-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 12.02.2008

Кузбасский лизинг: без неожиданных прорывов

 Лизинг продолжает оставаться одним из самых быстрорастущих секторов финансового рынка. Крупные лизинговые компании за год увеличивают бизнес в два-три раза, постоянно растет число игроков, появляются новые программы, снижается стоимость лизинга, увеличиваются сроки финансирования, компании более активно проводят рекламные кампании. Все эти тенденции российского лизинга характерны и для кузбасского рынка. Так, по оценкам экспертов, темпы роста рынка лизинга в Кузбассе в 2007 году совпали с общероссийскими и составили немногим более 100%.
 
Конкуренция  невысока
Прошлый год в Кузбассе был одним из самых «урожайных» для финансового сектора по числу новых игроков – банков, лизинговых компаний. Однако, несмотря на видимое усиление конкуренции в сфере лизинга, представители ряда компаний, работающих на рынке, отмечают, что в Кузбассе лизинг находится на довольно невысокой стадии развития по сравнению с европейской частью России и Новосибирской областью.
«Рынок лизинговых услуг в Кемеровской области до сих пор не освоен, так как руководители малого и среднего бизнеса, а иногда даже и крупного, имеют слабое представление о лизинге, а значит, с ними никто еще не работал», – считает директор Кемеровского филиала компании «Номос-лизинг» Вадим Янмурзин.
Основная особенность рынка лизинга Кузбасса, которую выделяют представители лизинговых компаний, –  это высокая концентрация промышленности в сырьевом секторе (угольная промышленность и металлургия). Причем в большинстве случаев предприятия объединены в холдинги, что определяет концентрацию финансовых потоков. Отсюда высокие требования клиентов к параметрам финансирования (ставки, сроки, обеспечение). При этом сектор малого и среднего бизнеса, по мнению Александра Терехова, директора Кемеровского филиала «Лизинговой компании УРАЛСИБ»,  существенно меньше, чем в Новосибирске или Красноярске и данный сектор больше ориентирован на работу с сырьевыми предприятиями (перевозка угля, щебня, услуги по погрузке).
Впрочем, все крупные федеральные игроки, заходя на рынок, говорят о возможности финансирования самых дорогих и сложных проектов, однако на деле большинство концентрируется на малом и среднем бизнесе. Как и в банковской сфере, крупный бизнес в лизинге диктует свои условия, далеко не всегда устраивающие лизинговые компании. Тем более что большие клиенты более рискованны: у них часты реорганизации, есть опасность рейдерских атак, а бизнес в какой-то период может быть просто убыточным. Так, известен случай, когда крупная компания в связи с реорганизацией не платила лизинговые платежи целый год. Если филиал федеральной компании столкнется с такой ситуацией, то его могут просто закрыть. Поэтому руководители филиалов очень осторожно относятся к крупным сделкам, предпочитая работать с растущим малым и средним бизнесом, с которым и проще, потому что такой клиент не «избалован вниманием», да и маржа здесь выше.        По словам Александра Терехова, в секторе крупных сделок, заемщики направляют заявку в несколько компаний в расчете на получение лучших условий финансирования, при этом свои предложения формируют федеральные лизинговые компании, основная специализация которых, – финансирование крупных инвестпроектов. В розничных продуктах ситуация иная, здесь конкуренция определяется отношениями с поставщиками техники и наличием продуктов, которые определяют краткие сроки удовлетворения заявки на оптимальных для клиента условиях.
В  2007 году, по мнению директора Кемеровского филиала ЗАО «Сибирская Лизинговая Компания» Галины Тузиковой, скорее всего, расстановка сил по большому счету не изменилась, и среди лизинговых компаний в Кузбассе уровень конкуренции до сих пор находится на достаточно низком уровне.
По оценке Владимира Поликарова, заместителя генерального директора по финансам и экономике ОАО «Проминвест», в 2007 году компании развивались примерно в том же темпе, что и в предыдущем: «Так как динамика еще с предыдущего, 2006 года, была разной, то кто-то предсказуемо увеличил свою долю на рынке, кто-то, соответственно, уступил. Но каких-либо неожиданных прорывов я бы не выделил. В начале года ярко заявила о себе компания «АльянсРегионЛизинг» в качестве игрока, формирующего рынок, но к концу года все как-то успокоилось: рынок уже достаточно велик, чтобы одна компания, пусть даже очень крупная, могла его коренным образом изменить. Ставки выровнялись, и на первый план вышла способность лизинговых компаний проявлять гибкость в отношении лизингополучателей и условий договоров – ведь именно это является нашим основным отличием от банков. По нашим собственным ощущениям спрос на лизинг все еще превышает предложение, поэтому конкуренция не мешает никому развиваться – у каждой компании есть свой клиент».
 
Из универсалов – в специалисты
Большинство компаний, работающих на рынке лизинга Кузбасса, называют себя универсальными, однако уже сегодня на лицо сегментация по размеру бизнеса клиента и основным продуктам, на которых компания концентрируется.
Так, зайдя на рынок Кузбасса в 2006 году, компания «АльянсРегионЛизинг» объявила о своих намерениях активно развивать лизинг недвижимости, который сегодня занимает порядка 30% портфеля, остальное приходится на лизинг оборудования, приобретенного по схемам торгового финансирования (так же 30%) и 40% – спецтехника, автотранспорт и оборудование российского производства. А «Лизинговая компания УРАЛСИБ» работает в основном с небольшими предприятиями, специализирующимися на грузоперевозках: основную долю оборудования передаваемого в лизинг занимает автотранспорт и спецтехника (70% от величины формируемого портфеля), из них 70% китайского производства.
У компании «Проминвест», давно присутствующей на рынке, в прошедшем году структура лизингового портфеля немного изменилась: в 2006 году крупнейшие доли портфеля были представлены дорожно-строительной техникой (49%), грузовым автотранспортом (28%) и пассажирским автотранспортом (11%). В 2007 году структура изменилась за счет появления нового капиталоемкого сегмента – железнодорожного транспорта, который по результатам прошедшего года занял 32%, на грузовой автотранспорт пришлось 21%, на дорожно-строительную технику – 15%.
В структуре лизингового портфеля филиала «Сибирской лизинговой компании» (Новосибирск)  в 2007 году значительную часть составили сделки с грузовым транспортом (около 15% от общей суммы проведенных сделок), торговым оборудованием (16%), железнодорожным транспортом (10%). Что касается сроков лизингового финансирования, то, несмотря на их максимальное увеличение у ряда компаний до 7-15 лет (при лизинге недвижимости), самыми востребованными у клиентов остаются сроки в 2-3 года. А средняя сумма финансирования колеблется от 2-3 млн. рублей до 10 млн. рублей.
Преимущества лизинговых схем больше других, по словам Галины Тузиковой, оценили представители малого бизнеса: почти каждая вторая сделка по лизингу заключается малыми предприятиями. И самыми «популярными» объектами лизинга по-прежнему остается автотранспорт, дорожно-строительная техника. Неутихающий интерес к автотранспорту объясняется быстрыми сроками предоставления и оптимальными финансовыми условиями. А строительная техника «в моде», благодаря строительному буму.
Но директор филиала «Кемеровский» ООО «АльянсРегионЛизинг» Александр Филатов, утверждает, что автолизинг развит не во всех сегментах. «Я имею в виду автолизинг именно легковых автомобилей, – говорит он, – компании стремятся приобретать в лизинг оборудование, спецтехнику, но вот с легковыми автомобилями предпочитают пользоваться простым кредитованием, хотя преимущества лизинга при этом очевидны».
Об интересе к лизингу недвижимости со стороны клиентов, говорят все представители лизингового рынка. Хотя, по мнению Александра Петерса, заместителя руководителя дирекции региональных продаж ОАО «Главлизинг», лизинг недвижимости еще рано называть рынком: «Была одна компания, более-менее системно предлагавшая лизинг недвижимости. И были отдельные пилотные проекты по недвижимости у других компаний. Или лизинг недвижимости в рамках одной группы. Вот и весь рынок», – считает он.
Несмотря на высокий спрос и явные преимущества (платежи по этому виду лизинга сопоставимы с арендной платой), как обычного, так и возвратного лизинга недвижимости, активного развития в Кузбассе он пока не получил. Одна из сложностей, мешающая развитию продукта – это длинные сроки финансирования. Учитывая, кризисные явления на мировых финансовых рынках, уже проявившееся и в России, мало найдется компаний, готовых финансировать сделку на 7-15 лет (срок для полной амортизации недвижимости, по данным специалистов, должен составлять 10 лет). Еще одна проблема, мешающая распространению продукта, – это неоформленное право собственности на землю под объектом сделки. Процент продавцов, у которых все земельные вопросы урегулированы, сегодня весьма невелик (около 10-20%), а оформление может занять от полугода до года: так долго ждать не готово большинство участников сделки. Кроме того, собственник должен быть плательщиком НДС, что тоже бывает нечасто, в связи с тем, что многие собственники объектов – физические лица. И они заинтересованы проводить всю сделку или хотя бы ее часть «в черную». А лизинговая компания, рассчитывающая свои риски на это, как правило, не идет. Еще один фактор – слишком высокие цены, которые устанавливают собственники на свои объекты недвижимости.
Если бы решить эти проблемы, уверен Вадим Янмурзин, то это дало бы огромный скачок лизингу недвижимости. А пока несколько проще осуществить возвратный лизинг недвижимости (там остается только проблема с землей), который предприниматели используют для пополнения оборотных средств.
 
Индивидуальный или стандартный?
Еще одной тенденцией развития рынка лизинга как в стране, так и в регионе стало появление понятий «продукт» и «линейка продуктов».
В 2006 году многие крупные федеральные компании стали внедрять скоринговые системы обслуживания клиентов, позволяющие сразу при обращении рассчитать примерные шансы на получение лизингового финансирования, выдать клиенту график платежей и т.д. А также стали выделяться лизинговые программы, рассчитанные на клиентов разного «калибра». Как правило, более стандартизованная программа была рассчитана на малый бизнес. Так, например, у «Лизинговой компании УРАЛСИБ» сегодня есть линейка розничных экспресс-продуктов и корпоративных.  Любопытно, что некоторые представители лизинговых компаний стали употреблять слово «ритейл» также часто, как и банкиры. Но не все согласны с таким направлением развития лизинга. Ведь одно из его преимуществ – индивидуальный подход, по сравнению со стандартизованным в банках.
По мнению Галины Тузиковой,  лизинговые программы и линейки продуктов – это скорее маркетинговые ходы компаний, поскольку основная часть сделки у всех совпадает. А Александр Петерс отмечает, что  поскольку лизинг – финансовая услуга, то его компания стремится подходить индивидуально, не трансформируя услугу в продуктовый ряд.
Тем не менее, время диктует свое: клиентам нужны быстрые решения, поэтому, по словам Вадима Янмурзина, лучше всего сочетать два подхода: индивидуальный и стандартизованный, чтобы предложить лизингополучателю большее число вариантов. Особенно актуальны и перспективны экспресс-продукты в сфере автолизинга, когда необходим минимум документов и решение о финансировании принимается в течение дня. Такие продукты уже стали появляться у некоторых компаний. И, возможно, этот подход позволит отнять первенство у банков  по финансированию покупки легковых автомобилей.
 
Последствия кризиса
Одной из самых значимых тенденций ушедшего года стало снижение темпов роста лизинга в четвертом квартале. Причиной этому стал кризис ликвидности на мировых финансовых рынках. В первую очередь это почувствовали банки, но последствия кризиса отразились и на лизинговом рынке,  ведь именно банки предоставляют финансирование лизинговым компаниям. Влияние кризиса сказалось в двух эффектах: позитивном и негативном. Положительным явлением был приток клиентов, которые стали уходить из банков, ужесточивших требования к заемщику или даже на время приостановивших выдачу кредитов. Однако у самих лизинговых компаний возможности для финансирования не увеличились.
Как в общем-то и во всей финансовой сфере в лизинге необходим пересмотр отношений к рискам. Последствия будут зависеть от степени разрастания кризиса, для чего, по оценке экспертов, есть все предпосылки.
По мнению Александра Филатова, произойдет уменьшение сроков финансирования до 3-5 лет, увеличатся процентные ставки, но это не значит, что рынок резко уменьшился или же уменьшится в будущем. Длинные деньги необходимы для лизинга недвижимости, все остальное попадает под более короткие сроки.
«Опять же, есть такой продукт, как торговое финансирование, приобретение техники и оборудования за рубежом, с использованием денег иностранных банков. В данном случае сроки лизинга могут доходить до 10 лет, ставки гораздо ниже, потому что деньги покупаются по ставке зарубежного банка. Правда подобные схемы не всем подходят и часто отпугивают клиентов, но если все проблемы по поставке и монтажу берет на себя лизинговая компания, то клиент получает значительную выгоду от подобных сделок», – говорит Александр Филатов. Поэтому в этом году компания «АльянсРегионЛизинг», специализировавшаяся большей частью на лизинге недвижимости, переориентируется на автолизинг и торговое финансирование.
Уже заметно для ряда клиентов, что лизинговым компаниям пришлось повысить стоимость финансирования. Но высоких ставок, считает Вадим Янмурзин, рынок не «переварит», поэтому повышение не может быть значительным, но при этом очевидно, что маржа лизинговых компаний снизится.
В первую очередь кризисные явления в мировой экономике негативно отразились на региональных компаниях. Банки сократили финансирование, а у тех, у кого есть дочерние лизинговые компании, была установка: посторонних не кредитовать, отмечает Вадим Янмурзин. Так что в первую очередь кризис приведет к усилению роли федеральных компаний, имеющих более качественные источники финансирования.
 
Судьба регионалов
Сегодня, по оценке  Галины Тузиковой, региональные лизинговые компании прочно занимают ведущие позиции на рынке лизинга Кузбасса. Но возможно, в дальнейшем с приходом новых игроков федерального значения расстановка сил изменится коренным образом.
И, скорее всего, это может произойти уже в 2008 году. К концу 2007 года вследствие кризиса многие компании приостановили свой приход в регионы, но когда ситуация улучшится – экспансия продолжится. Ведь уже известно, что доля нового бизнеса у федеральных игроков сегодня растет в основном за счет сокращения доли регионалов.
Региональные компании постепенно оттесняют к нише небольших высокорискованных проектов. Опять же небольшие суммы проектов и формируемых портфелей определяют более высокую себестоимость предоставления услуг. Хотя гибкость работы, оперативность в принятии решений и знание региональной специфики в среднесрочной перспективе будет важным преимуществом местных компаний. Вопрос их «выживаемости», считает Александр Петерс, зависит от доступности финансирования. Если оно будет на уровне 2005-2006 годов, то местные компании смогут эффективно работать в своей нише: предложения для мелкого и среднего бизнеса с пониманием региональных нюансов работы лизингополучателей. Сейчас для местных компаний проблема финансирования стоит наиболее остро.
Экономист «Лизинговой компании Сибири» Павел Бабкин отмечает, что многие банки стараются вместе с анализом лизинговой компании проводить и анализ лизингополучателя, что, естественно, не нравится лизинговой компании. По мнению Павла Бабкина, банкам по лизингополучателю достаточно иметь краткое описание проекта.
«Банки, как источники дополнительного финансирования, занимают недальновидную и порочную позицию: требуют полного соответствия лизингополучателя всем требованиям банковского заемщика. Поэтому ситуация получается абсурдная: клиент приходит в лизинговую компанию в расчете на упрощение процедуры финансирования (при всей привлекательности оптимизации расходов это на сегодня не главный критерий), но при отсутствии у лизинговой компании достаточного количества собственных ресурсов уходит ни с чем. Результат – банк разменивает перспективу иметь крупного и надежного заемщика в лице лизинговой компании на перспективу сидеть на мешках с деньгами и распределять их между крупным бизнесом и векселями своих коллег-банкиров», ­– сетует Владимир Поликаров.
Еще один возможный вариант развития событий – это объединение региональных компаний в противостоянии с федералами. Но пока, по мнению специалистов, слияние региональных компаний, маловероятно. Если только говорить о региональных компаниях, выходящих за пределы одного региона с центральным офисом не в Москве, а городах Сибири, то можно предположить, что кто-то попробует купить более мелких местных игроков.
 
Победа сервиса
Говоря о перспективах развития рынка лизинга, уже сейчас  можно отметить, что в условиях, когда стоимость объекта лизинга, сроки финансирования у большинства компаний сравнялись, конкуренция будет идти на другом уровне. Самым важным, утверждает Александр Филатов, будет являться уровень менеджмента компании: «Умение общаться, работать с клиентом не только в рамках своего филиала, но и показывать заинтересованность в клиенте со стороны головных офисов лизинговых компаний, вот то, что заставляет клиентов обращаться именно к вам. Главная конкуренция состоит в той команде, которую представляет лизинговая компания, ее уровень профессионализма и лояльности». С ним согласен и Вадим Янмурзин, который оценивает сегодняшний уровень финансового сервиса, как очень низкий. Но если клиенту комфортно работать с компанией, то ради одного-двух пунктов процентной ставки, он от нее не уйдет.
Проблема лишь в том, что готовить специалистов в сфере лизинга – негде, так что пока все учатся в процессе.
Также, возможно, что конкуренция со временем переместится с главных городов области: Кемерова и Новокузнецка, в другие более мелкие, но довольно перспективные города. Предприниматели из других городов Кузбасса, отмечают представители лизинговых компаний, менее требовательны, и при этом иногда и более финансово состоятельны, так что работать с ними комфортнее.
В целом же, успешность 2008 года для лизинговых компаний, будет зависеть от того, как скоро пройдет мировой финансовый кризис. Но ожидания у специалистов лизинговых компаний оптимистичные: крупнейшие предприятия области в настоящее время модернизируют основные фонды, усиленными темпами развиваются производственные отрасли экономики Кузбасса, создается технопарк. И инвестиции просто необходимы для общего роста экономики.
 
Ольга Лебедева

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко