-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 4 от 22.12.2010

Андрей Торик: «Основной капитал – это люди»

Андрей Торик, президентом группы компаний Стройкомплект (ООО «Большой ремонт»)
Экономический кризис, практически обрушивший строительную отрасль, неизбежно сказался на рынке строительно-отделочных материалов. О том, как в этих условиях удалось не только выжить, но и найти новые возможности для укрепления рыночных позиций, мы беседуем с президентом группы компаний Стройкомплект (ООО «Большой ремонт») Андреем ТОРИКОМ.
 
— Андрей Юрьевич, чем крупнее компания, тем выше её расходы на содержание всех активов. Как вам удалось выстоять в условиях резкого снижения спроса, да ещё сохранить все направления бизнеса — и розницу, и оптовое направление и premium-сегмент?
— В 2008 году почти за один месяц объёмы продаж по нашей компании упали примерно в 3 раза. Расходы на тот момент оставались прежними. Обязательств же перед персоналом, банками, поставщиками и партнёрами никто не отменял. Оглядываясь назад, я понимаю, что выстоять компании в кризис помогла цепочка правильно принятых решений. Так, например, для того чтобы оптимизировать работу розничной сети «Большой ремонт», был пересмотрен её ассортимент, изменено сегментирование. В частности, было осуществлено чёткое распределение ассортимента на ценовые сегменты. Такая концепция учитывала возможности наших клиентов в каждом конкретном городе присутствия магазинов «Большой ремонт» и позволяла более тщательно детализировать весь ассортимент в зависимости от формата магазина. По сути, мы ушли в более дешёвую ценовую нишу. Нельзя сказать, что на тот момент у покупателей совсем отпала потребность в строительно-отделочных материалах, просто люди не готовы были платить за товары такие же деньги, как прежде. Стал очевидным факт, что основную часть своих средств население стало тратить на первоочередные нужды: продукты питания, коммунальные платежи и т.п. С задачей номер один мы справились, удержали своего клиента, так как сумели дать ему то, что было необходимо и то, на что у людей хватало денег. Далее. Кризис всех научил очень хорошо считать издержки. В нашей компании еженедельно проходили антикризисные штабы, на которых решался вопрос о возможности сокращения затрат в два раза. И этого результата мы также добились. Меры принимались различные. Например, серьёзно пришлось снижать фонд заработной платы. Мера, конечно не популярная, но необходимая. Но главное, в кризис нам удалось сохранить основной костяк коллектива, команду. Часть издержек была сокращена за счёт изменения логистики, которая являются весьма дорогой составляющей бизнеса. Наконец, за счёт снижения энергопотребления, на 40% удалось снизить затраты на содержании наших зданий и сооружений.
 
— А вышеупомянутую оптимизацию логистических схем удалось произвести за счёт введения в эксплуатацию Распределительного центра?
— Это уже третье и одно из наиболее важных решений, с которых я начал. В кризис очень многие собственники столкнулись с ситуацией, когда стройка важного актива оказалась в самом разгаре Что делать — заморозить или завершить? Мы решили завершить строительство. Где-то ужались, подключили все ресурсы, которые смогли, закончили и ввели центр в эксплуатацию в 2009. Дело в том, что недострой  — это не актив, а пассив, который только тянет компанию вниз. Не скрывая эмоций, скажу, что на сегодняшний день аналогов нашему Распределительному центру за Уралом нет. В 2008, когда наступили трудные времена, мы не стали вносить никаких изменений в проект, закончили стройку в том виде, как и планировали. Это объект самого высокого класса, построенный по самым высоким технологиям. То, что нам удалось ввести центр в эксплуатацию, сыграло свою роль в дальнейшем финансовом состоянии компании. Так, наличие данного объекта в нашем портфеле, позволило компании решить вопрос о реструктуризации ссудной задолженности перед кредитными учреждениями. На сегодняшний день группа компаний Стройкомплект не имеет задолженности перед банками, что свидетельствует об эффективной финансовой политике и о правильности принятых мер. Также нам удалось продать ряд объектов недвижимости, заключив с новыми собственниками долгосрочные договоры аренды. Полученные от продажи деньги мы также направили на погашение обязательств перед кредиторами. То, что у нас на сегодняшний день отсутствуют кредиты — это серьёзное конкурентное преимущество, которое позволяет мне, как собственнику, с уверенностью смотреть в будущее. И всё же основное преимущество нашей компании — это высокопрофессиональная команда топ-менеджеров. Для того чтобы с достоинством пройти испытание кризисом, к нему нужно было готовиться заранее. Именно поэтому я постоянно инвестирую в своих сотрудников, в их образование, развитие, так как мой основной капитал — это люди. Из примеров. Пять первых руководителей компании, прошли обучение по программе MBA. Почти у всех дипломы с отличием. Я точно знаю, что моей команде по плечу любые кризисы и перемены, любые колебания рынка.
 
— А каковы на сегодняшний день темпы восстановления рынка строительно-отделочных материалов?
— Когда в разгар кризиса в 2008 году ведущие игроки DIY-рынка встретились на конференции в Москве, все ставили на то, что к 2011 году продажи должны вернуться на уровень 2008 года, а с 2012 начнётся дальнейший устойчивый рост. Прогнозы по рознице пока сбываются. Уже сейчас продажи «Большого ремонта» вплотную приближаются к уровню 2008 года. Тормозит общую картину роста продаж по нашей компании пока оптовое направление, основная задача которого — комплектация кузбасских строек строительно-отделочными материалами. Продажи этого сегмента по отношению к докризисному периоду упали в 3 раза. К сожалению, в новом году положительные для бурного роста перемены вряд ли произойдут. Этот рынок восстанавливается с трудом. Замечу, что сложившаяся ситуация характерна не для всей страны в целом, а именно для нашего региона. И причиной тому — общее состояние строительной отрасли, которая, кстати, в Кузбассе была объявлена локомотивом, выводящим его из кризиса. По факту же наблюдается следующая картина. По вводу квадратных метров жилья всё хорошо: с помощью определённых механизмов областные власти сумели сдержать негативные тенденции: в 2010 году, как и годом ранее, жилья в области строится примерно столько, сколько планировалось. Но для преодоления кризиса в строительной отрасли недостаточно просто строить квадратные метры. Их кто-то должен покупать. С этим уже сложнее. Также раньше поддерживающим строительную отрасль фактором были стройки, которые выполнялись за счёт бюджета. Я говорю о таких программах, как День шахтёра, День селянина. Эти программы существуют и сейчас, но вот только в 2005 году, когда главный кузбасский праздник проходил в Кемерове, на него было потрачено порядка 2 млрд рублей. На следующий год, когда центром празднования Дня шахтера стал Киселёвск, на поддержку города было выделено около 1,5 млрд рублей. На эти деньги строились и реконструировались социально-культурные объекты, ремонтировались фасады зданий. А сколько планируется выделить на День шахтёра в Калтане в 2011 году?! Порядка 600 млн рублей, то есть в разы меньше. Данный пример говорит о том, что суммы пятилетней давности, были значительной подпиткой для строительной отрасли. А, как известно, каждый рубль, вложенный в строительство, даёт работу металлургам, продавцам строительных материалов, транспортным компаниям — всё это взаимосвязано. Сейчас мощных дотаций нет. К сожалению, почти не строится в области и серьёзных объектов. Достойных примеров 2010 года немного, но они все-таки есть. Например, строительство Областного Перинатального центра в Кемерово. Но таких значимых строек в Кузбассе очень мало. Тем не менее, положительные тенденции наметились, но они пока не такие радужные, как в соседних регионах.
 
— Андрей Юрьевич, именно в 2010 году у вашей компании появилось новое направление — магазины «Ремонтёнок» формата «у дома». Что вызвало их появление?
— Дело в том, что процесс открытия магазинов в нашей компании был поставлен на поток. Был период, когда в год мы открывали по несколько магазинов «Большой ремонт»! Последний, в Междуреченске, открыт три года назад. Я очень высоко оцениваю уровень управления в компании. У нас стандартизованы и отработаны основные бизнес-процессы, а накопленных компетенций хватит на множество проектов. И чтобы нашим специалистам было не скучно, мы решили сделать хоть что-то новое. Так родился проект небольших магазинчиков формата «у дома» с добрым именем «Ремонтёнок». Коллектив был на подъёме: даже в процессе придумывания названия чувствовался азарт. Площадь магазинчиков, расположенных в двух, застраиваемых новостройками районах Кемерово, около 150 кв. метров каждый. Ассортимент магазинов не велик, но в них всё, что необходимо людям практически каждый день. А если говорить серьёзно, то это, безусловно, настоящий коммерческий проект, а не развлечение. Кризис показал, что сейчас небольшие торговые точки более жизнеспособны, нежели крупные торговые объекты, поэтому я уверен, что у нашего нового проекта неплохие перспективы.
 
— Какова ваша политика в плане инвестиций?
— Я ничем не отличаюсь от большинства бизнесменов в нашей стране. Естественно, что как многим собственникам, во времена перемен мне пришлось корректировать свою инвестиционную стратегию. Например, наши прежние планы касались развития девелоперских проектов. Мы были готовы строить объекты, для того, чтобы размещать в них свой торговый бизнес, сдавая часть площадей заинтересованным лицам. Но на сегодняшний день уже принято решение отказаться от этих планов и не вкладывать деньги в проекты с длительным сроком окупаемости. Поэтому развивать свой операционный бизнес мы будем на аренде. В настоящее время мы ведём переговоры с инвесторами о продаже приобретенных нами до кризиса ряда площадок с условием, что встанем на них арендаторами. Важно одно: несмотря на все задачи и корректировки, будущее у компании весьма оптимистичное!

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко