|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 23.09.2014
В сегодняшних условиях трудно представить, что у машиностроительных предприятий много возможностей увеличивать производство. Однако, возможности роста есть, и многие их стараются использовать, несмотря ни на что. Заметить их можно, если не фокусироваться только на проблемах кузбасского машиностроения.
Спрос на вывоз мусора
Машиностроители испытывают сегодня, казалось бы, огромные трудности – слишком много факторов для этого. Особенно сильно «просели» крупные предприятия машиностроения, производящие горно-транспортное и горно-шахтное оборудование (о банкротстве ОАО «Машиностроительный завод им. Черных» см. рубрику АКТУАЛЬНО). Но в отрасли есть и растущие и стабильные предприятия. По словам заместителя губернатора Кемеровской области по промышленности, транспорту и предпринимательству Александра Мирошника, менее всего кризис затронул предприятия транспортного машиностроения, электронного и оптического оборудования, а также работающие на оборонно-промышленный комплекс страны. Он отмечает в этом ряду такие предприятия, как кемеровские ОАО «КОРМЗ», КВСК – филиал ОАО «Алтайвагон», прокопьевские ООО «Электропром» и ООО «ГОРЭКС-Светотехника», и ОАО «Кемеровский механический завод». «Во-первых, за счёт того, что предприятия не стоят на месте, постоянно развиваются и постоянно выпускают новые виды своей продукции, ранее не выпускавшейся в Кузбассе, – отмечает замгубернатора. – Во-вторых, за счёт создания и продвижения инновационной продукции. В-третьих, за счёт создания импортозамещающей продукции, отечественные аналоги которой в данное время отсутствуют. Все выше перечисленное помогает данным предприятиям успешно работать на рынке региона». К стабильным в отрасли предприятиям относится, в частности, ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ), с 1995 года специализирующееся на производстве машин и оборудования для дорожной и коммунальной техники. За это время предприятие освоило производство более 20 наименований техники. За счёт этого объёмы производства и сбыта растут. По данным последнего годового отчёта предприятия, выручка от реализации в 2013 году составила 694,6 млн рублей, в то время как в 2012 году – 593,1 млн. Одной из последних разработок «КОРМЗ» стали мусоровозы ЭКО-МБ18К. Благодаря преимуществам по сравнению с отечественными аналогами, новая продукция уже нашла спрос у коммунальных служб. В течение 2014 года года завод намерен выпустить порядка 5 единиц техники с разным назначением – от небольших мусоровозов до перегрузочной станции с бункером объёмом 45 кубических метров. Кроме того, в рамках экологического направления производства на предприятии разработан пресс для брикетирования макулатуры, который обрабатывает отходы под давлением без использования связующих веществ. Ведутся наукоемкие разработки, например, по созданию геохода. В планах руководства завода, охватить своей продукцией весь рынок от Урала до Сахалина. Растущие военные нужды
ОАО «Кемеровский механический завод» (КМЗ) ведет свою историю с 1929 года и специализируется на выпуске боеприпасов для всех родов войск. В новейшее время оборонные заказы резко сократились, в результате, завод оказался на грани банкротства, потерял множество специалистов. Руководство предприятия стало налаживать производство горно-шахтного оборудования. В 2011 году такой продукции выпустили на 100 млн рублей, но затем снизился спрос и со стороны угольщиков. Однако, в последнее время кардинально поменялась государственная политика в отношении оборонной промышленности, и вырос оборонный заказ. Кемеровский мехзавод включили в Федеральную целевую программу на выделение средств на модернизацию оборудования и реструктуризацию производства. В 2008-2012 гг. акционер КМЗ, государственная корпорация «Ростехнологии», выделил предприятию 300 млн рублей на модернизацию. На эти деньги было приобретено современное металлообрабатывающее оборудование. В 2014-2016 гг. выделяется ещё 680 млн рублей на реструктуризацию предприятия, строительство новых очистных сооружений, котельной и прочее. Первые 60 млн из этих средств уже получены. «В дальнейшем акционер рассматривается вопрос нашего участия в Федеральной целевой программе на сумму в 1 млрд рублей на приобретение нового высокоточного оборудования», – рассказывает генеральный директор КМЗ Пётр Поволяев. По его словам, благодаря увеличению оборонных заказов, Кемеровский механический завод сейчас в буквальном смысле встаёт с колен. Если в прошлом году предприятие выпустило продукции на 700 млн рублей, то в 2014 году завод, впервые за последние 16 лет, выйдет на объемы выпускаемой продукции в 1,1 млрд рублей. Открываются новые рабочие места. В 2013 году на заводе работало 750 сотрудников, сейчас – 1040 человек. В 2015 году планируется численность работников предприятия увеличить до 1200 человек. Инструменты востребованы
Помимо указанных выше, есть и другие участники рынка, которые продолжают расти и даже использовать кризисные явления для своей выгоды. Так, по словам начальника отдела маркетинга ООО «Горный инструмент» Андрея Артамонова, предприятие не ощущает существенного падения рынка в своем сегменте, наоборот, имеет место ежегодный прирост порядка 5-6%. Это связано с ростом добычи угля. Сохранение этих темпов роста ожидается и в дальнейшем. «В своей сфере я не вижу кризисных явлений, – утверждает он. – Может они где-то и есть, но не у нас. Пока у шахт покупают уголь, пока они его добывают, у нас всё будет нормально с продажами». Впрочем, «нормально» совсем не означает, что все очень радужно. «Многие предприятия снабжаются слишком неровно для нас, – говорит Андрей Артамонов. – У нас поточное производство, и планы мы составляем каждый месяц, а шахты закупают продукцию раз в квартал или в полугодие. Другая проблема, на рынке буровых и режущих инструментов для добычи угля, слишком острая конкуренция. Только в Новокузнецке на этом рынке присутствуют три производителя. Если смотреть в более крупном масштабе, известные российские и мировые бренды, то их насчитывается порядка восьми. Также как у всех растущих компаний из-за отсрочки оплаты за поставленную продукцию ощущается нехватка оборотных средств и их дороговизна на финансовом рынке. Мы могли бы развиваться быстрее и больше, но банки предлагают слишком дорогие кредиты». «Санкции и эмбарго для нашей компании принесли как отрицательные, так и положительные моменты: с одной стороны, рост курса доллара и евро стал дополнительной защитой на внутреннем рынке от зарубежных конкурентов, с другой стороны, он негативно влияет на себестоимость нашей продукции. Ведь мы много материалов и оборудования закупаем на внешнем рынке», – пояснил представитель «Горного инструмента» последние изменения. Одна из последних разработок «Горного инструмента», которая была представлена на выставке «Уголь и Майнинг России – 2014», комплект инструментов для бурения анкерных шпуров. Новая коронка позволяет увеличить скорость бурения на 30%, а за счёт круглой резьбы у штанги и коронки значительно сокращается время, необходимое для замены изношенной коронки на новую и сборки-разборки составных штанг. «Таким образом, мы продвигаем более скоростную технологию бурения анкерных шпуров, чтобы помочь решить задачу шахт по увеличению темпов проходки, – говорит Андрей Артамонов. – Если угольные предприятия заинтересуются новой технологией, это поможет нам вывести на рынок товар, который позволит оторваться от конкурентов». Спуск и подъём
Киселёвское ООО «ПО «ГОРМАШ» стало увеличивать производство после длительного периода спада только в 2005 году. Постепенно на предприятии заново восстанавливались производственные помещения, закупалось новое современное оборудование. Самый быстрый рост производства пришелся на 2009-2012 годы, когда ежегодно предприятие выпускало изделий на 100-120% больше, чем в предыдущий отчетный период. В результате, если в 2005 году производственный план составлял готовой продукции на 1,8 млн рублей в месяц, то сегодня он уже 20-30 млн. рублей в месяц. Производительность собственной литейной предприятия (80% литья выпускается для собственных нужд завода) выросла с 5 тонн в месяц стали и чугуна в 2005 году до 20-30 тонн в месяц в 2014 году. Падение роста произошло только в 2013 году и продолжалось фактически до осени этого года. Если в 2013 году в модернизацию производства компания вложила порядка 10 млн рублей, то в текущем году уже 5 млн рублей. Но на сегодняшний день прогнозы у руководства завода оптимистичные. «Значительно выросли заказы шахт по ленточным конвейерам, – рассказывает заместитель коммерческого директора ПО «ГОРМАШ» Вадим Жалеев. – В этом году мы много конвейерного оборудования поставили в Казахстан. Шахтные клети имеют ограниченный ресурс эксплуатации (5-8 лет), поэтому на них спрос тоже не падает». По оценке руководства завода, рынок только улучшается. Сегодня потребители машиностроительной продукции с Украины, особенно предприятия из соседних с Украиной регионов, стали искать производителей на внутреннем рынке России. Причем, не только горно-шахтного оборудования, но и сельхозяйственной техники. Так, возник дефицит двигателей привода горно-шахтного оборудования мощностью от 55 кВТ до 250 кВт, которые ранее закупались, в основном, только в Украине. Возникла потребность в лущениках и полевых катках. В результате ПО «ГОРМАШ» планирует расширять не только объемы производства, но и свой профиль. Проблема, с которой при этом пришлось столкнуться, – нехватка соответствующих специалистов и производственных мощностей. Сервис вдогонку
По словам Александра Мирошника, сегодня особых проблем не испытывает также рынок запасных частей и сервиса, потому что до 80% всей горно-шахтной техники в Кузбассе было закуплены у зарубежных компаний, а при поставках которых, в свое время, были заключены договоры о сервисном обслуживании, они исполняются. «Можно сказать, что для них положение вещей существенно не изменилось, – утверждает он. – Кроме того, даже не смотря на политический кризис в Украине и связанные с этим санкции стран Европейского союза и США, некоторые крупнейшие зарубежные производители собираются открыть здесь у нас сервисные центры по обслуживанию своей техники. Приведу примеры: американская компания Joy Global Inc. строит под Новокузнецком сервисный центр стоимостью 23 млн долларов, швейцарская Liebherr строит ремонтно-складской комплекс в Белово стоимостью 20 млн евро. Кроме того, успешно работают сервисные центры японской компании Komatsu в Полысаеве (в 2011 год она запустила первый в России центр технической поддержки своей техники в 400 миллионов рублей), сервисный центр ООО «КАМСС-Сервис» по обслуживанию двигателей американской компании Cummins Inc. – одного из крупнейших в мире производителей дизельных двигателей для тягачей, которые установлены во многих автосамосвалах, в том числе и БелАЗах, использующихся на разрезах области». Во многом компании стали уделять больше внимания сервисному обслуживанию своих клиентов благодаря падению продаж самой техники. Потребители временно приостановили свои инвестиционные программы в плане закупок, но ремонт уже приобретенной техники никто не отменял. Однако напомним, что в сегодняшней ситуации эксперты отмечают одну особенность. Обычно, в период спада продаж техники просматривается рост на рынке запасных частей, но сегодня такой картины не наблюдается. Между тем, в Кузбассе, все равно, главным направлением остается сервис. Компании стараются быть более лояльными в подходе к клиенту в этом вопросе. Для них это залог выживания. Максим Москвикин
|
Деловые новости[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60% Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |