-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 21.10.2014

Уголь на колёсах

Основная часть угля в Кузбассе перевозится, конечно, по железным дорогам. За январь-август 2014 года, по данным Кемеровостата, железнодорожным транспортом было перевезено 157,6 млн тонн грузов (104,5% к соответствующему периоду прошлого года). Автомобильным транспортом перевезено 29,9 млн тонн грузов, и по сравнению с аналогичным периодом это на 3,9% меньше, чем в прошлом году. Учитывая, что большую часть перевозок в нашем регионе составляют именно перевозки угля, можно сделать вывод, что доля перевозок «чёрного золота» именно автотранспортом не так уж велика. Однако, этот  рынок до недавнего времени развивался довольно бурно и имеет большое значение для угольщиков.
 
Где поезд не пойдёт…

Хотя масштабы перевозки угля автомобильным и железнодорожным транспортом несопоставимы, первому виду доставки грузов угольщики и потребители уделяют много внимания по нескольким причинам. Во-первых, автоперевозки по своим технологическим дорогам используют компании, которые не имеют собственных примыканий к железнодорожной ветке. Во-вторых, доставка угля автотранспортом, по мнению экспертов, выгоднее на короткие расстояния.

В ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (КРУ) автотранспортом вывозится всего 2% от всей добычи. Остальное – железнодорожным транспортом. Как утверждает руководитель пресс-службы компании Лариса Береснева, это соотношение практически постоянно и за последние годы не менялось. «Вопросы перевозки угля до потребителя решает грузоотправитель, – поясняет она. – Учитывая ужесточение требований со стороны дорожного фонда и администрации Кемеровской области, выгоднее доставка угля железнодорожным транспортом. Автотранспорт при этом используют те угольщики, которые не имеют своих погрузочных тупиков».

ОАО «Кузбасская топливная компания» (КТК) 95% своего угля доставляет на склады железнодорожным транспортом и лишь 5% – автомобильным. По словам генерального директора ООО «Кузбасстопливосбыт» (входит в КТК) Дмитрия Цвелёва, это значительно дешевле (при расстоянии доставки более 70 км), проще и безопасней. «Автомобильным транспортом уголь доставляется на склад в Гурьевске, что объясняется его близостью к основным поставщикам. Также компания сотрудничает с автоперевозчиками по завозу угля на склад, расположенный в поселке Каракан», – утверждает он.

Основная проблема грузоперевозок сегодня заключается в том, что многие крупнотоннажные автомобили не проходят по грузоподъёмности по некоторым дорогам общего пользования. По требованию администрации Кемеровской области, общая нагрузка не должна превышать 40 тонн, то есть тягач с полуприцепом может везти не более 18-20 тонн в кузове, а это только половина от того, что может увезти тот же «Тонар».

«Через дороги общего пользования двигаются огромные объёмы угля, в результате чего ухудшается качество дорог, повышается аварийность. Особенно остро этот вопрос стоит в Беловском районе, где расположены многие крупные разрезы, – поясняет Дмитрий Цвелёв. – Для того, чтобы снизить поток транспорта и повысить безопасность, а также быть ближе к потребителю, мы открыли в этом году угольный склад на станции Уба, в непосредственной близости от трассы Алтай – Кузбасс и города Белово. Теперь потребители, приезжающие на «Тонарах» из Алтая, могут купить уголь, не отъезжая далеко от основной трассы. Удобнее и ближе стало получать уголь населению Белова и Беловского района. Раньше им приходилось ехать за углем в поселок Каракан. Таким образом, стоимость доставки угля до дома сократилась в 2-2,5 раза».

Напомним, что в прошлом году компания «СУЭК – Кузбасс» ввела в эксплуатацию объездную автодорогу с примыканием к трассе 1-ой технической категории «Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк»  для завозки угля на угольный склад Беловской ГРЭС. Теперь гружёные углём самосвалы доставляют уголь на электростанцию, минуя жилой сектор посёлка Инской. В общей сложности дорога обошлась предприятию в 43 млн рублей.

По словам экспертов, автотранспортом уголь возится либо по территории самого предприятия, либо до потребителя на небольшие расстояния. Есть и небольшие исключения. Например, в Алтайский край значительная часть кузбасского угля идет именно автомобильным транспортом. По мнению Дмитрия Цвелёва, это объясняется несколькими причинами. «Во-первых, на этом рынке очень много алтайских перевозчиков, многие из которых в последнее время стали получать оплату от угольщиков бартером, то есть не деньгами, а углём, – поясняет он. – Этот уголь они и везут в Алтайский край. Во-вторых, в основном, железнодорожные вагоны идут из Кузбасса в Алтай через Новосибирск. По автодороге гораздо ближе. С учётом того, что автоперевозчики идут с попутным грузом, например, везут в Кузбасс зерно, песок или щебень, а обратно – уголь, доставка автомобильным транспортом в приграничные с Кемеровской областью районы Алтайского края выходит значительно дешевле».
 
Сложные перевозки

Опрос, проведенный «А-П» среди угольщиков и перевозчиков, показал, что рынок автоперевозок угля очень сложный и многообразный. На нём присутствуют как крупные, так и небольшие компании, вплоть до индивидуальных предпринимателей. На этом фоне определить, кто именно выполняет тот или иной заказ сложно.
 
«Часто, чтобы закрыть заказ, компании-перевозчики пользуются услугами других аналогичных компаний, – поясняет один из участников рынка. – Например, есть компания, которая осуществляет логистику и диспетчеризацию. Она имеет свои 10 единиц транспорта, но для выполнения всего объёма тендерных работ этого количества не хватает. Поэтому они ищут других исполнителей, часто это индивидуальные предприниматели. Компания организовывает их работу, оплату. Грубо говоря, создалась команда на какой-то проект. Как правило, перевозки угля – это проектные перевозки.  Доставка в режиме 50 тысяч тонн в месяц на какой-то объект, например, электростанцию. На эту перевозку формируется определенный круг людей – частников, временно работающих под флагом одной компании. Поэтому, как таковой, компании-перевозчика с крупным автопарком, своей трудовой историей, традициями, как это было раньше, найти сложно».

Таких компаний, действительно, мало, но они уже есть на рынке. Компания «Сиб-Транзит» осуществляет перевозки угля и других сыпучих грузов на юге Кузбасса уже 10 лет. В процессе задействовано порядка 40 самосвалов различной грузоподъемности. За сутки все вместе эти машины перевозят порядка 10 тысяч тонн угля. В основном компания занимается перевозкой угля с промежуточных складов на линейные склады. Из забоя угольного разреза на промежуточный склад «чёрное золото» доставляют большегрузные автомобили – «БелАЗы», которые принадлежат другой компании. Самосвалы «Сиб-Транзита» забирают уголь с промежуточного склада и отвозят его на линейный склад, где он отгружается по вагонам. Таких линейных складов  два. Один расположен на территории ООО «Промуглесервис», куда отгружается уголь с разреза «Южный», а другой – на Талдинском угольном разрезе. Кроме того, компания участвует в губернаторской программе по доставке угля населению и на городские котельные, развозит топливо по всем поселкам Новокузнецкого района.

Алтайская компания торговый дом «Вьюга», сотрудничающая с КТК, на рынке автоперевозок угля присутствует пять лет. По словам директора ТД «Вьюга» Юрия Ветрова, за последние годы объем перевозок в компании увеличился, но за счет того, что она не только перевозит уголь, но и продает его. Увеличиваются рынки сбыта, соответственно, и перевозки. В целом же сегодня наблюдается ухудшение на рынке. «Энергопотребление предприятий падает, – отмечает Юрий Ветров. – Нет деловой активности. Если промышленность затухает, то и потребление угля сокращается. Плюс ко всему, сегодня развивается газовая отрасль, что отрицательно сказывается на спросе на «черное золото». На фоне падения спроса, общей инфляции цены на перевозки практически не поднимаются.

«Рынок перенасыщен транспортом, – продолжает руководитель ТД «Вьюга». – Отсюда высокий уровень конкуренции, демпинговые цены. Когда тарифы на топливо, запчасти и зарплату растут, а на перевозки – нет, маржинальность предприятия становится все меньше. С другой стороны, такое положение заставляет компании работать более эффективно. Например, сначала у нас было всего пять машин, но для содержания административного аппарата, ремонтной бригады этого не достаточно. Тогда мы пришли к выводу, что необходимо увеличивать автопарк».

Стоит отметить еще одну важную деталь. Из-за присутствия на рынке большого количества частников, во многом он является «серым», отсюда невозможность добыть точную информацию, статистику в целом по состоянию рынка. Каждый предприниматель работает на себя, как может и на своих условиях.«Объемы перевозок у всех разные, и каждый ищет заказчика своим способом, – рассказывает один из таких перевозчиков. – Кто-то через знакомых, кто-то через интернет, участие в тендерах и так далее. Муниципальные предприятия и энергетические компании проводят торги. Угледобывающие могут иными способами проводить торги как открытые, так и закрытые. У каждого перевозчика есть свои способы поиска клиентов, о которых он предпочитает не распространяться, и об объемах перевозок тоже».

По мнению Дмитрию Цвелёва, на рынке автоперевозок очень много неблагонадёжных контрагентов с точки зрения чистоты перед законом. «КТК – публичная компания, поэтому с однодневками мы не работаем – только с благонадёжными перевозчиками, строгий отбор которых осуществляет наша служба безопасности», – утверждает он. По его оценке, рынок автомобильных перевозок угля перенасыщен и высоко конкурентный. «В своё время на него зашло очень много участников, в том числе из Алтайского края, предприятия и индивидуальные предприниматели вложили много денег в грузовики, самосвалы типа «Тонар», – говорит он. – С падением цен на уголь, снижением добычи на отдельных предприятиях на рынке автоперевозок усилилась и без того жёсткая конкуренция. Некрупные угольные компании, которые не имеют собственных  примыканий к железнодорожной ветке, используют шоссейные самосвалы на своих технологических дорогах. Сейчас у некоторых объёмы добычи сократились. Как следствие, техника высвобождается и, чтобы она не простаивала, её пытаются задействовать на внешнем рынке перевозок. На сегодняшний день предложение опережает спрос, и мы можем выбирать».
 
Каждой дороге – свой грузовик

Каждый перевозчик формирует свой автопарк не только в зависимости от финансовых возможностей, планируемых объёмов перевозок, но и от места, где он намерен осуществлять эти перевозки. Если уголь придётся везти по дорогам общего пользования – это одно. По технологическим дорогам – другое.

Отдельной строкой следует говорить о перевозках угля для населения. Если при технологических перевозках используются часто Scania, MAN, Volvo, «Тонары» и «КамАЗы», то здесь «КамАЗ» – самый крупный самосвал. В основном же на таком рынке работают «ГАЗы» и «Зилы» грузоподъемностью от 3 до 7 тонн.
В Кемеровской области 70% угольного топлива населению поставляет КТК, точнее, её «дочка» «Кузбасстопливосбыт». Для этого есть собственный автопарк, в общей сложности 27 единиц техники (в каждом филиале «Кузбасстопливосбыта» по 1-2 машины). Рынок этот сезонный, так что первую половину года компания справляется собственной техникой, а затем, с конца лета, привлекает индивидуальных предпринимателей на условиях аутсорсинга. Таким образом перевозится до 60% угля.

Как рассказал директор ТД «Вьюга» Юрий Ветров, работать предприятие начинало с нескольких КамАЗов, но при первой же возможности избавились от отечественной техники и сейчас в автопарке «Вьюги» 25 машин, из которых большинство, это MAN и Scania. «У «КамАЗов есть свои достоинства и недостатки, но для нас они не подходят под те транспортные задачи, которые нам приходится выполнять, – поясняет он. – Раньше была реклама «Танки грязи не боятся». Это действительно про них. «КамАЗы» больше пригодны для работы в жёстких условиях. На шоссейных трассах им делать нечего. Для этого есть более комфортабельная и экономичная техника».

Как рассказал директор Кемеровского филиала ООО «Балтийский лизинг» Павел Филатов, шоссейные самосвалы, в отличие от карьерных, не очень популярны среди лизингополучателей. В текущем году наблюдается также небольшое снижение спроса на подобную специальную технику. В настоящее время наиболее востребованная марка самосвалов – «КАМАЗ». «Мы считаем, что это связано с доступностью, в том числе ценовой, и окупаемостью данной техники. Кроме этого, техника марки «КАМАЗ» адаптирована к дорогам и климату России. Технические характеристики самосвалов этой марки позволяют эксплуатировать их как в городе, так и в условиях бездорожья – это также является привлекательным для клиентов».

Впрочем, и некоторые дилеры дорогих и комфортабельных грузовиков тоже не ощущают падения продаж. «Дилерский центр Scania в Кузбассе работает уже 6 лет, – рассказывает начальник отдела продаж ООО «Кемерово–Скан Грузовые Машины» Юлия Корнеева. – И на протяжении всего этого времени наблюдается постоянный рост в продажах самосвальной техники. В 2011 году было продано около 100 единиц, в последующие года объемы стабильно увеличивались на 10-15%. Несмотря на то, что в 2014 году общий объем продаж самосвальной техники по региону упал в два раза относительно 2013 года, Scania, в отличие от всех конкурентов, удерживает свои высокие позиции на уровне прошлогодних результатов, и мы планируем завершить год практически без потерь. Последние три года наблюдается снижение цен в угольной отрасли. Безусловно, этот фактор напрямую влияет на инвестиционную активность всех компаний, работающих в этой сфере, а транспортный бизнес особенно чувствителен к разного рода колебаниям в экономике. Один из главных ориентиров для многих компаний сейчас – это максимальное снижение эксплуатационных издержек. Scania справляется с этой задачей, и большинство компаний-перевозчиков знают обо всех этих преимуществах. Если абстрагироваться от глобальных рисков, оказывающих в последнее время сильное влияние на различные отрасли экономики, то мы надеемся, что в 2015 году падение цен на уголь и металл остановится, и, начиная с 2016 года, наши системообразующие отрасли в Кузбассе начнут наращивать инвестиции, что естественно положительно отразится на росте продаж грузовой техники.  По технике Scania на 2015 год мы прогнозируем такие же объёмы продаж, что и в этом году, т.к. наши партнеры понимают экономическую отдачу техники Scania, и даже в тяжелых экономических условиях наша техника остается востребованной».

Сами перевозчики менее оптимистичны. Учитывая перенасыщение рынка и общую тенденцию в угольной промышленности, если не все, то многие из них готовятся к худшим временам. «Хорошего, точно, ничего не ждем, – утверждает Юрий Ветров. – Если промышленность и дальше начнет падать, на нас это также отразится не лучшим образом».

Максим Москвикин


Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] В Кузбассе планируют ремонт более 30 км областных междугородных трасс
[29 марта] Крупные дорожные ремонты на 500 млн рублей проведут в Кемерове и Новокузнецке
[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко