-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 25.05.2010

После кризиса

Безусловно, главным событием в регионе за последние два месяца стало назначение на новый губернаторский срок Амана Тулеева. Для инаугурации губернатора 20 апреля была проведена внеочередная сессия совета народных депутатов. Это политическое мероприятие (начиная с представления кандидатуры президенту РФ) затмило всю работу законодательной и исполнительной органов власти в марте-апреле (подробнее читайте об этом в рубрике КАДРЫ). Однако именно в это время областные власти предприняли попытку начать жить по новой, посткризисной стратегии.
 
Главным событием в регионе за последние два месяца стало назначение
на новый губернаторский срок Амана Тулеева
 
На пределе ресурсов
Первым в регионе периодом посткризисного развития назвал 2010 год губернатор Аман Тулеев в ноябре 2009 года в бюджетном послании на нынешний год. В декабре 2009 года была утверждена и соответствующая программа. Как было сказано в постановлении коллегии обладминистрации, в 2010 году «в Кемеровской области необходимо удержать и усилить положительные результаты, достигнутые во втором полугодии 2009 года. Осуществление основных мер государственной антикризисной политики и постепенное замедление кризисных явлений в мировой экономике в 2010-2012 годах положительно повлияют на рост кузбасской экономики». В частности, по прогнозу департамента экономического развития обладминистрации темпы прироста валового регионального продукта в период 2010-2012 годов будут на уровне 2-3% ежегодно (в 2009 году 91% к уровню 2008 г.). Предполагаемый прирост производства сельскохозяйственной продукции в 2012 году по сравнению с 2008 годом составит 3,8%. В жилищном строительстве в 2010-2012гг. также сохранится положительная динамика. Программа поскризисного развития предусматривает в 2012 году ввести 1,2 млн кв. метров жилья, что на 13% больше, чем в 2008 году. К 2012 году в результате улучшения финансового состояния предприятий инвестиционная активность возрастёт: темпы роста составят 101%. Был спрогнозирован и ежегодный прирост показателей развития сферы потребительского рынка на 1-3,5%. Ежегодные темпы прироста оборота малых предприятий в течение 2010-2012 годов, согласно программе,  составят 1,5-4%. К концу 2012 года количество малых предприятий по отношению к 2008 году должно увеличиться на 8% и составить порядка 21 тысячи. Существенный прирост запланирован, соответственно, и по бюджетным показателям. Доходы консолидированного бюджета Кемеровской области в 2010 году прогнозируются на уровне 88,7 млрд рублей, в 2012 году – 99,7 млрд рублей. Расходы области в 2010 году планируются в объёме 99,6 млрд рублей, в 2012 году – 108,9 млрд рублей. Дефицит бюджета области составит в 2010 году – 10,9 млрд рублей, в 2012 году – 9,2 млрд рублей.
Однако областные власти в 2010-2012 годах ожидают «сохранение тенденции сокращения трудовых ресурсов, что обусловлено как общими демографическими трендами сокращения населения области, так и ситуацией в экономике. Сокращение численности трудовых ресурсов приведёт к уменьшению численности занятых в экономике, которая в 2012 году составит 1277 тыс. человек. Но к концу 2012 года в результате реализации антикризисных мер уровень официально зарегистрированной безработицы сократится до 3,6%. Несмотря на это рост доходов на душу населения к уровню 2008 года в области составит: в 2010 году – 2,8%, в 2012 году – 25,6%. Средняя заработная плата одного работающего к уровню 2008 года возрастёт: в 2010 году – на 5,1%, в 2012 – на 19,4% и составит по прогнозам соответственно 16200 рублей и 18398 рублей. Вместе с тем, в результате негативного влияния экономического кризиса на экономику Кемеровской области численность населения с доходами ниже прожиточного минимума в сравнении с 2008 годом составит 12,9%, а в течение прогнозируемого периода сохранится на уровне 12,6%.
По словам заместителя губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрия Исламова, приоритетными направлениями поскризисного развития области должны стать развитие промышленного и технологического потенциала региона, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, снижение административного давления на бизнес и энергоэффективность. Наряду с выбранными в прошлом году мерами социальной поддержки населения, стабилизации рынка труда, сбалансированности бюджетной системы и поддержки приоритетных отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса. Как заявил он 24 марта на слушаниях в совете народных депутатов, созванных специально, чтобы оценить уровень экономической политики и обеспечение роста инвестиционной привлекательности Кемеровской области в 2010-2011 гг., региональная власть уже сделала серьёзный задел для существенных изменений в экономике. Принят ряд законов (о технопарках, инновационной политике, о поддержке инвестиционной и инновационной деятельности и пр.), введены специальные льготы по налогам на прибыль и имущество для предприятий приоритетных отраслей. По данным заместителя губернатора, 33 предприятия области уже воспользовались этими льготами. Особые инвестиционные и инновационные надежды власть возлагает на кузбасский технопарк, в котором уже есть 22 резидента, намеренных реализовывать проекты на общую сумму порядка 4 млрд рублей. При этом объём господдержки за прошлый год составил 100 млн рублей, на этот год запланирован на уровне 150-200 млн рублей.
 
Дмитрия Исламова, заместитель губернатора по экономике и региональному развитию
По словам Дмитрия Исламова, приоритетными направлениями поскризисного
развития области должны стать развитие промышленного и технологического
потенциала региона, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности,
снижение административного давления на бизнес и энергоэффективность
 
Региональная власть планирует применять и ещё один механизм привлечения инвестиций, который, по мнению Дмитрия Исламова, «самый действенный» – государственно-частное партнёрство (ГЧП). При этом речь идёт преимущественно об участии государства в лице федеральной власти в кузбасских инвестиционных проектах. Первым таким примером в прошлом году стало выделение более 200 млн рублей из федерального бюджета на строительство дороги до полигона бытовых отходов в Новокузнецке, который построила местная компания «ЭкоЛэнд». В этом году главными проектами ГЧП в регионе станут программы развития трёх монотерриторий – Прокопьевска, Ленинска-Кузнецкого Таштагольского района. Планируется, что из федерального бюджета будут выделены деньги на развитие внешней инфраструктуры, от частных инвесторов – на проекты по переработке угля, извлечения метана, строительства и пр., и тем самым территории будут выведены из зависимости от одной отрасли (угольной и горнодобывающей) через 5-15 лет.
В числе факторов, которые сегодня сдерживают инвесторов в регионе, вице-губернатор назвал «всё, что связано с получением разрешительной документации на строительство». Если в Европе на все разрешительные процедуры требуется 264 дня, то в Кузбассе – 500 дней. Это приводит к тому, что строительство обходится в 4 раза дороже, констатировал Дмитрий Исламов. Улучшение «системы земельно-имущественных отношений, администрирования, подключения к инфраструктуре», по словам заместителя губернатора, должны стать магистральными направлениями для власти. Что же до налоговых стимулов, то, как отметил Дмитрий Исламов, сейчас разрабатывается возможность введения льготной ставки налогообложения по упрощённой схеме для малых предприятий области, занятых инновационной деятельностью.
Кроме того, рассматривается идея организации индустриальных парков как «локальных участков, где понятны правила игры по земле, подключениям, налоговым льготам». В частности, наиболее перспективной территорией для этого могла бы стать Горная Шория. Глава Таштагольского района Владимир Макута фактически поддержал такую идею. По его словам, самый важный вопрос, который требует решения – это земельные отношения. «Сейчас в Шерегеше строится 16 объектов. Для них 4 тыс. га было переведено из лесного фонда. Но теперь надо решать вопрос дальше. Ведь это федеральные земли».
На этом пока, судя по словам Дмитрия Исламова, посткризисные инициативы области ограничиваются: «Основные льготы – федеральные. Наши льготы исчерпываются. Поэтому основной упор мы будем делать на снятие административных барьеров и создание информационных каналов для привлечения инвесторов в экономику области».
 
Как сказано в сводном отчёте обладминистрации по выполнению мероприятий программы посткризисного развития на 2010 год, доходы местных бюджетов на 2010 год запланированы к исполнению 2009 г. со снижением. Общий объём доходов установлен в 63,2 млрд рублей или 88,2% уровня прошлого года. Исполнение за 1 квартал 2010 года составило 13,6 млрд рублей (104,6% к аналогичному периоду 2009 года). Налоговые и неналоговые поступления запланированы на текущий год в 25,8 млрд рублей, с ростом к 2009 года на 101%. Поступление налогов за первый квартал нынешнего года – 5,9 млрд рублей (114,3%).
По безвозмездным поступлениям в областной бюджет план также снижен – до 37,5 млрд рублей, 81,1% уровня 2009 года. За первый квартал текущего года по этой статье в областной бюджет поступило 7,8 млрд рублей, или 98,2% к уровню 1 квартала 2009 года.
Расходы местных бюджетов также снижены относительно исполнения 2009 года, до 65,1 млрд рублей. Однако исполнение расходных статей в 1 квартале 2010 года пока прошло с превышением уровня 1 квартала прошлого года на 4,3%, составив 13 млрд рублей.
Значительную долю в расходах местных бюджетов занимают расходы на оплату труда, которая в 2010 году имеет рост относительно общих расходов. Так удельный вес оплаты труда по итогам 2009 года в общих расходах составлял 32,8%, по плану на 2010 год – 38,4%. Сравнивая первые кварталы прошлого и нынешнего годов, данный показатель составил 39,4% и 40,1%, соответственно.
 
Поправки на деньги
Примечательно, что на упомянутых слушаниях в облсовете теперь уже бывший гендиректор ОАО «Кузбасский технопарк» Пётр Акатьев (подробнее об этом выступлении и его отставке см. рубрику КАДРЫ) раскрыл не очень радужное положение дел в основном элементе инновационной инфраструктуры в области. Он отметил, что за два последних года на развитие технопарка (строительства необходимых объектов и инфраструктуры) из федерального бюджета было получено 200 млн рублей, из областного же только 35 млн рублей, а от технопарка «отдачи не будет, надо вкладывать». С деньгами на новые направления развития, впрочем, «не везло» не только технопарку. Представив в начале года в правительство РФ программы монотерриторий, областная власть к маю так и не получила ясности, когда и на что регион сможет рассчитывать.
Не лучше обстояли дела и с другим приоритетным направлением посткризисного развития, озвученным Дмитрием Исламовым, – энергоэффективностью. Ещё в конце прошлого года томское НП «Региональный центр управления энергосбережением» по заказу кузбасских властей разработало проект долгосрочной целевой программы «Обеспечение энергетической эффективности экономики Кемеровской области на период с 2010 по 2012 годы и на перспективу до 2020 года». Но до сих пор, как сообщил заместитель губернатора по угольной промышленности и энергетики Андрей Малахов, проект «находится на рассмотрении и согласовании в главном финансовом управлении».
Как заявил Андрей Малахов 28 апреля на слушаниях в облсовете «Повышение энергетической эффективности региональной экономики. Проблемы и пути решения» вышедший в конце прошлого года федеральный закон ФЗ-261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а также другие нормативные акты и указы президента РФ обязывают регион иметь такие программы. Причём, такой документ должна разработать каждая территория области. По указанию губернатора сделано это необходимо до 1 июля. Энергетические же обследования объектов органов власти (проведение таких обследований также требует новое законодательство) должно быть закончено к концу 2012 года. Программы и заложенные в ней мероприятия требуют солидных вливаний. Только на этот год, согласно проекту программы необходимо более 300 млн рублей. В частности, свыше 100 млн рублей – только на установку приборов учёта энергоресурсов в учреждениях бюджетной сферы. А с финансированием не всё так гладко. С одним источником – 1% от тарифной выручки от передачи энергии по электросетям, всё ясно: это уже несколько лет целевым образом идёт на энергосберегающие мероприятия, преимущественно на установку счётчиков. А с прямыми бюджетными вливаниями на то же энергетическое обследование есть известные сложности. Даже в прошлые годы область не выделяла значительных сумм на энергосбережение. По данным Андрея Малахов, с 2001 года, когда началась реализация региональных программ энергосбережения, на это было выделено из всех источников более 1,7 млрд рублей, в том числе, из областного бюджета всего 63 млн рублей. А сейчас установку тех же приборов учёта и контроля потребления воды, тепла и электроэнергии, надо форсировать из-за жёстких сроков, установленных на федеральном уровне.
 
Андрей Малахов, заместитель губернатора по угольной промышленности и энергетики
По словам Андрея Малахова проект долгосрочной целевой программы
«Обеспечение энергетической эффективности экономики Кемеровской области
на период с 2010 по 2012 годы и на перспективу до 2020 года» до сих пор
«находится на рассмотрении и согласовании в главном финансовом управлении»
 
Впрочем, заместитель губернатора выразил уверенность, что область и муниципалитеты примут соответствующие программы, а что до финансирования, то ставки, видимо, будут делаться на привлечение инвесторов для реализации программ, направленных на внедрение энергосберегающих технологий в различные отрасли, прежде всего, в ЖКХ. Первый пример в прошлом году появился в Мариинске, где холдинг «Сибирский деловой союз» для развития добычи бурого угля на своём разреза «Итатский» начал реализацию программы реконструкции котлов на котельной «СДС-энерго». Проект, по строительству новых котельных с использованием нового способа сжигания угля, рассчитан до осени 2012 года. Размер инвестиций – порядка 500 млн рублей. Планируется, что поддержка этого проекта со стороны властей будет обеспечена за счёт возврата средств инвестору из тарифной составляющей. Однако пока других проектов, подобных СДС в области не было обнародовано.
 
24 марта Совет народных депутатов в первый раз в этом году внёс коррективы в бюджет области на 2010 год.
Общий объём доходов на 2010 год был увеличен на 4 млрд 219 млн рублей. Сумма налоговых и неналоговых доходов в том числе – на 1 млрд 536 млн рублей за счёт фактических поступлений и платежей от акцизов, налогов на имущество и добычу полезных ископаемых. Общая сумма безвозмездных поступлений из федерального бюджета увеличена на 2 млрд 675 млн рублей. Расходная часть бюджета увеличена на сумму полученных из федерального бюджета и собственных средств на 4 млрд 405 млн рублей. В связи с планируемым привлечением дополнительных бюджетных средств, предусмотрено увеличение финансирования по разделам: национальная экономика на 1360,5 млн рублей; социальная политика – 947,4 млн рублей; жилищно-коммунальное хозяйство – на 559,5 млн рублей; здравоохранение и спорт – 106,5 млн рублей; межбюджетные трансферты – на 1526,3 млн рублей. Расходы на реализацию долгосрочных целевых программ на 2010 год увеличены на 1 335,8 млн рублей.Увеличены объёмы бюджетных ассигнований региональных адресных программ на 2010 год. Программа «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области на 2010 год» теперь составит 1 008 555,5 тыс. рублей, в том числе за счёт средств областного бюджета 54 359 тыс. рублей и средств федерального бюджета – 954 196,5 тыс. рублей. В перечень региональных адресных программ включена новая программа «Переселение граждан из многоквартирных жилых домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» с объёмом финансирования в сумме 28,4 млн рублей. Дефицит областного бюджета увеличен на 185,9 млн рублей, а в процентном отношении составляет 12,1 %. После внесённых изменений основные параметры областного бюджета на 2010 год выглядят следующим образом:общий объём доходов областного бюджета в сумме 62088641,5 тыс. рублей;общий объем расходов областного бюджета в сумме 67803797,5 тыс. рублей;Дефицит областного бюджета в сумме 5715156 тыс. рублей, или 12,1% от объёма доходов областного бюджета на 2010 год без учёта безвозмездных поступлений.
 
Большего от недропользования
В апреле председатель совета народных депутатов Кемеровской области Николай Шатилов предложил президенту РФ Дмитрию Медведеву изменить существующий порядок недропользования – перечислять в региональный бюджет часть доходов от продажи лицензий на недра, обязать пользователей заниматься глубокой переработкой сырья и не пересматривать тарифы естественных монополий чаще одного раза в 5 лет.
 
Николай Шатилов, председатель совета народных депутатов Кемеровской области
В письме президенту России Николай Шатилов предложил «заменить аукционы
при получении лицензий на конкурсы, которые обяжут разработчика недр заниматься
не только добычей, но и глубокой переработкой полезных ископаемых»
 
По данным спикера кузбасского парламента, в регионе насчитывается более 1 тысячи месторождений полезных ископаемых. При этом право пользования участками недр продается на аукционах, доходы от которых регион не получает, а должен бы, победители торгов занимаются «только добычей полезного ископаемого», выпуская «продукцию с низкой добавочной стоимостью». Исходя из этого, в письме президенту России Николай Шатилов предложил «для ускоренного экономического развития Кузбасса, в том числе инновационного», «заменить аукционы при получении лицензий на конкурсы, которые обяжут разработчика недр заниматься не только добычей, но и глубокой переработкой полезных ископаемых».
Первое предложение обосновано тем, что «с 2005 года все 100% разового платежа, который взимается с победителей аукционов на право пользования недрами, полностью уходят в федеральный бюджет», и «потери областного бюджета осложняют решение экологических и социальных проблем» региона. Ранее, до 2004 года эти платежи распределялись по-другому: 40% шло в федеральный бюджет, 60% – в региональный бюджет. Поэтому следует перераспределить между региональным и федеральным бюджетами разовые платежи за получение права пользования недрами, учитывая интересы регионального бюджета. Это «необходимо для решения экологических проблем региона и воспроизводства его минерально-сырьевой базы».
Отсутствие обязанности недропользователей заниматься глубокой переработкой сырья и распределение средств от продажи участков недр только в пользу федерации Николай Шатилов отнёс к «серьёзным факторам, сдерживающим инновационное развитие региона». Другим тормозом он назвал также «рост тарифов естественных монополий (энерготарифы, тарифы на железнодорожные перевозки)», который при удаленности Кузбасса от основных рынков сбыта и сложных климатических условиях «серьёзно снижает конкурентоспособность кузбасской продукции на внешнем и внутреннем рынках». Поэтому, предложил спикер кузбасского парламента, следует пересматривать тарифы на услуги естественных монополий, в том числе, на железнодорожные перевозки и электроэнергию, не чаще одного раза в 5 лет.
На начало мая о реакции федеральных властей на эти предложения, ничего не было известно. Ранее за отчисление части средств, вырученных от продажи участков недр, выступал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
 
Районная станция областного внимания
В конце апреля совет народных депутатов Кемеровской области вновь обратился к проблемам Южно-Кузбасской ГРЭС в Калтане, сделав, таким образом, своей практикой призывы к активизации инвестиционной активности отдельных компаний. Впрочем, пока они обращены только к одной из них. В своём обращении областной парламент призвал «принять неотложные меры по устранению нарушений природоохранного законодательства и приступить к модернизации производства» на ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» (входит в «Мечел-Энерго», энергетическое подразделение группы «Мечел»). Обеспокоенность законодателей вызвали «многочисленные обращения граждан о постоянных выбросах сажи из труб» станции.
Обращение депутатов к собственникам ОАО «Южно-Кузбасская ГРЭС» «об устранении нарушений природоохранного законодательства и принятии неотложных мер по модернизации производства» представил депутат из Калтана Сергей Конюхов, председатель комитета по вопросам аграрной политики, землепользования и экологии облсовета. Ссылаясь на данные Ростехнадзора, он сообщил, что ГРЭС (это сокращение, принятое ещё в эпоху ГОЭЛРО означает «государственная районная электростанция») была построена в начале 50-х годов прошлого века и выработала свой ресурс около двадцати лет назад. Тем не менее, оборудование эксплуатировалось без надлежащего ремонта и практически не обновлялось, а с 2000 года собственники вообще перестали вкладывать средства в модернизацию станции, выделяя средства только на ремонт. По его оценке, все агрегаты станции находятся на последней стадии износа, при их эксплуатации нарушаются требования промышленной безопасности. В облсовет поступают «многочисленные обращения граждан, проживающих в городе Калтане, о постоянных выбросах в атмосферу сажи из труб ЮК ГРЭС, и, несмотря на неоднократные предписания контролирующих органов и наложение штрафных санкций, нарушения природоохранного законодательства станцией продолжаются».
Документ облсовета стал реакцией на обращение, которое приняли депутаты калтанского горсовета 31 марта в адрес совета народных депутатов Кемеровской области и депутата Госдумы Александра Фокина, зама председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии (представляет в Думе Кузбасс). Городские депутаты назвали ситуацию вокруг станции «критической». Вредные выбросы при этом названы следствием главной причины – «сильного износа основных средств, требующих капитальной реконструкции»
Нынешние претензии совета народных депутатов Кемеровской области к ЮК ГРЭС уже не первые. Причем только к ней, станции других генерирующих компаний (их работает в регионе ещё четыре) такого внимания законодателей Кузбасса не удостаивались ни разу, как, впрочем, и некоторые другие предприятия региона с экологическими, инвестиционными проблемами, или с проблемами занятости. В прошлом году депутаты выказывали недовольство выветриванием золошлаковых отходов ЮК ГРЭС на близлежащие дачи. Кроме того, в мае прошлого года комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при администрации Кемеровской области вынесла предупреждение собственникам Южно-Кузбасской ГРЭС, а также Западно-Сибирской ТЭЦ (принадлежит «Евраз Груп») и обязала их на 100% выполнить ремонты оборудования, обеспечить станции качественным топливом, подготовить силы и средства на случай аварий. Это было связано с тем, что обе станции резко увеличили число «технических нарушений» в отопительный сезон. Тогда Виктор Гвоздев, гендиректор ООО «Мечел-Энерго», пообещал за летний сезон 2009 года отремонтировать все восемь турбин станции, 8 из 11 котлов, всё электрическое оборудование, направив на ремонтную кампанию 190 млн рублей. По поводу последнего обращения облсовета в «Мечеле» отказались от комментариев в связи с размещением на бирже привилегированных акций компании.
В своё время руководство «Мечел-Энерго» объявляло о планах модернизации ЮК ГРЭС, но кризис вызвал задержку в реализации этих намерений. Кроме того, по данным источника в энергетике Кузбасса, станция, как и другие производители тепла и электроэнергии испытывает нехватку средств не только на капитальные вложения из-за огромных и растущих долгов потребителей. На конец апреля ЮК ГРЭС имела 185 млн рублей долгов потребителей, в основном, неплатежей коммунальных компаний Калтана и соседних Осинников, 5,5 млн рублей должен тепличный комбинат, который до своего назначения в облсовет возглавлял депутат Сергей Конюхов (причем 12,5 млн рублей долга комбинат погасил только в апреле). Год назад задолженность потребителей перед станцией была только 90 млн рублей меньше. Впрочем, на апрельской сессии председатель совета Николай Шатилов сообщил, что «президент компании Зюзин» встречался с губернатором Кузбасса Аманом Тулеевым и «заверил, что будут приняты все необходимые меры» на Южно-Кузбасской ГРЭС.
Напомним, что время от времени власти региона и муниципалитетов оказывают давление на предприятия с экологическими проблемами. Так после требования губернатора Амана Тулеева с июля 2008 года по май 2009 года за загрязнение окружающей среды был остановлен завод «Кузнецкий цемент» в Новокузнецке, принадлежащий казахстанской группе «Каспийские ресурсы». А заводу «Технониколь-Сибирь» в Юрге российской компании «Технониколь» пришлось в прошлом году строить дополнительную установку по очистке запахов, когда жители окрестных кварталов выразили недовольство ими, а городская власть поддержала юргинцев.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко