-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 18 от 07.10.2014

Перспективы угольщиков

Главная отрасль Кузбасса, угольная, уже второй год находится в сложном положении – цены на продукцию находятся на низком уровне и не прекращают снижаться. Соответственно, растёт убыточность производства, сокращаются инвестиции угольщиков. В таких условиях перспективы угольщиков выглядят, как минимум, сложными. Впрочем, в таком же положении оказались угольщики не только в России, но и в других ведущих угольных странах мира: в Австралии, в Индонезии, и даже в главной угольной державе мира, в Китае.
 
Сокращение изнутри, рост на вынос

С начала года добыча угля в России практически не изменилась. Как сообщило Центральное диспетчерское управления (ЦДУ) ТЭК, за 9 месяцев 2014 года добыча угля в стране составила 254,5 млн тонн, что на 0,7% меньше, чем годом ранее. Зато вырос экспорт на 10,2%, до 115,2 млн тонн. В первую очередь за счёт экспорта угля энергетических марок, вывоз коксующегося угля уменьшился на 4,2% и составил 15,3 млн тонн. Поставки угля в страны ближнего зарубежья увеличились за отчётный период на 17,9% до 10,5 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в том числе поставки коксующегося угля упали на 0,1% до 4,3 млн тонн. Экспорт угля в страны дальнего зарубежья возрос на 9,5 % до 104,673 млн тонн, а коксующегося снизился на 5,7%, до 11 млн. Самый значительным образом экспорт вырос в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) – на 57,6% по сравнению с 9 месяцами 2013 года, до 35,65 млн тонн.

А вот поставка угля на внутренний рынок продолжала снижаться – за 9 месяцев текущего года ещё на 7,6%, до 117,8 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в том числе для нужд коксования – на 1,4% до 28 млн тонн. Максимальный уровень потребление угля в России, по данным ЦДУ ТЭК, был достигнут ещё в 1988 (!) году, после чего в основных сегментах рынка потребление угля только сокращалось и снизилось в итоге в 1,4 раза. Основной причиной падения спроса на внутреннем рынке традиционно называют вытеснение угля газом, цены которого регулируются и которые продолжают оставаться не настолько выше угольных, чтобы сделать переход с газа на уголь выгодным.

В этой ситуации российским угольщикам не остаётся ничего другого, как наращивать экспорт. По оценке заместителя министра энергетики России Анатолия Яновского, высказанной в Кузбассе в конце августа, в этом году российский экспорт угля вырастет до 150 млн тонн (138 млн в прошлом году) при сохранении добычи на уровне прошлого года. При этом экспорт увеличивают не только кузбасские компании или компании ведущих угольных регионов. Так, по данным агентства «Интерфакс», экспорт угля сахалинских производителей за 9 месяцев 2014 года увеличился почти в полтора раза, до 2,6 млн тонн угля, при куда менее быстром общем росте добычи, на 8%, до 3,14 млн тонн.

Угольщики Кузбасса за 8 месяцев текущего года (за 9 месяцев данные пока не опубликованы) увеличили добычу на 3,1%, до 137,3 млн тонн. Как сообщила пресс-служба обладминистрации, отгрузка угля за 8 месяцев составила 136,1 млн тонн угля, в том числе на экспорт – 79,8 млн тонн (против 71,8 млн тонн в аналогичном периоде прошлого года). При таких темпах роста добычи и экспорта Кузбасс может завершить год с добычей на уровне 205-207 млн тонн и с экспортом на уровне 120 млн тонн.
 
Справиться с излишками

Когда около двух третей производимой продукции является, по сути, излишками, которые не востребованы внутренним рынком, остается поставлять их на внешний рынок. Который, конечно, многократно больше не только российского потребления, но и российского производства угля. Один только рынок Китая с потреблением под 4 млрд тонн угля ежегодно чего стоит. Рынок Японии, которая сама не добывает уголь, тоже больше российского. Счёт ежегодных поставок угля на рынки таких стран как Южная Корея, Германия, Великобритания, Турция и Польша также идёт на десятки миллионов тонн. Казалось, что российским и кузбасским излишкам там всегда найдется место и по хорошей цене. Так до последнего времени и было, пока не замедлила ход экономика Китая. К этому неблагоприятному фактору добавилось появление новых и довольно значительных излишков угля с американского рынка, где его также стало вытеснять доступное газовое топливо.
 
Повторилась история с развитием угольн ой отрасли в России, только гораздо более быстрыми темпами, и за счёт в первую очередь сланцевого газа. Но разницы для угольщиков в данном случае нет. Американский излишек пошёл на ближайший европейский рынок, в итоге, российскому углю стало гораздо выгоднее идти к потребителям в Восточной Азии. Отсюда такой быстрый рост экспорта в этом направлении в этом году (да и в прошлом тоже).

Но сегодня падают и заметно цены на уголь на рынке Китая из-за замедления темпов развития китайской экономики, из-за озабоченности нового руководства страны экологическими проблемами, из-за более быстрого развития ветро- и солнечной энергетики. А ведь цены на уголь в Китае были традиционно выше, чем среднемировые, по крайней мере, на энергетический уголь. Как только началось это падение, оно ударило и очень чувствительно практически по всем поставщикам.
 
Трудности со всех сторон

Летом нынешнего года, как заметил Евгений Долженко, директор Новосибирского филиала ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК), железнодорожная погрузка кузбасского угля в направлении портов Дальнего Востока сократилась на 15% к уровню аналогичного периода прошлого года. По его оценке, это связано с тем, что на востоке «рынок угля перенасыщен». Поэтому угольщики переориентировались на поставки в западном направлении. Но и на этих рынках ситуация довольно тревожная – уже были отмечены случаи, когда от поставок кузбасского угля потребители в Европе отказывались по последним политическим соображениям. В Польше раздаются требования вообще ввести на российский уголь эмбарго в связи с тем, что цена на него ниже, чем на польский, и поставки из Кузбасса «убивают» местную угледобычу.

Не иначе как противоречивой можно назвать ситуацию вокруг экспорта кузбасского угля на Украину. На прошлой неделе появилось сообщение о поставке компанией «Кузбассразрезуголь» 500 тыс. тонн антрацита на электростанции Украины, где возник дефицит угля из-за попадания шахт Донбасса в зону вооруженных столкновений. Без угля энергетика и металлургия Украины работать не смогут, возникший дефицит всё равно придется восполнять за счёт импорта. Руководитель одной из кузбасских компаний рассказывал в конце августа, что поставки коксующегося угля на Украину во второй половине лета выросли, а также начались поставки готового кокса. За счёт этого вырос спрос на коксующийся уголь для переработки на российских коксохимических заводах. Однако в условиях осложнившихся двусторонних отношений между Россией и Украиной даже дефицит угля и выросший на него спрос могут не помочь увеличению поставок из Кузбасса.

И пока угольная отрасль Кузбасса сталкивается с непрекращающимся падением цен на уголь и с сокращением доходов. По данным Эдуарда Алексеенко, первого заместителя гендиректора ОАО «Кузбасская топливная компания», снижение стоимости энергетического угля с начала 2014 года составило 20%, и дальнейшее падение цен возможно, «это ещё не дно», в результате «уже более 60% производителей угля в мире работают в убыток». Первые семь месяцев 2014 года 66% всех угольных предприятий Кузбасса отработали с убытком. По данным Кемеровстата, общая сумма полученных ими убытков составила 31,4 млрд рублей (29,6 млрд годом ранее), и превышение убытков над прибылью – 18,7 млрд (18,9 млрд годом ранее). В таких обстоятельствах очень чувствительными для угольщиков становится повышение расходов на железнодорожные перевозки угля (см. АКТУАЛЬНО «Профсоюзы против роста тарифов»). А дальнейшее сокращение инвестиций, отказ от реализации ранее заявленных проектов и от новых, становятся основным средством снижения издержек.

Антон Старожилов

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко