|
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010
Реклама — это всегда очень точный индикатор состояния экономики, как в отдельной отрасли, так и в на рынке в целом. Рекламисты одними из первых видят тенденции к её росту, падению или застою. Будучи самой динамичной частью механизма рыночных отношений, реклама вынуждена учитывать условия и особенности экономического развития, менять формы, вносить коррективы. Участники медиа-рынка утверждают, что сегодняшнее состояние рекламной отрасли в Кемерово соответствует общероссийским тенденциям.
Высокий показатель деловой активности в Кемерове до кризиса создавал все условия для бурного роста рекламного рынка. Лидирующие позиции на кемеровском рынке рекламы (по затратам) занимали ТВ реклама, пресса, наружная реклама и радио. Причём наружная реклама являлась одной из наиболее крупных частей кемеровского рекламного рынка и даже сумела стать мощным конкурентом для рекламы на телевидении.
С приходом кризиса спрос на услуги рекламы сократился почти на 40%. Самые высокие показатели снижения во время кризиса отметились в сегменте печатных СМИ. Их обороты как минимум сократились на 50%, а для некоторых категорий — до 70% (эта часть медиа-рынка ещё до кризиса стала терять свои лидерские позиции за счёт активного развития интернет-рекламы). Удержать рынок сумели те печатные СМИ, которые охватывают чётко определённую читательскую аудиторию. По мнению Анны Стариковой, начальника отдела маркетинга ООО УК «СДС-Медиа», «нишевые» издания всегда будут пользоваться достаточным спросом у рекламодателей. Рынок наружной рекламы по объёмам упал меньше чем пресса. Количество «провисов», то есть свободных мест, по данным Ирины Нелепиной, директора ООО «Управляющая компания «Сиб-Медиа» увеличилось и колебалось от 40% до 60%. Цены на «наружку» упали на 50%. Пустые рекламные конструкции заполнялись в основном социальной рекламой (до 48%).
Сегмент ТВ на медиа-рынке не уступил свою лидирующую позицию, несмотря на высокое падение оборотов (до 20-22%). Сегмент радиорекламы с начала года упал на 50%. Преимущественно в этом секторе рынка рекламы произошли корректировки по ценам. Кризис научил операторов рекламы оптимизировать расходы, искать новые подходы для размещения рекламы и более детально относится к желаниям клиента. Операторы шли на поводу у рекламодателя. Главное было удержать заказчика. В это время, по наблюдениям Ирины Нелепиной, рекламодателям старались предложить выгодные бонусные и пакетные программы. Но в целом, как отмечают многие игроки, медиа-рынок в Кемерове ужался, произошло его долевое перераспределение.
Крупные участники рекламного рынка отмечают, что в кризисный период основной отток потребительского спроса был направлен на сегмент Интернет-рекламы. По мнению Вениамина Рокуа, директора ООО «Интернет — Бизнес» (официального реселлера социальных сетей «Одноклассники» и «В Контакте») на рост спроса Интернет-рекламы повлияла его главная особенность — выгодное соотношение стоимости и эффективности. В погоне за низкой ценой и максимальным привлечением потребительской аудитории рекламодатели перебрасывали свои «кризисные» бюджеты с традиционных рекламных каналов на интернет. Стоимость Интернет-рекламы всегда была существенно ниже её более традиционных аналогов: реклама на биллборде стоит около 15 тысяч рублей, а в Интернете от 1,5-3 тысяч рублей. Так же выгодно отличает эту рекламу точный таргетинг и мощные инструменты контроля и анализа результатов рекламной кампании. Многие печатные СМИ активизировали в кризис развитие своих Интернет-ресурсов. Газеты и журналы активно переходят к практике размещения рекламы на своих электронных версиях.
Но если объём Интернет-рекламы по спросу вырос, то по денежным расходам, по рекламным бюджетам даже сократился, уменьшившись с миллионов до сотен тысяч. До кризиса доля крупных компаний, которые могли позволить себе рекламные бюджеты от 300 тысяч рублей до миллиона, в компании «Интернет — Бизнес» составляла 90% от общего числа рекламодателей. По мнению Максима Колпакова, директора ООО «А42», удержаться на рынке Интернет-рекламы компаниям помог комплексный подход к рекламе в сети, потому что общероссийский тренд, выраженный в ослаблении позиций контекстной рекламы, на рынке Кемерова пока ещё не работает. Баннерной рекламой интересуются крупные компании, которым важен бренд, а контекстная реклама пользуется высоким спросом у предприятий, занимающихся розничными, прямыми продажами.
В кризис рекламные компании стали искать нестандартные предложения для привлечения рекламодателей на рынок. Это, в частности относится к игровой рекламе, которая уже сейчас достаточно популярна, в перспективе будет пользоваться более высоким спросом среди рекламодателей. Важными условиями привлечения крупных рекламодателей является опыт и профессиональные компетенции сотрудников. Но в Кемерове сложно найти квалифицированных специалистов в области Интернет-рекламы. Несмотря на это производители Интернет-рекламы уверены, что кризис для их сегмента рынка закончился и до конца года данная часть медиа-отрасли по оборотам вырастет минимум на 50%.
Финансовый кризис успел сильно досадить и такому сегменту рекламы как полиграфия. С конца 2008 года рекламодатели сократили свои бюджеты на рекламные компании по данному сегменту от 30% до 100%. Соответственно произошли корректировки по спросу, которые колебались в разные моменты в тех же пределах. Формально на сегодняшний день в Кузбассе прекратили свою деятельность около 10% полиграфических предприятий.
Стойкий подъём спроса на услуги рекламной полиграфии в 2008 году привлёк на этот рынок большое количество новых игроков. Но, как отмечает Константин Крекнин, директор ООО «Агентство рекламных форм» они не учли низкой рентабельности этой сферы, (примерно 10-15% с постоянным снижением) и не смогли провести диверсификацию портфелей. В результате основной причиной ухода большинства компаний с рынка стал узкий спектр услуг в сегменте полиграфической деятельности. К тому же сильно повлиял ещё докризисный активный заход крупных региональных игроков из Новосибирска, Красноярска, Томска.
На сегодняшний день финансовая прослойка у компаний сильно сократилась, а рынок полиграфической продукции продолжает отличаться низкой активностью спроса рекламодателей. Поэтому в ближайшее время доля полиграфических предприятий, покидающих рынок, по прогнозам Константина Крекнина, увеличится.
Кризис сыграл очень большую роль в развитии инновации и креатива в сегменте рекламной полиграфии. Несомненно, что в ближайшие время важнейшим фактором развития полиграфического бизнеса станет внедрение инновационных технологий. Поэтому уже сейчас многие компании пересматривают свои ресурсы, меняют стратегические планы, начинают работать более эффективно. Такие направления как этикетка и упаковка на сегодняшний день являются самыми перспективными в рекламной полиграфии.
По оценкам специалистов, сегодня кемеровский рынок рекламы немного оживает, его рентабельность выйдет на 8-9%. Но о долгосрочных перспективах развития медиа-рынка пока никто из участников не говорит — всё будет зависеть от общей экономической ситуации в регионе и в стране.
|
Деловые новости[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |