-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 6 от 01.04.2014

Есть ли «жизнь» в страховании

Занимая (пока) небольшую долю страхового рынка, страхование жизни остаётся его самым динамично растущим видом. Даже на фоне общей стагнации 2013 года «жизнь» показала рост почти на 60%. И хотя скептики продолжают подвергать сомнению сам факт существования рынка классического страхования жизни в России, считая цифры официальной статистики вменённым страхованием заёмщиков, эксперты уверены: накопительные и инвестиционные страховые продукты набирают обороты.
 
Рост на фоне стагнации
По итогам 2013 года объём премии по страхованию жизни в Кемеровской области составил 670,55 млн рублей (здесь и далее данные страхового портала insur-info.ru), что на 58,8% превышает показатель 2012 года. В том числе премия по страхованию на случай смерти или дожития – 413,8 млн рублей (рост на 27% к 2012 году), по страхованию жизни с условием выплаты и участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика – 239,8 млн рублей (рост к 2012 году почти в 3 раза). Пенсионное страхование жизни принесло страховщикам 16,9 млн рублей премии (рост 30,8%). Отметим, что ни один другой вид страхования не может похвастаться таким стремительным ростом. В целом страховой рынок стагнирует: совокупный объём премий в Кемеровской области по итогам года вырос лишь на 3,9%.
Доля страхования жизни в общем объёме страховых сборов – 7,8%, что несколько ниже, чем средний показатель по России (9,4%).
Страхованием жизни на сегодняшний день в Кемеровской области занимаются 19 компаний. Лидирует по объёму страховой премии «дочерняя» компания Сбербанка России «Сбербанк страхование». Инвестиционное и накопительное страхование Сбербанк стал развивать в начале 2012 года, за год компания с 19 места переместилась на верхнюю строчку рейтинга по объёму страховой премии и занимает сегодня четверть рынка страхования жизни в регионе.
Как утверждает генеральный директор «Сбербанк страхование» Максим Чернин, хотя на российском рынке по итогам 2013 года компания стала третьей, в разрезе долгосрочных накопительных продуктов «Сбербанк страхование» является абсолютным лидером. Столь стремительный рост за год Максим Чернин объясняет активным рекрутингом («большинство набранных членов команды – менеджеры по развитию продаж»), обновлением продуктовой линейки по инвестиционному страхованию («добавили ряд новых базовых активов – Рынок акций США, Глобальный фонд облигаций и новая Сырьевая корзина») и опций управления, расширением спектра рисков накопительных программ. Кроме того, во втором полугодии к основному партнеру, ОАО «Сбербанк России», добавился еще один канал дистрибуции – банк «Сетелем», специализирующийся на кредитовании в торговых точках и предоставлении автокредитов. По данным Максима Чернина, сейчас портфель «Сбербанк страхования» на 80% состоит из накопительных видов страхования жизни, тогда как 70% рынка в целом – это кредитные страховые продукты.
 
 
Каналы «жизни»
Что характерно, большинство компаний из топ-10 не имеют в регионе собственных представительств (за исключением «Росгосстрах-Жизнь» и «ППФ Страхование жизни»), что не мешает им занимать лидирующее положение на рынке. «Продукты по страхованию жизни продаются преимущественно с использованием двух каналов: банковского и агентского, – комментирует ситуацию руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в СФО Владимир Голубков. – При этом банковский канал использует офисы и подразделения банков, а для агентского канала вовсе не обязательно наличие большого количества офисов и представительств. Агент может помочь страхователю определиться с выбором страхового продукта и заключить договор, а оплату страховой премии клиент может произвести самостоятельно безналичным переводом. В настоящее время оба канала являются весьма дорогостоящими для страховщиков, что, конечно же, отражается как на ценах страховых продуктов, так и на прибыльности бизнеса».
Большая часть страхования жизни сегодня приходится на банковское страхование, при этом эксперты подчёркивают, что «банковское» и «кредитное» – вовсе не синонимы.
Так, по информации генерального директора СК «Ингосстрах-Жизнь» Владимира Черникова, на долю банковского страхования приходится сегодня около 75-80% сборов по страхованию жизни: «Но это не значит, что все эти сборы не относятся к «классическому» страхованию, поскольку многие страховщики успешно продают через банки накопительное страхование жизни. При этом более 60% рынка страхования жизни действительно приходится на долю кредитного страхования. Именно преобладание банковского страхования и объясняет в первую очередь тот факт, что львиная доля сборов приходится на Москву, ведь для осуществления такого страхования страховым компаниям не нужно открывать свои офисы и филиалы в регионах, достаточно, чтобы региональный офисы имели банки».
Владимир Черников также добавляет, каналы дистрибуции – главное, за счёт чего конкурируют сегодня страховые компании на данном рынке: «Преимуществом, безусловно, пользуются компании, входящие в банковские группы. Страховщики, не имеющие таких «естественных каналов» дистрибуции, вынуждены, к сожалению, конкурировать прежде всего за счет комиссионного вознаграждения посредникам, что зачастую приводит к завышению у ряда компаний реальных сборов на порядок».
«Для бизнеса страховщика жизни банковское страхование оказывается сегодня выгоднее, чем развитие продаж через агентские сети, требующие огромных инвестиций, – продолжает Максим Чернин. – По нашим оценкам, около 70% взносов, собираемых страховщиками жизни по накопительным программам, приходится на банки, 20% – на агентскую сеть и офисные продажи, 10% – на прочие каналы продаж. Таким образом, выход на рынок страхования жизни крупных банков – это очевидная гарантия активного развития рынка в России».
В докладе об итогах развития страхового рынка в 2013 году президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс отмечает, что «в условиях отсутствия внешних импульсов в 2013 году активно развивались новые виды страхования и альтернативные модели продаж страховых продуктов – продажи через банки (кроме кредитного страхования) и нестраховых посредников, Интернет-проекты. Кроме того, в рамках традиционных каналов развивались кросс-продажи. Более отчетливо эта тенденция проявилась во втором полугодии 2013 года».
 
Грядёт перераспределение
По данным президента ЗАО «МетЛайф» и Ассоциации Страховщиков Жизни Александра Зарецкого, основным драйвером роста рынка страхования жизни в прошедшем году оставалось кредитное страхование заёмщиков. По его мнению, сотрудничество с банками по-прежнему будет оставаться одним из приоритетов в развитии бизнеса по страхованию жизни.
В то же время эксперты отмечают тенденцию роста сборов по классическим продуктам страхования жизни при одновременном падении темпов прироста кредитного страхования. По словам Максима Чернина, это особенно заметно, если рассматривать нетто-премии, то есть не учитывать комиссионные, которые отходят посредникам. Большинство экспертов сходятся на том, что в 2014 году рост кредитного страхования замедлится, тогда как рост продаж накопительных программ будет развиваться теми же темпами.
Директор агентства «Центральное» ООО «СК «РГС-Жизнь» Ольга Поленок также обращает внимание на тот факт, что «в последнее время всё больше клиентов отказываются от страхования своей жизни при оформлении кредитов – все считают свои деньги. При этом продажи нашего подразделения не сокращаются, напротив, мы продаем с каждым годом всё больше. Культуры страхования в России пока действительно нет, но и тут ситуация пусть медленно, но меняется. Появляются новые направления, только у нас сейчас их 5».
«В прошедшем 2013 году темп на рынке по-прежнему задавало кредитное страхование, однако, уже сейчас очевидно, что грядет перераспределение «продуктовой структуры» в пользу накопительных и инвестиционных продуктов, – резюмирует Максим Чернин. – Это большой плюс для экономики, которая испытывает серьёзную потребность в «длинных деньгах». А единственными их поставщиками могут быть как раз страховщики жизни и пенсионные фонды».
По мнению руководителя рабочей группы «Пропаганда страхования жизни» ВСС Ирины Руденко, если в 2014 году страховщики жизни получат право продавать полисы посредством Интернета (так называемые «коробочные продукты»), это может стать хорошим драйвером нового роста. С этим согласен и Максим Чернин: «Наши ожидания на 2014 год, помимо продолжения тенденции роста продаж долгосрочных продуктов, связаны с запуском продаж так называемых «коробочных» программ в массовом сегменте клиентов. Это решения по страховой защите с уже заранее определенными параметрами, предполагающие возможность выбора из нескольких фиксированных опций и доступные по бюджету. «Сбербанк страхование» планирует выйти с такими продуктами уже в апреле во всех отделениях Сбербанка. Одна из причин крайне низкого уровня проникновения страхования жизни в России – дефицит знаний о сути продукта. Таким образом, появление понятных «коробочных» решений сделает страхование жизни доступным огромному числу клиентов и станет колоссальным шагом вперед по пути развития страхования жизни в России».
Стоит отметить, что рынок страхования жизни не так консервативен, как может иногда показаться. Так, в числе недавних инноваций участники рынка называют появление риска «Дожитие до потери работы» в области кредитного страхования – он обеспечивает заёмщику выполнение кредитных обязательств в случае увольнения по независящим от него причинам. В области накопительного страхования главная инновация последних лет – инвестиционное страхование, наилучшим образом отвечающее потребностям банковского канала продаж. Развивается и рисковое страхование жизни: в нём появляются новые опции, такие, как онкологическое страхование, страхование пенсии на случай инвалидности и другие.
«Российский рынок страхования жизни имеет существенный потенциал дальнейших инноваций, поскольку далеко не все продукты, присутствующие на развитых западных рынках, присутствуют и на российском, – поясняет Владимир Черников. – Появление многих новых продуктов станет возможным при изменении законодательства в области страхования, социального обеспечения и налогообложения».
 
Рост продолжится
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в 2014 году рост рынка страхования жизни составит около 20% – это в 3 раза ниже по сравнению с итогами 2013 года.
Более оптимистичен Максим Чернин: «Мы рассчитываем, что рост рынка сохранится на прежнем уровне, так как доля проникновения страхования жизни в России всё ещё очень мала по сравнению с западными странами. В среднем граждане нашей страны тратят на страхование жизни около 8 долларов в год, тогда как, например, в Великобритании эта цифра исчисляется тысячами долларов».
Отмечая серьёзный потенциал рынка в регионах, Владимир Черников в то же время обращает внимание и на другие нюансы: «По итогам 2013 года сборы по страхованию жизни в Кемеровской области составили менее 1% от всех сборов по страхованию жизни в России. Эта ситуация типична для регионов: даже в самых крупных субъектах РФ сборы страховой премии «по жизни» не превышают 2 млрд рублей в год. Для сравнения, в Москве в 2013 году было собрано 52 млрд рублей премии по страхованию жизни.
Лидеры рынка страхования жизни не торопятся охватить все регионы, особенно отдаленные – Сибирь и Дальний Восток. Это связано с тем, что для развития собственных офисов продаж, особенно в отдаленных регионах, страховщикам жизни требуются значительные инвестиции. В силу своей экономики этот вид страхования в первые 5-7 лет является убыточным для страховой компании».
Ксения Сидорова

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко