-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 4 от 17.02.2009

Мобильная связь в новых условиях

 В прошлом году рынок сотовой связи вошел в новую для себя стадию развития. Хотя привычная борьба за абонентов продолжается, но в арсенале мобильных операторов в 2008 году появились «новые козыри». С их помощью компании пытаются в первую очередь удержать у себя своих абонентов и обеспечить высокий уровень своих доходов.
 
Абонентская база шести сотовых операторов, работающих на территории нашего региона, превысила, по оценке экспертов, уже 3 миллиона пользователей, т.е. уровень проникновения сотовой связи превысил 100% (население Кемеровской области составляет 2,8 млн человек). Сегодня есть два показателя уровня проникновения сотовой связи в Кузбассе. По оценкам Татьяны Долговой, начальника коммерческого отдела Кузбасского отделения ЗАО «Мобиком-Новосибирск» («Мегафон»), проникновение сотовой связи в Кузбассе за 2008 год увеличилось на 12%. И, по данным Валерия Игнатьева, регионального управляющего директора TELE2 – Кемерово, достигло157%.  Но таким образом операторы считают всё количество проданных SIM-карт. Другой показатель основан на данных по абонентам трёхмесячной активности и составляет более 80% населения региона.
По данным департамента транспорта и связи обладминистрации, общий объём услуг, оказанных сотовыми операторами в прошлом году, превысил 10 млрд рублей, что на 22% больше, чем в 2007 году.  О том, кто и как делит рынок, операторы традиционно предпочитают не говорить, объясняя это тем, что у всех свои подходы к подсчёту абонентов, а значит и своя правда. Кто-то полагает более правомерным считать долю не по абонентской базе, а по выручке, поскольку есть примеры, когда оператор занимает одно из лидирующих мест, а выручка у него ниже. Тем не менее, расстановка сил на рынке за прошлый год принципиально не изменилась: по-прежнему лидируют по абонентской базе в регионе «Билайн» и TELE2, третье место делят МТС и «Мегафон», остаток рынка в несколько процентов – «СТЕК GSM» и «Скай Линк».
 
Новое поле битвы
 
В прошлом году традиционно рос голосовой трафик, вместе с тем высокие темпы роста были у выручки от дополнительных услуг: у ряда операторов эти показатели достигли от 15 до 23% в общей структуре доходов. Самыми популярными среди неголосовых услуг продолжают  оставаться SMS, при этом в прошлом  году значительно выросла доля  потребляемого трафика мобильного интернета по технологии GPRS.
Пожалуй, для всего рынка сотовой связи 2008 год стал периодом активного внедрения последних достижений высоких технологий и инноваций, отмечает Станислав Сарычев, коммерческий директор МТС в Кемеровской области.  Продолжая покрывать связью отдаленные районы, с начала минувшего года ряд крупных сотовых операторов объявил и о строительстве сети 3G в регионе. Пока такую сеть запустил только нишевый оператор «Скай Линк – Кузбасс» (ЗАО «Кузбасская сотовая связь»), работающий в стандарте CDMA (подробнее см. ИТ-новости). «Билайн» планирует запуск, по словам  директора Кемеровского филиала ОАО «ВымпелКом» Николая Каплина, в середине февраля. МТС – во втором полугодии 2009 года, а «Мегафон» пока никаких ориентировочных дат не называет.
Учитывая будущие возможности 3G, мобильные операторы активно развивали новое для себя направление – USB-модемы.  На них записано стартовое программное обеспечение, устанавливаемое автоматически при подключении устройства к компьютеру, SIM-карта и тарифный план. Пока эти устройства работают в регионе в стандарте GPRS, но как только сеть 3G будет построена, они смогут работать в новом стандарте. Основной сегмент, на который сегодня рассчитывают мобильные операторы, продвигая USB-модемы, работающие пока только в стандарте GPRS  – это бывшие пользователи Dial-up, которым интернет нужен для проверки электронной почты, и деловые люди, часто бывающие в разъездах. Несмотря на скептический подход к этому продукту (в эпоху широкополосного доступа скорости GPRS  кажутся непозволительно медленными), по данным операторов, спрос на USB-модемы превысил предложение: заводы-производители оборудования просто не справлялись с объёмами заказов.
Таким образом, не столько расширение линейки тарифов, а, скорее, вывод новых для мобильных операторов продуктов  в 2008 году стал ключевым событием. «Думаю, что никто не будет спорить  с тем, что рынок сотовой связи насыщен и говорить о каком либо переделе в этой сфере не приходится. Операторы соревнуются между собой посредством демпинговых акций (что особенно актуально в настоящее время), и выиграет, безусловно, тот, чей маркетинговый бюджет больше. Но сегодня можно говорить только о борьбе за потребителя в сфере услуг передачи данных и конвергентных услуг. И прошлый год стал первым в начале этой борьбы», – считает исполнительный директор «Скай Линк – Кузбасс» – ЗАО «Кузбасская сотовая связь» Вадим Скрипник.
 
Слияние связи
 
Конвергентные услуги –  это сближение нескольких продуктов или технологий, пакетное предложение, включающее в себя мобильную и фиксированную связь, разнообразные дополнительные сервисы и, конечно, единое обслуживание, точки продаж и техническую поддержку. Несмотря на то, что о них, говорят уже не первый год, 2008 год стал действительно первым на пути реализации конвергенции сотовой и фиксированной связи в Кемеровской области. Операторы «большой тройки» выбрали разные пути выхода на этот рынок. В сентябре прошлого года «Билайн» объявил о своем слиянии с «Голден Телеком» и о выводе нового бренда «Билайн Бизнес», в рамках которого компания будет предоставлять полный спектр телекоммуникационных услуг. По данным Ирины Бельской, пресс-секретаря Кемеровского филиала ОАО «ВымпелКом», планируется, в частности, и развитие конвергентных ФМС (фиксированная + мобильная связь) услуг.
МТС и «Мегафон» решили пока обойтись без слияния с проводными операторами, и получили лицензии на предоставление фиксированной связи. Татьяна Долгова говорит, что благодаря тому, что у «Мегафона»  есть собственные коммутаторы фиксированной связи в Новосибирске, Кузбассе и Красноярске, компания может предложить клиентам полный спектр услуг телефонной связи: начиная с местной и заканчивая международной. «Также мы получим возможность оказывать услуги аренды каналов связи и широкополосного доступа к сети интернет. Первые подключения планируется осуществить в 2009 году, основными потребителями данных услуг будут наши корпоративные клиенты, подавшие на это заявки. Сейчас мы учитываем расположение их помещений при планировании транспортной сети».
По словам Станислава Сарычева, в ближайшее время МТС собирается вывести услугу «FMC: Единая корпоративная сеть», которая позволит объединить офисные и мобильные телефоны сотрудников в единую сеть. Сейчас компания может предоставить клиентам услугу «Доступ в корпоративную сеть через выделенный APN», которая обеспечивает удалённый защищённый доступ корпоративных абонентов к ресурсам компьютерной сети (LAN) своей компании через каналы пакетной передачи данных (GPRS, EDGE и в будущем 3G). Активное же продвижение других  конвергентных услуг оператор планирует только в 2010 году. 
А Вадим Скрипник говорит, что ряд конвергентных услуг «Скай Линк» уже предлагает в Кузбассе, развитие остальных планируется в 2009 году. Среди них короткие номера внутри сети по области, VPN (виртуальная частная сеть), публичный статический IP-адрес, мобильная телеметрия, мобильное видеонаблюдение, прямой городской номер и др.
Насколько конвергентные услуги будут востребованы в Кузбассе, сотовые операторы пока не могут оценить. В основном, клиенты интересуются короткими номерами для сотовых телефонов. Но если, отмечает Татьяна Долгова, рассматривать рынок FMC как потенциальных клиентов, заинтересованных в полном пакете услуг «под ключ» (мобильная связь, стационарный телефон и доступ в интернет от одного оператора), то рамки сужаются. В первую очередь, это бизнес-центры и их арендаторы, только начинающие свою работу фирмы, филиалы федеральных компаний, выходящих на Сибирский рынок, а также организации, готовые сменить своего оператора фиксированной или мобильной связи ради «полноценного» FMC. По данным Татьяны Долговой, это 3-5% от всего числа коммерческих организаций Сибирского региона.
А, по словам Станислава Сарычева, учитывая промышленный потенциал региона и удобство конвергентных услуг, клиенты на них найдутся.
 
Торгующая связь
 
Одной из тенденций прошлого года для всего рынка сотовой связи стал интерес мобильных операторов к сотовому ритейлу. В конце октября «ВымпелКом» объявил о приобретении своей дочерней компанией 49,9%   компании Morefront Holdings ltd., владеющей 100% группы «Евросеть».  А в середине февраля компания МТС сообщила о покупке сети салонов связи «Телефон.ру» за 60 млн долларов. Есть интерес к сети салонов Dixis и у «Мегафона».
Пока что, по мнению экспертов, покупка сотового ритейла мало что изменила, как на российском, так и на региональном рынке. В частности, «Евросеть» по-прежнему осталась мультибрендовым салоном. Вадим Скрипник утверждает, что данная тенденция покупки сотового ритейла исчерпает себя, оставив шлюз для мультибрендовых розничных сетей, к которым уже привык потребитель. Потребитель все больше стремится к унификации и комплексному подходу в обслуживании, что, безусловно, не может быть проигнорировано сетевиками. До тех пор, пока сохранится необходимость в использовании одним абонентом сервисов нескольких операторов, мультибрендовые точки продаж и обслуживания будут пользоваться большим спросом у потребителя.
По мнению Татьяны Долговой, пока сложно говорить, какие преимущества обеим сторонам даст контроль сотовых операторов над розничными сетями, т.к. пока неочевидно, какая бизнес-модель будет доминировать на рынке после возможных сделок. «Одно можно сказать точно – абоненты демонстрируют большее доверие к качеству и надёжности аппарата, купленного именно в офисе своего оператора», – отмечает она.
 
Антикризисные тарифы
 
Хотя представители телекоммуникационной сферы говорят, что влияние кризиса на отрасль далеко не столь пагубно, как в других направлениях, однако некоторые его последствия уже заметны. По словам Станислава Сарычева, компания отмечает небольшое снижение уровня доходов, что можно объяснить как сезонным фактором, так и общим снижением деловой и потребительской активности в стране. «Поэтому сейчас наша задача – активно стимулировать продажи и уровень пользования, предлагая более выгодные тарифные предложения с сопутствующими дополнительными услугами», – подчёркивает он.
С точки зрения Татьяны Долговой, влияние кризиса выражается, с одной стороны, в увеличении затрат, а с другой – в необходимости удерживать низкие цены в условиях сильной конкуренции. А Валерий Игнатьев отмечает, что, безусловно, кризис оказывает влияние на отрасль хотя бы в той мере, в какой он влияет на сам рынок, который сотовые операторы обслуживают. Однако сотовая  связь давно стала частью основной потребительской корзины, а цены на неё в России являются одними из самых низких  в мире –  это позволяет надеяться операторам, что значительного снижения потребительского спроса на услуги не будет.
При этом по оценке Татьяны Долговой, востребованными  в условиях кризиса стали услуги, позволяющие предприятиям самостоятельно определять перечень номеров и размеры сумм, которые оплачиваются за счёт средств организации, а также выделять номера, которые оплачивают непосредственно работники.
Сотовые операторы отмечают, что повышение тарифов было бы сейчас не слишком актуально. Но и поголовно снижать цены они также не намерены. Тем не менее «под кризис» выпускаются новые тарифные предложения, рассчитанные на разные «профили потребления», с более низкими ценами. Так МТС в рамках «антикризисного предложения»  выпустил тарифы «Тройной бонус»,  «Свой круг»,  «Супер ноль». «Мегафон» антикризисным назвал свой тариф «Драйв», а TELE2 считает, что все его тарифы вполне подходят под понятие «антикризисных».
 
Ольга Лебедева

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко