, добыча угля в Кузбассе стабилизировалась, а затем начала расти. В ходе реструктуризации слабые активы в ходе целенаправленной политической акции были выведены из отрасли, оставшиеся приватизированы, несмотря на активное сопротивление региональных властей. В результате, уже с конца 90-х гг. углепром Кузбасса уверенно пошёл в рост и остался не только главной отраслью региональной экономики, но и одним из лидером промышленного развития.

Ни одна другая отрасль российской экономики, к сожалению, такого обновления не прошла. Проблемы вместо их решения отодвигались в сторону, усугублялись, пока не приходилось заниматься ими в экстренном порядке. В итоге, закрытие слабых активов проходило уже как следствие обострения конкуренции на рынке, включая конкуренцию со стороны импорта. Нередко к этому фактору добавлялся передел собственности, но сам по себе он не мешал закрытию, ведь переделом, то есть, быстрой и не-экономической передачей активов от одного собственника другому, занимались, чтобы сменить собственника актива, а не ликвидировать его. Какими бы не были причины и особенности перемен собственников основных производств Кузбасса, в последние 15 лет большинство из них у этих собственников прошли модернизацию и обновление в том или ином виде. Это можно сказать и о металлургии региона, и об оставшейся химической промышленности, и о машиностроении. Однако, на лидирующие позиции, на положение дел в экономике это повлияло не так уж сильно.

Из лидерства в банкротство

Итак, к отраслям, которые за последние 10 лет показали самые высокие, и при этом относительно стабильные, темпы роста, по данным государственной статистики, следует отнести добычу угля, пищевую промышленность, производства кокса и нефтепродуктов (за счет последних, конечно, поскольку привязанный к металлургии выпуск кокса не растёт), транспортное машиностроение (в случае с Кузбассом, это более чем на 90% производство вагонов) и производство прочих неметаллических и минеральных продуктов (сюда относят производство цемента и других подобных строительных материалов, смесей и т. п.). Для структуры кузбасской индустрии образца 1990 года совершенно новыми выступают в этом списке только нефтепереработка и транспортное машиностроение.

В советскую эпоху вагоно- и паровозостроительный завод планировали построить в Новокузнецке в привязке к Кузнецкому металлургическому заводу, но так и не построили. Уже в новейшую эпоху неоднократно в Анжеро-Судженске и Кемерове пытались наладить автопроизводство, но безуспешно. Закончилась остановкой производства и банкротством попытка наладить сборку автобусов в Ленинск-Кузнецком районе компанией «Кузбасс Авто». И до недавнего времени транспортное машиностроение в регионе было представлено в первую очередь двумя вагоностроительными производствами — в Кемерове заводом «Кемеровохиммаш» (название сменилось с возвращением старой специализации, ранее предприятие так и именовалось «Кузбасская вагоностроительная компания», и продолжает оставаться филиалом вагоностроительного ОАО «Алтайвагон») и ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НКВЗ). Небольшую сборку трамваев белорусского производства вело ещё и прокопьевское ООО «КузбассБелАвто».

У нас уже было подробной обзор самой быстрой на тот момент отрасли кузбасской индустрии (см. «А-П-Рейтинг» за март 2012 года, «Вагоны тронулись»). Именно в этот период, в 2011-2013 гг. за счет быстро наращивания производства на НКВЗ отрасль показывала невероятный темпы роста, увеличившись по сравнению с уровнем 2005 года в 6 с лишним раз! (см. график). Вагоностроители строили большие планы дальнейшего развития. Как сообщал тогда гендиректор ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» Евгений Подъяпольский, на предприятии подготовили проект создания собственного литейного производства. Планировалось заключить на его строительство «под ключ» контракт с чешской компанией VUCHZ при надлежащем финансировании. Предполагаемый объём производства литья на новом производстве НКВЗ должен был составить более 37 тыс. тонн в год, чтобы обеспечить выпуск 7,5 тыс. вагонов в год. Для реализации проекта требовалось 2,5 млрд рублей. Однако кризис в угольной отрасли снизил доходность перевозки угля, вызвал дефицит средств у операторов, обслуживающих перевозку угля, что уже в 2014 году увело индекс производства в вагоностроении Кузбасса глубоко вниз. В прошлом году падение продолжилось, в том числе, и за счёт полной остановки НКВЗ в мае 2015 года. Сейчас это предприятие стоит, находясь в процедуре банкротства, наблюдении. Пример вагоностроения – это пример не только успешного возникновения и быстрого роста одной отрасли, новой для сложившейся промышленной структуры Кузбасса, но это также пример того, что обращение к новым направлениям деятельности не является прочной гарантией для инвесторов. Риски есть и в современных производствах и новых направлениях работы.

Судьба НКВЗ сегодня полностью в руках его кредиторов, среди которых, к счастью, есть и те, что рассчитывают возобновить на заводе производство, по ремонту вагонов и их утилизации. 11 марта зам руководителя департамента операционного лизинга московского ПАО «ТрансФин-М» (крупнейший кредитор НКВЗ) Евгений Ковалёв на заседании регионального клуба инвесторов Кузбасса в Юрге  представил план восстановления производства на заводе, который предусматривает использование площадки НКВЗ как для выпуска вагонов, так и для их ремонта и утилизации. По словам Евгения Ковалёва, «только по нашим предприятиям в этом году будут списаны 1,7 тыс. вагонов, их нужно утилизировать, ещё не менее 10 тыс. вагонов в этом году нужно будет ремонтировать, так что мы вполне сможем выступить основным заказчиком» (в собственности ПАО «ТрансФин-М» 56 тыс. вагонов). Кроме того, он указал на то, что в прошлом году в России было списано 100 тыс. вагонов, а построено только 27 тысяч. Это означает, что потребуется производить новые. Согласно планам «ТрансФин-М», новое предприятие в месяц будет производить 150 инновационных вагонов, утилизировать 200 и ремонтировать 100. По данным Евгения Ковалёва, завод занимает участок площадью в 21,5 га и 85 тыс. кв. метров производственных помещений. Ремонт, утилизация и производство вагонов займёт лишь 40% площадей НКВЗ, поэтому возникла идея создать на оставшихся площадях индустриальный парк. Для реализации предложенного плана имущество заводу будет передано в аренду якорному резиденту (управляющей компании), акции которого будут поделены между инвесторами (основными кредиторами НКВЗ). Это позволит создать на базе НКВЗ новое предприятие без долгов. В будущем якорный резидент сможет выкупать эти акции. По словам Евгения Ковалёва, проект уже получил поддержку администрации Новокузнецка.
 
На новом месте

Помимо вагоностроения к лидерам роста в сфере машиностроения можно было бы отнести и кузбасскую отрасль производства машин и оборудования. По итогам 2015 года индекс производства в ней по отношению к показателям 2005 года составил 129,5%, что немного выше среднего показателя по всей индустрии. Но в лидеры роста производству машин и оборудования сильно мешает нестабильность развития: в 2009 году, к примеру, указанный индекс составил всего 51%, потом немного вырос к 2013 году и снова рухнул в 2014 году до 68%. Кроме того, в этой отрасли не было построено ни одного нового для региона предприятия, ни по месту, ни по направлению деятельности. Отрасль, как была 25 лет назад, так и остаётся в первую очередь обслуживающим дополнением для углепрома.

Зато благодаря реализации крупных инвестиционных проектов, абсолютно новых для экономики Кузбасса на роль лидирующей отрасли выдвинулось «производство кокса и нефтепродуктов». В 2013 году она вышла на третье место по стоимости выпускаемой продукции после углепрома и металлургии и прочно закрепилась на этом месте. По итогам прошлого года эта отрасль отгрузила товарной продукции на 102,4 млрд рублей против 188,6 млрд, отгруженных металлургией (2-ое место) и 526,3 млрд рублей – угольной. До металлургии и тем более углепрома новой отрасли ещё далеко, а вот от занявшей четвертое место химии (51 млрд рублей по двум отраслям «химическое производство» и «выпуск резиновых и пластмассовых изделий») и пятое пищевой промышленности (47,5 млрд) отрыв уже более чем двукратный.

Такие позиции нефтепереработка заняла за счёт реализации двух крупных проектов по строительству нефтеперерабатывающих заводов в Анжеро-Судженске и около него кемеровского ООО «УК «Кем-Ойл» и новокузнецкого ЗАО «Нефтехимсервис». Первое строит сразу два предприятия – Анжерского НПЗ (ООО «Анжерская нефтегазовая компания») и НПЗ «Северный Кузбасс», но переработку ведет только первое, где смонтированы две установки первичной перегонки по 500 тыс. тонн каждая, и ожидался пуск третьей аналогичной мощности. Общая мощность двух предприятий по проекту должна составить 3 млн тонн нефти в год. «Нефтехимсервис» в июне 2013 года запустил первую очередь Яйского НПЗ мощностью сразу 3 млн тонн нефти в год, поэтому с этого года отрасль резко идет в рост двузначными темпами.
 
В прошлом году компания начала подготовку к строительству второй очереди Яйского НПЗ. В случае успешной реализации этого проекта нефтепереработка может выйти уже на второе место в промышленности Кузбасса. Правда, только по объёму выпуска товарной продукции, влияние на региональный рынок труда и на закупки продукции у смежников в Кузбассе у новой отрасли минимальны.

Рост промышленности по выпуску цемента и стройматериалов вполне себе понятен – она росла быстрее средних темпов вслед за ростом жилищного, коммерческого и промышленного строительства, вслед за дорожным строительством и возведением крупных инфраструктурных объектов. Причём, не только внутри региона, ведь поставки цемента с ООО «Топкинский цемент» идут не только на внутриобластной рынок, но и по всей Сибири, а также на Урал и в Казахстан. В то же время отрасль по праву должна быть отнесена к лидерам промышленного роста потому, что отметилась не только увеличением объемов, но и пусками новых производств, например, новой линии на Топкинском цементе, или модернизацией Кемеровского домостроительного комбината. Впрочем, в отрасли прошли и свои закрытия слабых активов, например, Кузнецкого цементного завода, нескольких старых кирпичных предприятий, заводов по производству железобетонных конструкций.

Похожим образом шло в последние 10 лет и развитие пищевой промышленности Кузбасса. Хотя следует отдать должное, она не только вышла в число лидеров (по объёму выпуска продукции практически сравнялась с химией), но и сделала это за счёт строительства новых производств и коренного обновления старых. Сегодня основу отрасли формируют уже новые построенные в современную эпоху, или полностью модернизированные, такие, как «Кузбасский пищекомбинат», Яшкинский пищекомбинат, Кемеровский мясокомбинат, предприятия ИП Волкова, Кемеровский молочный комбинат. Даже ликеро-водочные заводы полностью обновились, располагаясь в старых стенах. Впрочем, как и отрасль по выпуску стройматериалов пищевая промышленность пик своего роста прошла в 2012 году, потом пережила некоторый спад, и начала выходить из него в прошлом году (см. график).
 

Если посмотреть на структуру лидеров промышленного роста Кузбасса, то можно заметить, что от экспортной ориентации российской экономики выиграл углепром, более половины своей продукции отправляющий за рубеж, и заново выросшая нефтепереработка. Отрасль строительных материалов и пищепром, очевидно, выиграли и поднялись за счет потребительского бума, начавшегося в России как раз с середины 10-х гг. Однако, остальных получателей выгод от экспортного роста и потребительских бума в Кузбассе не сложилось – в регионе не появилось крупных производств мебели, одежды, обуви, потребительской электротехники и т. п., лесопереработки, работающей за рубеж (хотя тут попытки были).
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко