-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010

Отдалённые последствия

В текущем году страховой рынок Кемеровской области после кризисного падения вновь показал рост. В то же время о преодолении кризисных явлений говорить ещё рано — по оценкам экспертов, очищение рынка от финансово неустойчивых компаний может занять не один год.
В условиях кризиса страховая отрасль Кузбасса продемонстрировала относительную стабильность. По мнению начальника управления ценных бумаг и страхового рынка обладминистрации Нелли Малютиной, данный факт можно объяснить сравнительно небольшой долей страхового рынка в региональной экономике. После снижения объёмов страховых премий в 2009 году, в этом году отрасль опять пошла в рост. Так, по данным Федеральной службы страхового надзора, за 9 месяцев текущего года страховые компании собрали в Кемеровской области на 5,4% больше страховой премии, чем за 9 месяцев прошлого года. По этому показателю рынок достиг докризисных объёмов и даже немного превысил их (4,168 млрд рублей за 9 месяцев 2010 года против 4,144 млрд за 9 месяцев 2008 года).
 
Нелли Малютина, начальник управления ценных бумаг и страхового рынка обладминистрации
По мнению Нелли Малютиной, то, что страховая отрасль Кузбасса продемонстрировала относительную стабильность в кризис можно объяснить сравнительно небольшой долей страхового рынка в региональной экономике
 
Среди наиболее заметных тенденций — рост премии по страхованию жизни. В первом квартале 2010 года, впервые после кризисного падения, сборы по этому виду выросли, причём сразу на 13%. За 9 месяцев текущего года объём страховой премии на 27,3% превысил аналогичный показатель прошлого года. Стоит отметить, что за последние 3 месяца темпы роста данного рынка увеличились  — по итогам первого полугодия рост в сравнении с 2009 годом фиксировался на уровне 22,3%. Что примечательно, страхование жизни  — это единственный вид страхования, по которому выплаты снизились, причём весьма заметно — на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Быстрее рынка растёт также личное страхование (на 24,3%), страхование ответственности (на 17,1%). Незначительно (на 0,7%) повысился объём выплат. В то же время ситуация по разным видам страхования неодинаковая — к примеру, по добровольному страхованию ответственности выплаты выросли на 17% (к 9 месяцам прошлого года).
Конечно, количественные данные не отражают в полной мере ситуацию в сфере страхования.
С наступлением кризиса в экономике, когда снизились объёмы банковского кредитования, за счёт чего активно росли поступления федеральных страховщиков в течение нескольких лет, компаниям экстренно пришлось корректировать свою рыночную стратегию, искать новые каналы продаж. Приоритетом стало развитие агентских сетей, переориентация с корпоративного сегмента на розничные продажи. На фоне общего снижения платежеспособности людей и компаний обострилась проблема демпинга. Как это часто бывает, «ценовой» метод решения вопроса некоторым участникам рынка показался наиболее простым и действенным методом решения вопроса. Как следствие, финансовая устойчивость таких страховщиков оказалась под вопросом, увеличилось число жалоб клиентов на необоснованные отказы в выплатах, от чего страдает репутация для всей отрасли.
Стоит отметить, что проблема демпинга возникла в страховании задолго до кризиса. Таким методом завоевания своей доли рынка пользовались не только компании-однодневки, рассчитывающие в короткий срок обзавестись внушительной клиентской базой, но и вполне серьёзные страховщики при заходе в новый для себя регион. После того как компания занимает свою долю рынка, её тарифная политика постепенно выравнивается. По мнению экспертов, отчасти такая стратегия допустима, если у компании накоплены большие страховые резервы: даже если в каком-то регионе тарифная политика была выбрана неправильно и возникли убытки, финансовые ресурсы за пределами помогут оплатить возникшие страховые события. Хуже, если такую политику ведёт мелкая компания: в этом случае любое экономическое неблагополучие может стать для неё фатальным.
Конечно, демпинг не стал единственной стратегией для страховщиков в кризис. Ряд компаний в качестве альтернативы избрали повышение качества предоставляемых услуг: именно в кризис нашли возможность увеличить число филиалов и представительств, перевести офисы в более комфортные для посетителей помещения. Хотя в кризис повысился уровень страховых мошенничества, и страховщики в своём стремлении улучшить финансовые результаты деятельности стали ещё более тщательно проверять все страховые случаи, некоторые компании сообщают о сокращении сроков выплат. «Ждать выплаты страхового возмещения по 2-3 месяца — это не нормально, — уверен директор Кемеровского филиала ОАО «Военно-Страховая компания» Борис Симаков. — К примеру, мы сократили срок выплаты по КАСКО до 15 дней».
Приспосабливаясь к финансовым возможностям клиентов, компании стали разрабатывать «антикризисные» продукты. Распространение получили страховки, наполнение которых формирует сам клиент. «Многие компании сейчас превратили свои программы в конструктор Lego», — рассказывает директор кемеровского филиала «РЕСО-Гарантия» Наталья Владыкина. — Клиент может подобрать любой набор рисков, от этого зависит стоимость». Среди новинок рынка — программы короткого страхования недвижимости. Квартиру по ним можно застраховать даже на месяц — как правило, такие решения пользуются спросом, если клиент планирует поездку.

ЭКСПЕРТ
Борис Симаков, директор Кемеровского филиала ОАО «Военно-Страховая компания»
Борис Симаков, директор Кемеровского филиала ОАО «Военно-Страховая компания»
В кризис платежёспособность клиентов резко снизилась, в то же время потребность в страховой защите осталась. За последние годы изменилось отношение людей к страхованию. Некоторые законодательные акты (например, закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, ОСАГО) вводились довольно жёстко по отношению к населению, зато сегодня каждый автомобилист имеет полис и людей уже не нужно заставлять страховаться. Уверен, что если завтра ГИБДД вдруг перестанет проверять наличие страховки, люди всё равно будут продолжать страховать свою ответственность на дороге.
Одна из главных тенденций, которую выявил кризис — это неспособность отдельных страховых компаний выполнить свои обязательства перед клиентами. А не смогли они потому, что вели неправильную тарифную политику, вследствие чего не сформировали достаточных страховых резервов. К сожалению, в кризис многие компании посчитали демпинг основным инструментом в конкурентной борьбе за клиента. Я убеждён, что такие компании паразитируют на страхователе, потому что не могут обеспечить ему надёжную защиту. Более того, их действия на рынке вынуждают необоснованно снижать тарифы даже серьёзных страховщиков: а как быть, если у тебя отбирают клиента, с которым ты давно работаешь?! Разница в том, что у крупной компании сформированы большие резервы, и она выстоит. А вот сможет ли выжить на рынке та компания, которая снижала тарифы, не имея для этого достаточной финансовой устойчивости?
Порой я узнаю о совершенно вопиющих случаях — отдельные страховщики пытаются продавать полисы ОСАГО на 50% дешевле, чем это предписано законом. В результате они не только не сформируют резервы, но и ставят клиента в, мягко говоря, неудобное положение перед финансовыми органами. В то же время нужно отметить, что подход клиентов к выбору компании в последнее время стал более взвешенным, большинство не падки на дешевизну и оценивают прежде всего качество страховой защиты. Как правило, на это влияет положительный или отрицательный опыт получения страхового возмещения, отзывы друзей и знакомых.
Неграмотная тарифная политика приведёт к тому, что рано или поздно такие компании вынуждены будут уйти с рынка. Компании с развитой сетью представительств, агентской сетью и клиентской базой, вероятно, купят другие, более крупные страховщики. Укрупнение рынка — ещё одна тенденция. Не сомневаюсь, что будущее — за первыми 20-30 федеральными компаниями. Уже лет через 5 на рынке останется не более 40-50 страховщиков. Я очень позитивно отношусь к территориальным страховым компаниям — как правило, они занимают те ниши, в которые «не доходят» федеральные страховщики, мы с ними почти не сталкиваемся и не конкурируем. Но, скорее всего, уйти с рынка за счёт присоединения к другим страховщикам придётся и им.
Стоит отметить, что далеко не по всем видам страхования тарифы сегодня снижаются. По некоторым видам даже растут. Ярким примером является Губернская программа ДМС: сегодня стоимость полиса по ней выше, чем когда эту программу вводили. Это говорит о том, что власти Кузбасса понимают: нельзя снижать цены постоянно, иначе потом у компаний возникнут проблемы.  

 

 


Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко