-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 22.10.2015

Пикапозамещение

 
Легковые автомобили с открытым грузовым отсеком, или, как принято в России называть, пикапы, никогда не были особо популярны среди потребителей. Не изменилась ситуация и в последнее время. Более того, часть автомобильных марок даже ушла с этого небольшого сегмента рынка. Мы попытались разобраться, какие пикапы всё же остались, а какие еще могут вернуться в скором будущем.
 
Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», по итогам 7 месяцев 2015 года доля пикапов составила 0,7% всего рынка новых автомобилей России, в количественном выражении – это 6,3 тыс. штук.  Лидерами рынка в данном сегменте являются Mitsubishi L200 (2,1 тыс.), UAZ 23632 Pickup (1,6 тыс.) и Toyota Hilux (1,4 тыс.). Среди моделей, представленных на рынке в отчетный период,  указываются также Volkswagen Amarok, Nissan NP300 Pickup, Great Wall Wingle, Nissan Navara,  Ford Ranger.
 
Ушли, чтобы вернуться

На фоне небольшой общей популярности пикапов в России производители, в частности зарубежные, стали уходить с рынка. Причём каждый по своим причинам. Естественно, что такая ситуация не могла не сказаться на рынке пикапов и в Кузбассе. По словам руководителя отдела продаж ЗАО «Нью-Йорк Моторс-Сибирь» (официальный дилер Ford в Кемерово) Евгения Карпачева, большой популярностью в прошлые годы пользовался Ford Ranger старой модификации. В 2012 году ему на смену пришёл обновленный вариант, которого за полтора года в Кемерове было продано всего 11 штук. В середине 2014 года поставки пикапов Ford Ranger прекратились, и пока дилер не предлагает подобных моделей. «В 2016 году на российском рынке появится новый Ranger, у которого перспективы значительно выше, чем у предшественника, продававшегося в 2014 году – считает он. – Во-первых, спрос на пикапы в нашем регионе растёт. Во-вторых, новая модель более усовершенствована и более интересна в дизайнерском, техническом плане. Производитель обещает, что все недочёты прошлой модели устранены, и на рынок выходит такой же надежный автомобиль, как старый классический Ranger, но уже более современный».

По заказу компания «Нью-Йорк Моторс-Сибирь» доставляет из-за границы модели пикапов, которые официально в Россию производителями не поставляются. Речь, конечно же, о знаменитых  F-150 и F-250. Эти машины значительно больше по габаритам, чем Ranger и мощней. На таможне они регистрируются уже как грузовики. В принципе, такая же история с другими большими пикапами, например, Toyota Tundra (также официально не поставляется в Россию дилерами).

На 1 января 2015 года парк пикапов в нашей стране составил 462,1 тыс. автомобилей, что на 6,3% (27,2 тыс. штук) больше показателя начала 2014 года. При этом количество импортных пикапов выросло на 12,3% (22 тыс.) до 200,5 тыс. штук, а отечественных – на 2% (менее 5,2 тыс.) до 261,7 тысяч. Соотношение между импортными и отечественными моделями за год изменилось с 41/59 до 43,4/56,6.
Большинство машин (273 тыс. штук) старше 10 лет, из которых отечественные марки «Иж» составляют 170 тысяч.
Пикапов выпуска 2012-2014 годов в российском автопарке 80,9 тыс., что составляет всего 17,5% от общего числа. Парк пикапов-фургонов марки «Иж» составляет 199,4 тыс., то есть 76,2% от всех отечественных и 43,2% от общего парка.
Парк пикапов отечественной марки ВИС (ВАЗ/LADA) составляет 42,2 тыс. (16,1% и 9,1%), а УАЗов – 16,4 тыс. (6,3% и 3,5%). Среди иномарок лидером выступает Toyota с парком в 66,5 тыс., из которых 19,4 тыс. (29,1%) трёхлетних.
По моделям среди пикапов лидирует  широко известный «каблучок» Иж-2715 на базе «Москвича-412», выпуск которого завершился еще в 2000-м году. Его парк составляет 128,8 тыс.  или 49,2% от всех отечественных пикапов и 31,7% от всего парка пикапов в стране. Таким образом,  на долю ветерана, в парке которого масса «мертвых душ», до сих пор приходится практически половина российских и немногим менее трети всех пикапов в стране. Второй моделью в парке остаётся также Иж, но более свежей модели 2717 (после 2005 года и по 2012-й – 27175) на базе легковых моделей, соответственно, Иж-2126 и ВАЗ-2104. Его парк составляет 70,5 тыс., из которых все же 41,1 тыс. старше 10 лет. На третьем месте – Toyota Hilux, в парке которого множество как ветеранов (37,5 тыс.), так и трёхлеток (18,4 тыс.). С 2011 года эта модель официально продаётся на российском рынке, что сразу сказалось и на величине свежих машин в её парке. Следом идёт Mitsubishi L200, но в его парке (50,6 тыс.) доля ветеранов небольшая – лишь 3,6 тыс. Так как модель достаточно давно присутствует на российском рынке официально, то по годам её парк распредёлен достаточно равномерно, так трехлётки составляют 15,4 тысячи –  соотношение фактически обратное Toyota Hilux. Пятёрку самых распространенных пикапов замыкает ВИС-2345 (на базе «классики» ВАЗ-2105/2107), снятый с производства ещё в 2011 году. Его парк составляет 16,8 тыс., из которых 8,1 тыс. автомобилей выпущены до 2005 года.
Источник: «Автостат Инфо»
Временно прекратил поставки в Россию пикапов Navara и NP300 концерн  Nissan. Как пояснили изданию АвтоСреда в пресс-службе Nissan, причиной для принятия такого решения послужил «невыгодный бизнес-кейс из-за курса валют, производства автомобилей не в России и небольшого объёма поставок». По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2014 году в России было продано 996 пикапов Nissan NP300 и 544 автомобиля Nissan Navara. Группа компаний (ГК) «Картель Авто» (официальный дилер  Nissan в Кемерове и Mitsubishi в Новокузнецке) с середины 2012 года реализовала 41 автомобиль Nissan NP300 и 14 Nissan Navara. По словам директора Дилерского центра «Nissan Картель Авто» (Кемерово) Андрея Поспелова, пикапы Nissan появятся на российском рынке, но, как и компании Ford, не раньше 2016 года. Скорее всего, он имел в виду Nissan Navara нового поколения, премьера которого состоялась летом прошлого года.

«У охотников и рыбаков есть выбор между пикапами, – дополняет генеральный директор ГК «Картель Авто» Сергей Малянов. – Хорошие отзывы о NP300. Машина простая, «как три рубля», но надёжная. Такие машины хорошо зарекомендовали себя и на угольных разрезах, где жёсткие условия эксплуатации. У Nissan пикапов нет в продаже уже год, поэтому при выходе на рынок, для них самым главным будет ценообразование».

В этом году с российского рынка ушёл пикап SsangYong Actyon Sports. Впрочем, ушли не только пикапы, а весь этот бренд. Корейский автопроизводитель полностью прекратил поставки своих автомобилей в Россию с января 2015 года. Как сообщает автомобильный портал drom.ru, у руководства SsangYong нет планов возобновлять поставки до тех пор, пока не стабилизируется курс рубля. В 2013 году рынок РФ был одним из крупнейших для SsangYong, но по итогам 2014 года продажи автомобилей этой марки сократились на 27% – до 25 тыс. единиц. В первые два месяца 2015 года спрос на внедорожники SsangYong упал до 1,3 тысяч машин (-61%). На данный момент, как пояснили в компании «Трансхимресурс» (официальный дилер SsangYong в Кузбассе), в кемеровском автосалоне остался только один автомобиль SsangYong (не пикап) – SsangYong Actyon.

Больше года не поставляет пикапы в Россию и компания Mazda. У этого бренда была представлена на рынок соответствующая модель ВТ-50, но, как утверждают в компании «Сибавтоцентр» (официальный дилер Mazda в Кемерове), на неё был крайне низкий спрос. Последний ВТ-50 был продан в 2014 году, и то, по программе Trade-in. Автомобиль 2011 года обошелся покупателю примерно в 1 млн рублей.

Не повезло и продукции китайского автопрома – в России и в Кузбассе продавалась модель  Wingle компании  Great Wall, но в августе этого года появились сообщения о том, что российские дилеры стали испытывать трудности с поставками этого бренда. В ООО «Техцентр Томь Кемерово» «Аванту» подтвердили эту ситуацию, сообщив, что автомобилей Great Wall в автосалоне больше нет. Как пишет газета «Известия», в настоящий момент российский представитель и сборщик Great Wall – компания «Ирито» – испытывает проблемы с поставками машинокомплектов из Китая. Исключение составляет лишь кроссовер Hover H6, который собирается в Китае и импортируется напрямую. В то же время компания «Ирито» резко сокращает свою структуру: в стадии ликвидации находятся несколько юридических лиц группы. Это же издание приводит высказывание эксперта по китайскому автопрому Александра Садовникова: «У компании Great Wall в России со спросом проблем быть не может, – утверждает тот. Этот бренд – один из первых среди китайских компаний пришел на российский рынок, он давно устоялся и пользуется стабильным спросом. Все проблемы связаны с импортером «Ирито», которая является многопрофильной компанией, занимается керамикой, арматурой – и автомобильное производство, судя по всему, для неё убыточное». По мнению Александра Садовникова, после завершения российского кризиса Great Wall выйдет на местный рынок уже без помощи посредников.
 
 
Крепкая четвёрка

Таким образом, в Кузбассе, как и на российском рынке в целом, на сегодняшний день осталось только четыре основных представителя в сегменте пикапов. Это Mitsubishi с его двумя моделями Mitsubishi L200 и Mitsubishi L200 15MY, Toyota с моделью Toyota Hilux, Volkswagen со своим мощным автомобилем Amarok и UAZ с известным UAZ 23632 Pickup. Конечно, UAZ 23632 Pickup конкурентом по отношению к остальным моделям можно назвать лишь условно, так как главное и, пожалуй, единственное его конкурентное преимущество – низкая цена – мог оспорить только ушедший с рынка Great Wall Wingle.

Согласно статистики агентства «Автостат», наибольшей популярностью в России среди новых пикапов пользуется Mitsubishi L200. На официальном сайте «Мицубиши Центр Кемерово» (входит в ООО «Трансхимерурс) стоимость обновленного L200 составляет от 1349 тысяч рублей. При этом, как оказалось на поверку, в компании готовы предоставить собственную скидку в 100 тысяч рублей. Mitsubishi L200 15MY, если верить сайту, обойдется еще дешевле – от 1059 тысяч рублей.

Несколько дороже обойдется покупка Toyota Hilux – от 1499 тысяч рублей. Однако, если сравнить минимальные комплектации Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, окажется, что второй «нашпигован» несколько большим количеством опций. Например, в L200 минимальной комплектации отсутствует кондиционер, а в Hilux он есть.  Кроме того, Тойота Центр Кемерово в октябре на покупку нового Hilux также предлагает выгоду до 100 тысяч рублей.

Кризис не мог отрицательно не сказаться на продажах даже легендарного автомобиля Тойоты. По словам начальника отдела продаж автомобилей Тойота Центр Кемерово Владимира Максудалиева, пик продаж Toyota Hilux пришелся на 2012, 2013 и 2014 годы. Только за последние два года в кемеровском автосалоне продавалось более 70 автомобилей Toyota Hilux в год.  Но, в этом году на сегодняшний день продано всего лишь 12 таких машин.  До конца года планируется, как минимум удвоить результат. «Главная причина падения продаж, конечно же, кризис и рост цен, как следствие повышения курса доллара, – поясняет Владимир Максудалиев. – Но, есть ещё одна причина – это высокая степень надёжности автомобилей. В годы активных продаж пикапы Toyota Hilux закупили наши самые крупные корпоративные заказчики. На сегодняшний день они полностью обеспечили себя этими машинами и пока в них не нуждаются. Так как машины достаточно надежные, есть мнение, что за новой партией корпоративные заказчики вернутся к нам ещё не скоро».

После девятимесячного перерыва вернулся на рынок, пожалуй, самый дорогой из поставляемых сегодня в Россию пикапов – Volkswagen Amarok. По словам одного из менеджеров продаж кемеровского автосалона «Сибавтоцентр» (официальный дилер Volkswagen в Кемерове), до недавних пор пикап не поставлялся в Россию и в Кузбасс с Нового года. Между тем продажи Volkswagen Amarok в Кемерове шли неплохо вплоть до декабря прошлого года. На официальном сайте автосалона минимальная цена такого пикапа от 1,68 млн рублей. Однако, как пояснил менеджер, на сегодняшний день в наличии имеется только автомобиль стоимостью около 2200 тысяч рублей. Остальные варианты – пока только по заказу. Относительная дороговизна Volkswagen Amarok вполне объяснима. Он несколько мощней, чем тот же Toyota Hilux и грузоподъёмность у него побольше.

Бюджетный вариант – UAZ 23632 Pickup. На официальном сайте ООО «КузбассУАЗцентр» (официальный дилер ОАО «УАЗ» в Кузбассе) указаны две начальные цены на пикап: зачёркнутая – «от 784 тысяч рублей» и вторая – «от 614 тысяч рублей». Как пояснил менеджер продаж кемеровского автосалона «КузбассУАЗцентр» одному из потенциальных покупателей, второй ценник указан с расчетом скидок по программе утилизации (120 тысяч рублей) и по предоставлению полиса КАСКО (50 тысяч рублей). Стоит отметить, что программа утилизации действует только до конца октября 2015 года. Также возможна скидка по программе Trade-in (100 тысяч рублей), естественно, взамен программы утилизации.
 
 
Пикапы в тренде

Все респонденты «Аванта» отмечают большую, а для некоторых дилеров даже значительную, роль в продажах пикапов корпоративного сектора. Так, соотношение между корпоративными и частными продажами Toyota Hilux составляют примерно 50 на 50%. По словам гендиректора «Картель Авто», корпоративные продажи составляют сегодня 70% от всех продаж компанией пикапов Mitsubishi L200, соответственно, частные – только 30%. Как уже говорилось выше, популярностью у кузбасских угольщиков пользуются ушедшие с рынка Nissan NP300.

Заметим, что у корпоративных клиентов популярностью пользуются практически все пикапы, не зависимо от страны производителя и стоимости. Так, малый и средний бизнес, государственные учреждения зачастую покупают UAZ 23632 Pickup. На крупных предприятиях уже можно встретить Mitsubishi L200, Nissan NP300, Toyota Hilux и Volkswagen Amarok. Причём не всегда стоимость автомобиля зависит от финансовых возможностей компаний. Например, на угольных разрезах можно увидеть не только японские пикапы, но и отечественные. Так, в одном угольном холдинге Кузбасса были замечены несколько UAZ 23632 Pickup. Как пояснили «Аванту» в пресс-службе компании, применение пикапов актуально для сервисной службы, чтобы привести к экскаватору бригаду ремонтников, а заодно и комплект ключей, оборудование, запчасти, в том числе и различные агрегаты.

Достаточно популярны пикапы и среди небольших кузбасских фермеров, пчеловодов. Правда, здесь, скорее, речь идёт либо об отечественной марке, либо об автомобилях, приобретённых на вторичном рынке. Всё-таки финансовые возможности у наших сельхозпроизводителей небольшие, да и нет у них таких льгот, как за рубежом. Кроме того, не всегда фермеру нужен именно пикап. «У нас был покупатель, который занимается мясом, – рассказывает менеджер продаж автосалона «КузбассУАЗцентр». – Изначально он выбирал себе пикап, но в результате остановился на универсале. Такой выбор был обусловлен достаточно большим размером багажника». Пикап, по его словам, больше подходит для перевозок не столько массивных, сколько специфических  грузов, которые, в первую очередь по соображениям чистоты, не всегда положишь в багажник: строительные материалы, саженцы и прочее.

Отдельный спрос на легковые автомобили с грузовым отсеком предъявляют любители активного отдыха, которым нужно перевозить квадроциклы и гидроциклы, различное снаряжение. Конечно, экономический кризис негативно сказывается на рынке. Многие предприятия начинают экономить, но всегда будут люди, способные и желающие приобрести себе надежный внедорожник для активного отдыха. «Вполне вероятно, что на этом фоне корпоративные закупки начнут постепенно уступать частным», – считает  Владимир Максудалиев.

О том, что рынок пикапов в России не считается бесперспективным, говорит хотя бы тот факт, что Nissan и Ford точно планируют на него возвращаться в следующем году. Кроме того, у них здесь скоро появится новый конкурент – китайская компания Foton, которая недавно на выставке Moscow Off-Road Show представила пикап Tunland. Новинка появятся в РФ также в 2016 году. Как пишет портал «Колеса.ру», пикап Foton Tunland образца 2011 года впервые в Россию стал поставляться три года назад, однако продажи ограничились небольшой партией. Компания Foton планирует возобновить продажи в начале 2016 года. Известно, что новый китайский пикап будет на 20% дешевле нынешнего Mitsubishi L200. Но, когда его можно будет увидеть в Кузбассе, вопрос пока остается открытым.

Максим Москвикин
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко