-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 3 от 26.08.2011

Незабываемый 1937-й, или Двадцать лет спустя

 
 
Нынешним летом исполняется двадцать лет русской революции, в результате которой на смену Советскому Союзу явилось новое государство — Российская Федерация. Впрочем, иные предпочитают именовать эти события контрреволюцией. В любом случае, это была целая череда событий, которые шли стремительно и уложились в несколько месяцев (любая революция вынуждена развиваться стремительно, иначе она ничем не кончается). По внешнему рисунку эти события были очень похожи на череду революций 1917 года, что мы и попытаемся показать.
 
1
В феврале 1917 года народный бунт в Петрограде начался на фоне перебоев с доставкой хлеба и «сухого закона», установленного ещё в начале Первой мировой войны (говорят же, что революции делают не голодные, а сытые, которых однажды не покормили). Домохозяйки вышли на улицы, вскоре к ним присоединились солдаты питерского гарнизона, которым не хотелось ехать на фронт, а хотелось грабить винные и аптечные склады. На театре военных действий дела шли отвратительно, всеобщая неразбериха и коррупция всем надоели, и вступиться за правительство оказалось некому. Думские депутаты уговорили царя отречься и спешно образовали Временное правительство. Национальные окраины сразу отложиться не решились, но смекнули, что Петрограду не до них, повернулись к нему задом и занялись своими делами. Далее последовал неудачный корниловский мятеж в августе 1917 года, установление двоевластия Временного правительства и Советов, явление Ленина на броневике у Финляндского вокзала, Октябрьский переворот, организованный большевиками, и заключение Брестского мира, который сам Ильич называл похабным.
События 1991 года также проходили на фоне пустых прилавков и горбачёвского «сухого закона». Отсчитывать их начало следует вообще-то ещё с 12 июня 1990 года, когда Верховный совет РСФСР принял декларацию о суверенитете. Уже после этого стало ясно, что Советский Союз обречён: можно прожить без руки или ноги, в баснословных сказаниях появляются даже безголовые люди, с пастью на животе и глазами на груди, но никто ещё не умудрился существовать без туловища. Далее последовал «парад суверенитетов» национальных окраин. На внешних рубежах дела шли отвратительно, Варшавский договор был распущен, советские войска спешно выводились из бывших стран «социалистического лагеря». Но военные, вдохновлённые успешной коммерцией в этом самом социалистическом лагере, в политику не вмешивались и потихоньку начинали продавать вооружение уже национальным окраинам самого СССР.
Через год, 12 июня 1991 года, был триумфально избран президент России Борис Ельцин; после этого РСФСР даже и формально приобрела все атрибуты самостоятельного государства. Президент СССР Михаил Горбачев на ход событий повлиять не мог и лишь пытался уговорить республики подписать новый Союзный договор. Вскоре последовал неудачный августовский путч (рифма к корниловскому мятежу), явление Ельцина на танке (рифма к Ильичу на броневике) и поднятие трёхцветного флага над Белым домом. Установилось реальное двоевластие, которое разрешилось в декабре 1991 года в Беловежской пуще, когда СССР перестал существовать (рифма сразу к двум событиям — к Октябрьскому перевороту и Брестскому миру, тем более что дело опять происходило в Белоруссии).
 
2
Аналогии можно продолжать и далее. В начале ХХ века за чередой революций последовала Гражданская война на окраинах державы и парочка неудачных путчей в столицах (эсеровский мятеж в Москве, кронштадский мятеж в Петрограде). Западные окраины империи поначалу заполучить обратно не удалось, на Востоке дело пошло успешней. После войны последовала частичная реставрация: установление единоличной диктатуры Сталина и демонтаж революционных установлений (у крестьян отобрали землю, возвратив их в крепостное состояние; отменили не только ленинский НЭП, но и даже и ленинский план ГОЭЛРО — на смену ему пришли циклопические стройки вроде Беломорканала). Вскоре дело дошло и до восстановления старорежимной атрибутики — сначала в ежедневном быту (новогодние ёлки, великодержавный Большой стиль в искусстве), а затем и на государственном уровне (офицерам вернули погоны, революционный «Интернационал» заменили новым патриотическим гимном). Непомерную роль в новом государстве стали играть спецслужбы, и вскоре это вылилось в Большой террор, сопровождавшийся идеологическим тезисом о нарастании классовой борьбы по мере построения социализма.   
В конце ХХ века аналог эсеровского или кронштадского мятежа можно увидеть в расстреле Белого дома в 1993 году. Затем последовали две чеченские кампании, напоминающие гражданскую войну. В итоге мятежную Чечню формально привели к повиновению, Абхазию и Южную Осетию поставили на положение сателлитов, с Белоруссией и Казахстаном образовали единое экономическое сообщество, прочие восточные республики также удалось вовлечь в структуры с разной степенью интеграции. Опять не удалось найти общего языка с западными республиками, среди которых почему-то оказалась и Украина.
С началом президентства Владимира Путина стал очевидным и процесс реставрации по другим направлениям. 1990-е иначе как «лихими» уже не называли, вместо «Патриотической песни» Глинки вернули советский гимн; вернули даже красный флаг, сделав его официальным атрибутом как «знамя Победы». Быстро демонтировали и другие ельцинские установления — безудержную свободу прессы, свободную конкуренцию политических сил, всякого рода демократические излишества вроде выборов губернаторов. В стране появилась новая бессменно правящая партия. Особенную роль стали играть спецслужбы, которые оказались активно вовлечены в «народное хозяйство». Даже нынешнее создание «общенародного фронта» чем-то напоминает тезис об «обострении классовой борьбы».
Понятно, в конце ХХ века все эти процессы оказались куда менее кровавыми. Дело, вероятно, не в том, что история кого-то чему-то учит, а в том, что к началу революции 1991 года народное озлобление в значительной мере уже выдохлось, ушло в гудки перестройки и гласности, и только на окраинах империи случались огненные всполохи. Кроме того, февральские и октябрьские события 1917-го случились в военное время, а «холодная война» 1980-х все-таки существенно отличалась от Первой мировой. Тем не менее, стоит вспомнить, что в 1930-е население СССР увеличивалось, хотя и медленнее, чем до революции. А в «нулевые» население России продолжало уменьшаться, хотя в последнее время этот процесс вроде бы удалось несколько замедлить.
 
3
Итак, в заданном масштабе координат у нас сейчас на дворе 1937 год. Напомним, что накануне его в СССР была принята новая «сталинская» конституция, провозгласившая демократические свободы и неприкосновенность личности. А в 1938 году был издан опять-таки сталинский Краткий курс истории ВКП(б), сформулировавший идеологию советского строя и объявивший, что социализм в СССР «в основном» построен. Сам же 1937 год начался небывало масштабным празднованием 100-летнего юбилея смерти Пушкина, а кончился печально известным Большим террором.
В помпезных празднованиях у нас и сегодня нет недостатка  — стоит вспомнить юбилеи Победы и полёта Гагарина и всенародные празднования, когда России удалось заполучить зимнюю олимпиаду-2014 и футбольный мундиаль-2018. Большого террора, по-видимому, ожидать не приходится, хотя в нашем отечестве ни от чего зарекаться нельзя — вон в братской Белоруссии уже за аплодисменты на улицах арестовывают. Впрочем, и по многим другим параметрам между 1937 и 2011 годами есть существенные различия. Сталину, при всех его кровавых методах, удалось к этому времени перевооружить армию и полным ходом вести модернизацию экономики страны. Привычный облик, сохранившийся до конца советского строя, приняло народное образование, не жалели денег и на науку. Кроме того, в стране существовала могучая идеология, и пути её развития были по крайней мере понятны. Большая часть народонаселения была охвачена неподдельным энтузиазмом (иное дело, что подкладкой его был привычный ежедневный животный страх)1.
У нас в 2011 году военная реформа только началась, перевооружение обещают завершить то к 2016, то к 2030 году. О модернизации экономики всерьёз заговорили только в последние годы, когда на тяжкое наследие «лихих девяностых» ссылаться стало уже неприлично, потому что с тех пор прошло уже больше времени, чем эти самые девяностые продолжались. Поначалу в ходу был лозунг удвоения ВВП, напоминающий сталинскую «пятилетку в четыре года», но все сроки прошли, и об удвоении больше не вспоминают. Все так или иначе признают, что до сих пор Россия эксплуатировала то, что досталось от СССР — и эксплуатировала хищнически, на износ, что доказали катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская». То же относится и к народному образованию, где никак не утихнут скандалы по поводу ЕГЭ, и к науке, положение дел в которой только-только начало выправляться. Добавим, что при сталинском режиме гораздо лучше работали «социальные лифты», выносящие наверх людей энергичных, хотя часто беспринципных (впрочем и вакансий в связи с террором освобождалось небывалое количество). И, главное, Сталину почти удалось победить коррупцию, которую все дружно считают главным бедствием нынешней России. 
Историки говорят, что советские успехи 1930-х были достигнуты за счёт беззастенчивого ограбления деревни (при том, что сельские жители в стране составляли большинство). У нынешних правителей России такого ресурса не было, но все «нулевые» сопровождались небывало благоприятной конъюнктурой цен на нефть и газ  — Сталин о таких доходах и мечтать не мог. Понятно также, что нынешняя экономика сильно отличается от сталинской, она гораздо сильнее связана с экономикой мировой — но трудно понять, как владение российскими олигархами недвижимостью в Лондоне и на Лазурном берегу, английскими футбольными или американскими баскетбольными клубами могут сказаться на благосостоянии страны.
В общем, приходится признать, что последнее десятилетие в рассуждении развития страны было, по существу, истрачено впустую. С другой стороны, Россия никогда не жила так сыто и не развлекалась так много, как в «нулевые», и это тоже, наверное, чего-нибудь да стоит.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко