-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 24 от 24.12.2013

ЦЕМЕНТ: ИГРА ПО-КРУПНОМУ

По мнению экспертов, отрасль в состоянии развиваться только за счёт крупных компаний.
 
В уходящем году одной из самых заметных тенденций в российской цементной индустрии стало расширение действующих и строительство новых мощностей. «Мордовцемент», третий по объёму производства игрок отрасли, заканчивает возведение комбината в Ульяновской области. Недалеко от Пензы компания с участием китайского капитала «Азия цемент» готовится к открытию завода на 4 млн тонн. На Урале, в Свердловской области, объявлено об участии цементной корпорации из КНР Anhui Foreign Economic Construction Group в еще одной амбициозной стройке.
Аналитики обращают внимание на то, что все заявленные проекты были бы невозможны без участия крупного капитала. «Как показывает практика, вложить столь значительные средства и успешно реализовать проект по строительству нового цементного завода может либо компания, имеющая опыт работы в цементном бизнесе, либо крупный вертикально интегрированный холдинг, который выбирает оборудование под свои потребности, а не подстраивается под поставщика», – комментирует гендиректор «Амикрон-консалтинг» Ольга Киюцина. «Владельцы проекта должны обладать значительными финансовыми ресурсами или иметь возможность привлечь их, ведь завод по выпуску цемента весьма недёшев», – соглашается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Шансы на рост небольших производителей цемента и появление на этом рынке новых игроков ограничены множеством экономических факторов, считают эксперты. «Нужно понимать, что это стоит больших капитальных затрат, – подчёркивает бизнес-аналитик ИГ «Велес Капитал» Нина Вартенкова. – Также потенциальный производитель должен достаточно тщательно подойти к выбору места строительства завода (наличие потенциальных потребителей, возможность и способы доставки цемента), так как от этого будет зависеть прибыльность бизнеса. Однако лучшие места уже заняты действующими заводами».
С мнением наблюдателей солидарны участники отрасли. В частности, по мнению президента холдинга «Сибирский цемент» (согласно данным агентства INFOLine, «Сибцем» – четвёртый в России производитель цемента по итогам 2012 года) Георга Клегера, для того чтобы цементная промышленность развивалась, требуется консолидация предприятий. «Маленький одиночный заводик никогда не перейдет на сухой способ. Его владелец купит себе машину Porsche, особняк, но вложить 500 млн долл. в развитие производства не сможет», – объясняет Георг Клегер.
Глава Союза производителей цемента «Союзцемент» Михаил Скороход не так давно перечислял факторы, влияющие на динамику развития отрасли: «Высокая стоимость кредитов, удорожание сырьевых материалов и добавок, рост цены на топливо и трудности с использованием его альтернативных видов, жёсткие условия на присоединение к электроэнергетической и железнодорожной инфраструктуре, высокие транспортные издержки и неготовность транспортной инфраструктуры».
Компании, работающие на цементном рынке Сибири, в отличие от «европейцев», о масштабных проектах пока не заявляют. Это и неудивительно. Исследовательская компания «Амикрон-консалтинг» свидетельствует: в СФО наблюдается устойчивый профицит производственных мощностей по выпуску цемента даже сейчас, когда, казалось бы, отрасль почти пришла в себя после спада 2008-2009 годов. Совокупные мощности сибирских цементников составляют 12,08 млн тонн в год. Однако они загружены лишь на две трети и в 2011 году  произвели только 7,6 млн тонн продукции.
По мнению Нины Вартенковой, «особенность рынка цемента СФО заключается в том, что на данной территории не происходит такого большого количества строек, как, к примеру, в ЦФО». К тому же, добавляет эксперт ИГ «Велес Капитал», у сибирских производителей «нет возможности экспортировать цемент, так как с большинством стран, которые потребляют российский цемент (Азербайджан, Украина и Белоруссия) у СФО нет общих границ». Притом, что у округа есть общая граница с Казахстаном, ПФО, который тоже граничит с Казахстаном, имеет большие преимущества в экспорте цемента». «В связи с тем, что СФО не имеет возможности экспортировать цемент, он производит его только для нужд своего региона», – отмечает Вартенкова.
Действительно, по факту, активное строительство ведётся в главных мегаполисах округа – Новосибирске, Красноярске, Омске, Иркутске. И они неспособны «освоить» все предлагаемые цементниками мощности.
Тем более удивительно, что власти Забайкальского края в этом году вернулись к планам возведения на своей территории крупного цементного предприятия на 1,3 млн тонн в год. Хотя потребности края в данной продукции, по оценкам, не превышают 300-400 тыс. тонн.
Кроме того, недавно власти Республики Тыва заявили о намерениях завести собственное цементное производство. «На наш взгляд, на территории СФО действует достаточное количество цементных заводов, и увеличение их количества не имеет смысла», – констатирует Нина Вартенкова.
Проблему избыточных мощностей подчёркивает то обстоятельство, что в СФО рынок стройматериалов является классическим рынком покупателя, диктующего производителю свои условия. Если в европейской части РФ кое-где еще возможно образование дефицита цемента и вытекающие из него игры с ценообразованием, то в Сибири такая ситуация, не продиктованная сезонным ажиотажем, вряд ли возможна.
К примеру, два года назад, когда экономика страны показала активное оживление после кризисного периода, летом – на пике спроса – цена за тонну цемента доходила в Москве до 4500-4700 рублей. В Западной же Сибири максимальная цена стройматериала тогда едва достигала уровня 3500-3700 рублей. А в среднем по СФО этот показатель составлял 3528 рублей.
Поэтому сибирские производители вынуждены мириться с разницей в 25-30%. По их убеждению, если они начнут увеличивать отпускную цену своей продукции, на СФО обратят внимание китайцы, которых пока в какой-то степени смущают присущие Сибири логистические проблемы. А ведь конкуренция в нашем федеральном округе среди цементных компаний и без КНР весьма ощутима. «Большого роста цен на цемент мы не ожидаем, так как производителей сдерживает рынок. Если сильно вырастет наша цена, в Сибирь привезут свой товар китайцы либо поставщики с Урала», – прогнозирует Георг Клегер.
На карте видно, что производители цемента распределены по ней сообразно заселённости регионов. Явно коррелируется с развитостью субъектов федерации и мощность комбинатов. В Кемеровской, Новосибирской областях, Красноярском крае – ООО «Топкинский цемент» (3,7 млн тонн) и ООО «ПК «Кузнецкий цементный завод» (0,73 млн тонн), ОАО «Искитимцемент» (1,85 млн тонн), ООО «Ачинский цемент» (1,4 млн тонн) и ООО «Красноярский цемент» (1,1 млн тонн). В Иркутской области работает ОАО «Ангарскцемент» (1,2 млн тонн). Менее мощные комбинаты задействованы в экономическом укладе Алтая, Бурятии, севера Красноярского края – ОАО «Цемент» (0,7 млн тонн), ООО «Тимлюйский цементный завод» (0,7 млн тонн), ОАО ГМК «Норильский никель» (0,7 млн тонн).
Цементный рынок СФО сформирован. И на ближайшие вызовы, очевидно, будет реагировать уже имеющимися силами. Благо, они в профиците.
Илья Моргунов

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко