-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток
[10 апреля] Телемост «Ростелекома» объединил Кузбасс, Звездный городок и Горловку
[10 апреля] Россияне предпочли восстановленные iPhone другим брендам
[9 апреля] Цифровой портрет туриста: МегаФон проанализировал посетителей горнолыжных склонов Сибири


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 26.05.2011

Опоры и основы

Сегодняшняя угольная промышленность Кузбасса серьёзно отличается по уровню технической вооружённости, оснащённости современным оборудованием и, соответственно, производственными показателями отрезультатов двадцатилетней давности. Как бы остро не реагировали общественное мнение и власти на факты нарушения правил техники безопасности и случаи смертельного травматизма, как бы не сетовали специалисты на сохраняющееся отставание Кузбасса от США и Австралии в производительности труда, следует признать, что отличие огромное. И во многом оно обеспечено внедрением современной техники и оборудования, в первую очередь, зарубежного. В то же время и отечественные производители получают заказы и свою долю на рынке поставок угольным компаниям.
 
Отечественные машиностроители сами признают факт своего отставания от производителей США, Германии, Чехии и Польши. В отдельных случаях говорят, что могут предложить образцы техники, которые по соотношению цена/качество приближаются к зарубежным аналогам, но в целом признают существенную разницу в надёжности и экономической эффективности. В других случаях (см. об этом ниже), у российских машиностроителей нет техники и оборудования под конкретные условия работы, а у зарубежных  — они есть. Именно на эти отличия не в пользу российской продукции обращают внимание угольщики, когда объясняют свой выбор поставщиков. Тем более, что сами поставщики зарубежной техники не так уж и далеки от потребителей. Они уже давно и прочно обосновались в Кузбассе, обзавелись не только офисами, складами, но и сервисными центрами (см. таблицу с данными на пять ведущих таких поставщиков), и очевидно, не намерены уступать завоеванных ими позиций на рынке.
По данным кемеровской таможни, в прошлом году 16 участников внешнеэкономической деятельности оформили 132 ввоза в Кузбасс различной горнодобывающей техники и оборудования (599 единиц) на общую сумму 83,7 млн долларов, это около 2,4 млрд рублей. За четыре месяца нынешнего года через кемеровскую таможню было ввезено 72 единицы ГШО на 8,5 млн долларов.
Конечно, нужно иметь в виду, что значительную часть техники угольщики завозят не столько через кемеровскую таможню, сколько через таможни приграничных портов, ведь основная часть этих товаров крупногабаритные изделия, обычно завозимые морем. Тем не менее, как показывают сообщения самих угольных компаний и кузбасских производителей, многие из недавно реализованных инвестиционных проектов выполнены на шахтах и разрезах Кузбасса как с использованием импортной, так и отечественной техники, а также поставок из Белоруссии и Украины.
 

Типичные образцы оборудования и механизмов, ввезенные в этом и в прошлом году в Кузбасс, по данным кемеровской таможни:
— Горно-шахтный очистной комбайн в разобранном виде.
— Комбайн проходческий, представляет собой самоходную гусеничную машину со стреловидным исполнительным органом.
— Очистной комбайн 4LS20 с комплектом инструмента для сборки и технического обслуживания. Самоходная буровая установка на гусеничном ходу, б/у после капитального ремонта.
— Буровой анкероустановщик шахтный с инструментами.
— Пневматический буровой шахтный крепеустановщик для бурения шпуров в горных породах, угле и установки анкерной крепи с набором инструментов для сборки и обслуживания.
— Локомотив поверхностный напочвенный для транспортировки материала и работников в открытых выработках по рельсовым путям с шириной колеи 600-900 мм.
— Подвесной дизель-электрический локомотив шестиприводной для транспорта грузов по монорельсовым подвесным дорогам в разобранном виде.
— Подвесной дизель-гидравлический локомотив пятиприводный шахтный монорельсовый. Устройство для замены роликов ленточного конвейера, состоит из платформы, манипулятора с бункером роликов и кабины для персонала.
— Гидравлическое подъёмное устройство для подъёма и перемещения груза по монорельсовой подвесной дороге.
— Конвейер шахтный скребковый для работы в подземных условиях, предназначен для транспортировки угля от дробилки до перегружателя ленточного типа.

 
К примеру, угольная компания «Южный Кузбасс» в апреле сообщила о монтаже вагоноопрокидывателя на ЦОФ  «Кузбасская», запуске новой лавы на шахте им. Ленина и о начале монтажа гидравлического экскаватора на разрезе «Сибиргинский». Первый агрегат  — вагоноопрокидыватель роторного типа ВРС-134 производительностью до 10 тыс. тонн в сутки — был изготовлен по заказу компании украинским ОАО «Днепротяжмаш». Экскаватор Komatsu РС 5500 стоимостью 7,65 млн евро поступил на разрез через Санкт-Петербург с японской фирмы Komatsu. Новая лава на шахте им. Ленина, введенная в начале мая, оснащена очистным комплексом, часть оборудования и механизмов которого польского, часть кузбасского производства.
Одним из крупнейших в последнее время контрактом на приобретение зарубежной горнодобывающей техники стало соглашение холдинга «Сибирский деловой союз» с фирмой «Техстройконтракт» о поставках техники Hitachi на предприятия СДС. Контракт на поставку вначале четырёх машин был заключен в ноябре прошлого года при участии банка Mitsubishi, выдавшем кредит на покупку. Затем к этому контракту добавились новые договоренности о поставках ещё 10 экскаваторов. Выбор экскаваторов Hitachi, по данным специалистов «СДС-Угля», обусловлен их высокой производительностью и надёжностью. В феврале этого года, когда первый электрогидравлический экскаватор Hitachi EX-5500 E-6LD с объёмом ковша 27 кубических метров запускался на разрезе «Черниговец», президент СДС Михаил Федяев объяснял приобретение тем, что такая машина в состоянии заменить сразу три старых экскаватора, ранее работавших на разрезе. Новые экскаваторы предназначены для работы в связке и с новыми самосвалами марки БелАЗ грузоподъёмностью 240 тонн и бульдозером. В таком составе комплекс в состоянии обслуживать отвал вскрыши объемом до 10 млн тонн. Затраты на программу технического перевооружения «Черниговца» в 2010-2011 годах, по данным Михаила Федяева, составят более 100 млн долларов.
Правда, уже скоро техника под маркой Hitachi станет поставками от отечественного производителя. На запуске экскаватора на «Черниговце» глава московского представительства Hitachi Construction Mashinery Исии Санасуке заверил кузбасских угольщиков, что для Hitachi Россия является одним из ключевых рынков тяжелой горнодобывающей техники. Поэтому компания приняла решение о строительстве в Тверской области завода по производству экскаваторов и планирует запустить его в 2013 году.
 
В феврале этого года, на разрезе «Черниговец» запущен первый электрогидравлический
экскаватор Hitachi EX-5500 E-6LD с объёмом ковша 27 кубических метров
 
В то же время в мае пресс-служба ОАО «ХК «СДС-Уголь» не без гордости сообщила, что парк тракторно-бульдозерного участка Черногорского автотранспортного управления (в составе угольной компании «Прокопьевскуголь») пополнился двумя современными машинами — бульдозерами «Четра» Т-20 Чебоксарского тракторного завода. Они будут работать на разрезах, угольных складах, породных отвалах, а также будет задействованы на рекультивации земель предприятий «Прокопьевскугля» и «СДС-Угля». Их приобретение обошлось в 16 млн рублей. В сообщении пресс-службы новые Т-20 характеризуются как «современные, надёжные и мощные машины» с кабинами машиниста, оснащенными кондиционером. Подчеркивается, что «техническое обслуживание Т-20, в отличие от зарубежных бульдозеров такой же тяговой силы, предприятию обойдется намного дешевле». Планируется поступление в парк тракторно-бульдозерного участка ещё одного бульдозера марки «Четра», а также грейдера.
В апреле приёмо-сдаточные испытания экскаватора ЭКГ-18Р с объёмом ковша 20 кубометров производства ООО «ИЗ-КАРТЭКС» группы ОМЗ завершились на Талдинском угольном разрезе ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь». По данным пресс-службы ОМЗ, эта машина — первый серийный экскаватор, «выпущенный в рамках коренного обновления номенклатуры выпускаемых изделий на базе глубокой модернизации и обновления производственных мощностей предприятия». Производитель заверяет, что основными конкурентными преимуществами новых машин являются «ориентация на оптимальное соответствие экскаваторов параметрам карьерного транспорта и унифицированная на 80% конструкция, которая позволяет по желанию заказчика комплектовать экскаватор реечным или канатным механизмом напора и менять рабочее оборудование (ковш, стрелу и рукоять)». Устроит ли кузбасских угольщиков «коренное обновление номенклатуры» выпускаемых ОМЗ изделий, покажет время. Но, по данным пресс-службы КРУ, в мае на Талдинском разрезе планируется смонтировать ещё одну машину данной линейки, производимой ООО «ИЗ-КАРТЭКС» — экскаватор ЭКГ-32Р с объёмом ковша 32 кубометра.
 
 
Сходным образом, импортной и отечественной техникой, комплектуются и горнодобывающие предприятия «Евраз Груп», угольные и железорудные. Введённая в эксплуатацию в январе этого года новая лава №646 на шахте «Грамотеинская» компании «Южкузбассуголь» была оснащена очистным механизированным комплексом «Fazos» 18/37 польского производства, лавным конвейером «Анжера 34» кузбасского «Анжеромаша», а также очистным комбайном KSW — 1140 и ленточным конвейером «Ranger» (Великобритания). Среди техники поступившей в марте на Ирбинский, Тейский и Гурьевский филиалы ОАО «Евразруда» новый бульдозер Т-35 российской марки «Четра», буровой станок шведской фирмы «Sandvik», российские автомобили. А вот новая лава на шахте «Алардинская» компании «Южкузбассуголь», также введенная в строй в январе, оказалась полностью оснащена польской техникой и оборудованием (очистной механизированный комплекс «Glinik 22/47», лавный конвейер «Rybnik — 1100» , скребковый перегружатель «Grot — 1100» с дробилкой «Scorpion — 3000Р», три ленточных конвейера 2ПТ — 120 и очистной комбайн KSW — 1140).
В какой-то степени «пристрастия» угольщиков к поставкам техники того или иного производителя объяснить рациональными средствами трудно. Одна и та же компания может пользоваться оборудованием и механизмами самых разных производителей, как  отечественных, в том числе, кузбасских, так и зарубежных. К примеру, ОАО «СУЭК-Кузбасс» в течение одной недели сообщает о запуске новой лавы на шахте «Полысаевская», оборудованной крепью МКЮ 2Ш-13/27 производства Юргинского машиностроительного завода, «специально изготовленной для отработки пласта Толмачевский» этой шахты, и о приобретении крепей, лавных и ленточных конвейеров транснациональной фирмы Bucyrus на шахту «Талдинская-Западная-1».
Примечательно, что отечественное оборудование призвано обеспечить достижение рекордной для «Полысаевской» нагрузки на забой в 250-300 тыс. тонн угля в месяц. Для этого в лаве смонтированы 157 секций крепи МКЮ 2Ш-13/27 «новейшей разработки» юргинских машиностроителей по заказу СУЭК». При этом «конструкторы предусмотрели возможность орошения как завальной части, так и козырьков секций». Управление секциями осуществляется автоматически программируемой гидравликой томской фирмы «Ильма». Впрочем, сочетается это оборудование с насосной станцией швейцарской фирмы «HYDROWATT» «для надежной подачи эмульсии в гидравлическое оборудование», а добычу угля в лаве обеспечивает немецкий очистной комбайн SL-300 со специальной шириной захвата пласта в 1 метр против стандартных 80 сантиметров. Забойный транспортный комплек славы с реконструированным перегружателем ПСП-308 является также кузбасским продуктом — совместным «Юрмаша» и «Анжеромаша».
Все эти сочетания отечественного и импортного оборудования — обычная практика кузбасских шахт и разрезов. Очевидно, что угольщики постоянно ищут различные наиболее оптимальные варианты оборудования забоев. И пока в них попадают не только зарубежные, но и отечественные машины и механизмы.
Такой подход характерен даже для шахты «Заречная», собственник которой украинская группа «Донецксталь» владеет крупнейшим в Кузбассе производителем ГШО, Юргинским машиностроительным заводом. Вот что сообщает на своём сайте угольная компания «Заречная» (в её состав помимо одноименной шахты входит еще три угольных предприятия) о перспективах освоения шахтой «Заречная» угольного пласта «Байкаимский», описывая состав и причины приобретения оборудования:
«Специально для отработки запасов пласта «Байкаимский» предприятие закупило новое забойное очистное оборудование. Лава 1307 оснащена механической крепью МКЮ 2Ш 26/53, производства Юргинского машиностроительного завода, комбайном EL-3000, забойным конвейером PF41032, перегружателем PF41132 в комплекте с дробилкой и станцией наезда производства фирмы DBT Bucyrus (Германия-Англия). Изначально технические задания на изготовление очистного комбайна, лавного конвейера и перегружателя были выданы фирмам Eickhoff (Германия), T.Machinery a.s. (Чехия), АО Забджанский механический завод (Польша) и DBT (Германия). К сожалению, у отечественного производителя нет аналогов очистных комбайнов, работающих в условиях пласта мощностью более 5 метров. Из полученных предложений было отобрано оборудование DBT, как наиболее подходящее техническим условиям. Учитывалось качество предлагаемой техники, сроки изготовления, отзывы предприятий эксплуатирующих аналогичное оборудование. Специалисты юргинского машиностроительного завода совместно со специалистами DBT, с учётом внесенных изменений и замечаний по конструкции специалистами «Заречной», произвели увязку секций крепи МКЮ 2Ш 26/53 к конвейеру PF 41032».

Рубрики:

Деловые новости

[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн
[15 апреля] Суд Мариинска взыскал с московской компании «Автоконсалт» 560 тыс. рублей в пользу покупательницы авто

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко