-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров журналарекламаподпискаобратная связьчитатели о насАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ № 2 от 25.05.2010

Сергей Никитенко: «Нужна кооперация, от которой выигрывают все»

Сергей НИКИТЕНКО, генеральный директор ИНПЦ «ИННОТЕХ»
 
В конце апреля Инновационный научно-производственный центр (ИНПЦ) «ИННОТЕХ» в Москве в рамках III Всероссийского форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» был награждён Дипломом Торгово-промышленной палаты РФ и Статуэткой «Фортуна» «За активную работу по продвижению результатов интеллектуальной деятельности сотрудников образовательных и научных организаций Кузбасса на региональные и международные рынки». Сергей НИКИТЕНКО, генеральный директор ИНПЦ «ИННОТЕХ» рассказал «Авант-ПАРТНЕРу» о развитии и проблемах инновационного бизнеса (и не только) в регионе и о себе в этом бизнесе, которым он занимается уже почти 20 лет.
 
– Сергей Михайлович, скажите, как получилось, что Вы начали заниматься таким бизнесом, ведь в начале 90-х годов и слово-то такое – «инновации» не всем было знакомо.
– В 1991 году я работал коммерческим директором в производственном объединении «Кемеровостройматериалы». Когда вышел закон о кооперативах и законодательно стало разрешено заниматься частным бизнесом, то для меня – это была возможность самореализоваться. И первым моим делом, почти самостоятельным, была организация цеха по изготовлению керамических изделий, который, кстати, до сих пор работает. Этот первый удачный опыт, можно сказать, и открыл мне дорогу в самостоятельный бизнес.
Уже в 92-м году был организован цех для производства изделий из дерева. Когда мы запускали производство, то набрали специалистов, на тот момент – 12, профессионалов, работающих по дереву, которые принесли с собой уникальные технологии производства. На выставке товаропроизводителей, которая в то время проходила в ДК «Москва», со своими изделиями заняли первое место, а цех «Финестра» – с итальянскими технологиями – второе. Вот это уже и был опыт инновационного бизнеса, т.к. мы продемонстрировали не просто технологии, но продукцию с новыми потребительскими свойствами! И этот цех до сих пор работает, правда в составе другого предприятия, которому он позже был продан. И это, кстати, тоже не стандартный подход – продать действующий и успешный бизнес и двигаться дальше.
 
– Ведь именно в это время вы ещё занимались Центром поддержки предпринимательства в Кемерове?
– Да. Начав заниматься бизнесом, я понял, что необходима некоторая структура, которая бы помогала предпринимателям и защищаться, и развиваться. Притом что Центр был коммерческой структурой (Товарищество с ограниченной ответственностью). Это был некий «холдинг» малых предприятий, под эгидой которого были собраны предприятия различных направлений бизнеса, у нас их было 12-14. Мы тогда уже начали активно заниматься услугами. Например, был организован авторизированный сервисный центр «Sony». Продукции этой компании было уже много в продаже, а сервисного обслуживания не было. Тогда мы и написали письмо лично президенту компании Sony с предложением открыть в Кемерове авторизованный сервисный центр. И, самое удивительное, – нам ответили. Через неделю пришла телеграмма о том, что начальник одного из департаментов фирмы летит в Москву, и по дороге хотел бы увидеться с нами. Мы здесь с ним переговорили и получили добро на организацию авторизированного сервисного центра. Конечно, там были условия к помещению к кадрам. Мы все требования компании Sony выполнили. И открыли сервисный центр, который, кстати, до сих пор тоже действует.
 
– А что стало с Центром поддержки предпринимательства?
– Он трансформировался в Фонд поддержки предпринимательства г. Кемерова, который и поныне существует, а я являюсь одним из его учредителей. Эти изменения были связаны с изменениями в законодательстве: органам власти запретили входить учредителями в коммерческие структуры, а Центр, как я уже говорил, был коммерческой структурой. В состав его учредителей входил Кемеровский горисполком, Кузбассоцбанк и Управление снабжения и сбыта Кемеровского облисполкома.
 
– Как вообще возникла идея организации такой структуры как «Иннотех»?
– Научно-производственный центр «Иннотех» был создан в 2001 году. Предложения о его создании рассматривались на Совете ректоров вузов Кузбасса, в областной администрации, которые и стали его учредителями. Главная идея Центра – продвижение научно-технических разработок вузов Кемеровской области на российский и международный рынки (в Кузбассе 60% патентов даёт вузовская наука). Своего рода толчком к созданию ИНПЦ «Иннотех» было, наверное, то, что в 2001 году в составе делегации Кузбасской ТПП я попал на всероссийскую конференцию предпринимателей в Москву, где первый раз увидел и услышал Ивана Бортника – генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Сейчас Иван Михайлович уже не директор, но Фонд всё равно называют «Фонд Бортника». Он уникальный человек и практически заразил всех своим выступлением. Он говорил об инновациях и о программах поддержки. Тогда все эти структуры для нас были новы и малопонятны.
Но всё менялось, и я рос вместе с изменениями, поэтому и в кандидатской диссертации, которую я защитил в 2003 году, я обобщил всё, что было сделано за 10 лет мною в предпринимательской сфере. Она называлась «Формирование инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства в региональной экономике на примере Кемеровской области».
 
– И что же, по Вашему, нужно делать «для поддержки инновационного развития региона»?
– Вопрос достаточно многогранный. Надо помогать уже состоявшимся предпринимателям малого и среднего бизнеса, чтобы уже эти квалифицированные предприниматели осваивали новые виды продукции на основе научных разработок, а значит, становились более конкурентными. И нормальный предприниматель сможет сделать, чтобы преобразовать идею в продаваемый продукт, решающий проблему потребителя. Для выживания бизнеса осваивание новых технологий очень важно. Рынок меняется, появляется новый спрос, значит надо производить новые продукты, причём делать это постоянно, чтобы оставаться конкурентоспособным.
Надо активизировать сотрудничество крупного бизнеса с малым. Чтобы ни говорили, большой бизнес заинтересован в инновациях, особенно те, кто задумывается о конкурентности. Но, крупному бизнесу нужен понятный продукт, на котором можно заработать деньги, понятная экономика, понятный рынок сбыта. Научные отчёты и диссертации бизнесом не перевариваются…
Опыт практической работы показывает, с крупным бизнесом можно говорить об этом и реализовывать инновационные проекты. Вот он реальный аутсорсинг, о котором пока только много говорят, вот реальная взаимосвязь крупного и малого бизнеса. На малых предприятиях отрабатывается технология, крупный бизнес запускает эту технологию в промышленную сферу, зарабатывает дополнительную прибыль, часть из которой вновь запускает на финансирование новых технологий. А если есть ещё возможность разделить риски в рамках программ поддержки инновационных предприятий... За счёт этого и развивается наука. Мы как, компания, которая стягивает на себе и бизнес и науку, пытаемся увидеть запрос бизнеса и предложить для него подходящую научную разработку. Но с крупным бизнесом надо говорить на понятном им языке и на основе его интересов. Этим может заниматься любая консалтинговая структура, которая понимает суть бизнеса, которая на экономическом языке может объяснить бизнесу выгоды применения той или иной технологии. Понимает в продвижение товара на рынке. Кто-то должен научные разработки превращать в продукт. Сейчас денег в инновационной сфере много. Не хватает грамотно оформленных проектов, квалифицированных менеджеров проектов.
 
– А роль муниципальных фондов поддержки предпринимательства?
– Развитие предпринимательства как такового – удел «муниципалов». На сегодняшний день есть программы Минэкономразвития РФ поддержки предпринимательства, которых раньше не было. Причём программы, на мой взгляд, очень эффективные, и муниципальные фонды активно их осваивают вместе с Департаментом потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области. Мы в своей работе опираемся на помощь фондов. В основном – в части «ориентации» инновационных программ в рамках городов. Конечно, было бы хорошо, если бы в фондах работали специалисты, имеющие собственный предпринимательский опыт. Пусть даже негативный, но «ларёк держал». За одного битого двух не битых дают. Но этого практически нет, а сфере инноваций нужно ещё иметь какой-то научно-исследовательский опыт. Только два фонда – Новокузнецкий и Кемеровский – до недавнего времени возглавляли кандидаты наук. Ну, например, как структура поддержки может работать по программам «Фонда Бортника», если в её штате нет ни одного человека, который бы прошел сам программу «Старт», имеет личный опыт внедрения научно-технической разработки, т.е. – обмена знаний на деньги? Как можно консультировать других в такой ситуации? Здесь уже мы помогаем фондам и вузам освоить эти программы.
 
– Сегодня по закону ФЗ-217 вузам разрешили создавать малые инновационный предприятия (МИП)…
– …Но вузовские учёные не предприниматели, и, как правило, никогда ими не станут. Потому что человек либо предприниматель, либо учёный. 
Можно обратиться (не комментируя) к статистике становления малых инновационных предприятий, созданных по федеральной программе «СТАРТ» Фонда Бортника: всего с 2004 г. по этой программе поступило на конкурс 10296 заявок, в результате было создано 2409 малых предприятий. На данный момент перешли на 2-й год финансирования проекта – 348, на 3-й год – 85 малых предприятий. Эта статистика, естественно, отображает состояние дел в регионах. В Кузбассе, например, в рамках Соглашения Администрации Кемеровской области с Фондом, благодаря совместной деятельности специалистов ИНПЦ «ИННОТЕХ» и сотрудников учредивших его вузов за шесть лет было подготовлено более 60 заявок по программе «СТАРТ». Всего за этот период на основе научных разработок сотрудников вузов и НИИ региона создано 21 малое инновационное предприятие. В настоящий момент на третий год работы перешло одно предприятие, два готовятся к переходу на второй год, одно продано иностранному инвестору. Реально работают не более одной трети созданных малых инновационных предприятий. Тем не менее, руководство Фонда, Правительство РФ считают, что результаты программы «СТАРТ» демонстрируют эффективность государственных интервенций в сфере посевного финансирования. Причём такой расклад считается хорошим не только по российским меркам, но и по международным. Следует отметить, что по программе «СТАРТ» предприятия первый год находятся «на полном финансовом пансионе»: зарплата сотрудникам, услуги сторонних организаций, услуги соисполнителей, приобретение материалов и элементов оборудования, командировочные расходы, услуги банков, канцелярские принадлежности, автоуслуги – всё это оплачивается из средств федерального бюджета. Достаточно сравнить условия финансирования по программе «СТАРТ» с положениями ФЗ-217 и станет ясной разница в стартовых условиях.
 
– Что же делать?
– Как я уже говорил, нужна кооперация, в которой выигрывают все. Идеальный вариант – когда МИП создаётся бюджетным научным или образовательным учреждением, средним или крупным предприятием, предприятием-«стартовиком» и консалтинговой организацией.
Предприятия-учредители, таким образом, делят свои риски по внедрению инноваций, вуз или НИИ обретают профессиональных партнёров, заинтересованных в новом продукте. А учёные должны сопровождать новое предприятие в плане модификации продукции, технологии и пр. И зарабатывать, естественно, на этом деньги, улучшать материально-техническую исследовательскую базу, готовить квалифицированных специалистов.
 
– А Вы ощущаете свою «сверхзадачу» в бизнесе?
– Прежде чем ставить сверзадачи, нужно сформировать мотивацию инновационного мышления в предпринимательской среде. Тогда совместно можно брать любые рубежи. Мы пока ещё стоим в самом начале пути, который должен привести к новой экономике, основанной на знаниях. Мы ещё концепции пока только пишем. А должны активно шагать вместе с развитыми странами. Ведь инновации границ не имеют. Инновация – это не то, что в деревню Гадюкино завезли карамельки, которых до этого в ней не было. Но если ваша инновационная идея реализована в пределах города, вы становитесь конкурентоспособным в городе, если в пределах страны – то в стране. А если это действительно уникальный продукт, то вы способны конкурировать и на мировом уровне.

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко