-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 23 от 25.12.2014

На пороге кризиса

Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Алексей Марей, Главный управляющий директор Альфа-Банка Павел Самиев, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Гузелия Имаева, генеральный директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)
Александр Шохин: «Тенденция к стагнации началась не в этом году, и связана она не с санкциями»
Алексей Марей: «Качество заёмщиков – это «головная боль» всех банков»
Павел Самиев: «Думаю, что половина пролонгаций и реструктуризаций или чуть меньше – скрытые дефолты»
Гузелия Имаева отметила, что кредитная активность населения преобладает над сберегательной
 
Обвал курса рубля и резкое снижение цен на нефть – этими событиями большинству запомнится уходящий 2014-й год. О том, что в связи с этим ждёт российскую экономику и банковскую систему в частности, размышляли в начале декабря в Москве представители крупнейших финансовых структур и органов власти на ежегодной конференции Альфа-Банка. В этом году она прошла под названием «Российский банковский сектор: проверка на прочность».
 
ПРОГНОЗ
Наталия Орлова: «Катастрофы ждать не стоит»
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-Банка, руководитель Центра макроэкономического анализаБольшинство россиян ещё не отошли от кризиса 2008-2009 года, поэтому главное, о чём гадают в ожидании нового – каким он будет? Насколько глубоко будет падение по сравнению с кризисом предыдущим, дольше или короче он будет по длительности? По мнению  главного экономиста Альфа-Банка, руководителя Центра макроэкономического анализа Наталии Орловой, нестабильность финансовых рынков и валютного курса сегодня гораздо более высокая, однако динамика реальных экономических показателей лучше, чем на пороге кризиса 2008-2009 годов.
Вывод – катастрофы ждать не стоит.

Наталия Орлова обращает внимание на то, что высокая в настоящее время нестабильность финансовых рынков и валютного курса происходят на фоне относительно неплохих показателей роста промышленного производства. Если в 2008 году курс рубля падал на фоне глубокого экономического кризиса, то сейчас промпроизводство продолжает расти, ВВП в небольшом плюсе, то есть ситуация в реальном секторе экономики не такая катастрофичная, как была тогда. 
Экономическая ситуация в мире тогда и сейчас тоже отличаются. В 2008 году падение ВВП наблюдалось не только в России, но и в мире, в том числе в лидирующих странах. В настоящее время мировая экономика чувствует себя более комфортно: хотя мы и обсуждаем рецессию в еврозоне, но темпы роста экономики положительные. Экономический кризис может запускаться через долговые проблемы. Но и тогда, и сейчас у России достаточно хорошие показатели долговой нагрузки: внешний долг государства составляет 3-4% ВВП - это незначительная сумма по сравнению с другими странами. Корпоративный внешний долг сейчас около 20% ВВП, банковский внешний долг – 10% ВВП.
Вопрос, будет ли в стране валюта для его погашения? Валюта в страну приходит через счёт текущих операций, поэтому в поиске ответа на этот вопрос эксперт советует смотреть, что происходит с торговлей. «Сальдо по торговле у нас улучшается, ситуация лучше чем в 2013 году, – комментирует Наталия Орлова. – Объёмы не такие значительные, как в 2008-2009 годах, но сокращение импорта окажет поддержку. Погашения внешнего долга не такие большие (в третьем квартале они были всего 16 млрд долл., хотя официальная статистика ЦБ предрекала погашения в объёме порядка 50 млрд долл.), к тому же есть возможность его частичной пролонгации. И на торговле Россия зарабатывает даже в условиях цен на нефть в 60 долларов за баррель. У нас есть положительное сальдо текущего счёта».
Второй фактор, на который обращает внимание экономист при оценке текущей ситуации – происходящее с бюджетом, а он накопил зависимость от цены на нефть. «Уровень сбалансированности бюджета от цены на нефть в этом году 98 долларов за баррель – это та цена, при которой бюджет бездефицитен, – отмечает главный экономист Альфа-Банка. – В среднегодовом выражении она такой будет, но на следующий год, вероятно, будет небольшой дефицит. Тем не менее, у правительства есть резервные фонды, поэтому о бюджетном кризисе говорить не приходится. Возможно, какой-то период придётся привлекать деньги с финансового рынка, но это не трагедия – для многих стран, в том числе развитых, у которых объёмы долга ВВП под 200%, для них это норма жизни». По оценке Натальи Орловой, сейчас бюджетная политика более жёсткая, чем в кризис 2008-2009 годов – тогда расходы в реальном и номинальном выражении росли быстрее инфляции, сейчас же бюджет старается сохранить нейтралитет, нет избыточного стимулирования экономики за счёт бюджетных вливания, что более рационально.
Ещё один индикатор – реакция населения и банковского сектора на происходящее с валютным курсом. «Если в 2008 и в 2009 годах была склонность населения к долларизации, в этом году объём валютных вкладов за 10 месяцев снизился на 1 млрд долларов, – отмечает Наталия Орлова. – Да, частично люди уходят в кэш, но сказывается и эффект санкций – многие не чувствуют комфорта, уходя в валютные депозиты. Многие за 5-6 лет привыкли, что валютный курс нестабилен, и, пока инфляция не достигла 20-30%, люди чувствуют себя достаточно комфортно с рублёвыми сбережениями».
Объём валютных кредитов – ещё один фактор, который вызывал сильное беспокойство в 2008 году: тогда у населения был большой объём валютных заимствований. Нестабильность курса привела к тому, что население стало осторожнее управлять своими рисками. На сегодняшний день доля валютных кредитов в структуре розницы занимает около 2%, что несопоставимо с 15%, которые были тогда.
Что касается перспектив экономического роста, то Наталия Орлова прогнозирует их на ближайшие годы не выше 1-2%, объясняя это снижением объёма инвестиций. Это идёт вразрез с прошлым кризисом, после которого экономика в течение нескольких лет показала довольно быстрое восстановление. Инфляция в следующем году, по данным Наталии Орловой, имеет все шансы достигнуть 10-12%. «Это будет локальный всплеск к середине года, потом будет замедление, но это большой вызов для политики ЦБ, – признаёт главный экономист Альфа-Банка. – Модель экономического роста России в последние годы опиралась на потребление, а ускорение инфляции очень сильно сокращает потенциал населения потреблять».
Предпосылок для глубокого провала ВВП, по мнению Наталии Орловой, нет, однако чувствительность ВВП к цене на нефть сохраняется, поэтому снижения данного показателя не избежать: снижение цены на нефть на 10 долл. за баррель даёт замедление темпов роста ВВП на 0,4% в год. При цене на нефть в 100 долл за баррель прогноз ВВП на 2015 год предполагал рост на 1%. Сейчас реальность уже другая, и при нынешней цене за баррель ВВП должен сокращаться.
Конкурентоспособность – под вопросом

О необходимости повышать конкурентоспособность российского реального сектора, особенно на фоне вводимых санкций, говорили в последнее время много. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, эта задача в настоящее время под угрозой – проблема в снижающихся на протяжении последних лет инвестициях в основной капитал. «Тенденция к стагнации началась не в этом году, и связана она не с санкциями, – заявил на конференции президент РСПП. – На глобальных рынках сырьевых ресурсов она стала  заметна в середине 2012 года, в 2013 году показатель уменьшился на 0,2%, в 2014 – на 0,8%, в 2015 году снижение инвестиций прогнозируется на 3,5%. Стало быть, повышение конкурентоспособности, модернизация, импортозамещение при таких прогнозах под угрозой».

По оценке Александра Шохина, в последнее время предпринималось много попыток по ухудшению делового инвестиционного климата в стране, и прежде всего они касались процедуры взаимодействия бизнеса и власти: «Многие законы в этом году предпринимались так, чтобы бизнес их не заметил, хотя они напрямую касались его интересов. Речь идёт о законе о контролируемых иностранных компаниях, о попытках ввести новые налоги, повысить налоговые ставки. Многие законодательные решения принимались «с колёс», что объяснимо из-за высокой волатильности рынков, особенностей внешнеэкономической ситуации». Девальвация рубля усугубила дефицит инвестиций, особенно это сказалось на импорте высокотехнологичного оборудования: «У нас стоят многие перинатальные центры, высокотехнологичные медицинские центры – они построены, но оборудование не закуплено. И бюджет не знает, что делать с ними: увеличение расходов на закупку оборудования в бюджет не заложено. То же самое происходит у компаний».

Отметим, что, несмотря на снижение объёма инвестиций в основной капитал, участники рынка говорят о росте корпоративного кредитования. По информации генерального директора Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) Юрия Исаева, темпы роста кредитования нефинансовых организаций в этом году в 1,5 раза выше, чем в прошлом. Главный управляющий директор Альфа-Банка Алексей Марей отметил его как «сегмент рынка, который нас по-хорошему удивляет»: «Многие банки это связывают с закрытием внешних рынков капиталов, и это действительно так. С другой стороны, общаясь с нашими иностранными коллегами-банкирами, мы видим, что они продлевают те кредиты, которые были выданы ранее, поэтому замещения ранее выданных кредитов не происходит. И здесь есть возможность для российской банковской системы работать с именами, компаниями фактически высшего кредитного качества из возможных на территории нашей страны. Ранее такая возможность нашим банкам предоставлена не была».

Впрочем, не все эксперты видят в увеличении объёмов корпоративного кредитования позитивные тенденции. Так, генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев выразил уверенность, что не стоит обольщаться по этому поводу: «Кредитование крупного бизнеса показывает устойчивую динамику роста: происходит переориентация крупных заёмщиков на российский рынок с иностранного фондирования и влияние валютной переоценки. То есть это не настоящий рост, который можно было бы оценивать позитивно – это реструктуризация и пролонгация. Конечно, не вся пролонгация – это проблемные кредиты, но то, что эта доля опускалась с прошлого кризиса вплоть до начала 2013 года, а потом вновь начала расти и сейчас достигла той величины, что была в начале 2010-го, означает, что это скрытые дефолты и есть. Думаю, что половина пролонгаций и реструктуризаций или чуть меньше – скрытые дефолты, и при оценке просрочки крупного и среднего бизнеса надо к ним («данным официальной статистики», – прим. «А.-П.») прибавлять эту величину».
 
Чудеса, да и только…

Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев признался, что был немало удивлён тем, насколько выносливой оказалась российская банковская система, столкнувшись с такими «шоками», как серьёзное падение цен на нефть, сопровождающей его девальвацией рубля и закрытием внешнего рынка капитала.

По данным Юрия Исаева, многие банки уже столкнулись с недостаточностью капитала: темпы роста капитала отстают от прошлогодних в 1,5 раза. «Соответственно, чтобы далее наращивать кредитование нефинансовых организаций, в том числе промышленных предприятий, надо увеличивать капитал», – делает логичный вывод директор госпорпорации.

Фактически единственным источником для фондирования и капитализации банковского сектора в нынешних условиях остаются внутренние источники. «Да, в последнее время было несколько примеров, когда некоторые банки поднимали некоторое количество довольно дорогих ресурсов на международных ранках капиталов, но это несопоставимо с потребностями банковской системы в целом, – отмечает Алексей Моисеев. – Перераспределять накопления в инвестиции банкам теперь придётся без помощи международных рынков капитала».

Юрий Исаев обратил внимание на то, что сейчас средства ЦБ составляют уже около 10% пассивов кредитных организаций – это очень много, в 2 раза больше, чем было на начало 2014 года: «В нынешних условиях это едва ли не единственный источник пополнения ресурсной базы банков, и это неправильно. Другой источник известен – это вклады населения. Но по этому году мы видим, что есть отрицательный прирост вкладов в банковскую систему. Если убрать валютную переоценку, имеем отрицательный прирост». На данную тенденцию пожаловался и Алексей Марей, отметив её как «разочарование года»: «Темпы роста розничных депозитов такими низкими ранее не были никогда. За последний квартал произошёл отток рублёвых депозитов: порядка 6% вкладов наших граждан преобразовались в какие-то другие активы – это и недвижимость, и валюта, а также техника и автомобили для тех, кто просто хочет потратить свои сбережения на товары, которые ещё продаются по старому курсу евро или доллара».

Гендиректор АСВ связал отток вкладов также с запаздыванием увеличения суммы страхового возмещения по вкладам: с учётом девальвации рубля и инфляционных процессов максимальную сумму возмещения, по мнению Юрия Исаева, уже следует повысить с нынешних 700 тыс. рублей до 1,5 млн рублей. Это должно простимулировать приток вкладов. (К моменту публикации материала, 19 декабря, в Госдуме РФ приняли сразу во втором и третьем чтениях поправки в закон «О страховании вкладов» в два раза увеличивающие возмещение по вкладам населения в случае, если у банка отозвана лицензия – до 1, 4 млн руб.– прим. «А.-П.») «В 2008 году мы очень быстро приняли решение об увеличении суммы с 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей. В октябре был отток вкладов 7%, а в ноябре уже («после увеличения суммы», – прим. «А.-П.») – более 10% приток вкладов населения», – приводит аргументы Юрий Исаев. Прозвучали от гендиректора АСВ и другие предложения: «Сейчас активизировался процесс купли-продажи недвижимости – многие инвестируют в неё средства. Как правило, такие сделки проходят с помощью банковских ячеек, они используются для расчёта между продавцом и покупателем. Это не работает на банковскую систему! Чтобы это как-то решить, мы приняли закон, который  узаконивает номинальные счета и эскроу-счета, на них нельзя обратить взыскание. Но с учётом того, что в последнее время ускорился отзыв лицензий, а суммы сделок по недвижимости, как правило, превышают сумму возмещения, люди опасаются осуществлять сделки через банк. Эту сумму было бы правильно тоже защитить системой страхования вкладов, чтобы простимулировать граждан проводить её через банки. Это те же ресурсы, которые банки могли бы использовать для кредитования промышленности».

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян предложил к вкладам, защищённым государством, добавить и обезличенные металлические счета: «Это позволит людям изменить несколько психологию: не думать всё время, сколько стоит доллар или евро, а захеджироваться через переход в золото. Налоговые режимы тоже должны быть приравнены».
 
Каковы прогнозы для банковского бизнеса в кризисных условиях?
«Банковский рынок покажет минимальную маржу как минимум за последние 7-8 лет, –  уверен Павел Самиев. – Провал будет больше, чем в 2009-2010 году. Акционеры теряют интерес к банковскому бизнесу, а это большая проблема, так как вкладывать деньги и докапитализировать банки в таких условиях им уже неинтересно. Снижение доли «дочек» иностранных банков с точки зрения конкуренции для российских банков неплохо, но то, что это происходит просто потому, что они теряют интерес к нашему рынку – нехорошо. Просрочка в будущем году будет расти везде».
«Доходность банковского бизнеса снижается, – согласен Алексей Марей. – Мы проходим через экономический цикл. Безусловно, настанет момент, когда цикл снова станет положительным. Вопрос, насколько хватить сил, капитала и терпения к этому моменту прийти. Для многих банков стоит вопрос выживания в этой непростой ситуации. Банкам нужно меняться, и кризис толкает на изменения».
 
Розница остывает

В розничном бизнесе снижаются не только темпы роста вкладов – по словам Алексея Марея, происходит «дальнейшее замедление, остывание» и в кредитовании. В то же время население продолжает кредитоваться, даже несмотря на рост ставок. «Спрос на кредиты всё-таки растёт», – добавляет Алексей Марей. Основная доля этого роста приходится на госбанки, поскольку они имеют преимущественное право доступа к ликвидности.

Генеральный директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Гузелия Имаева также отметила, что кредитная активность населения преобладает над сберегательной. Наблюдаемые сейчас резкие всплески потребительской активности на фоне снижения прироста реальных доходов населения эксперт охарактеризовала как «потребительский невроз».

Вместе с тем среди банков растёт конкуренция за хороших заёмщиков. «Качество заёмщиков – это «головная боль» всех банков, – признал Алексей Марей. – Если ещё пару лет назад нормальным считалось, что у человека, который берёт кредит в банке, 1-2, максимум, 3 кредита, то сейчас кредиты в количестве 5-6 штук на одного человека не сказал бы, что считаются нормой, но мы это видим сплошь и рядом. Закредитованность населения очень высокая, с учётом кризисных явлений это очень опасная тенденция для банков с точки зрения невозврата средств. Есть на рынке игроки, которые имеют до 30% просроченного портфеля». Главный экономист Альфа-Банка, руководитель Центра макроэкономического анализа Наталия Орлова согласилась, что в новый кризис банковская система России входит с грузом накопленных «плохих» кредитов: если на пороге кризиса 2008 года просроченная задолженность банков составляла 1%, то сейчас 4-6%.

Ксения Сидорова

 


Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко