-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010

Машиностроение не в настроении

 
Отрасль, пережившая в прошлом году едва ли не самый глубокий в промышленности региона спад производства, начала восстанавливаться
 
В кузбасском машиностроении в 2010-м году наметились положительные тенденции. Отрасль, пережившая в прошлом году едва ли не самый глубокий в промышленности региона спад производства, начала восстанавливаться. По данным Кемеровостата, оборот кузбасских организаций по производству машин и оборудования в январе-октябре 2010 года составил 19,02 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого это на 37% больше. В октябре (2,75 млрд рублей оборота) рост по сравнению с октябрём 2009 года составил уже 84%.
Об увеличении производства заявляют и отдельные представители отрасли. По информации ХК «СДС-Маш», её дочернее предприятие ООО «Подземтрансмаш», выпускающее оборудование для шахт и обогатительных фабрик, за 9 месяцев 2010 года увеличила производство на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост производства в холдинге связывают с возвращением спроса на докризисный уровень, увеличением номенклатуры выпускаемой продукции, а также расширением географии поставок по Сибири и Дальнему Востоку: «Из-за снижения спроса в кризисный период появилась необходимость активнее искать заказчиков за пределами области, что в итоге привело к получению ряда заказов. Так, в текущем году была изготовлена партия 60 тыс. комплектов анкерной крепи для шахт Якутии».
В целом же по предприятиям холдинга «СДС-Маш» производство за первое полугодие 2010 года выросло в 4,6 раза по сравнению с таким же периодом 2009 года. В основном в ОАО «Алтайвагон». Сходные темпы роста в этом году можно увидеть и на некоторых других машиностроительных предприятиях Кузбасса.
Однако данные о быстром росте не улучшают настроение в отрасли. Пока уверенного роста рынка нет, — считают многие кузбасские машиностроители, — и восстановление после кризиса будет продолжаться длительное время. Осторожное отношение специалистов к наметившемуся росту объясняется зависимостью машиностроительной отрасли в Кузбассе от базовых отраслей таких как угольная, металлургическая, химическая. Поэтому пока не станет ясно, вышли ли они из кризиса, подводить его итоги рано. Тем более, что для многих предприятий отрасли кризисный 2009 год перешел и в нынешний год, обернувшись банкротством и необходимостью искать инвесторов. Весной 2010 года о своём банкротстве заявило топкинское ЗАО «Сибтензоприбор», руководство которого теперь надеется отыскать инвестора, который бы спас положение. В октябре этого года ООО НПО «Кузбассэлектромотор», один из крупнейших в России производителей взрывобезопасных электродвигателей и пусковой аппаратуры для угольной отрасли, в первом квартале 2010 года сообщавший о пятикратном росте объема заказов, было признано несостоятельным.
Еще раньше, в конце 2008 года началось банкротство ленинск-кузнецкого ЗАО «Кузбассэлемент», кризис которого начался еще раньше, до экономического кризиса, и к октябрю 2008 года производство на заводе уже было остановлено. В прошлом году имущество этого предприятия, выпускающего аккумуляторы, было выставлено конкурсным управляющим на торги, но безуспешно. Не дали результата и проведенные осенью нынешнего года торги, проведенные в виде публичного предложения. За исключением крупной подстанции, которую приобрело ОАО «МРСК Сибири», желающих на основные активы завода так и не нашлись. Теперь их придется продавать за недорого и по частям, соответствующее решение кредиторы «Кузбассэлемента» приняли в ноябре нынешнего года.
Не помогла этому предприятию и материальная поддержка властей Кемеровской области и Ленинска-Кузнецкого. Она была оказана, когда «Кузбассэлемент» был признан банкротом, и последовала после протестов работников завода, вышедших на центральный проспект города в июне 2009 года с требованиями погашения задолженности по зарплате. В итоге предприятию из средств областного бюджета была выделена ссуда, которая и пошла на эти цели. Небольшая помощь была оказана также и ООО «НПО «Кузбассэлектромотор» — областные власти выкупили у предприятия здание заводоуправления, чтобы также погасить долги по зарплате и хоть как-то сократить дефицит оборотных средства. От банкротства эта сделка не спасла, но это кемеровское предприятие, в отличие от «Кузбассэлемента», хотя бы сохранило свое производство в новой юридической оболочке.
В целом же власти, хотя и пытались, но не смогли оказать отрасли должной поддержки, которая бы позволила машиностроению не войти в глубокий кризис или выйти из него. Сама изменившаяся обстановка заставила машиностроителей корректировать основные направления работы. Строительная и добывающая отрасли  — традиционные крупные заказчики машиностроителей — в кризис перестали заказывать технику, и производители машин стали расширить линейку производства. Например, «Юрмаш», известный в первую очередь как производитель горно-шахтного оборудования (ГШО) и подъёмно-транспортной техники, в октябре нынешнего года объявил об открытии нового производства — бензовозов. На сайте компании сообщается о выпуске в первую очередь трёх моделей — автоцистерны на шасси КамАЗа и двух полуприцепов-цистерн. Очевидно, что спрос на технику для перевозки ГСМ в меньшей степени зависим от экономических колебаний, хотя доходность этой продукции явно меньше доходности ГШО и строительной техники. По словам представителя «Юрмаша», производство бензовозов пока не является серийным и запущено только для изучения спроса.
Другой крупный производитель горно-шахтного оборудования — ОАО «Анжерский машиностроительный завод»  — под воздействием изменившейся конъюнктуры активизировал внутренние резервы. По данным пресс-службы обладминистрации, «Анжеромаш» в 2010 году повысил качество своей продукции, при этом на 30% увеличив производительность труда. В начале года заводу удалось выиграть тендер среди производителей России и зарубежных стран на предоставление конвейера «Анжера — 34», стоимостью 86 млн рублей на шахту «Сибиргинская» компании «Южный Кузбасс» (группа «Мечел»). «Эта техника отвечает требованиям промышленной безопасности, и хорошо зарекомендовала себя на других шахтах компании,  — пояснил выбор поставщика управляющий директор ОАО «Южный Кузбасс» Виктор Скулдицкий. — Кроме того, использование нового лавного конвейера позволит максимально снизить технологические простои на ремонт и межсменное обслуживание, увеличить объёмы добычи коксующегося угля по компании и производительность труда по шахте «Сибиргинская». При этом региональные производители продолжают сетовать на рост цен на материалы и комплектующие, использующиеся в производстве. «Существенными представляются риски, связанные с увеличением цен на сырье (прокат черных металлов) и комплектующие материалы (подшипники, электродвигатели и т.п.), так как затраты связанные с их приобретением, в составе себестоимости изготавливаемой ОАО «Анжеромаш» продукции, являются самыми значительными. Данные риски могут существенно снизить рентабельность выпускаемой продукции и уменьшить получаемую прибыль — до нуля», — говорится в квартальном отчёте компании.
Улучшить положение машиностроителей может активное кредитование отрасли, однако пока предлагаемые банками кредитные продукты остаются не очень удобным средством пополнения оборотных средств для кузбасских производителей техники. Отсутствие доступных финансовых инструментов осложняет конкурентную борьбу машиностроителей с иностранными производителями, в частности — с китайскими. «К сожалению, мы стали менее конкурентоспособны, — говорит один из кузбасских машиностроителей. — Импортёры техники предлагают более льготные финансовые условия поставок. На рынке появилась китайская техника, которая за счёт низкой себестоимости (а Китай щедро субсидирует свою промышленность) и отсутствию защитных таможенных барьеров делает нашу продукцию неконкурентоспособной. Государство должно защищать своих производителей, но этого, к сожалению, не происходит. Если и есть подвижки в этом направлении, то очень медленные. Помимо внешних факторов есть и внутренние: НДС удорожает нашу продукцию на 18%, а это не может не сказаться на конкурентоспособности».
Низкий спрос на местные машины связан и с невозможностью передавать потребителю готовую продукцию в лизинг. Одним из преимуществ иностранных производителей техники является именно лизинг, считают представители региональных производств. Кузбасские машиностроители из-за недостатка оборотных средств лишены этого финансового инструмента, делающего их продукцию более доступной для покупателей. В то время как готовая импортная техника уже есть в наличии у дилеров иностранных фирм, и сервисным центрам остаётся только найти покупателя, предоставив ему машину в лизинг.
Государство не предпринимает мер, чтобы спасти отрасль от застоя, считает другой представитель машиностроительной отрасли. «Сейчас рост объёмов производства некоторых предприятий машиностроения вышел на уровень 2008 года. Однако предпосылок для дальнейшего развития нет. Растущие цены на уголь и металл ставят машиностроителей в невыгодные условия, делая производство низкорентабельным, а цены на продукцию — слишком высокими. Что касается лизинга, то у нас с этим проблем нет, как и с кредитованием. Сложность с получением кредитов есть только у тех предприятий, которые не могут подтвердить свою кредитоспособность».
По словам одного из представителей банков, проблем с выдачей кредитов крупным машиностроителям Кузбасса нет: «Мы охотно кредитуем крупные машиностроительные предприятия, так как большие кредиты выдавать всегда выгоднее. Лизинг для банка ещё более выгодный продукт — у него малые риски. Однако при лизинге все риски на себя берёт лизинговая компания, поэтому тут уже она более внимательно подходит к решению о предоставлении этой услуги. Впрочем, критерии в данном случае почти такие же, как и при выдаче кредита».
Ставить всех машиностроителей в один ряд нельзя, считают в другом банке: «У кого-то дела идут лучше, у кого-то хуже. Решения о выдаче кредита принимаются отдельно в каждом конкретном случае. Единой тенденции выявить невозможно». Следует отметить, что, некоторые предприятия, в частности «Анжеромаш», по словам банковского представителя, вообще обходятся без кредитов, предпочитая размещать депозитные вклады на как можно более высокий процент.

ЭКСПЕРТ
 Валерий Тарасов, главный инженер ООО «Юргинский машзавод»
Валерий Тарасов, главный инженер ООО «Юргинский машзавод»
Ближайшая перспектива отрасли  — ожидание повышения спроса и покупательской способности потребителей продукции машиностроения. Предпосылки к этому есть. Если Китай из экспортёра угля превратится в его импортёра, то часть угля будет закупаться в Кузбассе, а это приведёт к повышению его добычи на наших шахтах и, надеемся, на нашем оборудовании. Активизация строительного рынка подтолкнёт производство грузоподъёмной техники и т.д. Готовятся к выпуску и предложению на рынок и новые изделия нашего производства.
Кризис наступил, как это всегда бывает, внезапно, хотя о его неизбежности нас предупреждали заранее. Потеряли от него все. В настоящее время стоит вопрос о восстановлении производства до докризисного уровня и только затем наступит время перспектив. Но, как это ни парадоксально, перспективы зарождаются в трудные моменты, а реализуются после того, как эти трудные времена проходят.
Для машиностроителей кризис продолжается. Для нашего предприятия падение рынка вылилось в снижение заказов на краны из-за кризиса в строительной отрасли. Снижение выплавки стали не могло не отразиться и на добыче коксующихся углей, а соответственно, и на закупке техники для её добычи. Стоит отметить, что при снижении уровня закупок новой техники возрастает объём заказов на ремонт и восстановление техники, находящейся в работе. И даже сейчас, когда все говорят о завершении кризиса, потребители не торопятся приобретать новую технику в больших количествах, ищут более льготные условия приобретения техники, такие как лизинг, рассрочка платежей и другие. В этих условиях сложно говорить о полном завершении кризиса. Кризис в машиностроении закончится тогда, когда потребителям понадобится новая техника в больших объёмах для развития и расширения своего бизнеса.

 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко