-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010

Несгибаемая связь

Развитие современной телекоммуникационной отрасли идёт параллельно с общеэкономическими процессами. В силу её специфики, такой, как сохранение и даже рост спроса на основные виды услуг связи, быстрое технологическое улучшение и удешевление основных производственных процессов, вызвать спад в отрасли может разве что какой-то серьёзный социально-экономический катаклизм (война внешняя или внутренняя, распад государства и т.п.). Представители отрасли признают, что по мере продвижения на одном поле деятельности развитие технологии и возникающий спрос населения создают предпосылки для нового роста. Общеэкономический кризис повлиять на этот процесс может только косвенно, удорожанием банковских кредитов, например, или падением цен на акции телекоммуникационных компаний. Что, впрочем, не исключает частных проблем — структурных спадов, кризисов в отдельных компаниях и др.
Директор кемеровского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Александр Рейхерт отмечает, что кризис, к примеру, сказался на ведущих предприятиях региона, а они все оказались абонентами компании. Произошел их некоторый «отсев», т.к. предприятия сокращали расходы, где возможно, отказывались и от части телефонов фиксированной связи. Но обстоятельство не оказалось решающим, и даже в этот кризисный год доходность филиала увеличилась.
 
Александр Рейхерт, директор кемеровского филиала ОАО «Сибирьтелеком»
По оценке Александра Рейхерта, создание так называемого «большого «Ростелекома», объединения ОАО «Ростелеком» с семью межрегиональными компаниями связи, проведённое в этом году — «самое значимое событие в отрасли»
 
Зато появилась возможность предложить освободившиеся номера населению, другим предприятиям. И кстати, несмотря острую конкуренцию с мобильной связью, спрос на проводную связь сохранился. Правда, сегодня практически все ее операторы пошли на снижение платы «входного билета». «Сибирьтелеком», в частности, регулярно проводит акции, в рамках которых стоимость подключения уменьшается до 1 тыс. рублей или даже до 1 рубля. Опять же поспособствовало совершенствование технологии — обновление технической базы, переход на цифровые телефонные станции, на которых расширить абонентскую базу легко, достаточно добавить несколько блоков. А если на продажу предлагается в определенном доме освободившийся номер, к которому уже проложен провод, и это подключение оплатил предыдущий абонент, логику предложения этого номера заново за 1 рубль легко понять.
Подобные маркетинговые приемы и без кризиса были хорошо известны компаниям сотовой связи. В период падения доходов населения многие из них стали придумывать новые предложения, от которых потребитель мог даже выиграть. К примеру, компания МТС, по данным Станислава Сарычева, коммерческого директора филиала в Кемеровской области, придумала специальный своего рода антикризисный тариф. В результате на него в итоге перешел каждый четвертый абонент компании в регионе, что стало рекордом тарифной популярности. Подобные шаги предприняли и другие компании, что не могло не обострить и без того ожесточенную конкуренцию на этом рынке.
Впрочем, но это уже с кризисом не связано, конкуренция стала перетекать из сферы голосового трафика в передачу данных, мобильный интернет. Его возможности сильно расширились с внедрением (опять улучшение технологии) сетей «третьего поколения» (3G). Показательно, что все три компании из так называемой «большой тройки», развернули эти сети в самый разгар кризиса, в середине прошлого года («МегаФон» в конце 2009 года). И сегодня ставят перед собой задачи покрыть этими сетями максимальную обитаемую площадь региона. Сегодня 3G различных операторов или даже трех сразу может работать уже в небольших поселках, вдоль основных автотрасс региона, не говоря уже о крупных городах.
Хотя в этом сегменте рынка телекоммуникационных услуг конкурируют между собой участники «большой тройки», в меньшей степени «Скай Линк», а ещё два мобильных оператора не располагают для работы в 3G необходимыми частотными лицензиями, тарифная война развернулась и здесь. Прямым указанием на это является рост доходов от услуг передачи данных. Как подчеркивает Вадим Севастьянов, директор Кузбасского регионального отделения СФ ОАО «МегаФон», темпы этого роста намного ниже темпов роста самого трафика. Иначе говоря, абоненты потребляют все больше данных за меньшие деньги. Это возможно только при снижении цен на услуги мобильного Интернета, появления безлимитных тарифов, точнее, уже целых «линеек» таких тарифов и других снижающих стоимость факторов.
В таких обстоятельствах эти услуги, пусть пока и не всегда явно, не могут не создавать конкуренцию операторам проводного Интернета. Они это понимают и начинают отвечать, снижают тарифы, повышают скорость в рамках существующих тарифов, что все равно ведет к падению стоимости трафика. Или стремятся стать операторами широкого профиля. Это, как поясняет Александр Рейхерт, когда по одной линии абоненты смогут получать сразу три услуги — телефонию, широкополосный доступ в Интернет и интерактивное телевидение. Впрочем, в подобном интегрированном виде еще до кризиса стали развиваться и «большая тройка» мобильных операторов.
Ответом холдинга «Связьинвест», контролирующего большинство компаний фиксированной связи России, стало создание так называемого «большого «Ростелекома», объединения ОАО «Ростелеком» с семью межрегиональными компаниями (МРК) связи, проведенное в этом году. По оценке Александра Рейхерта, «это, пожалуй, самое значимое событие в отрасли». Тем более, что в объединенную таким способом группу компаний «Связьинвест» войдут не только МРК, но их мобильные активы. В «Сибирьтелекоме» — это ЕТК и «Байкалвестком». В результате мобильный бизнес в группе «Связьинвест» может стать еще одним общероссийским оператором сотовой связи.

ЭКСПЕРТ
Эдуард Гришанов, региональный директор компании «РК-Телеком»
Эдуард Гришанов, региональный директор компании «РК-Телеком»
На первый взгляд ни о каком кризисе в отрасли и речи нет, и когда промышленный сектор загибался от дефицита заказов и падения цен на мировом и внутреннем рынках, а покупательная способность неуклонно падала, интернет-провайдеры и сотовые операторы якобы жировали. Это не совсем так, по крайней мере, по экономическим показателям отрасль в 2009 году выглядела куда менее впечатляюще, нежели годом ранее. Да, компании продолжали развиваться и опередили представителей других рынков услуг. Но развитие обернулось для них другим кризисом, идеологическим, — серьёзно изменилась парадигма бизнеса в этой отрасли.
Во-первых, произошло укрупнение бизнеса. «Большая тройка» приобрела новые активы в смежных сегментах и в своем секторе, к началу 2011 года должно произойти объединение «Связьинвеста» и «Ростелекома», «Энфорта» нашу кузбасскую компанию «КТС». Во-вторых, слишком затянулся период выдачи частот на LTE, связь «четвертого поколения», и надежды операторов на регулирующие органы наверно уже пропали. Через полгода — год получение этих лицензий будет уже неактуально, придут новые более эффективные технологии. В-третьих, телеком, как отрасль инфраструктурная и жизненно важная, окажется в подобной ситуации своеобразной «тихой гаванью» для вложений. Куда более привлекательной, чем, скажем, инвестиции в туризм, торговлю или строительство.
В этой ситуации складывается определенный парадокс, когда сравнительно небольшие компании второго-третьего эшелона, чье будущее еще полгода назад представлялось вполне безрадостным, окажутся в лучшем положении по сравнению со стремительно развивавшимися лидерами рынка, набравшими очень много кредитов. Магистральный трафик стоит сейчас уже недорого, имеющееся оборудование способно проработать еще довольно долго до выработки своего ресурса, ставки аренды после начала кризиса ощутимо упали, основная масса затрат номинирована в рублях. В таких обстоятельствах и при отсутствии необходимости обслуживать кредиты и закупать оборудование для завершения начатых мега-проектов небольшие компании могут удерживать рублевые цены очень и очень долго.
Для всех участников сотового рынка России в период кризиса было характерно не падение, а скорее, существенное замедление темпов роста. 2009 год для всех он был непростым, клиенты действительно в начале года стремились любым возможным способом провести оптимизацию расходов. Однако в четвёртом квартале 2009-го даже в корпоративном секторе начался рост потребления услуг. Сотовые операторы замечают, что позитивных показателей по выручке им во многом удалось добиться благодаря интересу абонентов к мобильному интернету. Объем трафика в сегменте физических лиц увеличился в разы. Теперь операторы надеются, что в будущем их доходы прирастут и за счет передачи данных в корпоративном секторе.
У интернет-провайдеров ситуация аналогичная. Главная характеристика 2009 года с точки зрения экономики — замедление темпов развития. Да, прошлый год был рекордным по объёму выручки за последние десять лет существования, но прирост к 2008 году был совсем небольшой. Однако основную роль здесь сыграл даже не кризис, а естественные причины — насыщение рынка, снижение стоимости услуг. В начале прошлого года операторы фиксировали стремление некоторых абонентов переключаться на более дешевые тарифы, но к концу года тенденция поменялась на обратную.
Арсенал средств конкурентной борьбы на поле местной фиксированной телефонии совпадает с тем, что используют компании сотовой связи. Это все имеющиеся в наличии механизмы привлечения и удержания абонентов: комплексность услуги, гибкая тарифная политика, повышение качества связи и сервиса, дополнительные услуги. Характерный пример — снижение стоимости подключения телефона, к которой прибегают многие операторы.
Прошлый год для телекома во многом стал переломным. Его главный итог — компании в сфере предоставления основных услуг связи обогнали потребности клиента. Во многом это связано со снижением стоимости интернета и одновременно с увеличением пропускной способности сетей всех операторов. Телекоммуникационный рынок из рынка продавца окончательно превратился в рынок покупателя. Сегодня провайдер должен предоставить абоненту не только связь, но и дополнительные услуги, качественный сервис. Началась конкуренция мобильных операторов с проводными, правда, ещё не слишком явная.
Телекоммуникационное будущее Сибири просматривается вполне чётко. Ближайшие пять лет операторы наверняка будут обгонять потребности пользователей и возможности контент-провайдеров (вероятно, кто-то из операторов сам займется производством контента). Причем, эта отрасль проецирует картину будущего прочих рынков услуг. Когда они достигнут насыщения, скорее всего, тенденции там будут практически такими же. Им придётся придумывать дополнительные фишки, конкурировать по объёму услуг и ценам.

  

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко