|
|
об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 25.05.2010
Едва ли не самым сложным оказался прошлый год для лизинговой отрасли Кузбасса. Год назад, отвечая на вопрос «Авант-ПАРТНЕРа», что ожидает рынок лизинга в ближайшее будущее, большинство наших экспертов было практические единодушно в пессимистическом прогнозе: «Выживут немногие». И хотя прошло уже полтора года с начала экономического кризиса, до сих пор до конца неясно, какие потери понесла отрасль.
На начало декабря 2009 года в Кузбассе, по данным Владимира Поликарова, заместителя генерального директора лизинговой компании «Проминвест», было зарегистрировано 28 лизинговых компаний, в том числе, 15 местных и 13 филиалов федеральных и межрегиональных компаний. Сколько из них, действительно, «выжили» и продолжают вести деятельность (какую и в каком объёме), точно узнать сложно. Учитывая, что даже в хорошие времена отрасль была достаточно закрытой, и все исследования лизингового рынка, не только у нас в Кузбассе, но и по всей стране проводятся на основании экспертных опросов компаний. Но даже такой выборочный опрос (к сожалению, далеко не всех и даже не большинства компаний, до которых нам удалось дозвониться) позволяет судить о масштабах потерь, которые понесла отрасль со второй половины 2008 года.
Проверка на прочность
Оценки того, какие факторы оказались решающими для такого падения рынка (а, по мнению Владимира Поликарова, он сократился в прошлом году в 7-9 раз) в общем сходятся – это резкое падение платёжеспособности клиентов и сокращение ликвидности, в связи с тем, что банки перестали кредитовать лизинговую отрасль. Однако в деталях эксперты несколько разнятся. София Мороз, генеральный директор «Сибирской лизинговой компании», в портфеле которой на начало 2008 года львиную долю (53,3%) занимал грузовой автотранспорт, сообщила, что проблемы в их компании начались задолго до того, когда вся страна заговорила о кризисе. А именно с постановления «Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Кемеровской области», согласно которому с 31 мая 2008 года в Кузбассе был введён запрет на проезд гружёных большегрузов по дорогам общего пользования на территориях населенных пунктов. Этот запрет поставил в трудное положение предпринимателей и предприятия, которые использовали большегрузный транспорт китайского и американского производства, причём большинство этого транспорта было приобретено с помощью лизинга. Фактически потеряв работу, не имея возможности обслуживать долг, предприниматели начали разоряться, соответственно в трудную ситуацию попали и финансовые компании. А осенью 2008 года к этой проблеме добавился уже общий экономический кризис.
Владимир Побокин, генеральный директор «Лизинговой компании Сибири», традиционно работавшей в нише горно-шахтного оборудования, хотя с 2007 года начавший активно прибавлять в свой портфель сделки с недвижимостью, выделяет как основной негативный фактор для своей компании политику крупных компаний по отношению к малому бизнесу, обслуживавшему эти компании. Например, группа компаний «Кокс», по его данным, с августа 2008 года по март 2009 года просто заморозило все платежи своим контрагентам, в результате чего множество мелких предприятий за эти полгода либо разорились, либо оказались на грани выживания. Вообще, как заметил Владимир Поликаров: «Когда начался кризис, наш крупный бизнес поступил, с моей точки зрения, просто неэтично. Во всех маленьких городах, где сосредоточены основные угольные предприятия, угольные компания перестали платить. При этом конечно, у крупного бизнеса финансовый запас намного больше, чем у малого, у которого в основе своей нет никакого запаса. И мы попали в ситуацию, когда мы отбираем у человека последний инструмент для извлечения дохода, причём не забрать мы его тоже не можем, т.к. понимаем, что он не способен, ни долг обслуживать, ни найти в ближайшей перспективе какую-то работу. И вот эти люди реально пострадали».
Впрочем и малый бизнес, с точки зрения представителей лизингового рынка, показал себя не с лучшей стороны. Возможность не заплатить по долгам, когда для этого есть хотя бы малейшая лазейка, совсем не единичные случаи «сливания» долгов и фиктивных банкротств, неумение договариваться и совместно искать конструктивный выход из создавшегося положения, – всё это весьма характерные подходы, которые проявляет малый бизнес в отношениях с лизинговыми компаниями, по данным Ивана Молокитина, директора Кемеровского представительства «РТК-Лизинг». В конечном счёте, это, по его словам, «ударит именно по малому бизнесу, ещё более затруднив им доступ к финансовым ресурсам». По словам Владимира Побокина, «лизинговые компании растили клиентов для банка, лизинг им помогал встать на ноги», а на сегодняшний день и этот финансовый инструмент стал для малого бизнеса труднодоступен.
В прошлом году эксперты прогнозировали, что на рынке останутся компании, которые имеют хороший запас собственных ресурсов и стабильные отношения с банками, либо входят в финансовые холдинги или находятся в структуре крупных банков. А также компании, у кого политика рисков была наиболее взвешенной, портфель более дифференцирован, и разработаны подходы по работе с проблемными кредитами.
Но всё оказалось не так однозначно. «Лизинговая компания Сибири», которая с сентября 2009 года находится в процедуре банкротства, не смогла договориться с основными банками-партнёрами о реструктуризации кредитов, хотя более чем 8-летний положительный опыт сотрудничества с банками, количество и объёмы обслуженных кредитов, а также наличие собственных средств позволял руководству компании сначала на это надеяться. «Сибирская лизинговая компания», с апреля 2010 года находящаяся в процессе ликвидации, по словам Софии Мороз, «мирно разошлась со всеми внешними кредиторами», при этом оставив огромные долги перед своими основными кредиторами – учредителями.
Многие, казалось бы, прочно стоящие на ногах компании даже федерального уровня стали рушиться как карточные домики. «В том состоянии экономики, в том состоянии отношений власти и бизнеса, которое мы имеем сегодня, заниматься реальным бизнесом в стране крайне проблематично и очень рискованно. Нет стабильности ни в законодательстве, ни в политике, ни в отношении к бизнесу, как в масштабах региона, так и в стране», – говорит София Мороз. Подтверждая эту мысль, Владимир Поликаров отмечает, что больше всего пострадали те сегменты экономики, которые были ориентированы на государственное финансирование. « Мы ещё раз по полной программе убедились, что самый недобросовестный контрагент в нашей стране – это наше государство, – говорит он. – Это, на мой взгляд, самая большая проблема, и она осталась до сих пор».
Кроме наличия собственного капитала, который позволял обслуживать кредиты даже в ситуации серьёзных неплатежей со стороны лизингополучателей и ликвидировать возникающие кассовые разрывы, а также дифференцированного портфеля, ведь не все отрасли пострадали в кризис одинаково, ещё одним фактором устойчивости лизинговой компании эксперты назвали умение быстро и эффективно реагировать на внештатные ситуации. Многие крупные компании пали жертвой именно своей неповоротливости. По мнению Владимира Поликарова: «Одно дело иметь капитал, другое – его не растратить». Когда центр принятия решения далеко, при возникновении нештатных ситуаций, скорость реакции на них очень низка. И компания, по сути, не успевает правильно и быстро среагировать, «и должник либо уже банкротится, либо в бега ударяется». Сюда же относится готовность компании к пересмотру условий договора: где-то надо перенести, где-то уменьшить платёж, где-то, даже возможно сделать пропуск платежа. «Выжили осторожные и быстрые», – замечает он.
Что дальше
Если к началу 2009 года, рынок, по словам Владимира Поликарова, «практически схлопнулся», а сам год «прошёл в плоскости борьбы за платежи, в судебных процедурах по изъятию залога и по поиску и реализации каких-то нетрадиционных схем», а новые сделки были практически единичны, то к концу года отрасль стала понемногу оживать. Пока представители лизинговых компаний относятся к этому с осторожным оптимизмом. Как сказал Иван Молокитин, «это временное оживление, кризис носит долгосрочный характер». Тем не менее, показатели такой компании, как «Проминвест» (объём нового бизнеса за 1-й квартал 2010 года составил порядка 125 млн рублей, против 201 млн за весь 2009 год) позволяют надеяться всё-таки хоть на какую-то стабилизацию ситуации и на небольшой рост. Тем более что и банки начали снова «поворачиваться лицом» к лизинговым компаниям.
По словам Владимира Поликарова, сейчас оживают отрасли экономики обслуживающие угольную отрасль и население. Но реально что-то прогнозировать довольно сложно: «Если будет рост экономики, соответственно будет спрос на финансирование. А если спроса такого не будет, то не будет и роста лизинга. И какой сегмент экономики «выстрелит» сегодня однозначно сказать нельзя». А вот Иван Молокитин связывает надежды на оживление отрасли всё-таки с реализацией крупных федеральных заказов на строительство, а значит и на возникновении потребности в финансировании всех тех, кто потребляет спецтехнику.
Конечно, лизинговые компании, пережив кризис неплатежей и проведя предыдущий год в переговорах и поисках решений по реструктуризации задолженностей, а также в судах по поводу возвратов залогов, существенно снизили свою лояльность к финансовым показателям клиентов. Кроме того, ужесточили условия договоров практически по всем параметрам. Как отметил Иван Молокитин «Стратегии всех финансовых институтов изменились». И, если раньше, например, средний срок лизингового договора был 5 лет, то сейчас – 3 года. Главный же урок, который извлекла лизинговая отрасль из кризиса, которая появилась и благополучно развивалась в России на волне всеобщего экономического роста, – это, как сказал Владимир Поликаров, «свои финансовые показатели мы должны строить с учётом всех вариантов, в том числе самых негативных». Или, как ещё жёстче выразился Владимир Побокин, «в бизнесе всегда надо быть готовым к большим неудачам, в том числе к банкротству».
Но поскольку в условиях кризиса ещё быстрее и заметнее происходит смена лидеров отраслей, замещение одних игроков другими, то соответственно у оставшихся лизинговых компаний появляются новые клиенты, вновь возникшие или те, кто до кризиса пользовались собственными ресурсами или напрямую работали с банками.
«Проминвест», исходя из оценочных позиций своей доли рынка, примерно спрогнозировал колебания ёмкости рынка лизинговых услуг в Кузбассе от 1,5-3 млрд рублей, если экономика будет развивать по худшему сценарию, до 20-30 млрд рублей при оптимистическом прогнозе. В этом случае работы хватит на всех, поэтому Владимир Поликаров считает не совсем обоснованным мнение, часто звучащее во время кризисного года о смерти независимых, не аффилированных с крупными финансово-промышленными холдингами, лизинговых компаний. «У каждого есть своё место на рынке. Нужно его только увидеть, понять. Вот, например, банковский сектор. Сколько лет идёт разговор о том, что мелкие банки нам не нужны. Но они всё равно существуют, работают, у каждого есть своя ниша, у каждого есть свои клиенты. То же самое и в лизинговом бизнесе. Есть транснациональные лизинговые компании, которые работают в разных странах, есть федеральные, есть региональные. Надо понимать, что чем больше становится компания, тем больше у неё стандартизируются, ужесточаются условия финансирования клиентов. А есть клиенты, к которым необходим нестандартный подход, либо нестандартные залоги, либо что-то ещё. Так что у каждого бизнеса есть свой клиент. Каждый строит свой бизнес так, как считает нужным. И выживает, по большому счёту в одиночку».
Возможно, для такого оптимизма есть определённые основания, но, насколько они смогут проявить себя в ближайшее время, пока неясно. В первую очередь всё будет зависеть от общего подъёма экономики Кузбасса.
|
Деловые новости[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |