Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[2 декабря] Самозанятые в Кузбассе – ниши и возможности развития собственного дела
[1 декабря] Где купить новогоднюю открытку по-кемеровски?
[30 ноября] Райффайзенбанк запустил карту с кэшбэком 1,5% для премиальных клиентов
[30 ноября] Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2021 года
[30 ноября] Завершился четвёртый сезон акселератора


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 12.02.2008

Поэты двинулись в прозаики

 В ушедшем году издание Союза писателей Кузбасса журнал «Огни Кузбасса» вышел шесть раз – серьезный рубеж для периферийного издания, что, конечно, не просто было организовать, да и финансовые проблемы в культурной сфере не так просты, как известно. Однако главный вопрос, который предстояло решать: а хватит ли достойных произведений на такой увеличившийся печатный объем? В этих ударных условиях редколлегии удалось выдержать вполне приличный уровень издания.
 
Украшением журнальной книжки является талантливая проза кузбасского поэта Виталия Крёкова. Сочинитель ничуть не скрывает своих прозаических истоков, учебы, к примеру, у раннего Андрея Платонова – кудесника русского слова. Вот откуда его парадоксальный синтаксис, сталкивание несоединимых по учебным правилам слов, когда словосочетания начинают будто светиться каким-то новым светом.  Следует обязательно отметить, при таких превосходных учителях-классиках, крековская оригинальность в текстах ничуть не страдает.
Из трех его рассказов, на мой взгляд, лучший – «На дурноезжем». Здесь и острое чувство неполноценности, которое необходимо преодолеть во что бы то ни стало слабосильному  деревенскому отроку, и звериное соперничество на фоне ещё только предчувствия собственного продолжения рода в бесчисленном человеческом ряду. И всё это, словно на волшебном экране, где до последнего идет противостояние человеческого и животного, но и их единение: и какое из начал победит – большой вопрос. И опьяняющая победная эйфория к финалу: всё это вычитывается в коротком, но глубоком по смыслу рассказе.
У Крёкова буквально штрихами рисуется жизнь простых людей: трагичная и счастливая, печальная и весёлая – вся в резких жизненных гранях, но, что гораздо ценнее, в неуловимых нюансах, незаметно перетекающих друг в друга, чтобы откристаллизоваться, в конце концов, панорамной картиной мощного хода времени и бытия. Не могу не напомнить только один штришок: автор, рассказывая о трапезах, еде, пропитании, всегда дотошен до мельчайших деталей – сколько и чего было на столе, сколько съедено, давали ли добавку: в результате художественно и наглядно иллюстрируется в воображении его хорошо известная поэтическая строчка «Наша бедность граничила с Богом».
Писательские удачи – это как праздники для читателя. Потому праздничны талантливые рассказы Нины Красовой, долгое время пытающейся идти поэтической стезей. Рассказ  молодой и талантливой Татьяны Ильдимировой «Скажи мне несколько слов» способен натянуть нервно-чувственное читательское восприятие до звона струны. Интересен шахтерский рассказ Николая Ничика. Превосходны любовные рассказы Натальи Елизаровой из Омска, а их мощная энергетику чувств и женская сексуальность в сочетании с великолепным сочинительским мастерством, – словно удар, высекающий острое эстетическое наслаждение от по-настоящему интересной и компактной к тому же прозы.
На фоне количественного роста поэтических произведений в стране и снижения качества открытий в поэзии, лучшие представители кузбасского поэтического цеха смотрятся как раз вполне достойно. Поэты-традиционалисты Валерий Зубарев и Валерий Ковшов представили достаточно весомые поэтические подборки. Как всегда удивляет в последнее время Любовь Никонова, её подборка «Огонь, пробегает сквозь лёд» – продолжение глубокого  постижения  мыслящим современником нашей противоречивой действительности, философское осмысление места человека в разорванном мире, и, конечно, чувство любви – здесь значительное место занимает любовь к Богу. Отдельно отмечу удачную подборку стихов Анатолия Валентинова.
А теперь об авторских неудачах.
«Путевые заметки», как их можно окрестить, Николая Переяслова «Через пять границ». Для чего путешествуют в чужие края? Трафаретный ответ: других посмотреть, себя показать. Но, наверное, ездят, прежде всего, чтобы лучше познать (понять) себя в сравнении с иными. Для чего автор перетаскивал через все границы свои трафареты «телеящикового» восприятия благополучных европейцев? Так сразу и не ответишь. Размытые мысли, не ясные задачи авторского замысла, построенного, судя по его заметкам, на платформе «акынского» сценария: что вижу, то и пою – вот такая получилась унылая публицистика. А неточности, стилистическая неряшливость, когда, например,  слово «который», или «не стали», или иные без всякого поиска словесных заменителей густо и буквально подряд лезут по тексту по  нескольку раз, раздражают. А голословные обвинения европейцев в самых неожиданных вещах: «…отдавать так много сил и дней «вылизыванию» чисто внешней, сугубо бытовой стороны своей жизни можно только в том случае, когда у тебя чуть ли не напрочь отсутствует её внутренняя, духовно-творческая сторона!» И почему же там появляются литературные классики? Неоткуда в чистоте рождаться, согласно Переяслову, писателям уровня Гюнтера Грасса, и точка.
Нет, неудачная состоялась поездка. Чтобы ещё раз повторить траченные молью лозунги, выдавая ложный пафос за патриотизм, не стоило болтаться по заграницам.
Огорчил и прозаик из Новокузнецка Анатолий Ябров. Понимаю, что в журнале даны всего лишь отрывки из его книги. Но то, что представлено под подзаголовком «Преподобный Анатолий Печерский» имеет множество фактических ошибок. Прежде всего, крестьяне у него уже в Киевской Руси XII века имели имена, отчества, фамилии. Вы где-нибудь видели в летописях имена у крестьян с отчествами, фамилиями? У известного писателя Евгения Карновича целое исследование посвящено появлению русских фамилий, у крестьян это происходило в XIX столетии. А у Гоголя вспомните, как навеличивали крестьян? 
Ещё «блоха»: татары наехали в большом количестве, «в колясках, хмельные, с женщинами». У Даля коляска – это барская ездовая повозка с половинчатым верхом на пружинах. Откуда подобный ездовой инструмент забрел в XIII век, да ещё к татарам, предпочитающим верховую езду? И еще языковая неточность: татары, как рассказывает святой, «отбуцкали» пленников. Слова «отбуцкали» у внимательного Владимира Даля нет в словаре, как отсутствует и «буцкать». И это далеко не все языковые «измы» всего-то на двух-трех страницах журнального текста.
Закончить разговор, несмотря на замечания, хочется на мажоре. Наш писательский журнал живет полнокровной жизнью, когда достаточное количество опубликованного в нем вполне может претендовать на столичный уровень.
 
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[2 декабря] На девятый день со дня трагедии на «Листвяжной» пройдут траурные мероприятия
[2 декабря] Кузбасским бюджетникам повышают зарплату с 1 декабря на 8,6%
[1 декабря] В Прокопьевске — снова новый глава города
[1 декабря] В Кузбассе собрали 1,5 млн тонн зерна
[1 декабря] За пределы Кузбасса уехали учиться 44% новокузнецких выпускников 2021 года

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко