-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010

Реклама как зеркало кризиса

Реклама — это всегда очень точный индикатор состояния экономики, как в отдельной отрасли, так и в на рынке в целом. Рекламисты одними из первых видят тенденции к её росту, падению или застою. Будучи самой динамичной частью механизма рыночных отношений, реклама вынуждена учитывать условия и особенности экономического развития, менять формы, вносить коррективы. Участники медиа-рынка утверждают, что сегодняшнее состояние рекламной отрасли в Кемерово соответствует общероссийским тенденциям.
 
Анна Старикова, начальник отдела маркетинга ООО УК «СДС-Медиа»
По мнению Анны Стариковой, «нишевые» издания всегда будут пользоваться достаточным спросом у рекламодателей
 
Высокий показатель деловой активности в Кемерове до кризиса создавал все условия для бурного роста рекламного рынка. Лидирующие позиции на кемеровском рынке рекламы (по затратам) занимали ТВ реклама, пресса, наружная реклама и радио. Причём наружная реклама являлась одной из наиболее крупных частей кемеровского рекламного рынка и даже сумела стать мощным конкурентом для рекламы на телевидении.
С приходом кризиса спрос на услуги рекламы сократился почти на 40%. Самые высокие показатели снижения во время кризиса отметились в сегменте печатных СМИ. Их обороты как минимум сократились на 50%, а для некоторых категорий — до 70% (эта часть медиа-рынка ещё до кризиса стала терять свои лидерские позиции за счёт активного развития интернет-рекламы). Удержать рынок сумели те печатные СМИ, которые охватывают чётко определённую читательскую аудиторию. По мнению Анны Стариковой, начальника отдела маркетинга ООО УК «СДС-Медиа», «нишевые» издания всегда будут пользоваться достаточным спросом у рекламодателей. Рынок наружной рекламы по объёмам упал меньше чем пресса. Количество «провисов», то есть свободных мест, по данным Ирины Нелепиной, директора ООО «Управляющая компания «Сиб-Медиа» увеличилось и колебалось от 40% до 60%. Цены на «наружку» упали на 50%. Пустые рекламные конструкции заполнялись в основном социальной рекламой (до 48%).
Сегмент ТВ на медиа-рынке не уступил свою лидирующую позицию, несмотря на высокое падение оборотов (до 20-22%). Сегмент радиорекламы с начала года упал на 50%. Преимущественно в этом секторе рынка рекламы произошли корректировки по ценам. Кризис научил операторов рекламы оптимизировать расходы, искать новые подходы для размещения рекламы и более детально относится к желаниям клиента. Операторы шли на поводу у рекламодателя. Главное было удержать заказчика. В это время, по наблюдениям Ирины Нелепиной, рекламодателям старались предложить выгодные бонусные и пакетные программы. Но в целом, как отмечают многие игроки, медиа-рынок в Кемерове ужался, произошло его долевое перераспределение.
 
 
Крупные участники рекламного рынка отмечают, что в кризисный период основной отток потребительского спроса был направлен на сегмент Интернет-рекламы. По мнению Вениамина Рокуа, директора ООО «Интернет  — Бизнес» (официального реселлера социальных сетей «Одноклассники» и «В Контакте») на рост спроса Интернет-рекламы повлияла его главная особенность — выгодное соотношение стоимости и эффективности. В погоне за низкой ценой и максимальным привлечением потребительской аудитории рекламодатели перебрасывали свои «кризисные» бюджеты с традиционных рекламных каналов на интернет. Стоимость Интернет-рекламы всегда была существенно ниже её более традиционных аналогов: реклама на биллборде стоит около 15 тысяч рублей, а в Интернете от 1,5-3 тысяч рублей. Так же выгодно отличает эту рекламу точный таргетинг и мощные инструменты контроля и анализа результатов рекламной кампании. Многие печатные СМИ активизировали в кризис развитие своих Интернет-ресурсов. Газеты и журналы активно переходят к практике размещения рекламы на своих электронных версиях.
Но если объём Интернет-рекламы по спросу вырос, то по денежным расходам, по рекламным бюджетам даже сократился, уменьшившись с миллионов до сотен тысяч. До кризиса доля крупных компаний, которые могли позволить себе рекламные бюджеты от 300 тысяч рублей до миллиона, в компании «Интернет — Бизнес» составляла 90% от общего числа рекламодателей. По мнению Максима Колпакова, директора ООО «А42», удержаться на рынке Интернет-рекламы компаниям помог комплексный подход к рекламе в сети, потому что общероссийский тренд, выраженный в ослаблении позиций контекстной рекламы, на рынке Кемерова пока ещё не работает. Баннерной рекламой интересуются крупные компании, которым важен бренд, а контекстная реклама пользуется высоким спросом у предприятий, занимающихся розничными, прямыми продажами.
В кризис рекламные компании стали искать нестандартные предложения для привлечения рекламодателей на рынок. Это, в частности относится к игровой рекламе, которая уже сейчас достаточно популярна, в перспективе будет пользоваться более высоким спросом среди рекламодателей. Важными условиями привлечения крупных рекламодателей является опыт и профессиональные компетенции сотрудников. Но в Кемерове сложно найти квалифицированных специалистов в области Интернет-рекламы. Несмотря на это производители Интернет-рекламы уверены, что кризис для их сегмента рынка закончился и до конца года данная часть медиа-отрасли по оборотам вырастет минимум на 50%.
 
Вениамин Рокуа, директор ООО «Интернет  — Бизнес» Максим Колпаков, директор ООО «А42» Константин Крекнин, директор ООО «Агентство рекламных форм»
 По мнению Вениамина Рокуа, на рост спроса Интернет-рекламы повлияла его главная особенность – выгодное соотношение стоимости и эффективности
 Максим Колпаков, считает, что общероссийский тренд, выраженный в ослаблении позиций контекстной рекламы, на рынке Кемерова пока ещё не работает
 По словам Константина Крекнина, основной причиной ухода большинства компаний с рынка стал узкий спектр услуг в сегменте полиграфической деятельности и активный заход крупных региональных игроков из Новосибирска, Красноярска, Томска
 
Финансовый кризис успел сильно досадить и такому сегменту рекламы как полиграфия. С конца 2008 года рекламодатели сократили свои бюджеты на рекламные компании по данному сегменту от 30% до 100%. Соответственно произошли корректировки по спросу, которые колебались в разные моменты в тех же пределах. Формально на сегодняшний день в Кузбассе прекратили свою деятельность около 10% полиграфических предприятий.
Стойкий подъём спроса на услуги рекламной полиграфии в 2008 году привлёк на этот рынок большое количество новых игроков. Но, как отмечает Константин Крекнин, директор ООО «Агентство рекламных форм» они не учли низкой рентабельности этой сферы, (примерно 10-15% с постоянным снижением) и не смогли провести диверсификацию портфелей. В результате основной причиной ухода большинства компаний с рынка стал узкий спектр услуг в сегменте полиграфической деятельности. К тому же сильно повлиял ещё докризисный активный заход крупных региональных игроков из Новосибирска, Красноярска, Томска.
На сегодняшний день финансовая прослойка у компаний сильно сократилась, а рынок полиграфической продукции продолжает отличаться низкой активностью спроса рекламодателей. Поэтому в ближайшее время доля полиграфических предприятий, покидающих рынок, по прогнозам Константина Крекнина, увеличится.
Кризис сыграл очень большую роль в развитии инновации и креатива в сегменте рекламной полиграфии. Несомненно, что в ближайшие время важнейшим фактором развития полиграфического бизнеса станет внедрение инновационных технологий. Поэтому уже сейчас многие компании пересматривают свои ресурсы, меняют стратегические планы, начинают работать более эффективно. Такие направления как этикетка и упаковка на сегодняшний день являются самыми перспективными в рекламной полиграфии.
По оценкам специалистов, сегодня кемеровский рынок рекламы немного оживает, его рентабельность выйдет на 8-9%. Но о долгосрочных перспективах развития медиа-рынка пока никто из участников не говорит — всё будет зависеть от общей экономической ситуации в регионе и в стране.

ЭКСПЕРТ
Светлана Григорьева, директор ООО «Агентство Большая Медведица»
Светлана Григорьева, директор ООО «Агентство Большая Медведица»
В разгар провального для рекламистов 2009 года на рынке произошло знаковое событие: попытка сетевых агентств потеснить «под шумок» кризиса все локальные агентства. Крупные сетевые игроки подкинули в пылающий огонь идею постоплаты, которую заказчики, переживающие не лучшие времена, приняли «на ура», поэтому подобная тенденция сохранилась и в 2010 году. В результате в сегменте остались сетевые агентства и небольшие локальные фирмы со штатом до 10 человек». В крупных рекламных компаниях произошли процессы оптимизации и реструктуризации — некоторые отделы вообще закрыли.
Ещё одной заметной тенденцией рынка рекламы стала его узкая специализация. Сегодня практически невозможно встретить рекламное агентство полного цикла. Кто-то занимается размещением рекламы в маршрутных такси, на кассах, в лифтах, на ситилайтах. Кто-то — сувенирной продукцией, кто-то — другими видами рекламы: полиграфическими услугами, созданием фирменного стиля, анимационной рекламой. Внешняя реклама, по прогнозам аналитиков, должна была рухнуть первой во время кризиса, но этого не случилось. Сегодня мы наблюдаем в Кемерово и других городах области её невиданное засилье. В Кузбассе «наружка» по-прежнему правит балом. Причины этого две: во-первых, продавать такую рекламу проще, рекламодатель видит место и видит баннер, на котором размещена его реклама, а во-вторых, федеральные компании продолжают преимущественно использовать только традиционные рекламные носители (TV и «наружка»).
Так же с приходом кризиса совпала ещё одна тенденция в рекламной отрасли: в последние два года резко упал спрос на курьерское распространение рекламы по почтовым ящикам. По статистике, 95% такой рекламной продукции оказывается в мусорном ящике. Сегодня компании, специализирующиеся на таких услугах, переквалифицировались на производство и распространение красочных флайеров, которые прикрепляются к дверным ручкам квартир. Отмирает и привычная расклейка реклам на щитах.
Ссамой неприятной особенностью для рекламного рынка стал сильный демпинг. С наступлением тяжёлых времен на рынке рекламного бизнеса резко возросла конкуренция. И 2009 год заставил всех игроков усиленно демпинговать, но сегодня рынок вышел на рациональные цены, устраивающие и заказчиков, и исполнителей. Преодолеть сильный демпинг на рынке помогают договоренности между рекламными компаниями.
Во время кризиса рекламодатели стали искать нестандартные площадки для размещения рекламы. Интернет стал недорогой и эффективной маркетинговой площадкой. Потенциал Интернет-маркетинга поистине безграничен и предоставляет всё новые и новые возможности для разработок различных стратегий продвижения. Например, популярной площадкой в Интернете являются социальные сети, сейчас там собрана идеальная аудитория для производителей. По данным Internet World Stats, численность интернет-пользователей в России постоянно растёт и повышается её активность, в том числе за счёт популярности социальных сетей. С лета 2009 по лето 2010 суточная аудитория Интернет-пользователей выросла с 21% до 29%, степень активности увеличилась на 7%.
Но кроме растущей и активной аудитории потенциальных покупателей, социальные сети предоставляют в своем «профиле» практически всю необходимую информацию — пол, возраст, род занятий, место жительства. Прямо-таки полный набор инструментов для определения целевой аудитории. Вообще, реклама в социальных сетях выглядит едва ли не идеальным видом продвижения товара. При этом она требует относительно низких затрат по сравнению, например, с телевизионной или другими видами мультимедийной рекламы.

 

 


Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко