Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[27 января] В 2021 году компания АО «Стройсервис» выплатила 19 млрд налогови направила 900 млн рублей на социальные программы поддержки трудящихся и благотворительные проекты
[24 января] Хобби кемеровчан: инсайтами делится «Идентичный Кемерово»
[20 января] Кермен Манджиева стала председателем жюри премии «Серебряный Лучник» – Сибирь
[20 января] Ответственное лесопользование и высадка лип: предприятие «Кроношпан» реализует проект в Республике Башкортостан
[19 января] Перейти на IT: где читать о кузбасских разработках


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 03.06.2014

Сложности с мототехникой

За последние три года в Кемеровской области значительно увеличилось количество компаний, торгующих мототехникой. Например, только в Новокузнецке увеличение произошло в несколько раз. Вместе с тем, в 2014 году почти все участники рынка, впервые за несколько лет, почувствовали падение продаж или замедление темпов роста.
 
Общее падение
По данным каталога «Дубль – ГИС», на май 2014 года продажей мототехники в Кемерове занимались 34 организации (в 2011 году было 26), в Новокузнецке – 49 (16). Таким образом, рынок всего за три года вырос значительно. Хотя, за это время с него ушли некоторые игроки. Так, в 2012 году прекратил существование кемеровский мотосалон MasterBike, проработавший пять лет. Оставшиеся и вновь появившиеся компании отмечали значительный рост продаж, порой ежегодно на 20-30% (подробнее см.: «Кузбасс мотоциклетный», «А-П» от 28 июня 2011), но в нынешнем году, напротив, столкнулись с падением. У всех оно проходит по-разному. Кто-то отмечает сильное падение, кто-то просто снижение темпов роста, но тенденция у всех складывается хуже прошлогодней.

По оценке директора кемеровского магазина «Панавто» (официальный дилер «Yamaha Motor CIS») Марка Иванова, по итогам прошлого года рост продаж составил 15-20%. «В этом сезоне продажи замедлились, но в минус не ушли, сохраняя положительную динамику, – говорит он. – При этом дорогие мощные мотоциклы сейчас продаются лучше, чем год-два назад. Это как с автомобилями. Сначала человек покупает себе подержанную иномарку, а потом берёт машину в автосалоне. Раньше много привозили б/ушной техники из Японии. Сейчас предпочитают уже покупать новую мототехнику. Причём большим спросом пользуются не так называемые байки, а внедорожные мотоциклы класса «эндуро».

Цены на мототехнику фирмы «Ямаха», по словам Марка Иванова, в 2013 году выросли незначительно, на уровне инфляции – 5-6%. При этом некоторые маломощные лодочные моторы, наоборот, упали в цене, а на снегоходы повышения цен не было вообще. Сейчас наблюдается незначительное общее удорожание, которое в первую очередь связано с ростом курса доллара.

По словам директора кемеровской компании «Автоэлектроника» Евгения Данилова, цены на мототехнику после 2011 года падали, но в этом году, в сравнении с прошлым, они остались почти на прежнем уровне. На некоторые позиции рост цен составил порядка 2-3%. «Кроме того, в нашем магазине, например, появились модели с более мощными двигателями 250-300 куб. сантиметров (в прошлом году мы торговали самое большое техникой в 150 куб. см.). Естественно, что мощные мотоциклы дороже», – говорит он.
 
Закон есть – программы нет
Эксперты утверждают, что потенциальными покупателями мощных мотоциклов являются молодые люди в возрасте до 35 лет, квадроциклов – от 30 до 45 лет, лодочных моторов – ещё более старшее поколение, от 30 до 50 лет. А вот среднестатистический портрет владельца скутера, мопеда или маломощного мотоцикла изменился. Если ранее это были в основном подростки и юноши, жители сельской местности, пенсионеры, то теперь, после введения водительских прав на вождение техники с объёмом двигателя мощностью менее 50 л. с. (см:«Скутеристам закон написан», «А-П» от 21 мая 2013.), как считает Евгений Данилов, скутеры и мопеды приобретают, в основном, жители сельской местности.

«Родители больше не покупают своим детям такую технику, – говорит он. – Они стали более ответственно подходить к этому вопросу. Кто успел купить скутер год или два назад, сейчас его продают. Поэтому ожидается рост в этом сегменте на вторичном рынке».

Напомним, что по новому законодательству, с апреля этого года к управлению мопедами (категория М) и мотоциклами с двигателями небольшого объема (до 125 куб. см. – категория А1) допускаются лица, достигшие 16 лет. А полноценные мотоциклетные права (категории А) можно получить только с 18 лет. И, хотя правила сдачи на новые категории еще не утверждены, и, как следствие, сотрудники дорожной инспекции, по информации областного управления ГИБДД, пока не обращают на их наличие особого внимания, многие уже отказались от приобретения двухколесного друга. Характерно, что наличие прав категории В, с которыми по новому закону можно управлять мопедом, не освобождает водителей от неприятностей.

«Меня на скутере уже несколько раз штрафовали сотрудники ГАИ, – рассказывает водитель со стажем, директор транспортной компании ООО «Компания ТЭМ» Андрей Лойченко. – По правилам, мопедам запрещено поворачивать налево на дорогах с несколькими полосами движения. Я вот эту логику не могу понять! А до этого штрафовали за то, что у меня пассажир был! Место для пассажира на моём скутере есть, а возить на нём никого нельзя! Но тут хоть подвижки есть: с 1 января, можно возить пассажира, если имеются специальные подножки. Ещё одно непонятное правило: кроме первой полосы, занимать любые другие запрещено, а если на первой полосе остановился автобус на остановке, то его объезжать нельзя – стой, жди, когда он поедет! Я не тратил денег на обучение в автошколе, не сдавал экзамены, так как у меня уже есть права категории В, которые дают мне право на вождение мопеда. Но, вопрос, зачем человеку вкладываться финансово, тратить свои силы и время на получение прав категории М, если ему всё равно придётся, следуя ПДД, ездить по дороге, как велосипедисту!?».
 
Александр Реветнев, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области Выступая месяц назад на пресс-конференции перед журналистами, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области Александр Реветнев отметил, что ситуация на дорогах Кемеровской области ухудшилась, и связано это, в первую очередь, с тем, что наступила весна и на проезжую часть выехало большое количество велосипедистов, мопедистов и мотоциклистов. Среди них уже есть жертвы. Только в Кемерове, по данным городского отдела ГИБДД, на 30 апреля было зарегистрировано 7 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей мототранспорта, в которых 10 человек получили травмы различной степени тяжести, в том числе пострадал один 15-летний подросток – водитель мопеда. В прошлом году (за весь период) травмы в Кузбасской столице получили более 60 водителей мопедов и велосипедов, 7 из которых дети и подростки. Основной вид нарушений – управление мотоциклами и мопедами с признаками опьянения, без мотошлемов, нарушение правил маневрирования с техническими неисправностями, отсутствие государственной регистрации в Госавтоинспекции. 
Для исправления ситуации сотрудниками ГИБДД с 28 апреля по 25 мая в Кузбассе проводились специализированные рейды «Байк-2014». Кроме того, к 1 июня в ГИБДД Кемеровской области появятся два спортивных мотоцикла КТМ (Австрия) с объёмом двигателя 1100 куб. см. Стоимость каждого мотоцикла около 900 тысяч рублей. Приобретены они за счёт средств областного бюджета. Мототехника оснащена специальным оборудованием и будет использоваться батальоном дорожно-патрульной службы для надзора за безопасностью дорожного движения в Кемерове и близлежащих территориях, в том числе для преследования байкеров – нарушителей ПДД.

В автошколах об обучении на новые категории пока особо не задумываются, ибо нет утвержденной учебной программы. «Автошколы были бы рады принимать на обучение, но нет программы и нет законных оснований для этого», – говорит директор АНО Автошкола «Зеленая Волна» Василий Сысоев.

Что касается обучения на категорию А, то оно вполне доступно, как по цене (в Кемерове обучиться вождению мотоцикла можно за сумму чуть более 10 тысяч рублей), так и по шаговой доступности. Не все, но достаточное количество автошкол обучают по этой программе. Но желающих в отличие от категории В, не так уж и много. На момент подготовки статьи в автошколах, куда обращался «Авант-ПАРТНЕР», на категорию А было записано с начала года всего по 8-10 человек. Понятно, что сезонность играет свою роль, но всё же.
 
На развлечениях экономят в первую очередь
Последние изменения в российском законодательстве можно было бы считать основной причиной падения продаж в сегменте маломощной мототехники, если бы другие показывали рост. Но этого нет. Судя по высказываниям дилеров, кузбассовцы стали придерживать деньги в кошельках уже с зимы – хуже обычного распродавались у многих снегоходы. Таким образом, основной фактор – это всё-таки общеэкономическая ситуация в стране. Как удалось выяснить «А-П», неважно, за исключением отдельных игроков, чувствуют себя и продавцы мототехники в том же Новосибирске.

Не стоит забывать и про ещё одну причину. Рано или поздно рынок пресыщается. В начале статьи мы показали, как значительно, всего за три года, выросло число его участников. Возможно, что наступил предел, который просто совпал с кризисом в макроэкономике, а может и нет, и рынку ещё есть, куда расти.

«Прогнозировать сложно, – говорит Марк Иванов. – То, чем мы торгуем, это развлечение, игрушки, которые не являются предметом первой необходимости. Если в стране тяжёлая экономическая ситуация, в первую очередь экономят на развлечениях. Если экономика будет стабилизироваться, будет и рост продаж. Упадёт экономика – просядет рынок мототехники, причём больше, чем весь остальной. Но это не коснется сегмента премиум».
Максим Москвикин

Рубрики:

Деловые новости

[26 января] Кузбасс получит 80,2 млн рублей на лекарства от коронавируса
[26 января] Росприроднадзор предъявил иск к разрезу «Кийзасский» на 385 млн рублей
[26 января] «Сибирский бетон» увеличил производство в 2021 году на 14% - до 243 тыс. кубометров
[26 января] Кузбасс накрывает новой волной коронавирусной инфекции
[25 января] В 2022 году в Кузбассе планируется благоустроить 300 дворов и 69 общественных пространств

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко