-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 18.07.2019

Кузбасская розница: восстановление и смена структуры

Для сегодняшней отрасли розничной торговли Кузбасса характерны две отчётливые тенденции: усиление позиций неместных торговых сетей (как федеральных, так и из соседних регионов) и медленное восстановление товарооборота, резко упавшего в 2014-2016гг. С нынешними темпами роста, оно может занять лет десять, прежде чем отрасль сможет вернутся к показателям 2013 года. Не говоря уже об уровне 2008 года. К другим событиям, которые также влияют на развитие отрасли, нужно отнести закрытие, временное, но весьма продолжительное в отдельных случаях, крупных торговых центров в Кемерове. В то же время власти региона пытаются изменить регулирование в сфере нестационарных торговых объектов и ярмарочной торговли, чтобы гарантировать стабильность в первом случае, и обеспечить развитие во втором.
 
Причины и последствия
 
В 2000-2007гг. розничная торговля росла в Кузбассе (да и по всей России) темпами в 10-20% в год. Причин для этого было немало, основные сводятся к восстановительному росту всей экономики страны после перехода к рыночным отношениям, благоприятные внешнеэкономические условия для основных экспортных товаров страны, а у Кузбасса – для угля и металлов. В розничной торговле это привело не только к общему подъёму, но и серьёзным качественным переменам – к широкому распространению современных форматов торговли, в том числе, крупных и очень крупных (гипермаркетов и торгово-развлекательных центров), к появлению торговых сетей, включая региональные и даже локальные, и др.
 
Для этого периода было характерно отсутствие федеральных сетей, их экспансия тогда была сконцентрирована на Европейской части страны, самой заселённой, и более компактной в сравнении с Сибирью и Дальним Востоком. В таких обстоятельствах местные сети чувствовали себя в сравнительной безопасности. И пережили даже крупнейшее, шокирующее падение оборота в 2009 году в период соответствующего экономического кризиса (см. таблицу №1), от которого до сих пор не восстановилась вся отрасль.
 
Затем пришли проблемы нового снижения, не одного года, а более продолжительные. «Глубокое падение оборота» 2014-2016 гг., по словам начальника департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Вероники Трихиной, привело к тому, что некоторые региональные сети «вообще свернули операционную деятельность и покинули рынок, и за последние пять лет в Кузбассе закрылось множество магазинов, как несетевых, так и региональных сетей» (см. подробнее в интервью: Вероника Трихина: «Модель потребительского рынка Кузбасса меняется»). Последние два года товарооборот медленно стал расти, что прямо связано с ростом реальной зарплаты кузбассовцев на фоне высоких цен на уголь и, соответственно, наполненности как госбюджета, так и бюджетов крупных компаний (см. таблицу №2).
 
Свято место пусто не бывает. Взамен закрывшихся сетей в Кузбасс пришли федеральные сети. Это стало не столько следствием кризиса региональных игроков (напомним, что казавшиеся в свое время актуальными и правдоподобными слухи о покупки местных сетей федеральными компаниями так и не оправдались), сколько проявлением экспансии на восток. А в случае с сетями из соседних регионов – следствием обычного расширения. Так или иначе, кузбасских сетей в отрасли работает сегодня немного. И не они определяют тон игре, его задают федералы. Показательно, что после их появления резко сократилась и доля, и обороты неорганизованной торговли. По данным Кемеровостата, с 2010 года доля рынков и ярмарок в региональной рознице сократилось с 5,5% до 1,1%, а фактический оборот с 14,2 млрд рублей до 4 млрд.
 
Падение доходов населения и спад потребительского спроса федеральным сетям не создает особых помех, защищённые финансовой мощью головных компаний их региональные подразделения могут себе позволить развиваться без особых ограничений. Как заявила на торгово-закупочной сессии федеральной торговой сети «Пятерочка» руководитель её макрорегиона «Сибирь» Юлия Тюленина, в планах сети расширить её присутствие в Сибири до 1500 магазинов в ближайшие 3-4 года (535 было на апрель 2019 года, в том числе, 167 в Кузбассе). Она очень характерно прокомментировала «А-П» проблемы регионального потребительского рынка: «Меня всё устраивает как участника рынка, «Пятерочка» – на подъёме, показатели год от года лучше, что было ожидаемо, и полученные результаты (за три года присутствия – «А-П») полностью соответствуют прогнозам».
 
Продать местное неместным
 
Изменение структуры розничной торговли привело к переменам во взаимоотношениях между местными производителями и сетями. Федеральные ритейлеры пришли в Кузбасс со своим уже сформированным пулом поставщиком – у краснодарского «Магнита» в ассортименте много продуктов из Краснодарского края и соседней через море Турции, у питерской «Ленты» – из Санкт-Петербурга, ассортимент «Пятерочки» отражает расположение ближайших распределительных центров компании (сегодня – это Новосибирск). Попасть на полку в магазины этих сетей для многих местных производителей стало крайне сложно, многим просто не по силам.
 
На закупочной сессии в июне Юлия Тюленева назвала «хорошим результатом» тот факт, что с апреля, когда проходила кузбасская конференция «Производители и ритейл: новые перспективы развития», сеть «Пятерочка» договорилась о поставках с 10 местными производителями, в том числе, с двумя подписала договоры. При этом она признала, что никакой «планки» минимальной доли местных производителей для сети не установлено, «но любому ритейлеру выгодно работать с местными поставщиками, которые «нужны людям», нужны ритейлерам, местная доставка дешевле, «в итоге, выгодно всем».
 
Представители местных производителей на той же июньской сессии были настроены менее оптимистично. Зам гендиректора ОАО «Гурьевский пищекомбинат» по коммерческим вопросам Ольга Холина отметила, что договор с «Пятерочкой» формально заключен уже пару месяцев, но ни одной поставки так и не было. Только по одному продукту, по печенью, предприятие оформляет кодирование больше двух месяцев, всё затянулось. А ведь при этом ещё не оформлены поставки пряника. Производителю сегодня удалось закрепиться на полках четырёх сетей, работающих в Кузбассе, но этого явно мало. Объёмы поставок невелики, они ограничены только магазинами, работающими в Кемеровской области, в соседние регионы сети продукцию не берут. Кроме того, присутствие в этих магазинах не всегда эффективно, например, в гипермаркетах реализация очень маленькая, доходность от неё низкая. Между тем, у комбината свободны более 70% мощностей, особенно по прянику.
 
Представитель одного из кемеровских производителей откровенно заметил на сессии с «Пятерочкой», что не рассчитывает на результативность, и по-настоящему заметные поставки с предприятия по выпуску теста и выпечки были тогда, когда работали местные сети. Как только они ушли с рынка, производство пришлось уменьшить в несколько раз. Все представители местных производителей отмечают забюрократизированный, формальный характер взаимодействия с федеральными сетями, в том числе, уже при налаженных поставках. И это взаимодействие чаще всего оказывается не на пользу поставщикам: автоматизированное управление поставками часто сокращает заказы местным производителям.
 
Закрыться надолго
 
Добавили проблем местному ритейлу закрытия торговых центров, частью из-за угроз безопасности посетителям, в одном случае – из-за плохо оформленных правоотношений. После трагического пожара с многочисленными жертвами в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» надзорные органы потребовали остановить работу до исправления недостатков в зданиях и их противопожарных системах во многих центрах. В большинстве случаев это было сделано весьма оперативно. По данным уполномоченного по защите прав предпринимателей Кемеровской области Елены Латышенко, по всей стране после трагедии в «Зимней вишне» была проведена проверка, и примерно 30% торговых центров было приостановлено. И там где нарушения были устранимые, и где собственники шли на сотрудничество, работа ТРЦ была возобновилась оперативно.
 
Но в некоторых случаях закрытия затянулись. Например, кемеровский ТРЦ «Аврора», тогда ещё находившийся в конкурсной массе обанкроченного ООО «Аквамаркет», был закрыт уже в апреле прошлого года в обеспечение иска городской администрации. Стороны спорили в суде до января нынешнего года, пока арбитраж не удовлетворил требования истца. Пришлось уже новому собственнику (с мая «Аврора» была оставлена как залог московским ООО «Регион Эстейт») проводить работы по перестройке ТРЦ в соответствие с решением суда. О том, что «Аврора» восстанавливается в середине июня сообщил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, отметив, что «идут работы по устранению нарушений противопожарной безопастности», «все предписания выполняются, и к 1 сентября здание должно быть готово».
 
Похожая история развернулась с другим кемеровским ТРЦ «Лапландия». Он также был закрыт по иску администрации Кемерова, но с одной разницей – судебное рассмотрение шло уже 8 месяцев, а он был закрыт 22 апреля в обеспечение иска к владельцу объекта московскому АО «АМК-Фарма». 12 июля истец отказался от своих требований в связи с тем, что в ходе проведенных собственником работ угроза безопасности и здоровью людей устранена, а требования иска не были исполнены, т. к. это вообще невозможно сделать из-за несоответствий проектных документов фактическом состоянию здания. Представитель горадминистрации Татьяна Салдаева заверила при этом арбитражный суд, что технические отчёты о состоянии здания свидетельствуют о его безопасности. После заседания представитель АО «АМК-Фарма» Дмитрий Сидорович сообщил, что ТРЦ сможет снова открыться после вступления судебного акта в полную силу, т. е. по прошествии 30 дней.
 
Другим конфликтным объектом, и вновь в Кемерово, стал рынок (торговый центр) «Ленинградский», с собственником которого администрация города расторгла договор об аренде земли по формальным основаниям. Они никак не мешали работать «Ленинградскому» предыдущие 18 лет, договор аренды был заключен в 2004 году, но в дальнейшем не обновлялся. Это дало основания Елене Латышенко указать, что проблемы торгового центра, включая возможный снос, связаны связаны, прежде всего с небрежным отношением к правовому оформлению арендных отношений.
 
Коммерческий директор девелоперской компании ООО «Инвест-Ко» Вадим Бельков отметил, что проблемы «Авроры» и «Лапландии» в том, что эти объекты изначально не были рассчитаны под активную розничную торговлю, и их собственники должны изначально понимать все риски, которые с этим сопряжены, и то, что с каждым годом к вопросу безопасности проверяющие органы подходят всё внимательнее. В то же время он выразил уверенность, что «владельцы объектов смогут устранить все нарушения». Ситуация с «Ленинградским», по его словам, «гораздо интереснее, ведь это уникальный объект, созданный людьми, многие из которых являются же пользователями этой же торговой площади». Отсюда свои плюсы и минусы.
 
С одной стороны, объединение сил предпринимателей даёт возможность «держаться вместе, предоставляя товары и услуги для населения района по доступным ценам». Местные жители в ответ ценят личный контакт и ощущение, что они покупают «свои товары у своих», чего федеральным сетям добиться сложно. С другой стороны, подобная организация «замедляет основную квалификацию: можно хорошо печь торты, но открытие кондитерской или пекарни для торговли своими тортами не даёт возможность выйти на уровень отличного кондитера». Похоже, так происходит и в «Ленинградском», когда заниматься вопросами собственного бизнеса и самой торговой площадкой очень тяжело. Для таких объектов лучше была бы организовать отдел специалистов как в области эксплуатации, так и права. Решение проблем вместе с городскими властями в рамках правого поля должно происходить совместно и в форме альянса – то, чем «Ленинградский» изначально силен. У проверяющих органов, безусловно, есть несколько серьёзных вопросов, но нельзя забывать, что в регионе и так сократилось количество индивидуальных предпринимателей, на 1500 в 2018 году, не хочется, чтобы к ним прибавилось ещё 80.
 
«В компании «Инвест-Ко» мы стараемся чётко разделять сферы торговли и управления объектом, работаем над созданием оптимальных условий, – отмечает Вадим Бельков. – В таких условиях арендаторы смогут дать посетителям нашего торгового парка «Сотка» хорошее предложение соразмерно спросу, а также заработать деньги для себя и для нас. Тогда предпринимателю не нужно беспокоиться о тылах, он может сосредоточиться на главном – на покупателях и бизнесе».
 
Егор Николаев
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят
[27 марта] Первый в «Русале» ЦОД запущен на НкАЗе

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко