-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 15.12.2015

Елена Козлова: «Бессмысленно быть пессимистом, это не двигает вперёд»

Елена КОЗЛОВАГлядя на эту молодую, улыбчивую женщину, не верится, что за её плечами  огромный жизненный опыт. Кажется, она успела всё (не случайно для слушателей президентской программы она читает курс «Тайм менеджмента») – сделать карьеру в банке, возглавлять в течение нескольких лет одну из самых известных компаний в Кузбассе, поучаствовать в законотворческой деятельности Областного совета в качестве депутата и руководителя комитета по вопросам предпринимательства и инноваций. При этом у неё отличная семья и двое замечательных детей! О том, как закалить характер, всё успеть, многого добиться и не потерять оптимизма и веры в лучшее – «от первого лица» – Елены КОЗЛОВОЙ.

Мы все родом из детства

Я сейчас понимаю, что во многом мой характер и жизненные цели определились именно в детстве. Наша семья, как, наверное, многие тогда, да и сейчас, жила достаточно напряжённо в финансовом плане. Мама – медик, папа работал на заводе. Мои родители помимо основной работы всегда подрабатывали. Кроме этого мама ещё и вязала на всю семью, что значительно сказывалось на экономии семейного бюджета. По стандартным советским меркам мы жили неплохо – хорошая  квартира, машина, каждый год ездили отдыхать в Крым. Но в семье никогда не было «свободных денег». Минимум еды, минимум одежды. Жили очень экономно. Это не сильно меня напрягало, кроме одного обстоятельства – не хватало денег на покупку книг. Я была записана во все библиотеки, читала запоем, но мне так хотелось, чтобы они были моими, личными!  И ещё в детстве я решила, что должна зарабатывать столько, чтобы  всегда хватало на покупку любых книг. А для этого обязательно нужно хорошо учиться.

Я и училась. До 8-го класса – круглая отличница, «гордость школы». А после 8-го класса мама решила перевести меня в гимназию №1, в то время она считалась самой лучшей в городе, в физико-химико-математический специализированный класс. У нас в этом классе было 5 девочек и 18 мальчиков: мальчики были очень умные, а девочки…

Переход из одной школы в другую – это всегда стресс для ребёнка: новые друзья, учителя, но у меня на всё это наложились проблемы, которые часто случаются, когда ребенок из обычной школы переходит в «сильную». По математике и русскому проблем не было, а с физикой и химией сразу начались большие трудности. Я много занималась, но восполнить тот объём знаний, который должен был быть накоплен годами ранее за пару тройку месяцев просто невозможно. На всю жизнь запомнились – два тома Яворского-Пинского, и  три тома Ландсберга – с этими учебниками я просто спала. Это был удар по самолюбию, по вере в собственные силы. Очень хорошо помню тот момент, когда ночью, лёжа с учебником по физике (это было в начале декабря),  я понимаю, что за четверть «светит» трояк, а это немыслимо, просто невозможно, и что, наверное, надо возвращаться в свою школу. И тут  приходит в голову мысль: «Это же отступление, поражение – ни за что! Поражение – не моё!». Этот момент был переломным. И всё как-то устаканилось потом: я втянулась, даже начала понимать физику. Но становление – оно такое, простым не бывает.
И ещё из детства. Я поступала на экономический факультет университета. Письменный экзамен по математике написала минут за 40. Была очень уверена в своих знаниях. И тут результат – 4! Не помню уже всех подробностей, но я подала на апелляцию, и оценка была исправлена на 5. Это была победа и урок одновременно: если ты уверен, то нужно идти до конца. И когда тебе говорят «нет», не надо воспринимать это, как окончательное «нет».
 
И Бог помогает

На четвёртом курсе, в апреле, я родила дочку. Вопрос академа не стоял, ведь другие справлялись, значит, и я справлюсь! В это время мой девиз по жизни «я крутая ворона – долечу» стал работать постоянно. За месяц до этого маме сделали сложную операцию, она в больнице, у меня роды, сессия, – в общем, проблем много.

В подобной ситуации, наверное, именно Бог сильно поддерживает людей. Это была первая сессия, когда надо было сдавать все экзамены. До этого почти по всем предметам стояли «автоматы». Я всегда хорошо училась, а тут столько пропусков. Как раз в этот семестр у нас был предмет «экономико-математическое моделирование». Предмет сам по себе довольно сложный. Даже из тех, кто ходил на занятия, многие его не освоили. Да ещё и преподаватель из политеха, то есть на лояльное отношение сложно было рассчитывать. Мне было страшно его сдавать. И вот – экзамен, времени до кормления дочки в обрез, я прибежала, вошла первой и вытянула билет №13. Оказалось, что этот преподаватель всем, кто вытаскивал 13-й билет, без ответа ставил пятёрку. И эту сессию, самую сложную, я закрыла на отлично.

Когда надо сконцентрироваться, всего много, и всё надо успеть – нужно просто идти к своей цели, не отворачивая. Тогда и Бог помогает.
 
Мои настоящие «университеты»

Полгода после окончания вуза я проработала во Всесоюзном центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и очень благодарна моему первому руководителю Елене Алексеевне Морозовой. Я тогда, наверное, впервые встретилась с человеком, который восхищал меня своей врождённой интеллигентностью. Но денег платили немного, и я начала активно искать более высокооплачиваемую работу.

Случайно встретила на улице брата моего одноклассника, к этому времени он стал директором филиала крупного регионального банка. После собеседования он пригласил меня в банк на должность экономиста. Это был драйв: новый коллектив, возможность проявить свои коммуникативные навыки в общении с клиентами банка, узнать что-то новое. За день я успевала открыть 45 депозитных счетов. Это очень много, ведь всё оформлялось от руки. Компьютеров не было, мы заполняли обыкновенные бумажные карточки. Проценты считали вручную!

Филиал с течением  времени  разрастался, открыли отдел анализа и планирования, а меня назначили руководителем. Отдел новый, никто не помогал, работа была по принципу: раз взялась, то сделай. Через три месяца я добилась того, чтобы взяли хотя бы программиста. Вместе с ним разработали программу анализа активов и пассивов. И если раньше,  например, на это дело тратился целый день, то с помощью нашей программы рассчитать всё можно было одним нажатием кнопки.

Я проработала начальником отдела анализа два года, и мне стало скучно, в рамках филиала, расти дальше было некуда. Надо сказать, что на тот момент началась предпринимательская волна, и появилось сильное желание попасть в число предпринимателей, а главная цель – создать свой бизнес, но я не знала с чего начинать, поэтому решила просто искать работу в коммерческом секторе.

И опять случайная встреча. Правда, в этом раз не моя, а моего папы со своим троюродным племянником  Владимиром Фоминым. В разговоре он упоминает о том, что я ищу работу. Оказалось, что Владимир  в это время искал в свою команду финансиста. Мы договорились о встрече, поговорили, и он взял меня на работу и … в партнёры.
 
«Я крутая ворона – долечу»

Моя тактика: сначала бросаемся в воду, а потом придумываем, как выплывать. Меня назначили  руководителем финансовой службы Ассоциации КОРФ. Видов деятельности на тот момент было много: торговали компьютерами, продуктами питания, было радио, наружная реклама, общественное питание. И всё это активно развивалось. Бухгалтерский и управленческий учёт необходимо было совершенствовать каждый день, ведь это основа для принятия правильных управленческих решений. В финансовой службе работали бухгалтеры с большим практическим опытом, а я даже план счетов коммерческого предприятия не помнила толком.

И вот эти тетеньки, которые сидели, считали на счётах (даже калькулятор смотрелся тогда прогрессивно) начали меня выживать: ставили в неловкие положения, наушничали на меня руководителям и партнёрам, какая я бестолковая и непрофессиональная. На самом деле мои знания действительно оставляли желать лучшего, и возможностей на меня стучать было много. Я активно училась, но каждый вечер думала о том, что нужно уходить, что меня уже всё достало... И так прошли полгода.

Надо сказать, что у Владимира была хорошая интуиция, он почувствовал, что уже «край-край». И предложил мне поехать на обучение в МГУ на курсы аудиторов. Когда я туда попала, то подумала: «Как можно было на это решиться?». Шестьдесят человек со всей страны, все корифейки – стаж работы не меньше 10 лет на этой должности, а что у меня? Преподаватели – люди, по учебникам которых я училась в университете. Они общались с аудиторией, рассматривали нюансы профессии, о существовании которых я даже не догадывалась. Мало того, что я попала в место не по росту, я просто «попала» – за всё это заплачены были большие деньги, и я не могу не оправдать доверие партнёров. Учёба была круглосуточной. С благодарностью вспоминаю одну женщину, с которой я там познакомилась и подружилась, она была старше меня почти на 30 лет, но именно она помогла мне в человеческом и в профессиональном плане. Через два месяца я сдала государственный экзамен на аудитора. Для меня это было сродни подвигу.

В Москве я приобрела программу БЭСТ (в то время новый и прогрессивный инструмент для автоматизации учёта) и по приезду в Кемерово начала внедрять её в нашу бухгалтерию. Это было самое лучшее время! Я выросла профессионально, сплотила команду, сделала очень нужную работу для компании.

Смена ориентиров

Всего в КОРФе я проработала 18 лет, последние несколько – на посту  вице-президента «Подорожника», около трёх лет по совместительству была ещё и генеральным директором. «Подорожник» появился самым последним из всех проектов Ассоциации КОРФ. Так получилось, что Фомины и я стали в большей степени заниматься именно им.

Опыт, конечно, колоссальный, но и нагрузка была очень высокой. Ведь к тому моменту у меня уже было двое детей.  В декрет я практически не уходила, через 3 месяца после рождения сына уже вышла на работу. В какой-то момент я поняла, что  выгораю, что наступил «день сурка». Хорошо помню: сижу в кабинете, на часах 11 вечера, передо мной кипа бумаг, дико болит спина, всё разладилось в организме, нет никаких сил продолжать работать, нет драйва. В голове вопрос: «Какой в этом смысл?». Я чувствую себя разбитой и несчастной.  Для чего я сама себе устроила мышиные бега: переезд из однокомнатной квартиры в трёхкомнатную, из трёхкомнатной в полнометражку? Оказалось, мне не так много надо в материальном плане. На сегодняшний день у меня денег больше, чем я успеваю потратить. Зачем переживать, пробивать себе путь к вершинам карьерной лестницы, переступать через себя в некоторых жизненных моментах, геройствовать? И только тогда ко мне пришло осознание того, что слишком дорого плачу за достижение цели, которую поставила себе в далёком детстве. Я уже давно могу купить себе любые книги, уже завалила игрушками и подарками своих детей. Так случилась переоценка жизненных ценностей и ориентиров, и я решила менять свою жизнь.

И тут опять случай – меня порекомендовали в кураторы проекта Единой России «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны». Я съездила в Москву на встречу с Владиславом Юрьевичем Сурковым, куратором проекта, прошла отбор и два года занималась им на общественных началах. Проект дал мне толчок для личного развития. Я поняла важность участия в общественной жизни области. В то время мы плотно работали с обладминистрацией, рекомендовали на различные должности резервистов. Не могу сказать, что это был прямо какой-то лифт, наверное, нет, но, тем не менее, этот проект дал возможность объединить активных людей, прошедших отбор по чётко заданным критериям, и со многими мы до сих пор общаемся! Мне было безумно интересно. И сами резервисты, и общение с тем же Геннадием Тимофеевичем Дюдяевым, Евгением Михайловичем Барановым. Было внимание и доверие с их стороны, вплоть до того, что – «в любое время дня и ночи – звони». Опять же чувствовалась значимость проекта и нашего вклада в него. Жаль, что в партии поменялись ориентиры, и развитие проекта было приостановлено.
Наверное, эта насыщенная  знакомствами жизнь с необычными, порой уникальными  людьми привела меня к депутатскому креслу. Хотелось внести свой вклад, свой опыт в развитие не только одного отдельно взятого предприятия, хотелось жить интересами страны и региона. Хотя, депутатом я стала почти случайно. Формировались списки в депутатский корпус. Я к этому отношения не имела, и, попав в резерв, не придала большого значения. Просто была на «скамейке запасных» под номером 7. Но произошло много «передвижек» в депутатском корпусе, и очередь дошла до меня. Это стало полной неожиданностью. Одно дело скамейка запасных, другое – собственно депутатство. Когда мне сообщили об этом, была возможность отказаться. Но на тот момент у меня таких мыслей не было. На мой взгляд, в облсовете было больше возможностей для реализации своих идей по развитию предпринимательства, где мог пригодиться мой опыт. Замечу, что известие о депутатстве в компании восприняли негативно. На тот период нам удалось договориться с партнёрами, что это не должно мешать основной работе. Но не прошло и двух месяцев, как мне поступает предложение возглавить комитет по предпринимательству.

Если жизнь что-то даёт, не стоит отказываться. Когда я не могу найти логику событий, я считаю, что это судьба. Не нужно искать изощрённых смыслов, ведь можно придумать всё что угодно, но это, наверняка будет далеко от истины.

Было трудно принять это решение, потому что положительный ответ означал разрыв с «Подорожником», Фомин  поставил вопрос ребром – «уходя – уходи». Обиды  были со всех сторон. Это был непростой шаг, шаг в неизвестность. Я понимала, что будет финансово трудно, так как ухожу на зарплату намного меньшую, чем зарплата вице-президента компании «Подорожник». И первые полгода было настолько некомфортно, что я стала сомневаться в своём решении. Ведь есть определённые финансовые привычки. Но, когда понимаешь, что может не хватить денег за всё заплатить, вдруг начинаешь резко меньше нуждаться. Сначала это ранит болезненно, потом оказывается, что ничего страшного не происходит, и на самом деле многие траты в прошлом были бесполезными. Когда понимаешь свои ограничения, то начинаешь ощущать возможности. Внутренняя перестройка происходит, прежде всего, в голове.

Но самое сложное было ответить на вопрос: «А что ты вообще сможешь сделать на новом месте?», при этом, понять язык политики, который отличается от языка бизнеса. Мне кажется, что одним из достижений первого полугода стало как раз приобретённое умение «видеть» эти отличия.

Один в поле не воин

На региональном уровне сделать что-то очень сложно. Региону дано недостаточно полномочий. Когда на федеральном уровне уже пошёл тренд в какую-либо сторону, тогда ещё можно что-то сделать и на уровне региона. Если со стороны центра нет какого-то посыла (обсуждения или ещё чего-то), то практически нереально с регионального уровня что-то изменить. Инициатив было много, но их не принимали, либо просто отвергали, либо писали, что «проведите исследование по всей России…».
 
После нескольких таких ответов начинаешь понимать,  что надо как-то «всем миром» кооперироваться. «Один в поле не воин» – это главный вывод, который я для себя сделала.

Сегодня, может, это и правильное решение – немного отойти в сторону, в другом качестве вернуться в предпринимательство, посмотреть, в какой форме сейчас можно что-то менять...

Мне кажется, что Россия пережила очень страшный век – войны, революции, сталинский режим, развал Советского Союза... Кто первый погибает? Погибают принципиальные и смелые. А часть смелых и умных ещё и уехали из страны. Получается, что за прошлое столетие такое качество как смелость в общественной жизни и упорство в достижении общественно значимых вещей, в нашем генотипе осталось в очень маленьком количестве. У нас даже на самых безобидных мероприятиях говорят один-два человека, все остальные молчат. Я никого не осуждаю, но считаю, что если бы в зале, где сидят почти сотня людей, говорили не один-два, а десятки, всё было бы иначе. Мы можем, конечно, осуждать власть, можем её поддерживать, не поддерживать. Но где действия? Я не про какие-то революционные выступления, я о том, что нужно говорить, договариваться, вырабатывать какую-то позицию. Если ты чего-то хочешь, то делай. Чтобы найти себе единомышленников, нужно говорить публично, высказывать своё мнение. Власть делает так, как она считает нужным. Нужно реагировать на действия властей, как общество. А если все будут сидеть и боятся по одиночке, так всё и останется на прежнем уровне. 

Я верю в общественные объединения и организации. Когда есть команда единомышленников – критическая масса людей, которые не просто разделяют идею, сидя на диване, но и готовы действовать, тогда и будет развиваться активная общественная жизнь. Это в любом обществе и в любые времена непросто. Вся наша беда – у нас мало смелых. Чувство самосохранения лидирует. Если человек себя ощущает одиноко наедине с властью, то, наверное, трудно быть смелым. 

Я сторонница малых дел. Да, что-то не получается сразу, но мы идём к накапливанию критической массы.

Вот, например, у нас в городе за последние два года произошли колоссальные изменения – прямо количественный и качественный скачок различных культурных событий, причём, инициированных «снизу». Ведь вообще ничего не было, а сейчас – все эти творческие объединения, различные мероприятия, которые делают городскую жизнь. Вот же – поменялось! Набралась критическая масса людей, которым это интересно, и они не просто об этом говорят, но ещё и делают. И так во всём. 
 
Оптимизм – это  нормально

Мне кажется, что слухи о смерти предпринимательства сильно преувеличены. Оно никогда не умрёт. Нет ни одной  страны в мире, где нет бизнеса. Всегда есть предприимчивые люди, готовые рискнуть. Другое дело, в какой форме, и какой уровень этого предпринимательства. Это уже зависит от государственных институтов.

Мне, конечно, не нравится отношение к предпринимательству сейчас в нашей стране, но я – оптимистка.

Оптимизм – это  нормально. Бессмысленно быть пессимистом, это чувство не двигает вперед. И детей я учу   смотреть с надеждой в будущее, никогда не опускать руки и верить в себя!
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко