-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 29.05.2015

Угольщики не хотят или машиностроители не могут?

Владимир Добрыдин, генеральный директор «Объединенные машиностроительные технологии» Юрий Люкин, генеральный директор ООО «Сиб-Дамель» (сервисное предприятие ОАО «СУЭК») Владимир Скулов, коммерческий директор ОАО «Южный Кузбасс»
Владимир Добрыдин:
«К сожалению, российские угольные компании ещё не настолько повернулись к отечественному производителю, как нам хотелось бы»
Юрий Люкин:
«Угледобывающие предприятия заказы на поставку ГШО стали переориентировать на отечественных производителей»
Владимир Скулов:
«К сожалению, производительность оборудования отечественного и зарубежного производства не всегда сопоставима»
 
Угольные компании сегодня значительно сократили закупки не только импортного, но и отечественного горно-шахтного оборудования. К этому их вынуждает сложная обстановка на рынке угля – продолжающееся падение спроса и цен. Однако это не мешает властям провозглашать необходимость импортозамещения в этой сфере. В сложившейся ситуации власти видят шанс для подъёма отечественного машиностроения.
 
Общее падение

По данным Кемеровской таможни, за январь-апрель 2015 года в Кузбасс было импортировано машин, оборудования и транспортных средств общей стоимостью 48,688 млн долларов. Удельный вес этой продукции во всем импорте за отчётный период составил 72,3% (данные приведены без учёта  импорта товаров из Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Армения). При этом из стран дальнего зарубежья было ввезено машин, оборудования и транспортных средств стоимостью 47,303 млн долларов (97,2%), а из стран СНГ – 1,385 млн долларов (2,8%). За аналогичный период прошлого года стоимость импортированных машин, оборудования и транспортных средств составила почти 52 млн долларов. Удельный вес продукции во всем импорте был 61,6%. Из стран дальнего зарубежья было ввезено техники стоимостью 48,6 млн долларов (93,5%), из стран СНГ – 3,362 млн долларов (6,5%).
 

По итогам всего 2014 года показатели импорта  машин, оборудования и транспортных средств составили, соответственно, 165,358 млн долларов и 61,6%. При этом из стран дальнего зарубежья было ввезено 93.8% продукции. Из стран СНГ – 6,2%.

В 2013 году стоимость ввезенной техники была значительно выше, чем в 2014 году, а доля в общем импорте примерно осталась прежней. Импорт машин, оборудования и транспортных средств в позапрошлом году составил 211,872 млн долларов с долей в 61%. При этом из стран дальнего зарубежья ввезено на сумму 162,880 млн долларов или 76,9%. Из стран СНГ, соответственно, – почти 49 млн долларов и 23,1%.
 

По данным Кемеровостата, индекс промышленного производства в Кемеровской области по виду деятельности   «производство машин и оборудования» в первом квартале 2015 года составил 88% к аналогичному периоду прошлого года. При этом мартовский показатель равен 112,5%. Индекс промышленного производства по виду деятельности «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» – 87,9% и 97,2% соответственно. По виду деятельности «производство транспортных средств и оборудования» – 39,2% и 62,4%.

Таким образом, наблюдается не только сокращение импортных закупок, но падение собственного производства кузбасских машиностроителей. И вот на этом фоне власти пытаются переориентировать угольщиков  на отечественное оборудование и машины.
 
Угольщиков склоняют к отечественному

Напомним, что в феврале этого года на Юргинском машиностроительном  заводе при патронаже администрации Кемеровской области состоялось совещание руководителей машиностроительных предприятий и угольных компаний по продвижению горно-шахтной продукции кузбасских предприятий на внутренний рынок. Первый заместитель губернатора Кемеровской области Максим Макин неоднократно в ходе совещания утверждал, что рано или поздно, но импорт горно-шахтного оборудования (ГШО) в Россию прекратится. В этих условиях угольщикам уже сейчас необходимо начинать переориентироваться на отечественного производителя. Иначе они рискуют оказаться в сложном положении.

Занимающий в то время пост заместителя губернатора по промышленности, торговле и предпринимательству Александр Мирошник отметил, что в 2014 году производство в машиностроении региона упало на 20%, до 36,1 млрд с 45 млрд рублей в 2013 году и с 55,8 млрд в 2012 году. Снизились также занятость – с 34,2 тыс. человек в 2012 году до 23,8 тысяч в прошлом, и налоговые платежи машиностроителей в региональный бюджет – с 1,4 млрд рублей в 2012 году до 0,9 млрд в 2014. В то же время добыча угля в регионе продолжает расти (с 200 млн тонн в 2012 году до 210 млн в прошлом, план – 212 млн на нынешний год), и основную часть оборудования угольщики предпочитают закупать за рубежом. Его годовое потребление в Кузбассе зам губернатора оценил в 90 млрд рублей, из которых лишь от 7 до 9 млрд обеспечивают поставки отечественной продукции. Самая высокая доля ГШО зарубежных производителей, имеющихся на угольных шахтах Кузбасса, оказалась в нише добычных угольных комбайнов (87% против 13% у российских) и механизированных крепей (53 против 47), проходческих комбайнов, используемых кузбасскими угольщиками, набралось уже 59%, забойных конвейеров – 80%. Между тем, производственные фонды кузбасского машиностроения загружены всего на 60%. Их полная загрузка позволила бы увеличить занятость в отрасли на 5 тысяч человек и поднять доходы бюджета региона до 3,5 млрд рублей.

Сами угольщики выступили с конкретными предложениями. Например, заявили, что нужны «консигнационный склад завода (Юрмаша) в центре региона, постоянные связи с заводом, а заводу нужно ориентироваться на точное техническое задание от заказчика, а не на общие пожелания». Генеральный директор «Объединенные машиностроительные технологии» (ОМТ) Владимир Добрыдин предложил создать «национальную горно-машиностроительную компанию».

По результатам совещания решили создать рабочую группу для разработки сводного заказа на производство ГШО в Кузбассе, подготовить предложение госбанкам создать лизинговую компанию для поставок отечественного ГШО и обратиться за поддержкой кузбасского машиностроения из федерального бюджета.

Как отмечается в официальном сообщении Ассоциации машиностроителей Кузбасса, уже 27 марта 2015 года в Институте угля СО РАН состоялось заседание межведомственной рабочей группы для разработки концепции сводного территориального заказа на производство горнодобывающего оборудования заводами Кузбасса. Вела заседание  новый заместитель губернатора по промышленности, торговле и предпринимательству Екатерина Кутылкина. Участие в нём приняли руководители и заместители руководителей департамента промышленности, департамента угольной промышленности и энергетики, департамента экономического развития обладминистрации, угледобывающих и машиностроительных предприятий Кемеровской области, Ассоциации машиностроителей Кузбасса, Института угля СО РАН, Комитета по вопросам промышленной политики совета народных депутатов Кемеровской области, Сибирского управления Ростехнадзора по государственному горному надзору, Кузбасского союза работодателей. В результате разговора, были обозначены перспективы развития сотрудничества на принципах государственно-частного партнёрства по формированию сводного территориального заказа на производство горнодобывающего оборудования машиностроителями Кузбасса. Но когда такой заказ будет реально сформирован, неясно.

«Вечная» проблема

Если оглянуться назад, можно увидеть, что подобные совещания проводились администрацией Кемеровской области не один раз и много лет подряд. На данную тему многократно писал и «А-П». Проблема импортозамещения в производстве ГШО обсуждалась с не меньшим жаром, чем сейчас, но, как говорится, воз и ныне там. Надежды на то, что сегодняшняя экономическая и политическая ситуация кардинально изменит это положение, также могут не оправдаться, но они есть.

Как рассказал «А-П» специалист одной из угольных компаний, сейчас большинство добывающих предприятий сократили свои инвестиционные программы. Угольщики покупают только остро необходимое оборудование, в целом же пытаются «пересидеть» период трудностей и дождаться лучших времен, чтобы начать тратить деньги на модернизацию. Основная статья расходов угольщиков сегодня – это ремонт уже приобретенного оборудования. В большинстве это импортная техника, запчасти для которой приобретаются у производителя за доллары, так как использование более дешёвого контрафакта, изготовленного, в том числе на отечественных заводах, чревато нежелательными последствиями. Если предприятию срочно необходим, например проходческий комбайн, в целях экономии средств его могут купить у китайских производителей. Некоторые эксперты отмечают перекос рынка именно в сторону КНР, а не в сторону отечественных заводов. Основная причина – соотношение цены и качества.

С таким подходом не согласны многие машиностроители, считая его ничем иным, как модой. Они считают, что в Кузбассе уже есть предприятия, которые не просто не уступают по качеству продукции западным конкурентам, но даже превосходят их по некоторым позициям.   Одной из таких компаний являются «Объединенные машиностроительные технологии», которые в свое время разработали и изготовили впервые за 20 лет принципиально новый очистной комбайн К800/3300, представленный председателю правительства Владимиру Путину. Сейчас этот комбайн стабильно добывает 2 млн тонн угля в год в условиях Ростовского бассейна. В сентябре прошлого года на базе машиностроительного завода в Киселевске ОМТ запустило стенд  для испытаний силовой гидравлики горно-шахтного оборудования. Запуск первого стенда позволил компании уже сегодня открыть новое направление в своей работе, связанное с ремонтом силовой гидравлики. В этом году пока наиболее успешный проект компании – изготовление и поставка в рекордно короткие сроки конвейеров на одну из шахт Кузбасса.

«В прошлом году все угольные предприятия чего-то ждали, – говорит генеральный директор «Объединенные машиностроительные технологии» Владимир Добрыдин. – В результате изменений конъюнктуры, цен на уголь инвестиционные программы угольных компаний были заморожены и порезаны. В конце прошлого года произошли незначительные изменения конъюнктуры и рост курса доллара, рублёвая выручка предприятий выросла, и они стали задумываться хотя бы о ремонте и модернизации существующего оборудования. К сожалению, российские угольные компании ещё не настолько повернулись к отечественному производителю, как нам хотелось бы. Рассматриваются все предложения на том же уровне, что и прежде, на тех же конкурентных условиях, как отечественные производители, так и иностранные. Единственное, что в связи с ростом курса доллара импортная продукция стала дороже. Поэтому произошёл сдвиг небольшой, на российских производителей стали больше обращать внимание, а не отметать сразу, как это случалось раньше. Но, сейчас рубль укрепляется, и мы отмечаем обратные тенденции – угольщики возвращаются на прежние позиции, когда отечественный производитель изначально ставится в более невыгодное положение». Также есть мнение, что потребители ГШО (шахты и угольные предприятия) стали больше уделять внимания отечественным производителям.

«Причины этому мировая  политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в конце 2014 года – в начале 2015 года, – говорит генеральный директор ООО «Сиб-Дамель» (сервисное предприятие ОАО «СУЭК») Юрий Люкин, – а именно, курса валют евро и доллара, также дестабилизация политической, а в последствии экономической обстановки на Украине. В связи с этим угледобывающие предприятия заказы на поставку ГШО стали переориентировать на отечественных производителей. Для нас это возможность освоения новых секторов рынка горно-шахтного оборудования».

Итоги производственной деятельности «Сиб-Дамель» начала этого года  руководство оценивает, как положительные. Выручка компании за 1 квартал 2015 года на 57 млн рублей больше аналогичного показателя 2014 года. При этом стоит отметить, что снизился оборот по торговой деятельности. Рост объёмов реализации был достигнут за счёт увеличения выпуска товарной продукции собственного производства (шахтные крепежные материалы, конвейерные ставы и ролики). Наиболее успешное направление производства, по словам Юрия Люкина, – изготовление ленточных конвейеров под брендом «Сиб-Дамель». На первом этапе в кооперации с партнерами, с последующим 100% освоением всей номенклатуры.

«В 2015 году мы планируем расширить номенклатуру, выпускаемых ООО «Сиб-Дамель» пускателей электромагнитных взрывоопасных следующего типа ПВИ 400 СДИ, ПВИ 450 СД, освоить выпуск электродвигателей типа SP315 (250, 315 кВт), ленточных конвейеров и электромагнитных сепараторов (железотделителей), – продолжает он. – Кроме того, мы намерены развивать такие новые виды услуг, как ремонт проходческих комбайнов, шнеков проходческих и очистных комбайнов».

По словам коммерческого директора ОАО «Южный Кузбасс» Владимира Скулова, на предприятиях угольной компании «Южный Кузбасс» эксплуатируется как отечественное, так и импортное оборудование. «Конечно, в связи с ростом курса валют в последнее время возросла стоимость запасных частей для техники зарубежного производства, и далеко не все комплектующие могут производить отечественные машиностроители, – отмечает он. – В 2015 году началось сотрудничество нашей компании с ООО «Сибирская инжиниринговая торговая компания». Эта организация изготавливает и поставляет оборудование для шахт ОАО «Южный Кузбасс»: аналоги таких запасных частей, как рештаки и скребки для перегружателя SBL производства фирмы Joy. Кроме того, планируется продолжить сотрудничество с ОАО «Анжеромаш». Этот авторитетный производитель, в частности, может поставить на шахту «Ольжерасская-Новая» дробилку. В настоящее время эксплуатируется дробилка производства Joy, в дальнейшем оборудование отечественного производства будет использоваться совместно с комплексом Joy. Также мы сотрудничаем с ОАО «Агрегатный завод», который поставляет на шахту «Ольжерасская-Новая» аналоги гидростойки для секций механизированной крепи китайского производства. В настоящее время дирекция по материально-техническому снабжению ОАО «Южный Кузбасс» продолжает работу по поиску контрагентов: как производителей отечественного оборудования, так и аналогов запасных частей к используемой импортной технике.

При выборе контрагента по поставке оборудования учитывается множество факторов, и требования перед проведением тендера прописываются в техническом задании. При выборе компании-поставщика мы обращаем особое внимание на наличие и доступность сервисного центра, период гарантийного обслуживания, постгарантийную техническую поддержку, наличие консигнационных складов, возможность дальнейшей модернизации».

«Ещё в 2013 году «Томусинский ремонтно-механический завод», оказывающий услуги по ремонту горно-транспортного оборудования ОАО «Южный Кузбасс», освоил ремонт ковша емкостью 33 кубометра экскаватора P&H 2800 ХРС (один такой эксплуатируется на разрезе «Сибиргинский» ОАО «Южный Кузбасс») с заменой режущей части и пяты. Теперь здесь изготавливают ковши для экскаваторов Bucyrus, Liebherr R-9800, – дополняет директор по ремонтам ОАО «Южный Кузбасс» Сергей Боковиков. – В целом для обеспечения работоспособности горнотранспортного оборудования ОАО «Южный Кузбасс» привлекает специалистов, как предприятий-поставщиков, так и технических служб наших предприятий. Обслуживанием гидравлической техники на разрезах компании занимается специально созданная сервисная служба. Одно из важных направлений деятельности сегодня - налаживание работы по проведению ремонтов оборудования Cummins и Caterpillar своими силами. Позиция «Южного Кузбасса» – решать вопросы ремонта самостоятельно, когда это возможно. Скажем, перемотку электродвигателей или сварочные работы по ремонту металлоконструкций импортной техники осуществляют наши специалисты. Винтовая анкерная крепь для крепления горных выработок шахт производится в ремонтно-механическом цехе ЦОФ «Сибирь» и цехе легких металлических конструкций управления по монтажу горно-шахтного оборудования. Планируем наладить самостоятельное изготовление и арочной крепи».

Как считает Владимир Скулов, в целом перечень техники и запасных частей к ней, производимых машиностроительными предприятиями Кемеровской области, достаточно широк. Но нельзя сказать, что они быстро реагируют на изменение спроса. В последнее время характер их взаимоотношений с покупателями, реальными и потенциальными изменился незначительно. К сожалению, производительность оборудования отечественного и зарубежного производства не всегда сопоставима. Поэтому каждый покупатель при выборе поставщика оборудования, прежде всего, отвечает на вопрос о соотношении «цена-качество»», – резюмирует он.
Исходя из выше изложенного видно, что основным камнем преткновения при покупке горно-шахтного оборудования, во всяком случае, со стороны угольщиков, является соотношение цены и качества. Многие отечественные производители уже вышли на достаточно высокий уровень по качеству производства, но неравные конкурентные условия мешают развиваться им дальше. Резкий скачок доллара в конце прошлого года немного склонил ветку фортуны в сторону кузбасских машиностроителей, но стабилизация рубля, вернула ее на прежние позиции. Кроме того, угольщики пока не спешат увеличивать свои траты на закупку нового оборудования.  Ремонт и модернизация уже имеющегося оборудования – основное направление сегодня на угледобывающих предприятиях. Это даёт особое преимущество местным производителям, дополнительный шанс, который, конечно, не стоит упускать.
 

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко