-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 23.03.2011

Возвращение лизинга

Удвоение рынка по итогам 2010 года, возвращение к докризисным ценам. Но при этом усиление конкурентной борьбы, несмотря на уход с поля довольно большого количества игроков. Так характеризуют сегодня состояние рынка лизинга в стране в целом, и в Кузбассе, в частности, и эксперты, и представители самой отрасли. При этом, строя планы на ближайший год, все участники рынка рассчитывают на одно — продолжение роста экономики.
 
Главное — жив!
«В условиях кризиса каждый прожитый год — уже хорошо. Живы и здоровы», — так отвечает на вопрос о том, каким был для лизинга прошлый год заместитель генерального директора по финансам и экономике лизинговой компании «Проминвест» Владимир Поликаров. Если же оценивать достигнутые бизнес-показатели, то они, по его словам, близки к общероссийским (см. динамику роста портфеля компании на диаграмме №1).
 
 
На ежегодной конференции в Санкт-Петербурге «Лизинг в России» в октябре прошлого года представители лизинговых компаний констатировали удвоение рынка по сравнению с 2009 годом. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» существенный подъём — в 2,8 раза — наблюдался в 1 полугодии прошлого года. Сумму вновь заключённых сделок за этот период агентство оценило в 255,5 млрд рублей. (в 1 первом полугодии 2009 года – 90,1 млрд рублей). Объём новых сделок за 9 месяцев 2010 года составил уже 420 млрд рублей, что в 2,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Совокупный же лизинговый портфель увеличился на 7% до 1040 млрд рублей (динамику роста рынка за 9 мес. 2010 г. по оценкам Российской ассоциации лизинговых компаний — Рослизинг см. диаграмму №2)
 
 
Такой рост лизинговые компании объясняют не только эффектом «низкой базы» 2009 года, но и реальной стабилизацией в экономике. Главной же основой для роста стало снижение дефицита ликвидности и возобновление финансирование отрасли со стороны банков. «До середины 2010 года вопрос стоял так: «У банков был избыток ликвидности, а пристроить деньги было некуда». А с середины прошлого года процесс пошёл. Ставки в 2009 году доходили до 20-30%. Понятно, что обрекать себя на такие ставки было невыгодно. Сейчас всё возвращается к адекватным параметрам», — говорит Иван Молокитин, директор Кемеровского филиала ОАО «РТК-Лизинг». Представители федеральных лизинговых компаний также отмечают, что свою роль сыграли и различные государственные программы поддержки клиентов лизинговых компаний — субъектов малого и среднего бизнес. В частности, особо упоминается программа Российского банка развития, направленная, в том числе, на поддержку лизинга оборудования, автотранспорта и спецтехники.
Впрочем, опрошенные «Авант-ПАРТНЕРом» представители лизинговых компаний, работающих в Кузбассе, либо вообще не могли вспомнить случаев госпомощи своим клиентам, либо называли лишь единичные примеры. «Мы о такой помощи по различным программам слышим, говорим нашим клиентам. Но на практике не сталкивались с тем, чтобы кто-то воспользовался этим. Я полагаю, либо это трудно доступно, либо предлагаются не те условия. Ещё в 2007 году, пытаясь примерить такие программы на довольно большую группу клиентов, мы понимали, что нам будут интересны единицы. А из этих единиц, может быть, один получит поддержку. Вопрос в размере помощи, второе — объём работы, который нужно сделать для того, чтобы получить поддержку», — рассказывает о своём опыте Сергей Майтаков, заместитель директора кемеровского филиала «РМБ-Лизинг». Владимир Поликаров говорит, что его компания лишь дважды имела дело с клиентами, которым была оказана государственная помощь в виде компенсации процентных ставок по договору лизинга. По его мнению, такое положение дел можно объяснить по-прежнему слабой информированностью потенциальных клиентов лизинговых компаний о таких программах.
 
Потери и способности к росту
В Кузбассе, как полагают представители компаний, росту отрасли способствовало в большей степени общее оживление экономики. Первыми оправились после кризиса угольщики, возобновив или расширив свои инвестиционные программы. За ними потянулись смежники — строители, фирмы, эксплуатирующие карьерную технику, самосвалы. Торговля, пищевая и перерабатывающая отрасли тоже вселяют оптимизм у руководства лизинговых компаний. А кто-то именно в кризис открыл для себя новые ниши — предприятия газовой и нефтяной отрасли. Антикризисные стратегии клиентов пошли на пользу и лизинговым компаниям. «Новыми-старыми» клиентами для лизинга стали компании, сменившие профиль во время кризиса.
Однако пока представители отрасли осторожны даже в оценках итогов 2010 года. «Для нашей компании я год расцениваю как удовлетворительный. Хотя мы и не вышли на плановые объёмы, которые мы ставили по новому бизнесу. Ведь и сам год был неравномерный: реальное движение началось со второй половины года. Мы развивались, не стояли на месте, заключали новые договора, зачищали хвосты по тем договорам, которые повисли с кризиса по лизингополучателям. И, в общем, эта работа дала результаты, которые нас удовлетворяют. Может быть, они не идеальны, но есть прогресс», — говорит Владимир Поликаров. 2010 год, считает Сергей Майтаков, — это «осторожная поступь»: «Это первые шаги, когда всё на ощупь. Как эта сфера себя чувствует, как эта? Была большая осторожность при принятии решений. На каких ставках можно работать, в каком состоянии находится рынок. Время, когда очень страшно оступиться. К концу прошлого года стало более или менее понятно, где находится рынок. Какой примерно наш клиент. И есть осторожная уверенность, что экономика должна идти вверх». А Иван Молокитин отмечая, что именно в 2010 году компания возобновила финансирование, приостановленное в кризис, утверждает, что при этом «активной экспансии на рынке» она не проводила.
Впрочем, у каждой лизинговой компании своя история «оживления». Конечно, никто «не ждал у моря погоды», говорит представитель филиала одной из федеральных компаний в регионе: «Естественно, в самый разгар кризиса никто не собирался заключать новые договоры. Мы же не сумасшедшие. Нужно было в первую очередь разобраться с тем, что имеется у лизингополучателей, понять, что можно сделать с техникой и оборудованием, за которое перестали платить. Никому же не нужно было «железо», которое невозможно продать. Да и новые договоры как заключать? Кому можно было тогда доверять? Да и стоимость денег от финансовых структур была просто неподъёмной. Но постепенно всё вставало на свои места».
«Люди в кризис были в панике. Как можно было тогда входить в проекты со сроками инвестиционных обязательств 2-3 года? Что мы делали в такой ситуации? Простой пример дорога до Ленинска-Кузнецкого. Много компаний её строили, было федеральное финансирование. Компании приобрели технику. А когда начался кризис, финансирование остановилось. Подрядчики обанкротились, технику отобрали, год почти денег не было. Финансирование возобновилось только в декабре прошлого года. Дорожники год работали под обещание. И мы, естественно, подстраивались под наших клиентов. Если бы мы не шли навстречу клиентам и не сделали реструктуризацию, клиенты бы не выжили. Ведь наш клиент — это наш бизнес. Естественно, на ту же реструктуризацию мы шли с людьми ответственными, порядочными. Да, у них не лучшим образом сложилась ситуация, они не смогли платить. Но их поведение, действия показывали, что они будут платить. Когда ситуация начнёт выравниваться, они будут отрабатывать. Люди же по-разному себя повели»,  — рассказывает Владимир Поликаров.
В разгар экономического спада, и даже в этом году дело не редко доходило до изъятия техники у лизингополучателей. «Были долгие потуги, куда это реализовывать. Цена техники б/у становилась выше, чем у новой. Выходили где-то с потерями, но приходилось идти до конца. Но к счастью, это были единичные случаи», — вспоминает Сергей Майтаков, до кризиса работавший в кемеровском филиале компании «Главлизинг». Его личная карьера — подтверждение того, что далеко не все компании справились с проблемами: сегодня «Главлизинга» в Кузбассе уже нет. Как нет почти десятка других компаний и подразделений.
Доступные данные на сегодня, впрочем, как с тех пор, как с 2002 года было отменено лицензирование лизинговой деятельности, — лишь справочно-информационные программы, например, «ДубльГИС». На февраль текущего года в Кемерове насчитывалось 20 организаций, предоставляющих лизинговые услуги. Тогда как на конец 2009 года, по данным «Авант-ПАРТНЕРа», таковых было не менее 28. Самые заметные примеры закрытий и банкротств местных компаний — Сибирская лизинговая компания, Лизинговая компания Сибири, «Прогресс-Лизинг» (см. об одном из таких банкротств ниже ОСОБОЕ МНЕНИЕ).
Самое большое достижение лизинговых компаний — то, что «они пережили кризис и вышли из него, хоть и с потерями», полагает Сергей Майтаков: «Компаний на рынке стало меньше. Точных данных нет. Ощущения же подкрепляются тем, что говорят клиенты. Многие же не скрывают предложения других компаний, когда приходят к нам. Даже в открытых справочниках можно было видеть несколько страниц данных о компаниях. Сейчас гораздо меньше. Даже из тех, кто упоминаются, часть просто продолжают существовать номинально. Да и банкротство многих быстро не закончится. Бизнес специфичный. На рынке же были пятилетние договоры».
 
Большие станут сильнее?
Сергей Майтаков говорит, что год назад в его компанию с вопросами о лизинговых продуктах и схемах звонил один человек в неделю, полгода назад — один человек в день, сейчас же бывают дни, когда в компанию обращаются несколько потенциальных клиентов. Причём, по его словам, меняются сами вопросы: «Теперь появляются качественные запросы. Кто-то просто интересуется. А кто-то интересуется, а потом возвращается с конкретными уточнениями. Например, надо поставить технику. В такие-то сроки, под такие-то цифры. Что вы можете предложить? И таких обращений всё больше». По наблюдению Ивана Молокитина, «клиентура начала просыпаться» с середины прошлого года: «Для примера: весной 2010 года я проработал строительный рынок, везде тишина, у дорожных строителей  — тоже. Крупнейшие компании, у которых программы были на 200 млн рублей в год, на 15-20 млн рублей покупали или ничего вообще не покупали. Но время шло, и потом клиенты или сами звонили, говорили, что возобновляют программы. Оживление произошло в целом на рынке».
Это оживление принесло за собой не только новые контракты и разрешение острых проблем с выполнением действующих обязательств лизингополучателей, но и новый вызов  — активизацию работы крупных лизинговых компаний с госучастием на региональных рынках. «Государственные лизинговые компании, — уверен Владимир Поликаров, — серьёзный вызов всем лизинговым компаниям. Они — компании «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «Газпром-Лизинг», — выходят на рынок с низкими ставками. И они сегодня держат более половины рынка». А, судя по заявлениям руководства компаний-лидеров, они и дальше намерены усиливать свои позиции.
В конце декабря прошлого года генеральный директор «Сбербанк-Лизинга» Дмитрий Зотов, констатировав лидирующие положение компании на рынке автолизинга и по показателям прироста нового бизнеса в прошлом году в России, заявил, что к 2013 года лизинговая компания намерена стать лидером на рынке Восточной Европы. Одной из главных причин роста «Сбербанк-Лизинга» считается активное развёртывание филиальной сети. К концу 2010 года компания открыла 35 филиалов в России.
Пока «Сбербанк-Лизинг» в Кузбассе не имеет своего подразделения. Зато все участники рынка говорят об очень активной работе «ВЭБ-Лизинга», открывшего офис в Кемерове в октябре прошлого года. По данным директора регионального обособленного подразделения ОАО «ВЭБ-лизинг» в г. Кемерово Алексея Юшина, освоение регионов  — политика компании: «Сейчас имеем 68 представительств. И до конца года планируется открыть ещё 40. Охватить стараемся рынок всей России». В самое ближайшее время компания намерена открыть подразделение в Новокузнецке. «Мы делаем акцент на том, что у нас госкорпорация. А клиент на сегодняшний день доверяет больше государству, чем частному бизнесу. И это более дешёвые деньги», — уверяет Алексей Юшин.
«Ставки у них раза в полтора ниже по сравнению со средними на рынке, — называет конкурентные преимущества госкомпаний Владимир Поликаров. — Но они не гибки в плане сроков, оперативности принятия решений. У нас была ситуация с одним из клиентов. Он показал расчёты госкомпании. Мы такие ставки дать не смогли. Клиент ушёл, но потом через два месяца опять вернулся к нам. Причина — долгое оформление документов, постоянно запрашивают новую информацию».
Действительно, для ряда клиентов имеет «большее, чем размер ставки значение, в какие сроки, под какие документы компания готова принять решение», соглашается Сергей Майтаков. «Мы, например, разделили сделки на крупные и мелкие. По сделкам, не превышающим 8 млн рублей, (это небольшая сделка) есть определённый алгоритм принятия решения. Получив минимальный пакет документов от клиента, причём исключительно внутренних (людям не нужно запрашивать их в налоговых органах), предварительное решение мы принимаем за один день. Окончательное решение и подписание документов происходит в течение 2-3 дней. Это важно в тех случаях, когда техника есть в наличие, когда поставщик ждёт. По сдедкам крупнее нужно больше времени, допустим, неделю. Но мы не требуем документов от госорганов. Думаю, что во втором квартале выйдем на продукт, который существовал до кризиса. Это одобрение сделок без анализа финансового состояния. По сделкам с небольшой суммой. Да, это будет чуть дороже по ставкам. Это будет касаться автомобилей, ликвидной техники. Как показывает практика, в своё время это было востребовано. Клиент готов платить дороже, но чтобы это было быстро. Ещё мы начали восстанавливать лимит: первую сделку одобряем и устанавливаем вам лимит ещё на 20-30 млн рублей. Повторные заявки рассматриваются в этих пределах при соблюдении определённых условий. Идёт либерализация в сфере аванса. Мы можем работать с авансами от 0%. Да, не со всеми, да, не с первого раза, но такие прецеденты есть. Сейчас клиенты обращаются, говорят, хотим платить в первый год много, во второй мало. Или сельхозпроизводители, которые могут платить по сезону, — осенью. Если нельзя взять ценой, стараемся взять всем остальным. Если клиент заинтересован, если он адекватен, то под его потребности возможно подстройка по многим позициям», — рассказывает Сергей Майтаков. В принципе, подобные подходы к работе с клиентами сейчас применяют многие компании даже, несмотря на то, предприятия различных отраслей экономки, традиционно обращавшиеся к услугам лизинговых компаний, восстанавливаются различными темпами. И далеко не последним стимулом здесь является ужесточение конкуренции с госкомпаниями. Так что, в каком-то смысле кризис даже играет на руку клиентам — компании в конкурентной борьбе вынуждены улучшать свои продукты.
И конкурировать приходится на «всех фронтах». Тот же «ВЭБ-Лизинг» в Кузбассе пошёл в самые перспективные для лизинга отрасли экономики. «В числе наших клиентов сегодня очень много индивидуальных предпринимателей. Как правило, это торговля, транспортные компании. Довольно много среди них уже раньше пользовались такими услугами. Они постоянно мониторят рынок и, соответственно, хотят более дешёвой услуги. Предмет лизинга сейчас в основном легковые автомобили, коммерческий транспорт. Потенциальные клиенты интересуются торговым, пищевым оборудованием. На рынке есть компании, которые не работают с клиентами по сделкам менее 10 тыс. долларов. А у нас может быть легковой автомобиль. Нам любая сделка важна, и мы с удовольствием её проведём. Если клиент хочет купить что-то на 10 млн рублей, можем и это профинансировать. На начальном этапе нашего развития в Кемерове мы исходим из того, что лучше иметь 100 сделок по 3 млн рублей каждая, чем одну на 300 млн рублей. Дальше — посмотрим», — говорит Алексей Юшин, замечая при этом, что компания в Кузбассе растёт каждый месяц: «Мы имеем планы, и планку постоянно поднимаем. Стараемся процентов на 10-15 из месяца в месяц давать прироста. Получается».
 
 
Разные рынки лизинга
Однако даже если госкомпании будут продолжать осваивать региональный рынок, придерживаясь такой тактики, представители кузбасских компаний полагают, что им всегда будет, чем заняться. «Есть разные рынки. Сделки до 50 млн рублей, до 100 млн рублей. Какие-то компании не собирается бегать за клиентом, у которого сделка до 50 млн рублей. Им интересны сделки в 200-300 млн рублей. А есть сделки до 50 млн рублей. Каждый старается работать в своем сегменте. Даже выходя на розничный рынок крупные игроки не будут предлагать услуги слишком дёшево. Они там работают по нормальным ставкам. Так что моря лизинга хватит всем», — считает Иван Молокитин. 
По его мнению, кризис в какой-то степени пошёл на пользу рынку: «В принципе, российский рынок лизинга в определённом смысле дикий рынок. После того, как отменили лицензирование лизинговой деятельности, лизингом стали заниматься все кому не лень. Лизинг существовал, например, при крупных компаниях. Номинальные лизинговые компании позволяли экономить на налогах на имущество, прибыль. Бизнес использовал эту «дырку» через ускоренную амортизацию. А кризис многое почистил на рынке. Эта чистка произошла бы, конечно. Но всё могло растянуться на годы. Масштаб последствий, в том числе негативных, был бы в таком случае больше. Но кризис всё ускорил, изменив при этом и сами компании. Раньше была лёгкая беготня за клиентом. Если раньше могли подписать договор, пусть и по ставкам чуть больше, с компанией с «кривым» балансом», то сейчас нам самим такие клиенты не нужны. Чтобы бегать потом, выскребать деньги?! Сейчас отношение уже к клиентам более правильное. Уже не закрываются глаза на многие вещи. Раньше, если ты не дашь клиенту, даст другой, хотя и дороже. А клиенту всё равно, у него проекты уже горят, техника стоит. Кризис привёл всех в чувства».
По данным Рослизинга, как и в 2009 году, основное количество сделок – 67,24%, размер которых от 501 тыс. до 5 млн рублей заключались главным образом с небольшими компаниями. В период кризиса лизинговые компании предъявляли более жёсткие требования к своим потенциальным клиентам, таким образом, отсеивая мелких клиентов. Владимир Поликаров поясняет, что в кризис все «сделали для себя свои выводы: «Мы старались избегать чрезмерных рисков, роста портфеля. Пытались взвешенно подходить к портфелю, и проблемных активов у нас было немного. И сделали для себя главный вывод. Надо быть осторожным, надо быть готовым к кризису. Тем более, что для лизинговых компаний примерно раз в два года наступает период определённых сложностей».
Впрочем, пока все участники рынка прогнозируют одно — рост портфелей и нового бизнеса в этом году.
 
ЭКСПЕРТ
 
София Мороз, бывший генеральный директор Сибирской лизинговой компании
София Мороз, бывший генеральный директор Сибирской лизинговой компании
— Договоры мы не заключаем второй год. А летом прошлого года началась процедура банкротства ликвидируемого должника ЗАО «Сибирская лизинговая компания». Причиной такого развития события стала реализация в области решение региональных властей о запрете на проезд большегрузного транспорта по дорогам общего пользования, принятое в мае 2008 года. Это постановление привело к разорению большого количества наших клиентов. И как следствие  — нашей компании. А к осени 2008 года, естественно, добавился ещё и общий кризис.
Мы в течение полутора лет предпринимали множество всяческих мер, но справиться с ситуацией не мы, не наши клиенты не смогли. Дело в том, что значительная часть у нас была вложена в грузовой транспорт. Мы были лизинговой компанией для малого бизнеса. А малый бизнес в последние годы пошёл туда, куда он должен идти — в обслуживание большого бизнеса. В частности, строительные организации и угольные компании ушли от содержания собственного автотранспорта, привлекая к этому малый бизнес. Считалось, что транспорт — это ликвидный объект лизинга и года два всё активно развивалось.
Я уверена, что, если бы не произошло то, что случилось в мае 2008 года, наша компания и наши клиенты, кризис пережили бы. У нас был опыт 1998 года. Мы смогли не заключать новые договоры, а платежи пускать на выполнение обязательств перед кредиторами. Мы сократили объёмы услуг, но положительную кредитную историю — тоже. И после этого банки сами деньги предлагали. С высоты времени могу сказать, что проблемы и в последний кризис были решаемы. Финансовые результаты бы ухудшились, но это не было бы катастрофой. Компания бы встала на ноги. Я говорю об этом не умозрительно, а зная фактическое состояние дел.
Естественно, мы занимались урегулированием наших обязательств. С одной стороны мы были должны кредиторами. С другой  — лизингополучатели часть денег нам оплатили и, как бы, частично машины выкупили. Однако частично ничего в лизинге выкупить нельзя. Но для тех, кто оказался порядочным, мы сделали всё, для того, чтобы у них осталась возможность завершить выкуп. Что мы сделали? Мы своим кредиторам  — и банкам, и другим инвесторам помогали с договорами цессии. То есть, закрывая долги перед ними, переводили на них обязательства лизингодателя. И до сих пор многие наши бывшие клиенты продолжают выкупать машины, выплачивая теперь не нам, а бывшим нашим кредиторам.
У нас были условно внешние и внутренние кредиторы. Внешние кредиторы — банки, частные лица, предприятия. Перед ними мы обязательства закрыли. И остались безнадёжно, если говорить образно, должны только самим себе. На момент входа в банкротство мы и по налогам ничего не были должны. Сегодня среди кредиторов наши же компании, мы сами, как физические лица, потому что мы свои личные деньги тоже в лизинг вкладывали. Есть и налоги, набежавшие в период банкротства.
Оценивая сегодня всё, что произошло, могу сказать только одно. За 12,5 лет работы нашей компании я пришла к глубокому выводу, что лизинг — замечательный механизм для предприятий малого бизнеса. И сейчас, когда лизинговые компании, выжившие в кризис, ужесточили требования к лизингополучателям с точки зрения гарантий, залогов, процентных ставок, это плохо для экономики. Я пока не знаю, есть ли в Кузбассе компании, готовые принимать к финансированию проекты на 100-200 тыс. рублей. А мы делали проекты от 10-20-50 тыс. рублей. Я считаю, что для малого бизнеса отсутствие таких возможностей сегодня — это очень-очень плохо.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко