|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 1 от 15.01.2008
Русский литератор-патриот Николай Коняев выпустил в издательстве «Алгоритм» книгу под названием «Валентин Пикуль» - биографическое повествование об известном русском писателе, пик славы которого пришелся на вторую половину 70-х и 80-е годы XX века.
Любопытна нумерология данного труда: в произведении три части, каждая разделена на семь глав, а каждая из глав, в свой черед, составлена из пронумерованных семи составляющих. Что сие означает, пусть объяснят люди знающие конспирологию и прочие придумки тайного сознания.
Как безжалостно время расставляет всё по своим местам. Одни, популярные при жизни личности, как-то вдруг, а иногда незаметно и постепенно, перемещаются в тень, отодвигаются на периферию общественных интересов. Зато другие - приобретают такую оглушительную посмертную известность, о какой при жизни и мечтать не могли. Загробная слава -штука ещё капризнее славы прижизненной, и только совсем выдающихся представителей своего рода человеческое сообщество определяет в гении, с которыми сверяется на своем дальнейшем пути.
Хорошо помню книголюбский психоз с элементами шизофрении вокруг каждой вновь выходящей книги Валентина Пикуля - достать увесистые романы писателя «Слово и дело», «Пером и шпагой», «Фаворит» и прочие не представлялось возможным. Из-под полы они предлагались по неподъемным ценам, мифы и байки о проживающем в Риге русском писателе причудливо разветвлялись по всей стране, за всем этим
шумом и сплетнями терялся образ живого писателя. И всего лишь почитать на какое-то ограниченное время удавалось заполучить его исторические хроники, в которых рассказывалось о том, о чем тогда нельзя было узнать из прочих книг. История и исторические деятели представали со страниц его работ полнокровными и живыми, в отличие от ходульных персонажей многих прочих сочинителей исторического жанра. А ещё он неизвестное прошлое раскрывал так, что забытые персонажи буквально жили на страницах его книг в чуде воображения!
Коняев обо всем этом пишет. Рассказывает и о романе «Нечистая сила»,в котором повествуется о Григории Распутине и распу-тинщине, о трудной судьбе этой книги, о сумасшедших ценах на номера журналов «Наш современник», где публиковался роман под придуманным, чтобы не дразнить гусей из цензуры, заголовком «У последней черты». Мы тогда не знали, что купюры были чуть не в четверть текста, не знали, что Суслов топал ногами, ознакомившись с началом публикации. Но то, что по линии партийной Пикуля склоняли на все сто, то мне доподлинно известно. С тех времен остался переплетенный конволют с журнальным текстом, а рядом стоит на полке уже перестроечное книжное издание романа.
Коняев, сочинивший и издавший также биографию поэта Николая Рубцова, был знаком с Пикулем, гостевал у него в рижской квартире, ваял о нем и его произведениях литературно-критические статьи, наверное, одним из первых отметил сказовую основу языка писателя. Он, конечно, хвалит Пикуля. Кроме романа о Распутине, который на записных патриотов действует, как красная тряпка на быка. Ну, ясное дело,
такова ныне патриотическая позиция: святой старец - благо для России и самодержавия, потому «англичанка», которая всегда нам «гадит», и устроила через свою буржуазно-аристократическую агентуру убийство защитника земли русской. Впрочем, оставим эту тему специалистам.
Коняевское повествование по прочтению оставляет странное ощущение. Всеми фибрами тянет наш автор Пикуля в литературные классики, а не получается, хоть ты тресни. Крепкий беллетрист, творчество которого трезво оценивали даже друзья при его жизни - да, конечно. Тот же Виктор Конецкий - друг молодости, о котором упоминает Коняев, жестко критиковал, не принимая пикулевские книги. Но именно поэтому Конецкий плохой. Получается, что и все остальные «плохие», кто не разделяет мнения Коняева?
Биограф, на мой взгляд, смешивает обычную литературную борьбу с травлей. Ну не принимает тот или иной критик творчества того или иного писателя: убивать его за это или прикладывать каленое тавро? Было неприятие властное? Было. Наверное, партийные бонзы себя узнавали во временщиках и сатрапах, потому и спускали цензоров вместе с идеологами на писателя. Но и литературная борьба никуда не исчезала, зачислять всех не согласных критиков во врагов - не правильно.
А потом кончился книжный дефицит с цензурой, и закончилась бешеная популярность Пикуля. Хотя, если честно, я отдаю дань должного писателю за его вытаскивание из тьмы времен многих и многих знаменитых людей, страстотерпцев, настоящих героев, просто честных на своих местах людей. Такое восстановление и оживление памяти - благо для потомков. Литературную же ткань произведений, стиль и мастерство при оценке вывожу за скобки.
Ещё одна претензия к автору книги: у Коняева в разных главах встречаются неоднократные повторы, такое ощущение, что книга лепилась из статей, и не была должным образом отредактирована. Однако это легко исправляется при последующих изданиях.
И всё-таки ставлю гораздо выше мемуары вдовы Пикуля Антонины Ильиничны: и по уровню эмоций, и глубине содержания книга её получилась полнее и яснее. Близкий человек, о котором, кстати, наш биограф также неоднократно упоминает, написала честно и одновременно по-настоящему интересно.
Впрочем, несмотря на вышесказанные замечания, ознакомиться с одним из советских писателей, жутко популярном при жизни, по биографической книге Коняева стоит. Да и оценки данному ТРУДУ после прочтения каждый может поставить свои собственные, индивидуальные.
Валерий Плющев
|
Деловые новости[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |