|
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 1 от 22.03.2010
С августа 2009 года в России действует закон, разрешающий вузам и НИИ создавать малые наукоёмкие компании. Считается, что это позволяет в полной мере использовать инновационный потенциал науки и высшей школы. Об опыте и проблемах коммерциализации вузовских разработок рассказывает ректор Кемеровского государственного университета Ирина Альбертовна СВИРИДОВА.
– Даёт ли новый закон ощутимый импульс развитию вузовских инноваций?
– Как показывает мировая практика, инновации преимущественно рождаются в центрах университетской науки, где сосредоточены интеллектуальная молодежь и учёные. Высшие учебные заведения являются собственниками интеллектуальных продуктов и заинтересованы в их широком внедрении, коммерциализации. И новый закон позволяет вузам легально продвигать на рынок свои научные разработки. И в этом его главный плюс. Но при открытии университетских производств мы уже столкнулись с рядом проблем…
– Да, в СМИ неоднократно обсуждались сдерживающие факторы, среди которых наличие уставного капитала малых предприятий, поиск и аренда площадей, оборудования….
– Я опускаю эти вопросы, они общеизвестны и вполне преодолимы. На мой взгляд, самый главный фактор сдерживания – неразвитость инновационного рынка. Давайте честно ответим на вопрос, готов ли сегодня бизнес и промышленный сектор закупать вузовские инновации, высокотехнологичную продукцию для дальнейшего массового производства. Опыт показывает, что в очень ограниченных объёмах. Соответственно, должны быть ещё какие-то экономические стимулы расширения инновационного рынка, прежде всего, за счёт отечественных разработок. Одной инициативы со стороны вузов – мало. Нужен инновационный заказ и от бизнеса, и от общества, и от государства. Уверена, стратегический ресурс ближайшего десятилетия – повышение инновационной культуры, заинтересованность на всех уровнях в улучшении качества продуктов, услуг и технологий. Это и должно быть толчком к научно-технологическому перевооружению и инновационному прорыву региона и страны.
Пока же вузы самостоятельно ищут рынки сбыта и предприятия-резиденты, убеждают собственников и менеджеров в преимуществах своих разработок.
– Может быть, поэтому и не так быстро создаются малые предприятия при вузах?
– Для их открытия необходимо, чтобы было три условия: первое – инновация должна быть получена в результате научных исследований (часто идёт подмена содержания работы таких предприятий просто услугой населению), второе – продукт должен быть востребован на рынке, и третье – иметь высокую конкурентоспособность (при относительно низкой рентабельности). Без этого – создавать предприятия, тратить на это средства и усилия – бессмысленно.
– Тем не менее, в университете действуют 3 малых инновационных предприятия…
– Ещё в 90-ые годы их было 15. Но в силу законодательных запретов они отпочковались: некоторые не выдержали конкуренции, поменяли направление деятельности, перестав быть инновационными. Поэтому данный опыт был учтён. Внимательно изучены потребности регионального и российского рынков инноваций. Мы смогли определить, в каких сферах наша продукция востребована и насколько велика ёмкость спроса. В настоящее время у нас три малых предприятия, два студенческих конструкторских бюро по проблемам компьютерной автоматизации и по разработке программного обеспечения, несколько проблемных исследовательских лабораторий, которые взаимодействуют с наукоемкими производствами.
– Чем занимаются инновационных предприятий вуза?
– Научно-производственная фирма «СилиКем» разрабатывает полимерные материалы, которые обладают уникальными свойствами и могут использоваться как защитные и антикоррозийные покрытия в строительной и химической отраслях, электротехнической промышленности. Технологии относительно дешёвые, с низкой себестоимостью изделий.
ООО «Кемерон» разрабатывает материалы медицинского назначения. В октябре 2009 года получен патент на изобретение способа изготовления мягких контактных линз. В отличие от аналогов такие линзы могут использоваться для лечения ожогов глаз. Они обладают способностью быстрого поглощения обжигающих веществ (кислоты, щелочи), токсинов, вирусов с поверхности и полости глаза. Это позволяет сохранить зрение пострадавшим в различных авариях.
ООО «Инновационно-консалтинговый центр «Импульс» работает над созданием оптических датчиков для обнаружения и определения концентрации различных газов. По ряду параметров они превосходят широко используемые сейчас приборы. Тем самым они могли бы повысить безопасность химических предприятий, а также использоваться при транспортировке легковоспламеняющихся и токсичных компонентов. При этом вузовские изделия по себестоимости дешевле импортных аналогов.
– Ирина Альбертовна, планируется ли еще открытие в университете инновационных производств?
– Да, потенциал наших учёных достаточно большой. Каждый год создаются объекты интеллектуальной собственности – патенты на изобретения, полезные модели, программные продукты. Сейчас у университета более 200 патентов на изобретения. Так что перспективы неплохие. И в создании вузовских инновационных предприятий мы заинтересованы в сотрудничестве с предприятиями среднего и крупного бизнеса.
|
Деловые новости[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |