|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 23.06.2022
Долгий путь к креативной экономике
В конце мая в Кемерове впервые прошла Неделя креативных индустрий. Прежде мероприятия такого формата организовывали лишь в Москве и других городах-миллионниках. Фестиваль собрал вместе мастеров, студентов, творческую интеллигенцию, предпринимателей, представителей администрации и муниципальных учреждений. Четыре дня участники Недели знакомились с креативной экономикой: как генерить идеи, составлять техническое задание, искать подрядчиков, презентовали свои проекты уникальной продукции для кемеровчан и гостей города, знакомились и находили единомышленников. Финальный день в сквере Орбита стал для кемеровчан большим праздником – мастер-классы, интерактивные площадки, ярмарка кемеровских мастеров, выпускной Школы креативных индустрий, выступления спикеров из Москвы, Новосибирска, Калининграда, Омска, Санкт-Петербурга. Но праздник – не основная цель организаторов: сообщества «Идентичный Кемерово», Министерства культуры и национальной политики Кузбасса, администрации г. Кемерово, культурных учреждений культуры области. Куда важнее – содействовать развитию креативной экономики в регионе. «Сегодня Кузбасс делает ставку на развитие инноваций, у региона есть шанс стать культурным центром Сибири, есть потенциал в развитии туризма, а это – развитие экономики», – обратилась к участникам мероприятия Анна Юдина, министр культуры и национальной политики Кузбасса. Считается, что понятие креативной экономики появилось в 1997 году, когда правительство Великобритании создало при Министерстве культуры, СМИ и спорта рабочую группу по креативным индустриям. В начале нулевых появились книги Джона Хокинса «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги» и Ричарда Флорида «Креативный класс: люди, которые создают будущее», ставшие настольными для тех, кто объединяет бизнес и творчество. В России же о развитии креативной экономики начали активно говорить лишь несколько лет назад. В сентябре 2021 года Правительством РФ была утверждена «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Под «креативные» попали все индустрии, основанные на «искусстве и использовании историко-культурного наследия», «современные медиа и производство цифрового контента», «прикладные творческие индустрии». И если их доля в ВВП в тот период составляла всего 2,21%, то к 2030 планируется увеличить её до 6%. В Кузбассе же, согласно «Атласу креативных индустрий АСИ» на долю креативных индустрий приходится 8,2% организаций. Их вклад в ВРП региона – 1,9%. Для сравнения: •в Новосибирской области – 9,6% и 5,4%, •в Томской области – 10,8% и 5,2%, •в Красноярском крае – 8,2% и 2,7% соответственно. В 2016 году консалтинговой компанией PwC в России был запущен проект «Индекс креативного капитала», который по определению самой PwC, оценивает «реализованный и скрытый потенциал городов в сфере новой экономики». В пилотную версию Индекса в первый год вошли девять российских городов: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск и Тюмень. В 2017 году в Индекс были добавлены Великий Новгород, Калининград, Владивосток, Пермь, Уфа и Омск. В 2018 году количество городов достигло двадцати, а в 2021 в нём было уже 25 городов. В топ-5 входят: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург и Новосибирск. Из наших ближайших соседей – Красноярск на 15-м месте и Томск – на 16-м. Ни Кемерово, ни Новокузнецк в этот рейтинг не попали. Что нужно, чтобы запустить на территории «креативную экономику»? Приглашённые спикеры: Святослав Мурунов – основатель сети центров прикладной урбанистики (г. Калининград) и Александр Старков (г. Ижевск) – управляющий партнёр Мастерских городских изменений, сходятся во мнении, что «основная движущая сила креативной экономики – человек с его компетенциями и творческим потенциалом, среда, в которой он живёт и работает, и локальная идентичность. Именно на её основе можно создать уникальный продукт или услугу, способную конкурировать за пределами региона – деньги для него лежат на внешних рынках». И если в этом вопросе спикеры единогласны, то дальше их взгляды расходятся. Александр Старков говорит о «культурном предпринимателе», который полностью закрывает все этапы креативного производства от идеи до экспорта готовой продукции. Святослав Мурунов выделяет 5 видов деятелей. •Авторы (генераторы идеи), которые способны создавать истории, произведения искусства, научные открытия и пр. Это те, кто способен рефлексировать происходящее вокруг, пересобирать локальный опыт. При этом Святослав Мурунов отметил, что это самая важная часть креативной экономики, но самая некоммерческая: «Создание смыслов тяжело стимулировать деньгами. Это всегда, прежде всего, создание среды». •Проблематизаторы – те, кто максимально глубоко погружен в реальность: городские активисты, педагоги, госслужащие и пр. По мнению Мурунова, «с реальностью у нас проблемы, все живут в иллюзиях», поэтому нет адекватных техзаданий. •Решатели: архитекторы, дизайнеры, айтишники, те, кто проблемы реальности конвертируют в решения, создают новое из смыслов и ситуаций. Но это новое – стиль, метод, технология, не востребовано на нашем рынке. Из-за такой ситуации мы живём на чужих технологиях, и нам нечего экспортировать. •Деятели – те, кто способен, взяв технологию и техзадание, создать конечный продукт, услугу, достичь какого-то результата. Но поскольку большинство регионов работает по готовым технологическим картам, разработанным не локально, на всём пространстве России «креативные продукты» схожи: мед, иван-чай, значки, магнитики и пр. Мы, к сожалению, пока тоже не можем похвастать собственными технологическими решениями. •Экспортёры, которые налаживают каналы взаимодействия с внешним миром: туризм, медиа, университеты, логистика и т. п. «Мало кто из регионов себя профессионально экспортирует. Мало кто определил для себя стратегию: на каких внешних рынках мы должны быть представлены и чем? Формирование внешних рынков – это отдельная задача», – поясняет Святослав Мурунов. Эти пять видов деятельности являются необходимыми, но не достаточными: «В городе они все есть, но между ними слабая кооперация. Каждый решает свои задачи в одиночку, плохо представляя с кем коллаборировать и кооперировать. Нужны дополнительные компетенции, чтобы усилить взаимодействие». Речь о людях, способных на самом старте считать реальную ситуацию, определить набор смыслов для будущего продукта, наладить работу между всеми субъектами креативной экономики для получения сложного продукта, сформировать для него внутренний рынок и успешно выйти с ним на рынок внешний. Такие люди не появляются из ниоткуда, их нужно взращивать. «Самая ценная инвестиция – в человека», – уверен Святослав Мурунов. Как локально создаются сложные продукты для экспорта? На что опереться авторам, деятелям и решателям? – основополагающие вопросы креативной экономики. На помощь приходит Модель идентичности. Год назад Компания «Goodline» вместе с активными горожанами и урбанистом Святославом Муруновым начали работу над её созданием. Более 2000 интервью, 4 фокус-группы, анализ истории города, его архитектуры, ландшафта, опыта, характера – и вот обширная работа по изучению кемеровской уникальности завершена. Но что дальше? Как использовать полученные знания? Кто вплетёт найденные смыслы в сувенирную продукцию, городские объекты, арт-пространства? Эти вопросы оставались открытыми. И тогда появилась идея собрать творческое сообщество «Идентичный Кемерово», которое принялось активно развивать креативные индустрии в городе. Наладили работу с местными мастерами, художниками, дизайнерами, фотографами – в результате получились открытки с кемеровскими пейзажами, шопперы и худи с уникальными принтами. По словам Романа Жаворонкова, генерального директора Goodline, «модель идентичности – наш опорный идеологический документ, который описывает восприятие горожанином окружающего нас мира». По мнению Святослава, «модель идентичности является стратегическим ресурсом, который позволяет вытащить оригинальные идеи, так как уникальный конечный продукт – это всегда симбиоз взаимодействия автора, либо команды авторов, модели идентичности и внешнего техзадания». Шаг в будущее Результаты своей работы участники Недели Креативных индустрий презентовали на финальном мероприятии. Неординарных предложений было много, одни из них – Капсула времени, иинфокамень, требуют значительной проработки и пока остаются в формате идей. Другие – уже обрели жизнь. Шахтёрское худи, чьё производство проинвестировал один из кемеровских застройщиков – компания «Мера», шопер-трансформер и говорящая о характере владельца бандана на прошедших выходных были представлены на фестивале «Динотерра». Кемеровский кубик Волкова, космическая ветровка и кофта-сталинка, тоже готовятся к производству. Подводя итоги Недели креативных индустрий, Святослав Мурунов отметил: «Для меня развитие территории, это прежде всего развитие людей, которые на ней живут. Если территория ничего своего не создаёт, то экономики на ней не будет. Проблема в том, что мало у кого есть понимание, что изменения – это не когда кто-то делает, а когда ты сам в этом участвуешь. Кроме того, город плохо ещё объединяется «цехами». А для создания сложного уникального продукта необходимо межотраслевое «перемешивание». Процесс начался, но слабо. Здесь культура, идентичность, является неким базисом, вокруг которого все могут объединяться. Сегодня в городе нет индустрии, а есть представители разных творческих профессий. Нужно усложняться – создавать артели, фабрики, профсоюзы, ассоциации... Рынок можно под себя выращивать. Поддержать этот рынок могут платформы. В данном случае такой платформой выступает компания «Goodline», которая заняла кемеровскую позицию – развивать среду вокруг себя, чтобы люди чувствовали себя комфортно, не уезжали. Это подход такого венчурного инвестирования – вкладывать и помогать всем, кто что-то делает, что-то точно выстрелит. Но кто и как будет формировать рынок для креативной индустрии – это стратегическая задача для региона. Это очень тяжёлый процесс, и в одиночку его не поднять. При этом, роль местной власти – попробовать не рулить этим процессом, а стать платформой и заказчиком. Нужно заказывать у своих, людей, живущих здесь, оставлять деньги на территории, вкладывать в своих. Нужно поменять психологию и подходы». Насколько всё это реализуется, покажет время, но первые шаги в будущее уже сделаны. Как будет развиваться город дальше, какие новые сувениры и объекты появятся в Кемерове, читайте на сайте проекта «Идентичный Кемерово», в Телеграм-канале и на странице ВК.
|
Деловые новости[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60% Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |