-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 25.05.2010

Трудный год лизинга

Едва ли не самым сложным оказался прошлый год для лизинговой отрасли Кузбасса. Год назад, отвечая на вопрос «Авант-ПАРТНЕРа», что ожидает рынок лизинга в ближайшее будущее, большинство наших экспертов было практические единодушно в пессимистическом прогнозе: «Выживут немногие». И хотя прошло уже полтора года с начала экономического кризиса, до сих пор до конца неясно, какие потери понесла отрасль.
 
На начало декабря 2009 года в Кузбассе, по данным Владимира Поликарова, заместителя генерального директора лизинговой компании «Проминвест», было зарегистрировано 28 лизинговых компаний, в том числе, 15 местных и 13 филиалов федеральных и межрегиональных компаний. Сколько из них, действительно, «выжили» и продолжают вести деятельность (какую и в каком объёме), точно узнать сложно. Учитывая, что даже в хорошие времена отрасль была достаточно закрытой, и все исследования лизингового рынка, не только у нас в Кузбассе, но и по всей стране проводятся на основании экспертных опросов компаний. Но даже такой выборочный опрос (к сожалению, далеко не всех и даже не большинства компаний, до которых нам удалось дозвониться) позволяет судить о масштабах потерь, которые понесла отрасль со второй половины 2008 года.
 
Изменение структуры лизингового портфеля с конца 2008 года, на примере компании "Проминвест"
 
Проверка на прочность
Оценки того, какие факторы оказались решающими для такого падения рынка (а, по мнению Владимира Поликарова, он сократился в прошлом году в 7-9 раз) в общем сходятся – это резкое падение платёжеспособности клиентов и сокращение ликвидности, в связи с тем, что банки перестали кредитовать лизинговую отрасль. Однако в деталях эксперты несколько разнятся. София Мороз, генеральный директор «Сибирской лизинговой компании», в портфеле которой на начало 2008 года львиную долю (53,3%) занимал грузовой автотранспорт, сообщила, что проблемы в их компании начались задолго до того, когда вся страна заговорила о кризисе. А именно с постановления «Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области», согласно которому с 31 мая 2008 года в Кузбассе был введён запрет на проезд гружёных большегрузов по дорогам общего пользования на территориях населенных пунктов. Этот запрет поставил в трудное положение предпринимателей и предприятия, которые использовали большегрузный транспорт китайского и американского производства, причём большинство этого транспорта было приобретено с помощью лизинга. Фактически потеряв работу, не имея возможности обслуживать долг, предприниматели начали разоряться, соответственно в трудную ситуацию попали и финансовые компании. А осенью 2008 года к этой проблеме добавился уже общий экономический кризис.
Владимир Побокин, генеральный директор «Лизинговой компании Сибири», традиционно работавшей в нише горно-шахтного оборудования, хотя с 2007 года начавший активно прибавлять в свой портфель сделки с недвижимостью, выделяет как основной негативный фактор для своей компании политику крупных компаний по отношению к малому бизнесу, обслуживавшему эти компании. Например, группа компаний «Кокс», по его данным, с августа 2008 года по март 2009 года просто заморозило все платежи своим контрагентам, в результате чего множество мелких предприятий за эти полгода либо разорились, либо оказались на грани выживания. Вообще, как заметил Владимир Поликаров: «Когда начался кризис, наш крупный бизнес поступил, с моей точки зрения, просто неэтично. Во всех маленьких городах, где сосредоточены основные угольные предприятия, угольные компания перестали платить. При этом конечно, у крупного бизнеса финансовый запас намного больше, чем у малого, у которого в основе своей нет никакого запаса. И мы попали в ситуацию, когда мы отбираем у человека последний инструмент для извлечения дохода, причём не забрать мы его тоже не можем, т.к. понимаем, что он не способен, ни долг обслуживать, ни найти в ближайшей перспективе какую-то работу. И вот эти люди реально пострадали».
Впрочем и малый бизнес, с точки зрения представителей лизингового рынка, показал себя не с лучшей стороны. Возможность не заплатить по долгам, когда для этого есть хотя бы малейшая лазейка, совсем не единичные случаи «сливания» долгов и фиктивных банкротств, неумение договариваться и совместно искать конструктивный выход из создавшегося положения, – всё это весьма характерные подходы, которые проявляет малый бизнес в отношениях с лизинговыми компаниями, по данным Ивана Молокитина, директора Кемеровского представительства «РТК-Лизинг». В конечном счёте, это, по его словам, «ударит именно по малому бизнесу, ещё более затруднив им доступ к финансовым ресурсам». По словам Владимира Побокина, «лизинговые компании растили клиентов для банка, лизинг им помогал встать на ноги», а на сегодняшний день и этот финансовый инструмент стал для малого бизнеса труднодоступен.
В прошлом году эксперты прогнозировали, что на рынке останутся компании, которые имеют хороший запас собственных ресурсов и стабильные отношения с банками, либо входят в финансовые холдинги или находятся в структуре крупных банков. А также компании, у кого политика рисков была наиболее взвешенной, портфель более дифференцирован, и разработаны подходы по работе с проблемными кредитами.
Но всё оказалось не так однозначно. «Лизинговая компания Сибири», которая с сентября 2009 года находится в процедуре банкротства, не смогла договориться с основными банками-партнёрами о реструктуризации кредитов, хотя более чем 8-летний положительный опыт сотрудничества с банками, количество и объёмы обслуженных кредитов, а также наличие собственных средств позволял руководству компании сначала на это надеяться. «Сибирская лизинговая компания», с апреля 2010 года находящаяся в процессе ликвидации, по словам Софии Мороз, «мирно разошлась со всеми внешними кредиторами», при этом оставив огромные долги перед своими основными кредиторами – учредителями.
Многие, казалось бы, прочно стоящие на ногах компании даже федерального уровня стали рушиться как карточные домики. «В том состоянии экономики, в том состоянии отношений власти и бизнеса, которое мы имеем сегодня, заниматься реальным бизнесом в стране крайне проблематично и очень рискованно. Нет стабильности ни в законодательстве, ни в политике, ни в отношении к бизнесу, как в масштабах региона, так и в стране», – говорит София Мороз. Подтверждая эту мысль, Владимир Поликаров отмечает, что больше всего пострадали те сегменты экономики, которые были ориентированы на государственное финансирование. « Мы ещё раз по полной программе убедились, что самый недобросовестный контрагент в нашей стране – это наше государство, – говорит он. – Это, на мой взгляд, самая большая проблема, и она осталась до сих пор».
Кроме наличия собственного капитала, который позволял обслуживать кредиты даже в ситуации серьёзных неплатежей со стороны лизингополучателей и ликвидировать возникающие кассовые разрывы, а также дифференцированного портфеля, ведь не все отрасли пострадали в кризис одинаково, ещё одним фактором устойчивости лизинговой компании эксперты назвали умение быстро и эффективно реагировать на внештатные ситуации. Многие крупные компании пали жертвой именно своей неповоротливости. По мнению Владимира Поликарова: «Одно дело иметь капитал, другое – его не растратить». Когда центр принятия решения далеко, при возникновении нештатных ситуаций, скорость реакции на них очень низка. И компания, по сути, не успевает правильно и быстро среагировать, «и должник либо уже банкротится, либо в бега ударяется». Сюда же относится готовность компании к пересмотру условий договора: где-то надо перенести, где-то уменьшить платёж, где-то, даже возможно сделать пропуск платежа. «Выжили осторожные и быстрые», – замечает он.
 
Владимир Поликаров, заместитель генерального директора лизинговой компании «Проминвест» София Мороз Владимир Побокин, генеральный директор «Лизинговой компании Сибири»
Многие крупные компании,
по мнению Владимира Поликарова,
пали жертвой именно своей
неповоротливости
По мнению Софии Мороз,
проблемы в лизинговой отрасли
начались задолго до того,
когда вся страна заговорила о кризисе
Владимир Побокин не смог
договориться с основными
банками-партнёрами о реструктуризации
кредитов
 
Что дальше
Если к началу 2009 года, рынок, по словам Владимира Поликарова, «практически схлопнулся», а сам год «прошёл в плоскости борьбы за платежи, в судебных процедурах по изъятию залога и по поиску и реализации каких-то нетрадиционных схем», а новые сделки были практически единичны, то к концу года отрасль стала понемногу оживать. Пока представители лизинговых компаний относятся к этому с осторожным оптимизмом. Как сказал Иван Молокитин, «это временное оживление, кризис носит долгосрочный характер». Тем не менее, показатели такой компании, как «Проминвест» (объём нового бизнеса за 1-й квартал 2010 года составил порядка 125 млн рублей, против 201 млн за весь 2009 год) позволяют надеяться всё-таки хоть на какую-то стабилизацию ситуации и на небольшой рост. Тем более что и банки начали снова «поворачиваться лицом» к лизинговым компаниям.
По словам Владимира Поликарова, сейчас оживают отрасли экономики обслуживающие угольную отрасль и население. Но реально что-то прогнозировать довольно сложно: «Если будет рост экономики, соответственно будет спрос на финансирование. А если спроса такого не будет, то не будет и роста лизинга. И какой сегмент экономики «выстрелит» сегодня однозначно сказать нельзя». А вот Иван Молокитин связывает надежды на оживление отрасли всё-таки с реализацией крупных федеральных заказов на строительство, а значит и на возникновении потребности в финансировании всех тех, кто потребляет спецтехнику.
Конечно, лизинговые компании, пережив кризис неплатежей и проведя предыдущий год в переговорах и поисках решений по реструктуризации задолженностей, а также в судах по поводу возвратов залогов, существенно снизили свою лояльность к финансовым показателям клиентов. Кроме того, ужесточили условия договоров практически по всем параметрам. Как отметил Иван Молокитин «Стратегии всех финансовых институтов изменились». И, если раньше, например, средний срок лизингового договора был 5 лет, то сейчас – 3 года. Главный же урок, который извлекла лизинговая отрасль из кризиса, которая появилась и благополучно развивалась в России на волне всеобщего экономического роста, – это, как сказал Владимир Поликаров, «свои финансовые показатели мы должны строить с учётом всех вариантов, в том числе самых негативных». Или, как ещё жёстче выразился Владимир Побокин, «в бизнесе всегда надо быть готовым к большим неудачам, в том числе к банкротству». 
Но поскольку в условиях кризиса ещё быстрее и заметнее происходит смена лидеров отраслей, замещение одних игроков другими, то соответственно у оставшихся лизинговых компаний появляются новые клиенты, вновь возникшие или те, кто до кризиса пользовались собственными ресурсами или напрямую работали с банками.
«Проминвест», исходя из оценочных позиций своей доли рынка, примерно спрогнозировал колебания ёмкости рынка лизинговых услуг в Кузбассе от 1,5-3 млрд рублей, если экономика будет развивать по худшему сценарию, до 20-30 млрд рублей при оптимистическом прогнозе. В этом случае работы хватит на всех, поэтому Владимир Поликаров считает не совсем обоснованным мнение, часто звучащее во время кризисного года о смерти независимых, не аффилированных с крупными финансово-промышленными холдингами, лизинговых компаний. «У каждого есть своё место на рынке. Нужно его только увидеть, понять. Вот, например, банковский сектор. Сколько лет идёт разговор о том, что мелкие банки нам не нужны. Но они всё равно существуют, работают, у каждого есть своя ниша, у каждого есть свои клиенты. То же самое и в лизинговом бизнесе. Есть транснациональные лизинговые компании, которые работают в разных странах, есть федеральные, есть региональные. Надо понимать, что чем больше становится компания, тем больше у неё стандартизируются, ужесточаются условия финансирования клиентов. А есть клиенты, к которым необходим нестандартный подход, либо нестандартные залоги, либо что-то ещё. Так что у каждого бизнеса есть свой клиент. Каждый строит свой бизнес так, как считает нужным. И выживает, по большому счёту в одиночку».
Возможно, для такого оптимизма есть определённые основания, но, насколько они смогут проявить себя в ближайшее время, пока неясно. В первую очередь всё будет зависеть от общего подъёма экономики Кузбасса.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко