|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.10.2013
Москвичка Майя Кучерская вошла с романом «Тетя Мотя» в короткий список самой престижной и финансовоемкой национальной литературной премии «Большая книга» 2013 года.
Начал читать потому, что когда-то вчитывался в прелестный «Современный патерик: Чтение для впавших в уныние» этой писательницы, да и писал об этой книге, а ещё и «Бог дождя», её же роман, заинтересовал, и личная московская встреча с красивым членом жюри одного из литературно-критических российских конкурсов добавила благодарности и ощущения какой-то «мягкой» и «теплой» энергии от этой женщины – всё сошлось на «читать».
Главную героиню романа москвичку Марину все называют «Тётей Мотей», даже жених из «простых», по имени Коля, возмечтавший отправиться совместно в волшебный «полет», и тот перешел на эту анекдотную кличку. Ну а сама шибко «ученая» Марина – грамотная и с интеллигентскими посылами-замашками, поначалу филологиня и училка в школе, затем корректор в загадочной еженедельной газете – непонятно, на что надеялась, выходя за Николая. Наверное, сроки замужества подошли, вот и выскочила за того, кто показался «нормальным». Парень из Подмосковья бросил всех своих общежитских womans (живой же мужчина), ради этой девицы строгих нравов («до свадьбы ни-ни»). Ну и московская легализация-прописка – не булочка с маком, а кое-что повесомее. Оставалось как в русском фольклоре: жить-поживать, да добра наживать. Тут-то и накатило на женушку. Не гляди, что восемь лет брака и сынишка талантливый, хотя со странностями. Всё вроде как у людей, а за этим – ад для женщины. Выдуманный во многом ад, но любовь-то точно ушла, а, может, её и не было: была просто симпатия. Ведь на голимом сексе счастья не построишь, а другого муж не умеет и не знает. Миллионы через подобное проходят, и ничего… Тётя Мотя тяготится «супружеским долгом», он ей надоел до чертиков. Что с того, что опять-таки миллионы мужчин и женщин живут в долге и скуке. Тётя Мотя вымечтала себе новую любовь. Тем более что рыцарь – один из начальников в газете, известный в стране путешественник, журналист и телеведущий Ланин. И не важно, что ему пятьдесят – на двадцать лет старше, и женат, но «жена не стена». Вот такой образовался треугольник «муж-жена-любовник». Супруга Ланина в нем не в счет – она обречена тяжкой болезнью. А Тетя Мотя в поисках свободы и любви совсем закусила удила: готова разрушить свою семью, чтобы создать новую. И холодный душ от любовника при телефонном предложении съехаться: «А куда мы денем тяжело больную жену?» Кстати, взрослая дочь Ланина отправлена автором романа на житьё в Америку – здесь препятствий нет. И Анна Каренина нашего времени, Тетя Мотя, рвет чувства в клочья, нещадно потребляет свою душу – переживает, однако. Всего дважды в романе прозвучит упоминание Анны Карениной, но всю книгу читатель параллелит героиню Кучерской с великим романом Льва Толстого. А вот не случаются в новое прагматичное время смертельные поезда, под которые бросаются новые, обуянные чувством. Наша Тетя Мотя «ощущала себя героиней Анны Карениной, а оказалось что… бульварного романа на серой бумаге!» Кто же все-таки такая, эта Тётя Мотя – искательница приключений или «право имеет»? Наверное, сказались, в конце концов, усилия не очень счастливой многодетной подруги, рассуждающей о вере, семейной традиции и счастье, о том, чтобы «этому учили в семье, и в школе, с первого по одиннадцатый класс – как относиться к будущему мужу, к будущей жене. Что такое душевный труд в семье, почему так важно не хлопать чуть что дверью, а идти другому навстречу и жертвовать, жертвовать собой!» Тетю Мотю спасает история – можно и так сказать. На её счастье в редакцию пришли не слишком отделанные рукописные материалы провинциального краеведа, учителя Голубева, а потом пенсионера из городка Калинова. И наша героиня поначалу прохладно отнесясь к «чужой» истории, а потом втянулась-вчувствовалась в прошлую человеческую судьбу. История может убить, но может и вылечить своим примером. В случае с Тетей Мотей исторические описания чудесным образом превратились в лекарство. И, хотя, литературный прием «с историей» сильно напоминает Юрия Трифонова, а в голубевских материалах ещё и пахнуло «Парфюмером» Патрика Зюскинда (один из его героев имеет уникальное обоняние, которое ему сильно портит жизнь в раннем детстве, и он вынужден скрывать свои сверхъестественные способности, зато потом – нюх стал великим подарком), все-таки Кучерская – самостоятельный писатель с собственным почерком и умением выстраивать сложный сюжет. А как интересно преподносятся поступки обманутого мужа, отправившегося, несмотря ни на что, в полет – пусть в одиночку на кайтсерфинге, пусть физическое парение, а не духовное, но ведь – полет! И вот он, который вообще не читает книжки «просто так», вдруг внимательно вчитывается в мудрости древнекитайского философа Мо Цзы. Несколько искусственно выглядит его духовное прозрение от встречи с вьетнамским даосистом, но ведь обрел спокойствие и уверенность. Кучерская умеет великолепно показывать женскую психологию изнутри – она талантливая представительница своего племени. А вот с мужской психологией, с мыслями Коли и любовника – не всё убедительно и глубоко. Да и редко какой мужчина из читателей доберется до середины изменнической линии – либо вознегодует на «гулящую» мадам, не знающую по-настоящему, чего она хочет, либо прозреет, что перед ним – «женская проза», а то и разозлится на мужа, который терпит и боится потерять жену, да ещё и заливает горе привычным русским способом. И все в повествовании истово желают счастья, понять бы ещё только, что такое счастье?.. «Традиция» – вот спасение, вопиют «исторические» вставки романа, кстати, сами по себе чрезвычайно интересные. Тогда надо начинать строить «назад», ведь хорошо же было в прошлом! Обретение «веры» – ещё один вариант спасения, однако, сознательно или бессознательно, но бедному читателю предлагается «вера» на выбор. Мельтешат люди, вместо того, чтобы жить, страшатся смерти. А смерти-то и нет, заявил таинственный вьетнамец тетимотиному мужу. И это ещё один постулат из романа Майи Кучерской, над которым стоит поразмышлять. Хорошо подумать, успокоиться и начать жить! Ну а что в стилистике у писательницы особенности, и грамматически фразы могут заканчиваться междометиями или предлогами, так это фирменный почерк. Кто-то простит Тетю Мотю (Марину) – это, прежде всего, сотоварки героини, мужики вряд ли снизойдут до прощения, а то и крепко обложат последними словами. Но вот, когда в последних строчках героиня родила долгожданную дочку, – это просто и хорошо написано. И опять мужикам против шерсти – родившая мать наполовину уверена, что дочка от любовника, а вторую половину – это уже мужу. Такая она у Кучерской вышла. А, может, писательский жизненный опыт чего-нибудь подкинул для достоверности сложного женского характера?.. Валерий Плющев Рецензии на книги на нашем сайте можно почитать в двух рубриках: КНИГА для ДЕЛА и КРУГ ЧТЕНИЯ
Если вы пишите рецензии, мы можем разместить вашу рецензию на нашем сайте.
Подробнее по почте editor@avant-partner.ru
|
Деловые новости[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60% Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |