-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 12 от 21.12.2023

«Сибирский цемент»: стабильный рост в уходящем году

Уходящий год для Кемеровской области связан с очередным рывком в строительной отрасли. Кузбасс вошел в число территорий, выбравших путь комплексного развития. Соответствующие проекты заявлены не только для столицы, но и для муниципалитетов. Их реализация приведёт к росту спроса на цемент, который остаётся базовым строительным материалом.

В разрезе десятилетий
 
Крупным поставщиком «хлеба строительства» в Кузбассе является Топкинский завод, работающий в составе компании «Сибирский цемент». В 2024-м холдингу, предприятия которого способны производить до 9 млн тонн цемента в год, исполнится 20 лет. Как отмечает вице-президент по инвестиционному развитию АО «ХК «Сибцем» Александр Черепанов, за столь длительное время удалось накопить большой массив данных, их анализ позволяет говорить о поступательном развитии отечественной цементной промышленности. Так, с 2000 по 2009 годы в России произведено 454 млн тонн стройматериала, а с 2010-го по 2019-й – уже 587 млн. В текущем десятилетии тенденция сохраняется: с учетом известных в настоящий момент показателей можно предположить, что в 2020-2029гг. отечественные цемзаводы выпустят 638 млн тонн продукции.

«Этот сценарий основан на нашем видении состояния отрасли. Если принимать во внимание большой отложенный спрос на цемент, сохраняющийся в России, его можно рассматривать как один из наиболее вероятных вариантов развития событий, – комментирует Александр Черепанов. – Хотя формировать какие-либо прогнозы достаточно сложно: производители цемента не получают от министерств и ведомств информации о предполагаемом потреблении продукции в средне- и долгосрочной перспективе. Эти сведения считаются коммерческой тайной застройщиков и инвесторов. Но, на мой взгляд, общие данные о цементоемкости будущих проектов не принесут предприятиям цементной промышленности никаких конкурентных преимуществ. Зато потребители точно останутся в выигрыше: понимая масштаб задач, производители цемента смогут своевременно провести дорогостоящие ремонты оборудования, составить корректные планы отгрузок, а значит, выполнить все поступившие заказы».

Показательным в этом отношении можно считать 2023 год. По словам Александра Сергеевича, в марте годовой план продаж компании, сформированный с учётом низкой активности строителей, предусматривал реализацию 4,6-4,7 млн тонн продукции. Однако уже во втором квартале потребление цемента резко увеличилось, благодаря тёплой осени высокий спрос сохранился до конца ноября. Практика планирования производства, предполагающая запас в 10% от ожидаемого объёма сбыта, помогла холдингу обеспечить цементом всех потребителей. Но с «рыночными качелями» справились далеко не все игроки рынка.

«В уходящем году мы рассчитываем произвести около 5,5 млн тонн цемента. Напомню, в 2022-м аналогичный показатель был равен 5,1 млн тонн, – говорит Александр Черепанов. – Что касается общероссийского потребления, в 2023-м оно, по предварительным расчетам, приблизится к 65 млн тонн. Емкость рынка Сибири в её прежних границах – с учетом Бурятии и Забайкалья – превысит 6 млн тонн. Кемеровская область потребит более 500 тысяч тонн цемента».

Трудности модернизации

При прочих равных условиях к 2034-му производители ожидают роста спроса на цемент в Сибири до 8,5 млн тонн в год. Чтобы соответствовать запросам рынка, холдинг продолжает модернизацию предприятий. По прогнозным данным, в 2023-м на эти цели компания направит 4,3 млрд руб. (с учетом НДС).

В уходящем году «Сибцем» реализовал масштабные инвестпроекты в разных регионах присутствия. В том числе на Топкинском цемзаводе ввели в эксплуатацию сепараторную установку, при этом шаровые мельницы № 5 и 6 были переведены на работу в замкнутом цикле помола.

«Программу модернизации цементных мельниц заводов с установкой современных сепараторов мы запустили еще в 2016 году. Сейчас она продолжается, однако с введением западных санкций возникли определенные сложности, – констатирует Александр Черепанов. – Обязательства в рамках контрактов, заключенных ранее напрямую с европейскими поставщиками, сейчас исполнить практически невозможно. Поэтому мы выстраиваем взаимодействие с производителями оборудования из других стран. К сожалению, российские поставщики занять освободившиеся ниши пока не могут – их продукция не «дотягивает» до европейских аналогов по важнейшим качественным характеристикам».

По мнению эксперта, решение проблемы займёт не менее 5-7 лет. Но это – при условии, что государство сделает развитие отечественного машиностроения приоритетом и примет комплексные меры поддержки предприятий данной отрасли.

Роскошь стабильных отгрузок

Другая актуальная для цементников проблема – острый дефицит провозных способностей российских железных дорог. Представитель «Сибцема» отмечает, что с 1980 года по настоящее время протяженность железных дорог общего пользования в нашей стране практически не увеличилась. При этом объём грузов стал больше в несколько раз. Из-за продолжающейся переориентации на восток товары доставляют по все более сложным схемам и маршрутам, это приводит к увеличению оборота вагонов: вместо нормативных 17 суток они находятся в пути 28-35, а иногда и 60.

«Ситуация становится еще более острой, когда вводится режим приоритетности грузов. Так, для Кузбасса критически важна отгрузка угля на восток. Поэтому может быть принято решение, что в указанном направлении в определенный период времени едет только уголь, другие товары – по остаточному принципу. То же самое происходит и в других регионах, – объясняет Александр Черепанов. – Неудивительно, что некоторые производители цемента, имея возможность изготовить необходимое количество продукции, не в состоянии доставить её покупателям. «Сибцем» сводит подобные риски к минимуму, постоянно обновляя парк собственного подвижного состава. Сейчас он объединяет свыше 5 тысяч вагонов. По сути это вдвое превышает экономически обоснованные потребности. Более того, наличие такого парка – настоящая роскошь. Но стратегия полностью себя оправдывает: только благодаря ей мы стабильно отгружаем цемент в разные регионы, а также в полной мере обеспечиваем свои заводы сырьем и материалами, необходимыми для производства продукции».

А география продаж цемента действительно широка. Продукция «Сибцема» применяется для возведения таких значимых объектов, как метро Красноярска, северо-западный обход Кемерова и восточный обход Новосибирска, синхротрон «СКИФ» в наукограде Кольцово, межвузовский студенческий кампус в Томске, аэропорт вблизи кузбасского Шерегеша, горно-обогатительный комбинат на базе медно-порфирового месторождения Ак-Суг в Республике Тыва и многих других.

«Гордимся тем, что несколько видов цемента производства Топкинского завода вошли в рецептуры бетонно-растворных смесей, применяемых для строительства портовой инфраструктуры по ходу Северного морского пути, – добавляет Александр Черепанов. – Всего в настоящее время предприятия холдинга выпускают 24 вида цемента, в том числе 16 общестроительных и 8 специальных».

Стимул для развития Сибири

В ассортименте компании есть и цементы для дорожного строительства, но пока они мало востребованы.

«История доказала: в периоды экономических кризисов, серьезного внешнего давления на экономику государства мощным драйвером роста становится расширение внутренней инфраструктуры. Хорошим стимулом для развития Сибири могут стать проекты по возведению дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями, – уверен Александр Сергеевич. – Основные транспортные артерии нашего федерального округа – советское наследие. При ограниченных возможностях железных дорог и отсутствии малой авиации это не позволяет раскрыть огромный потенциал СФО, создать комфортные условия для тех, кто хочет здесь жить и работать. Переломить негативные тенденции помогло бы расширение сети цементобетонных дорог. Вокруг безопасных скоростных автобанов быстро появится и другая инфраструктура, а значит, люди перестанут уезжать из Сибири».

По мнению спикера, объективных факторов, мешающих активному применению современных технологий, нет. Еще одно подтверждение этому – результаты научно-исследовательской работы «Оценка экономической эффективности применения жестких и нежестких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог», выполненной учеными Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. При подготовке исследования эксперты сравнили стоимость конструкций дорожных одежд для дорог I, II и III категории, расположенных во всех дорожно-климатических зонах нашей страны. Оказалось, практически во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Среди других важных преимуществ жестких одежд – длительный срок службы, превышающий 25 лет. Текущего ремонта такие дороги могут потребовать лишь спустя 12 лет интенсивной эксплуатации, смены покрытия – только через 30 лет. При этом российская цементная промышленность имеет большой резерв мощностей – заводы, загруженные в среднем на 60%, способны увеличить объёмы выпускаемой продукции для нужд дорожного строительства.
   
Пока контроль не возвращен…

Для каких бы целей не использовался цемент, он должен быть, прежде всего, качественным. Однако сейчас на рынке растёт объём фальсификата. Согласно «Отчету о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных», подготовленному в 2023 году Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР», данный показатель увеличился с 5,6% (3,16 миллиона тонн) в 2020 году до 21,3% (13,14 миллиона) в 2022-м. Это объясняется отсутствием государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов, упраздненного в 2021-м.
В решении острой проблемы сделан только первый шаг – подготовлен проект постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и бетона.

Пока полноценный госконтроль не возвращен, добросовестные производители стараются защитить потребителей своими силами и призывают быть внимательнее при покупке строительного материала, от свойств которого напрямую зависит надежность и долговечность возводимых объектов.

Анастасия Шукшина

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко