-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 26.02.2008

Знал я одного типа…

 Обсуждая проблемы управления персоналом, мы не раз говорили о необходимости индивидуального подхода к персоналу. Он предполагает знание индивидуальных черт, которые присущи сотрудникам, и учет их в управленческой деятельности. В психологии существует масса классификаций, которые делят людей на типы – по особенностям характера, стилям мышления, особенностям мотивации, установкам личности и т.д. В 60-х годах прошлого века, когда начала развиваться наука об организационном поведении, соединившая в себе основы менеджмента и социальной психологии, появились специальные классификации для сотрудников, связанные с особенностями их поведения и взаимодействия. О них мы и поговорим сегодня.
 
Почитатели и бунтари
В нашу эпоху корпораций и вечного кадрового голода более всего каждый работодатель ценит в сотруднике лояльность к компании. В зависимости от того, как работники относятся к ценностям и нормам организации, их можно разделить на:
– человека компании. Он разделяет поведенческие нормы и ценности, присущие организации, легко встраивается в систему управления и воспринимает все происходящие в организации события как должное. Предъявляемые к нему требования не вызывают в душе сотрудника никаких сомнений и протестов.
– приспособленеца. Это человек, разделяющий принятые в организации нормы поведения, будучи, однако, не согласным с ее ценностями. Внешне он ведет себя так, как принято в компании, выполняя все формальные требования, но это лишь имитация ожидаемого от него поведения. Такого человека нельзя назвать надежным: в кризисных ситуациях, скорее всего, выйдут на первый план его личные ценности, противоречащие организационным. Тогда работник, которого руководство привыкло считать послушным и исполнительным, может превратиться в человека, нарушающего принятые в организации правила, и совершить действия, которые будут противоречить интересам компании. Вследствие того, что как раз от приспособленца, в силу стиля его поведения, такого предательства ожидают меньше всего, эти действия могут иметь довольно серьезные последствия.
– оригинала. В отличие от предыдущего, ведет себя не так, как требуется в организации: например, не соблюдает дресс-код или игнорирует принятые формы общения, следуя своим собственным нормам поведения. Зато по ценностям этот человек близок к организации, он разделяет ее цели и ключевые ориентиры. Его отрицание принятых норм лишь внешнее. Такой человек может вызывать недоуменные взгляды и улыбки коллег, но он гораздо надежнее, чем приспособленец, который может подвести в трудную минуту.
– бунтаря. Он не согласен ни с нормами, ни с ценностями организации, постоянно критикует и протестует, стремится изменить правила игры, все время создает конфликтные ситуации. Такого человека любая организация, как правило, постепенно выживает. Впрочем, стоит обратить внимание на позитивный аспект работы с бунтарем: не исключено, что протест у человека вызывают какие-то действительно устаревшие и не соответствующие интересам организации нормы и ценности, которые уже давно пора поменять.
 
Ведущий и ведомый
Люди в разной степени испытывают потребность подчиняться, и все по-разному относятся к руководству над собой. Здесь разделяют 3 типа людей:
– независимый – человек, у которого преобладает мотивация к свободе действия. Он в принципе тяготится любым руководством, склонен принимать самостоятельные решения и действовать автономно. Особенно активный протест такие люди проявляют в том случае, если воспринимают действия руководства как давление, принуждение, насилие над собой. Обычно этот тип поведения характерен для молодых сотрудников, которые еще не совсем определились в отношениях власти и подчинения. Со временем эта ситуация нормализуется. Кстати, если вспомнить еще одну классическую типологию, которая делит сотрудников на руководителей, специалистов и исполнителей, то опыт показывает, что ее среднее звено – специалист – чаще всего является независимым типом.
– нейтральный. Самый компромиссный вариант: сотрудник понимает необходимость подчинения и следует указаниям руководства, не испытывая потребности бунтовать. В то же время нейтральный тип сохраняет за собой некую инициативность – просто удерживает ее в требуемых рамках. 
– зависимый. Внешне он производит очень положительное впечатление: всегда послушен, предупредителен, угодлив, стоит горой за руководство… Но на самом деле этот человек стремится избежать ответственности, и поэтому в любой ситуации, где он мог бы принять решение сам, такой сотрудник будет стремиться переложить ответственность на руководителя. Еще одна причина, по которой сотрудник может выбрать зависимый тип поведения – это желание сделать карьеру. Человек полагает (и порой, кстати, небезосновательно), что, угодив и польстив руководству, продемонстрировав полнейшую лояльность к нему, он сможет в будущем занять более высокий пост в организации. К зависимым сотрудникам стоит присматриваться повнимательнее – они могут оказаться ненадежными.
 
Процесс или результат?
При оценке качеств персонала важен и такой критерий, как ориентация при выполнении заданий. Одни сотрудники ориентируются на цель: вся их инициатива, энергия, интеллект направлены на достижение конкретного результата. Обычно такие люди очень нуждаются в обратной связи: для лучшей мотивации руководитель должен отмечать, насколько они продвинулось в достижении цели. Если же подчиненный ориентирован на процесс выполнения задания, то ему будет не сложно сделать рутинную работу в течение длительного времени. Такой человек всегда следует инструкциям и указаниям, а удовлетворение испытывает не столько от достижения цели, сколько от завершения процесса работы.
 
Кто как работает
Самое важное в сотруднике – это все-таки то, как он привык работать. Как правило, подход человека к своей деятельности зависит от его мировоззрения и жизненных принципов. Выделяют 4 типа работников: 
– ведущий (лидер). Он всегда впереди, его козыри – своя точка зрения на все, оригинальность мысли, самолюбие, честолюбие… Лучший способ мотивировать такого сотрудника – предложить ему процент с прибыли от реализации его собственных идей и проектов.
– непоколебимый (консерватор) – это надежный, дисциплинированный, стабильно работающий сотрудник, которому не свойственны импровизация и риск. Нет смысла предлагать ему какие-то авангардные задания и методы работы – скорее всего, его работа в таких условиях не будет эффективной. Консерваторами обычно становятся люди, которые с трудом привыкают к новому.
– критик. Такой сотрудник в любом начинании ищет недостатки и слабые места. Поэтому критиков лучше использовать для проверок – они в первую очередь отметят упущения в работе и помогут их устранить. Считается, что на коллектив из 25-30 человек таких сотрудников должно быть не более одного-двух, иначе они будут постоянно создавать конфликтные ситуации.
– влиятельный – это рационально мыслящий, прагматичный человек, который добивается своего, достигает поставленных целей, несмотря на любые обстоятельства. Мотивируя его, нужно делать акцент на выгоде, которую предложение принесет именно ему. Такому человеку подходит, скажем, должность начальника отдела: он способен влиять на людей, подчинять их себе, и при этом будет добросовестным исполнителем, если правильно его мотивировать.
 
Без взаимодействия не обойтись
Для чего вообще нужно знать психологические особенности своих сотрудников? Конечно, для того, чтобы эффективно с ними взаимодействовать. Выбор стратегии для общения с подчиненными зависит от их принадлежности к одному из этих типов:
– экспрессивный. Очень эмоциональный, легко возбудимый человек. С трудом переносит одиночество, любит вмешиваться в чужие дела, вечно шутит и старается воодушевить окружающих. Чтобы он эффективно работал, не нужно мешать ему высказывать свои идеи. Критику такой тип, как правило, игнорирует, поэтому лучше воздействовать на него через личные отношения. Этого сотрудника следует контролировать: благодаря своей повышенной возбудимости и активности он может увлечься какой-то идеей или общением и не выполнить задание должным образом или упустить мелкие детали.
– аналитический. Это человек, склонный к интеллектуальной деятельности, более замкнутый, упорный, усердный в работе. Он очень внимателен к мелочам, умеет и любит работать с информацией – обрабатывать ее в больших объемах и систематизировать. При этом если предлагать аналитику какие-то данные, которые не совпадают со сделанными им выводами, он становится придирчивым и негибким, твердо стоя на своем. С этим типом нужно взаимодействовать интеллектуально: предоставлять факты, аргументировать, спокойно доказывать свою точку зрения, давая им возможность проверить новую идею, убедиться в ее правильности.
– дружелюбный – человек, незаменимый в коллективе. Он стремится всех поддержать, дать совет, избегает конфликтов настолько, что порой не станет высказывать собственное мнение, если оно противоречит мнению другого человека. Его идеально привлекать к наставнической работе. Конечно, если он обладает глубокими профессиональными знаниями. Обычно такие люди больше отзываются на эмоции, чем на факты, – это нужно учитывать, убеждая их в чем-то. Для дружелюбного типа сотрудника наиболее важна эмоциональная поддержка, а значит, нематериальная мотивация.
– деловой. Стремится сделать карьеру, реализоваться, желает влиять, контролировать других людей, ценит, когда его уважают. Обычно это хороший администратор. Правилам и указаниям подчиняется без особых проблем. В отличие от дружелюбного типа, ему не требуются дружеские связи с коллегами, достаточно благожелательных официальных отношений. Чтобы наладить контакт с таким работником, руководителю нужно быть по отношению к нему точным и дисциплинированным, так как именно это деловой тип уважает и ценит больше всего.
 
Смотрите внимательно
Это, конечно, еще не все возможные классификации сотрудников – в управлении с успехом применяются также и классические систематизации людей по темпераменту, особенностям характера и пр. Для того, чтобы определить психотип каждого работника, существуют специально разработанные методики, которыми владеет любой специалист по персоналу. Но даже если у руководителя нет возможности ими воспользоваться, простая интуиция, личное общение и внимательность помогут ему строить взаимоотношения с коллегами и подчиненными гораздо эффективнее.
 
Мария Гилева

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко