Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[2 декабря] Самозанятые в Кузбассе – ниши и возможности развития собственного дела
[1 декабря] Где купить новогоднюю открытку по-кемеровски?
[30 ноября] Райффайзенбанк запустил карту с кэшбэком 1,5% для премиальных клиентов
[30 ноября] Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2021 года
[30 ноября] Завершился четвёртый сезон акселератора


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 20.09.2018

Машиностроители Кузбасса на службе народного хозяйства

В экономическом отношении Кузбасс строился как кузница, в полном соответствие с ныне принятым наименованием. Вначале его первый город, потом угольный бассейн, а сегодня так принято называть весь регион. Не в последнюю очередь за его промышленность, в которой важное и неотъемлемое место занимает машиностроительный комплекс. И это место сохранится за ним ещё долго, насколько будут потребности, которые закрывает отрасль. В первую очередь, так сложилось, это потребности других отраслей экономики региона и страны.
 
Новая структура

Традиционно машиностроение Кемеровской области формировалось (и воспринимается по сей день), как главным образом отрасль, обслуживающая другие тяжёлые виды индустрии, построенные раньше или одновременно. Такие как углепром, металлургия, химия. Однако на деле, конечно, дело обстояло сложнее и раньше, и обстоит сейчас. Важной частью машиностроительного комплекса в советское время были предприятия электротехнической отрасли, производства строительных машин, инструментов и военной продукции. Было также, хотя и не очень значительное, производство потребительских изделий – бытовой электротехники и металлоизделий (ныне закрывшиеся).

Сегодня машиностроители региона удовлетворяют самые разные потребности народнохозяйственного комплекса – коммунального и дорожного хозяйства, энергетики, химии и нефтепереработки, агропромышленного комплекса и железнодорожного транспорта. Пожалуй, только металлургического машиностроения в «краю кузнецов» не осталось. Но это не означает, что оно не вернётся через какое-то время. Опыт показывает, что многие производства и компетенции на время приостанавливаются, меняют направления работы, а потом возвращаются (см. ниже).

Если посмотреть на текущие показатели машиностроительного комплекса, то можно выделить три основных направления деятельности – «ремонт и монтаж машин и оборудования», «производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки» и «производство прочих транспортных средств и оборудования» (в Кузбассе в этой отрасли развивается выпуск железнодорожного подвижного состава и компонентов). Несколько меньше оборот у производства электрического оборудования, и уже совсем небольшой – у выпуска электронных изделий и у производства автотранспортных средств, прицепов и оборудования.

При этом из-за стремительного роста производства железнодорожных вагонов и цистерн на заводе «Кемеровохиммаш» (за 7 месяцев статистика показывает прирост выпуска в 3,5 раза) резко увеличилась доля этой подотрасли. И можно также отметить прирост в отрасли ремонта и монтажа машин и оборудования, причём, здесь нужно учитывать, что заметный прирост в ней также даёт железнодорожное направление – за счёт работы «Кузбасского вагоноремонтного предприятия «Новотранс».
 
Возможности роста и развития

Обстоятельства и движущие силы рынка определяют разные результаты для их участников. Кому-то они способствуют успеху, кому-то – провалу. И как показывает опыт кузбасских машиностроителей неудача одного предприятия определённой специализации не ведёт автоматически к такому же результату на другом. Так банкротство и закрытие выпуска железнодорожных вагонов на Новокузнецком вагоностроительном заводе и аналогичные события в новокузнецком ООО «Сибирская вагоноремонтная компания» не получили своего продолжения на других предприятия того же профиля.

Завод «Кемеровохиммаш» (кемеровский филиал АО «Алтайвагон», предприятия холдинга «СДС-Маш») смог пройти трудный период кризиса на российском рынке вагонов и в этом году уже быстро наращивает производство на этом направлении деятельности. В марте нынешнего года гендиректор АО «Холдинговая компания «СДС-Маш» Александр Мирошник заявлял, что завод увеличит в этом году объём производства в 2 раза, с 1,77 млрд рублей в 2017 году до 3,5 млрд. И этот рост производства будет полностью обеспечен возвращением завода к производству железнодорожной продукции, в данном случае трех видов платформ. Эта продукция не выпускалась на «Кемеровохиммаше» с 2012 года, но остались все необходимые сертификаты, решение о возобновлении производства было принято в конце прошлого года в связи с ростом спроса, объяснил Александр Мирошник (тот самый случай, когда производства и компетенции можно вернуть – «А-П»).

Естественно, что такие расчёты на увеличение производства основаны на изменении ситуации на рынке. По данным Александра Мирошника, суточная ставка вагонной аренды выросла в 4 с лишним раза, до 1900 рублей с 400 рублей два года назад, что вызвало резкий рост спроса на вагонную продукцию. В итоге, «Кемеровохиммаш» вложил в новую линию по производству железнодорожных платформ 100 млн рублей, создал дополнительно 200 рабочих мест, и теперь завод планирует выпустить на ней 1200 лесовозных, контейнеровозных и универсальных платформ стоимостью 2,55 млн рублей.

В сентябре стало ясно, что и такие большие планы «Кемеровохиммаш» может превзойти. Как сообщил Александр Мирошник, он ставит задачу заводу выйти в этом году на объём производства в 4 млрд рублей, и для этого есть предпосылки – в январе нынешнего года завод выпустил продукции на 120 млн рублей, в августе – уже на 420 млн. Помимо платформ предприятие продолжает выпуск подвижного состава по заказу кемеровского АО «Азот». В 2017-2018гг. это был заказ на 265 цистерн для перевозки жидкого аммиака стоимостью 1 млрд рублей. В этом году планируется контракт почти на 1 млрд рублей на разработку и изготовление 200 крытых вагонов для перевозки удобрений. Потребности «Азота» в этой продукции значительны и могут обеспечить заказами и «Кемеровохиммаш», и другие предприятия отрасли (не только в Кузбассе). По сообщению предприятия, в 2017-2018гг. на эти цели «Азот» направляет 3 млрд рублей.

Помимо железнодорожного направления «Кемеровохиммаш» вернулся и к своему традиционному направлению деятельности – выпуску продукции химического, нефтехимического направления. В прошлом году завод изготовил вакуумную колонну для второй очереди Яйского НПЗ новокузнецкого АО «Нефтехимсервис», агрегат весом в 64 тонны и длиной 28 метров, выполнял крупные заказы ведущих нефтяных, трубопроводных  и химических компаний страны, и продолжил в этом году. Как пояснил Александр Мирошник,  для этого «Кемеровохиммаш» прошел аккредитацию этих крупных компаний, без которой невозможно даже участие в тендерах.

Смогло пройти трудные времена на рынке вагонов и прокопьевское ООО «Кузбасское вагоноремонтное предприятие «Новотранс» (КВРП, входит в АО «Холдинговая компания «Новотранс») – с 2015 года выручка предприятия выросла почти в 2 раза с 821 млн рублей до 1,72 млрд в 2017 году. И в этом году, по заявлению гендиректора Павла Алешина, предприятие начинает расширение – строительство второй очереди стоимостью 1 млрд рублей (инвестиции в первую, запущенную в 2009 году, составили 1,2 млрд). Предполагается при этом построить вагоноремонтное депо в составе цеха по ремонту тележек, колесно-роликового и вагоносборочного цехов, участка по ремонту автосцепного устройства и заготовительное отделение, расширить пути парков «А» и «Б», обустроить дополнительный парк железнодорожных путей «В». Всё это должно увеличить годовой объём ремонта вагонов в 2 раза, до 30 тысяч в год.

Как можно заметить, эти предприятия в значительной степени ориентируются в своей работы не просто на нужды смежных отраслей, а на нужды «своих» компаний. И этот подход используют и в других отраслях. К примеру, филиал «Энергосеть г. Кемерово» ООО «Кузбасская энергосетевая компания» наладил выпуск котельного и электротехнического оборудования, в частности, автоматизированных котлов на угольном топливе, аппаратов водоподготовки, золоуловителей, трансформаторов и др. Эти производственные возможности были представлены руководству области в мае нынешнего года. И «КЭнК» в данном случае не единственный подобный пример.

ООО «Юргинский машиностроительный завод» традиционно воспринимается как производитель горно-шахтного оборудования. Но в линейке продукции предприятия множество наименований, в том числе, строительная техника, сельскохозяйственное и пищевое оборудование. Как поясняет генеральный директор предприятия Анатолий Лазарев, сегодня завод выпускает маслоотжимное оборудование (маслопрессы и жаровни), а также погрузчики-экскаваторы различных моделей и навесные роторные косилки.

Опыт такого производства уже многолетний, для маслооборудования уже более 65 лет, конструкторские и производственные возможности позволяют и выпускать уже отлаженные производством изделия, и разрабатывать новые модели под индивидуальные требования заказчика. Именно такой разработкой Юргинского машзавода стали новый маслопресс Т17-МП1 и выпущенная по индивидуальному заказу в июле 2018 года жаровня Т17-Ж рекордных размеров, на 6 чанов. Сейчас завод собирает маслопрессы и жаровни для нескольких крупных заказчиков, в Алтайском крае строится целый цех, который полностью будет работать на маслоотжимном оборудовании «Юрмаша», отмечает Анатолий Лазарев.
 
Время новых проектов

Машиностроительный комплекс Кузбасса в состоянии и расширить ассортимент выпускаемой продукции, наладив новые производства или восстановив новые, но, к несчастью, остановленные. В конце августа новокузнецкое ОО «Промрадиатор-НК» объявило о планах инвестировать 22,4 млн рублей в проект по налаживанию выпуска радиаторов для специальной техники – погрузчиков, экскаваторов, самоходных кранов, автобусов, грузовиков, а также дизель-генераторов и компрессоров. Как сообщил гендиректор общества Сергей Журавлев, на новом предприятии будет занято 30 человек, в его составе помимо производства будет также сервисный центр для профилактических работ и обслуживания. При выходе на полную мощность в 2025 году предприятие будет выпускать ежегодно 1,2 тыс. радиаторов. Основными потребителями, по сообщению Сергея Журавлева, будут угольные компании Кузбасса и поставщики техники этим компаниям, однако, к горному машиностроению этот проект вряд ли можно отнести. Предлагаемые радиаторы смогут найти свое применение и в машинах других отраслей экономики.

Другим важным и крупным проектом для машиностроения Кузбасса может стать восстановление сборки автобусов на площадке закрытого в 2014 году завода «КузбассАвто» в Ленинск-Кузнецком районе. Примечательно, что инвестором в этом случае также выступает ООО «КузбассАвто», но уже зарегистрированное в Казани. Как сообщил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, в планах новой компании реанимировать сборку на площадке закрытого завода в деревне Драченино уже автобусов китайской компании Yutong (вместо Hyundai, которые собирало первое производство). Объём инвестиций в проект, о котором было объявлено на Восточном экономическом форуме и который будет реализовываться в рамках трехстороннего соглашения с Еврейской автономной областью, – 1,5 млрд рублей. По словам Сергея Цивилева, автобусы с нового сборочного завода будут востребованы регионом, поскольку общественный транспорт нуждается в срочной замене из-за высокой степени износа.

Игорь Лавренков

 


Рубрики:

Деловые новости

[2 декабря] На девятый день со дня трагедии на «Листвяжной» пройдут траурные мероприятия
[2 декабря] Кузбасским бюджетникам повышают зарплату с 1 декабря на 8,6%
[1 декабря] В Прокопьевске — снова новый глава города
[1 декабря] В Кузбассе собрали 1,5 млн тонн зерна
[1 декабря] За пределы Кузбасса уехали учиться 44% новокузнецких выпускников 2021 года

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко