Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[27 января] В 2021 году компания АО «Стройсервис» выплатила 19 млрд налогови направила 900 млн рублей на социальные программы поддержки трудящихся и благотворительные проекты
[24 января] Хобби кемеровчан: инсайтами делится «Идентичный Кемерово»
[20 января] Кермен Манджиева стала председателем жюри премии «Серебряный Лучник» – Сибирь
[20 января] Ответственное лесопользование и высадка лип: предприятие «Кроношпан» реализует проект в Республике Башкортостан
[19 января] Перейти на IT: где читать о кузбасских разработках


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 15.10.2013

Авто образование

За 9 месяцев текущего года в Кемеровской области начали осуществлять свою деятельность 6 новых автошкол. При этом большинство участников рынка уверено, что он уже более чем насыщен, и появление новых игроков усугубляет ситуацию с качеством подготовки водителей, если, конечно, руководством автошколы на первое место ставится прибыль, а не сам образовательный процесс.
 
Рынок наполнен
По состоянию на 3 октября 2013 года государственной службой по надзору за образованием (Кузбассобрнадзором) в Кемеровской области выдано лицензий на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств 112 образовательным организациям. Из них чуть менее двадцати государственных и муниципальных образовательных организаций, 15 школ ДОСААФ и 79 частных автошкол. На все категории транспортных средств обучение осуществляется в 32 школах, 42 школы обучают только водителей автомобиля категории «В». В этом году впервые получили лицензию на осуществление образовательной деятельности 6 автошкол, еще 15 обратились в Кузбассобрнадзор за переоформлением лицензии в связи с открытием новых учебных классов и необходимостью подачи дополнительных сведений.
При этом представители рынка считают, что рынок автошкол в регионе уже перенасыщен. Не случайно их число особо не меняется в последние годы. «Автошкол в области более чем предостаточно, – убеждён директор АНО Автошкола «Зеленая Волна» Василий Сысоев. – К сожалению, среди них существенный процент «портфельных» автошкол, созданных только ради прибыли. Есть автошколы, которые давно на этом рынке, развивают свою материально-техническую базу. С точки зрения таких организаций пределов совершенствования не существует. В целом же рынок насыщен, но если завтра на нём появится автошкола, готовая предоставлять услуги более высокого качества – это хорошо». «Сегодняшнее количество автошкол в Кузбассе можно смело сократить в три раза, – уверен заместитель директора ФАО «Кемеровский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» Евгений Романовский. – Большинство из них появилось в период с 2006 по 2009 годы, когда был массовый наплыв учащихся. До этого в Кемерово работало всего 5 или 6 автошкол (сейчас порядка 20). Потом людям стали выдавать кредиты, машины стали покупать в большом количестве, и народ пошёл учиться. На этой волне и появились новые автошколы. Зачастую сюда приходят люди из совсем других сфер. Есть автошколы, которыми руководят бывшие строители, торговые работники. Они вложили свои средства и работают, получая прибыль. Но, сегодня количество учащихся резко сократилось и ощущается явный перебор на рынке. Чрезмерно высокая конкуренция приводит к неоправданному снижению цен и, как следствие, снижению качества обучения».
«Рынок автошкол в Кемеровской области можно сказать перенасыщен. Но я считаю, что рост всегда возможен», – утверждает директор автошколы «Формула-Мастер» Антон Кожевников. «Без вложений в автошколу сегодня уже невозможно быть лидером, – говорит директор автошколы «Автокласс» Станислав Нетц. – Кто пойдёт учиться в автошколу, чтобы сидеть в душном, некомфортном классе и читать дырявые учебники? Кто пойдет проходить обучение на древнем автомобиле? Сейчас курсанты выбирают комфорт».
 
Нарушения, выявляемые при проверках автошкол:
– отсутствие документов, подтверждающих использование на законных основаниях отдельных помещений, сооружений (автодромов);
– осуществление образовательной деятельности по адресам, не указанным в приложении к лицензии, несоответствие установленным требованиям оснащения учебных классов необходимыми наглядными пособиями, учебным оборудованием, техническими средствами обучения;
– несоответствие автодромов установленным требованиям, а в отдельных случаях и отсутствие автодрома, отсутствие учебных транспортных средств отдельных категорий;
– несоответствие либо отсутствие учебно-методической документации, невыдача отдельным обучающимся учебной программы в полном объёме.
В течение 2013 года Кузбассобрнадзором было принято решение о приостановлении действия лицензий 6 организаций. В связи с неустранением грубых нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, повлекших за собой приостановление действия лицензии ООО «Автошкола «За рулем» (Беловский городской округ), Кузбассобрнадзором подано заявление в арбитражный суд Кемеровской области об аннулировании лицензии данной организации.
 
За что платят курсанты?
Открыть новую автошколу, по мнению экспертов, сегодня не сложно. Финансовые затраты на начальном этапе нужны сравнительно небольшие. А именно для оплаты государственных пошлин, лицензирования автошколы и для открытия учебного класса, автодрома. Главная проблема – наличие автодрома. «У многих не получается сегодня открыть автошколу из-за отсутствия собственного автодрома. Взять землю в собственность и оборудовать её, безумно дорого. А владельцы действующих автодромов уже стараются не заключать новых договоров аренды», – говорит Евгений Романовский.
«В настоящее время неотъемлемым атрибутом любой серьёзной и уважаемой автошколы стало наличие собственного, современного автодрома, – говорит Станислав Нетц. – Площадка для обучения вождению является, прежде всего, плацдармом для получения и закрепления учащимися автошколы практических навыков вождения автомобиля, а его площадь и оснащение играет немаловажную роль в процессе обучения. Автодром у нас собственный и используется для обучения только нашими курсантами. Данное обстоятельство позволяет оттачивать выполнение упражнений, а не стоять в очереди перед ними, как на автодромах, арендуемых несколькими школами одновременно».  Очевидно, что владельцы автодромов находятся в более выигрышном положении, чем арендаторы, хотя им это обходится дороже, а вот с наличием в автошколе учебных автомобилей вопрос спорный. С одной стороны, значительно дешевле заключить договоры с инструкторами – индивидуальными предпринимателями. По этому пути из соображений рентабельности пошли даже крупные автошколы. Кроме того, по мнению Василия Сысоева и многих его коллег, когда инструктор обучает вождению на собственном автомобиле, он более добросовестно относится к его сохранности. С другой – наличие собственного автопарка даёт свои преимущества. «Автомобили принадлежат автошколе, поэтому у инструкторов не болит голова о страховке, техосмотре, зимней резине, неизбежных поломках, автозапчастях, – продолжает директор автошколы «Автокласс». – За состоянием наших автомобилей следит механик. Мы заключили партнёрские договоры с несколькими автосервисами и автомойками, поэтому уверены, что нас обслужат в приоритетном порядке, что сократит простой автомобиля и все наши ученики найдут оптимальное время для занятий».
Характерно, что зачастую кузбассовцы не желают учиться на отечественных автомобилях. Поэтому автошколы и инструкторы предпочитают обзаводиться импортными машинами, средняя стоимость которых 500-600 тысяч рублей. Некоторые даже обучают на внедорожниках. «Во всех регионах по-разному, – утверждает Евгений Романовский. – В Подольске, например, в своё время учили на «Оке». Мы купили. Два с половиной года я учеников через коленку гнул, чтоб посадить на неё. «Какая «Ока»!? – кричат. – Я на RAV-4 езжу!» В конечном счёте, мы сняли её с работы, поставили в учебный класс как наглядное пособие и потом продали».
Последнее время все больше автошкол уделяет внимание наличию собственного сайта в интернете. При этом одни формально подходят к делу, используя его лишь как визитку автошколы, другие – выкладывают на сайте полную информацию, вплоть до расписания занятий, данных об инструкторах и обратной связи с администрацией.
Из всех этих параметров, плюс затраты на помещение, материально-техническое оснащение классов, зарплату сотрудникам и складывается цена на обучение в автошколе. Разное техническое оснащение, разный подход к качеству обучения – разная цена. При этом многие руководители автошкол уверены, что хорошее обучение дешёвым не бывает. Антон Кожевников, например, с таким мнением не согласен. По его убеждению, дороговизна складывается в первую очередь из экономических показателей (затраты на содержание помещений, автодрома материально-техническую базу и прочее) а уже потом на самом качестве образования, тем более что все работают по одинаковым программам.
Напомним, что последнее повышение цен в этой сфере произошло в конце 2012-го – начале 2013 года. Многие автошколы в Кемерове преподают на категорию «В» в среднем за 25 тысяч рублей. В наиболее дорогих, например «Зеленая Волна», учёба на водителя легкового автомобиля обходится от 27 тысяч рублей и более. Но, многие заявляют о стоимости обучения в 12-15 тысяч рублей. В основном такие низкие ценники в небольших городах и на юге Кузбасса. Когда снова подорожает обучение, эксперты предсказать не берутся. Здесь многое будет зависеть от законодателей, которые с 1 ноября отменили самоподготовку, а это был крупный сдерживающий фактор, и готовят ещё целый ряд нововведений.
 
Режим ожидания
7 мая нынешнего года был принят закон «О внесении изменений в ФЗ «О безопасности дорожного движения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который за исключением лишь некоторых положений вступает в силу через 180 дней после опубликования. «Российская газета» опубликовала его 13 мая 2013 года.
Главное новшество этого законодательного акта заключается в том, что к традиционным категориям – «А», «В», «С», «D», «BE», «CE», «DE» – добавляются подкатегории: «А1» (мотоциклы малой мощности с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. сантиметров и максимальной мощностью не более 11 кВт), «В1» (трициклы и квадрициклы), «С1» (автомобили, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не более 7,5 тонн), «D1» (машины для перевозки пассажиров, имеющие от 9 до 16 сидячих мест, кроме водительского), «C1E», «D1E» (дают возможность управлять машинами категорий «С1» и «D1» с прицепами более 750 кг), «Tm» (управление трамваем), «Tb» (управление троллейбусом), «М» (управление мопедами и скутерами).
Положения закона должны вступить в силу уже довольно скоро, но для этого требуется принять ещё целый ряд подзаконных актов, а данный процесс идёт медленно. «Положения о лицензировании ещё нет, программы по новым категориям не разработаны, даже проектов нет. И сейчас все 8 тысяч автошкол российских находятся в подвешенном состоянии», – говорит Василий Сысоев. Более того, совсем недавно на едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (regulation.gov.ru) прошло обсуждение проекта Постановления Правительства РФ «О допуске к управлению транспортными средствами». Данный законопроект вызвал множество негативных откликов.
«В настоящее время в России имеет место быть катастрофическая ситуация, возникшая в сфере подготовки и допуска к управлению водителей транспортных средств в нашей стране, – говорит Сысоев. – Аналогичные проблемы уже имели место в 2009 году в связи с выходом «Требований к автошколам», в результате которого практически все 8000 образовательных организаций, занимающихся подготовкой водителей, оказались «вне закона» и не могли продолжать свою деятельность. И лишь вмешательство Федеральной антимонопольной службы смогло переломить ситуацию и вывести ее из кризиса путем отмены вышеуказанных требований.
Сегодня история повторяется. К примеру, МВД подготовило проект Постановления Правительства РФ «О допуске к управлению транспортных средств» (был размещен на Едином портале раскрытия информации для оценки регулирующего воздействия до 2 октября). Суть предложений, изложенных в этом проекте, следующая: «для приёма экзаменов на право управления транспортными средствами в целях борьбы с коррупцией и увеличения производительности процесса экзамена ГИБДД намерено использовать технические средства контроля, как на первом этапе – автоматизированный автодром, так и на втором – система компьютеризированного аудио-видеонаблюдения (комплекс АПК-АВН), установленная на экзаменационные автомобили». Стоит отметить, что на предыдущей законодательной волне порядка 20 российских автошкол построили автоматизированные автодромы, в том числе, одна в Кемерове. Стоимость автоматизированных автодромов достаточно велика, по разным оценкам от 10 до 70 млн рублей, а то и больше. Поэтому их владельцы, пока не принят закон, терпят убытки. Безусловно, у автоматизированных автодромов есть свои недостатки и преимущества, но, главное, что беспокоит участников рынка, это последствия, которые могут возникнуть для них в результате принятия такого документа. «На наш взгляд результатом принятия этого документа станут: тройное, как минимум, удорожание услуг по подготовке и допуску водителей, без всякого повышения их качества; «вымывание» с рынка услуг подготовки водителей более 90% образовательных организаций; резкое снижение качества подготовки водителей и показателей аварийности начинающих водителей», – говорит Василий Сысоев.
Таким образом, рынок автошкол находится сейчас в режиме тревожного ожидания. И как всё повернется, зависит от законодателей.
Максим Москвикин
 

Читайте также блицопрос: А вам легко дались водительские права? По каким критериям вы выбирали автошколу?


Рубрики:

Деловые новости

[26 января] Кузбасс получит 80,2 млн рублей на лекарства от коронавируса
[26 января] Росприроднадзор предъявил иск к разрезу «Кийзасский» на 385 млн рублей
[26 января] «Сибирский бетон» увеличил производство в 2021 году на 14% - до 243 тыс. кубометров
[26 января] Кузбасс накрывает новой волной коронавирусной инфекции
[25 января] В 2022 году в Кузбассе планируется благоустроить 300 дворов и 69 общественных пространств

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко