-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 04.03.2008

Менеджеры нового звена

 Слово «инновации» в последнее время звучит со всех трибун. При этом сами инновации уже имеются в достаточном количестве. Теперь дело за теми, кто будет ими управлять. О недостатке инновационных менеджеров говорят все, кто имеет отношение к подобным проектам, в первую очередь к технопарку, который сейчас создается в Кузбассе. «Авант-ПАРТНЕР» задался вопросом о том, кто такой инновационный менеджер и для чего он нужен.
 
Инновационный менеджер (ИМ) – профессия для России достаточно новая. Это классический управленец, но не широкого профиля, а специализирующийся на введении в эксплуатацию инноваций, т.е. новых технологий и методов работы. В Томске, Новосибирске и других наукоградах страны подобных специалистов начали готовить с начала 2000-х годов, а в Кемерове первая группа будущих инновационных менеджеров начала обучение по соответствующей специализации в 2007 учебном году в Кемеровском филиале Российского Государственного Торгово-Экономического университета (РГТЭУ). «Решение о подготовке специалистов такого профиля было обусловлено наличием потребности работодателей, отсутствием такой специализации в вузах нашей области и формированием областной инновационной стратегии развития», – рассказывает кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента РГТЭУ Ирина Биктагирова. Как неоднократно отмечали местные политики, Кузбассу необходимо изменить статус сырьевого региона, и один из путей к этому – введение инновационной деятельности во все сферы экономики. «А это потребует значительного количества хорошо подготовленных специалистов по управлению инновациями», – заключает Ирина Биктагирова. По ее оценке, в связи с созданием Кузбасского технопарка прогнозируемая потребность в инновационных менеджерах составит до 40 специалистов в год.
Заместитель генерального директора ОАО «Кузбасский технопарк» Валерий Соловьев заметил недостаток инновационных кадров еще в первый год работы: «Три года назад мы говорили о том, что такие менеджеры нужны, но предполагали, что столкнемся с этой проблемой лишь через 3-4 года – а на деле она практически моментально стала актуальной». По его словам, в числе 14 предприятий, находящихся под патронатом бизнес-инкубатора, есть те, что испытывают огромные трудности, связанные именно с неэффективным менеджментом. «При всей их экономической состоятельности эти проекты не стали успешными и не заняли свою нишу на рынке – именно по причине отсутствия грамотного менеджера по инновациям», – говорит он.
 
Зачем он нам нужен?
 
Современные предприятия действуют в быстро изменяющихся рыночных условиях, которые требуют постоянного поддержания конкурентоспособности. Инновации необходимы во всех сферах: в производстве, в работе с персоналом, в управлении, в маркетинге… Но инновационная деятельность, по словам доцента, кандидата психологических наук, старшего преподавателя кафедры менеджмента РГТЭУ Татьяны Осиповой, это довольно специфическая область, которая требует креативности, гибкости, высокой эрудиции. «Поэтому менеджер широкого профиля не справится с такой работой – с оценкой новшества, его введением в эксплуатацию, контролем над ним, преодолением сопротивления персонала, – считает она. – Нужны специально подготовленные ИМ, наученные управлять этим процессом, которые и будут побуждать предприятия к инновациям, и квалифицированно внедрять их».
Валерий Соловьев убежден, что управленец старого формата не в состоянии работать с проблемами, возникающими в инновационной деятельности. «Здесь нужно решать совершенно иные задачи, по-другому управлять… Вывод на рынок нового продукта – это всегда сложный процесс, а если он еще и сопровождается целым комплексом действий, которыми ранее никто не занимался, то без специалиста не обойтись», – объясняет он.
 
Наемник или предприниматель?
 
Как замечает Валерий Соловьев, едва ли не больше, чем в управленцах, область нуждается в тех, кто, получив образование инновационного менеджера, организует собственное дело и станет предпринимателем нового типа, предпринимателем-новатором. «Сегодня человек, который приходит в традиционное предпринимательство, становится все старше. А интересны именно молодые люди, пускай студенты, образованные, имеющие за спиной великолепную профессорскую школу, которой мы располагаем в Кемерове. У них больше амбиций, они мобильны, деятельны, быстры. Сейчас на рынок предпринимателю проще войти, занимаясь именно инновационными проектами». Иными словами, инновационный менеджер может работать как в крупных коммерческих структурах, консалтинговых фирмах, инвестиционных отделах, научно-исследовательских организациях, так и в небольших частных фирмах, а в равной степени он интересен как организатор собственного бизнеса.
 
И швец, и жнец…
 
В широком смысле инновационный менеджер должен полностью курировать некий инновационный проект. Этот специалист, прежде всего, прогнозирует и планирует инновации, затем оценивает «реальность» идеи, эффективность внедрения новшеств, срок окупаемости проекта и риски, связанные с его реализацией. ИМ может работать как с «готовой» идеей, так и сам разрабатывать и внедрять инновационные программы и проекты. «Инновационный менеджер – это человек, способный решить необычную технико-экономическую проблему. Он должен понимать предпринимательскую философию, выступать катализатором инновационной деятельности, сплачивать коллектив в поиске и реализации решения проблемы инновационными методами. Для реализации этих целей ИМ должен обладать широким спектром знаний и высокой культурой», – говорит Ирина Биктагирова.
ИМ может заниматься анализом инновационных проектов, управлением ими, привлечением инвестиций в инновационное предприятие, маркетингом, рекламой, аттестацией, продажами и управлением качества инновационных продуктов, управлением интеллектуальной собственностью, коммерциализацией результатов исследований. Последнее особенно актуально. Профессор кафедры «Биотехнология, товароведение и управление качеством» КемТИПП, доктор технических наук Владимир Киселев замечает, что вузы, разрабатывая инновации, не особенно представляют, для кого они это делают и как на этом заработать. Эту проблему и должны решать ИМ, превращая научные разработки в коммерчески востребованный продукт.
Соответственно обязанностям подобраны и дисциплины, которые осваивают будущие инновационные менеджеры: основы инновационного менеджмента, риски инновационной деятельности, финансирование инновационной деятельности, инвестиционный менеджмент, управление инновационными проектами, информационное обеспечение инновационной деятельности. По словам Ирины Биктагировой, квалифицированный ИМ должен обладать фундаментальными знаниями в областях менеджмента и маркетинга наукоемкой продукции, российских и зарубежных систем стандартизации и сертификации, законодательства. Необходимы и некоторые юридические знания – ИМ должен ориентироваться  в законодательстве, регулирующем отношения с объектами интеллектуальной собственности, и в правилах юридического оформления договорных отношений с отечественными и зарубежными партнерами.
Что касается навыков ИМ, то это, прежде всего, стандартные навыки менеджера: умение  организовать личный труд и труд коллектива, разработка стратегии предприятия, бизнес-планирование, оценка трудовой деятельности персонала, работа с потребителями, посредниками, дилерами, потенциальными инвесторами. А главный специализированный навык, который нужен ИМ – это умение контролировать инновационный проект по этапам его выполнения.
Инновационный менеджер должен обладать и определенными личностными качествами: работоспособностью, эмоциональной устойчивостью, организованностью, уверенностью, целеустремленностью. По мнению Валерия Соловьева, хорошо, когда ИМ обладает всеми качествами, которые способны двигать человека вперед, даже если это «острые» качества, которые могут вызывать конфликты – например, даже чрезмерная инициативность для ИМ все-таки больше плюс, чем минус. «Лучше, чтобы это были молодые, красивые ребята, прекрасно обученные, активные, способные вызвать доверие, владеющие языками, умеющие вести диалог, ставить перед собой цели и достигать их, видеть, как можно превратить идею в деньги. Молодежь способна идти вперед, но ею должны руководить профессора, учителя – при этом ИМ должен уметь сегодня смотреть на вчерашнего учителя, как на коллегу», – говорит он.
 
Вопрос практики
 
Особенность кузбасской инновационной школы в том, что она появилась тогда, когда родилась соответствующая потребность у бизнеса. А в таких городах, как Томск и Новосибирск, все происходило наоборот: сначала в научной среде выросла эта специализация, а лишь потом появилась поддержка инновационного предпринимательства. Поэтому обучение инновационных менеджеров в Кузбассе, по словам Валерия Соловьева, пока не имеет хорошей практической базы. «Конечно, возможно вырастить в нашей студенческой среде инновационных менеджеров. Но им нужна практика! Иначе человек, обучаясь в вузе, получает некий объем ценных знаний, которые применить ему в принципе негде. Самый лучший способ культивации менеджера «на крови», то есть на реальных делах – это бизнес-инкубатор. Но ни у одного кузбасского вуза такого инкубатора пока нет, что я считаю большой ошибкой и заметным упущением», – отмечает он.
Создание при вузах собственных бизнес-инкубаторов – это, в первую очередь, неплохой ресурс для прирастания их финансового хозяйства. В Томске, например, действует такой механизм: бизнес-инкубатор при вузе занимается, прежде всего, «доведением до ума» разработок, придуманных в стенах самого вуза – это вполне логично и целесообразно. Доведя идею до того состояния, когда она начнет приносить деньги, вуз может, например, не продавать научную разработку на сторону, а организовать собственное предприятие, которое будет использовать эту технологию. Такой механизм может стать дополнительной статьей доходов для каждого учебного заведения. Так что хотя создание бизнес-инкубаторов при вузах – это не только (хотя и в первую очередь) инвестиции в выращивание компетентных специалистов,  но и способ финансирования.
Валерий Соловьев полагает, что создание одного межвузовского бизнес-инкубатора – это не выход: «У нас есть, допустим, Новокузнецк со своим специфическим университетом, в Кемерове есть ряд совершенно разных вузов. Если их объединить, получится, что им придется обмениваться своей интеллектуальной собственностью, а это не совсем правильно». По его мнению, именно из-за отсутствия такой промежуточной площадки между теорией и практикой инновационного менеджмента у нас пока не выстроен диалог с потребителем интеллектуального продукта – с собственником крупного предприятия или завода. «Без бизнес-инкубаторов при вузах мы никогда не введем в практику инновационных менеджеров должного уровня», – заключает он.
 
Мария Гилева

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко