-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 3 от 29.01.2008

Известен глухой российской провинции

 Русский художник Юлий Юльевич Клевер по праву входил в число лучших художников-пейзажистов второй половины XIX века. Знаменитый Стасов писал в 1882 году: «Пейзажная живопись – одна из лучших глав русского искусства… Пейзажи Шишкина, Клодта, Волкова, Мещерского, Орловского, Клевера, Судковского, Боголюбова, Саврасова, Васильева, Куинджи и других заняли, каждый по своему достоинству, место в симпатиях публики». Какая замечательная компания мастеров искусства у героя альбома «Клевер», увидевшего свет в московском издательстве «Белый город».
 
Юлий Клевер родился в 1850 году в Дерпте (так тогда назывался старинный эстонский город Тарту). Его отец, магистр химии, преподавал в Ветеринарном институте. Рисование рано стало страстью мальчика. Клевер верил в свои силы, в свой настоящий талант. Уже в 24 года организовал в столице свою персональную выставку: на подобное отваживались лишь избранные живописцы, такие, как Айвазовский и Верещагин. В 28 лет становится академиком – головокружительная живописная карьера! Одна персональная выставка сменяет другую, успех следует за успехом, Петербург покорен его способностями и талантом. Его картины покупает царь и члены императорской фамилии, что аукнулось при советской власти, правда после ухода художника из жизни.
Разглядывая его репродукции  в альбоме, напрашивается вывод, что он, как художник, учился у двух великих русских живописцев – Шишкина и Саврасова (с последним у Клевера есть одноименное полотно «Оттепель»), а они учились у него. И не важно, кто и кого превзошел – все они остались в истории русского искусства. За короткое время Клевер стал вторым по популярности после Айвазовского салонным пейзажистом. Знаменитый коллекционер Петр Третьяков  оценил художника не сразу, но, в конце концов, приобрел его картину для своего прославленного собрания. Зато его брат, Павел Третьяков, был истинным поклонником Клевера, приобретая пейзажи, которые после его ухода из жизни «переехали» в Третьяковку.
В царской России бесчисленными тиражами репродуцировались картины живописца на почтовых открытках. Я узнал его живопись после знакомства в Кемерове с двумя филокартистами –   собирателями открыток. Они высоко ценили свои собрания, особенно трепетно относясь к репродукциям Клевера, которых было у них на удивление много. Вся дореволюционная Россия могла любоваться работами Клевера в цвете, в самых дальних уголках, приобретая и получая по почте такие открытые письма. В 1922 году уже при Советской власти, отмечая 50-летие творческой деятельности художника, газеты писали: «Его имя известно не только миру художников и следящим за русским искусством, но и глухой провинции, и даже деревне».
И вдруг всё исчезло. Имя Клевера (и не только его) перестали упоминать в искусствоведческих работах, картины не выставлялись на выставках. Будто и не было такого художника. Признаем, что не всё равноценно в его творческом наследии, впрочем, как и у любого из живописцев. В определенный период его творческой жизни чувствовалась усталость, что видно на примере целого ряда картин, назойливо повторялись некоторые из придуманных живописных сюжетов. К примеру,  в изображаемых им избушках, как непременный атрибут присутствует покосившийся ставень, и неизменный дымок из трубы ветхого жилища здесь же. Но все претензии никак не перечеркивают его вклада в русскую живопись. Что же произошло?..
Всё дело в том, что в 1930-1950-е годы кому-то (помните у Грибоедова пресловутую княгиню Марью Алексеевну) и зачем-то понадобилось объявить работы художников академического направления персонами «нон грата» в Третьяковской галерее, по причине, якобы, малохудожественности, мещанстве, чуждом идеологически советской живописи. Некоторые работы продали за бесценок через антикварную торговлю, часть выдали на погибель для украшения казенных учреждений и домов отдыха, что-то передали в провинциальные музеи. Многое спрятали в запасники. Таким образом, исказили панораму развития русского искусства, о чём заботился П.М. Третьяков. Нашли оправдания этим шагам в высказываниях и оценках художников-реалистов, забывая о том, что творческая борьба – дело естественное и непременное, но история искусства должно включать все «сто школ».
Длительное время ничего нельзя было узнать о жизни и творчестве художника Клевера, как и о многих иных. И вот пришло время возвращения. Этой благородной миссией в течение ряда лет занимается, в числе прочих, издательство «Белый город». Его  большеформатный альбом, пожалуй, первое замечательно иллюстрированное издание о русском художнике Юлии Клевере. «Калитка открыта», осталось ждать другие исследования и работы, посвященные живописцу.
Учитель Н.И Мурашко в своих «Записках» написал: «…художник часто представляет плод зерна, упавшего на каменную сухую почву, которая может и не дать ему ничего для его развития. В свою очередь никакая жирная почва не вырастит сильного художника, если зерно плохо, если об этом не позаботится сама природа художника, дав ему ту особую силу, силу памяти, силу впечатлительности, силу представлений, которые и составляют ценнейшие части души художника». Творческое зерно Клевера проросло и вырастило настоящего художника, который по результатам работы претендует  навсегда остаться в пантеоне известных русских живописцев.
Умер Юлий Юльевич Клевер в декабре 1924 года. Он не оставил после себя собственной школы, хотя его дети стали живописцами. Его произведения хранятся в самых крупных российских хранилищах, девять – в Русском музее, пять полотен – в Третьяковской галерее. В вышеназванной книге – около 80 качественных репродукций, среди которых легко выделяются циклы работ, посвященные четырем временам года: зиме и осени (похоже, самым любимым для художника), весне и лету.
 
Валерий Плющев.    

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко