-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 18 от 01.10.2013

Приспособление угля

Кризис на рынке угля проявляет себя намного заметнее, чем на многих других рынках энергоносителей. Цены на нефть около четырех лет держатся на сравнительно стабильном уровне. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке природного газа. По крайней мере, пока, до ожидаемого выхода на него продукции американских производителей. Трудно заметить какого-то удешевления нефтепродуктов и электроэнергии, а вот с углем положение намного сложнее.
 
О причинах кризиса на рынке угля сказано уже очень много. О нём представители отрасли заговорили еще в конце позапрошлого – в начале прошлого года, но выражали надежду, что дела поправятся уже летом 2012 года. Однако, и прошлый год, и начало нынешнего прошли под знаком падения цен на уголь, и соответствующего сокращения доходов угольных компаний, падения их рентабельности. Парадоксальным образом, спрос на уголь не сокращается так, как это было в определенный момент экономического кризиса 2008-2009 гг. В Европе, напротив, потребление угля в энергетике растёт, ведь он стал дешевле и потому выгоднее дорогого газа.
Многое в нынешнем угольном спаде объясняют влиянием на угольный рынок роста добычи сланцевого газа в США. Растущее предложение газового топлива в крупнейшей экономики мира, снижение цены на него привело к снижению спроса на собственный уголь, который американские производители поспешили предложить потребителям в Европе и в Азии. Экспорт угля из США резко увеличился, в результате, снизились цены на уголь, в первую очередь, на европейском рынке, очень важном для российских угольщиков. Хорошо описал эту ситуацию весной нынешнего года генеральный директор ОАО «Кузбасская топливная компания» (КТК) Игорь Прокудин. По его данным, в объёмном отношении угольный рынок не изменился, «сколько покупали, столько и покупают», но берут уже уголь высокого качества, другой вообще не покупают. При этом производители предлагают уголь более высокого качества, «сколько новых фабрик построено в последнее время в Кузбассе». Однако, на европейском рынке резко обострилась конкуренция в связи с приходом американского угля. По его оценке, в 2008-2009 гг. поставки угля из США в Европу составляли порядка 12 млн тонн, а в 2012 году – уже 50 млн тонн. По данным, которые на заседании правительственной комиссии по ТЭК в Кемерове 26 августа привел гендиректор ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» Владимир Рашевский, по итогам прошлого года США вышли на четвёртое место в мире по экспорту угля с объёмом в 112 млн тонн (132 млн тонн у России), при этом вывоз энергетического и коксующегося угля с американского рынка был примерно равным, 53 млн и 63 млн тонн, соответственно.
К отрицательному американскому «фактору» можно прибавить ещё один – снижение темпов роста в Китае, который для обеспечения себя энергией сделал ставку на уголь, построив крупнейшую угольную отрасль в мире. Однако, даже с такими размерами отрасли растущей экономики Китаю с 2008 года перестало хватать угля, пришлось его импортировать. Однако, с такими размерами добычи, потребления и импорта (с прошлого года самого большого в мире) китайский угольный рынок оказывает влияние и на весь мировой рынок. Стоит снизиться спросу на уголь в Китае, как тотчас же снижаются и цены на уголь на рынке Восточной Азии. А у России нет других экспортных рынков для угля, кроме Европы и Дальнего Востока.
Падение доходов и прибыльности уже ясно показывает государственная статистика. По данным её территориального органа по Кемеровской области (Кемеровостата), уже за 7 месяцев текущего года совокупный финансовый результат предприятий региона (без учета малого и среднего бизнеса, банков и страховых организаций) оказался отрицательным. Сальдированные убытки составили при этом 9,5 млрд рублей при общих убытках 40,6 млрд против 49,2 млрд рублей чистой прибыли и общих убытках в 17,2 млрд в прошлом году (за аналогичный период). Самые большие убытки показали как раз угольщики – 18,9 млрд рублей против 25,2 млрд прибыли годом ранее. Доля убыточных организаций в отрасли составила в этом году уже 61% против 50% годом ранее.
О том, какая от угольщков последовала реакция на возникшие трудности, «А-П» уже сообщал. Часть предприятий фактически закрылась, прекратив основную добычу. Как к примеру, ООО «Шахта «Коксовая-2» в Прокопьевске. ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» отказался от продолжения работы и закрыл убыточное производство Салаирского горно-обогатительного комбината. И пусть оно занималось добычей и обогащением медной руды, результаты его деятельности влияли на общее положение всей угольной компании. Как сообщил руководитель разреза одного из угольных холдингов, до конца года в компании помимо общего 5-процентного снижения добычи, запланировано отправить работников предприятий в обычный оплачиваемый отпуск на месяц, тем самым, сократить расходы не на зарплату, но на топливо, на технику и другие оборотные средства.
Другой быстрой формой реакции на кризис стал отказ от инвестиций, значительное их сокращение. По крупным компаниям оно составляет 80-90% от объема прошлого года, что означает очень плохую новость для поставщиков оборудования и подрядчиков. Угольщики отказываются строить новые мощности, есть также и примеры замораживания уже начатых объектов («А-П» писал о переносе ввода в строй нового разреза в составе группы «ТалТЭК» с конца 2012 года на 2014 год). Хотя есть и компании, главным образом, недавно начавшие работать на рынке, как, к примеру, «Каракан-Инвест», которые от своих инвестиционных планов (в данном случае от строительства собственной железнодорожной ветки) не отказываются.
Если некоторые из угольщиков рассчитывали в прошлом году, что в нынешнем ситуация улучшится, то гендиректор КТК Игорь Прокудин, напротив, решил подстраховаться от возможного ухудшения ситуации на рынке и распорядился провести дополнительные вскрышные работы на разрезах компании еще в прошлом году. Сегодня КТК может добывать дополнительные объёмы угля, не снижать добычу, но и не нести издержки на дорогостоящие вскрышные работы. Эту прозорливость Прокудина отметил губернатор Кузбасса Аман Тулеев на открытии обогатительной фабрики «Каскад-2» в составе КТК 12 сентября. Другой реакций КТК на проблемы стала переориентация значительной части своих поставок на внутренний рынок, поскольку он оказался выгоднее, чем экспорт. Для этого, как сообщил Игорь Прокудин, компания расширяет свою сеть сбыта в регионах Западной Сибири.
Однако, ключевые направления приспособления отрасли к трудным условиям относятся скорее к макроуровню. Как сообщил, выступая на заседании комиссии по ТЭК, Владимир Рашевский, существенную поддержку отрасли в широком смысле могут оказать уже заявленная реконструкция железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительство нового портового комплекса в Тамани, переход с 2014 года на долгосрочные железнодорожные тарифы и на гибкие тарифы, зависимые от конъюнктуры мирового рынка (угольщики говорят, что такой подход используется в США для поощрения вывоза угля на экспорт). Кроме того, по мнению Рашевского, отрасли помогут льготные ставки по налогу на добычу полезных ископаемых и «налоговые каникулы» при освоении новых удаленных месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке. Впрочем, последние предложения, понятно, помогут не Кузбассу, напротив, помогут построить ему конкурентов, расположенных в более выгодном положении, ближе к экспортным рынкам сбыта.
Так или иначе, с поддержкой федеральной власти или без нее, но угольная отрасль России сумеет приспособиться и к нынешним непростым условиям работы. В конце концов, угольщики не раз переживали спады на рынке, падение цен и доходов, сложности во взаимоотношениях с крупными металлургическими холдингами, но смогли не только выжить, но и успешно развиваться.
Егор Николаев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко