Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 января] Десять полезных функций для кузбассовцев в одном приложении
[28 января] МегаФон подготовил сеть в Сибири к запуску 5G
[27 января] В 2021 году компания АО «Стройсервис» выплатила 19 млрд налогов и направила 900 млн рублей на социальные программы поддержки трудящихся и благотворительные проекты
[24 января] Хобби кемеровчан: инсайтами делится «Идентичный Кемерово»
[20 января] Кермен Манджиева стала председателем жюри премии «Серебряный Лучник» – Сибирь


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 17 от 17.09.2013

Молодое машиностроение

Евгений Подъяпольский, генеральный директор ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» Игорь Бучин, генеральный директор корпорации «АСИ»
По словам Евгения Подъяпольского, чтобы закрепиться на рынке, компании пришлось решать в основном производственные задачи
Игорь Бучин: «Мы были единственные, кто сохранил свою профессию, продолжили работать в том же направлении, что и раньше, только ещё более углубленно и шире»
 
По оценкам экспертов примерно 10-15% всех машиностроительных предприятий Кемеровской области было создано уже в постсоветский период. Многие из них добились успеха, стали лидерами отрасли на региональном уровне, и даже вышли на международный уровень.
 
«Колесное» машиностроение
Машиностроение в части производства транспорта и транспортного оборудования произвело особый скачок в нашем регионе в 2010 году. И это было связано не только с ростом объёма производства на уже действующих к тому времени предприятиях, хотя их вклад был велик. Например, на ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» в 2010 году было произведено полувагонов в 10 раз больше, чем в предыдущем году – 1276 штук. Но, кроме этого, в Кузбассе тогда появилась совершенно новое для региона направление в машиностроении – производство пассажирского автотранспорта. В Ленинск-Кузнецком районе холдинговая компания Марртэк совместно с корейской фирмой Хендай построила предприятие ООО «Кузбассавто», которое стало выпускать автобусы и грузовые автомобили. Только в 2010 году предприятием было выпущено 260 автобусов HYUNDAI COUNTY KUZBASs и 96 грузовых автомобилей HYUNDAI – HD-78 KUZBASs. В 2011 году ХК «СДС-Маш» совместно с Республикой Беларусь на базе ООО «Подземтрансмаш» открыла производство БелАЗов. Позже по инициативе холдинга на вагоноремонтном предприятии в Прокопьевске было налажено сборочное производство трамвайных вагонов на базе муниципальных трамвайно-транспортных предприятий с использованием нового кузова производства ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь). К сожалению, сегодня транспортные машиностроители испытывают большие трудности с заказами и значительно снизили объемы производства. В первую очередь это касается производителей автотранспорта.
От 30-х до 10-х
Изначально на территории будущей Кемеровской области крупные машиностроительные предприятия стали появляться с 30-х годов прошлого века. Хотя и они были, по сути, «подсобными» производствами, занятых ремонтом и обслуживанием горнодобывающего и транспортного оборудования угольных и железорудных шахт, а также металлургических предприятий. Также была сформирована ремонтно-восстановительная база для железнодорожного транспорта. Полноценная промышленность по выпуску машин и оборудования для угольной, металлургической, химической промышленности, энергетики и коммунального хозяйства, транспорта начала строиться в период Великой Отечественной войны, когда на территорию Кемеровской области были эвакуированы десятки заводов из европейской части Советского Союза.  Естественно, что приоритетным направлением стал выпуск горно-шахтного оборудования.
В таком ключе машиностроение Кузбасса развивалось вплоть до конца 80-х гг. прошлого века, затем, как и вся экономика страны, столкнулась с трудностями переходного периода. Однако, и в такой ситуации, когда казалось тяжело было сохраниться старым производствам, начали создаваться и успешно развиваться новые. Среди них можно отметить кемеровскую корпорацию «АСИ» (создана в 1991 году), новокузнецкий «Горный инструмент» (1992 год), кемеровский «Центр транспортных систем» (2002 год), ленинск-кузнецкий «Сиб.Т» (2001 год), Новокузнецкий вагоностроительный завод (2008 год), «Кузбассавто» (2010 год, Ленинск-Кузнецкий район) и другие.
 
Начать и развиваться
Многие из предприятий были созданы на базе разваливающихся советских производств, инженерных структур, некоторые начинали с продвижения на рынке импортных узлов и деталей, но рано или поздно приходили к решению, что самим «делать машины» выгоднее. Были и такие, которые строились фактически с нуля, например, «Кузбассавто».
История корпорации АСИ начинается с ноября 1991 года, когда молодыми инициативными сотрудниками НПО «Промавтоматика» было создано ООО «Инженерный центр «АСИ». За это время корпорация прошла все этапы развития. И сегодня это целый инженерно-промышленный комплекс. Корпорацией «АСИ» разработаны и запущены в производство сотни видов промышленных весов для предприятий металлургической, горнодобывающей, энергетической, нефтяной, химической, целлюлозно-бумажной, транспортной, строительной и пищевой отраслей промышленности. Компания выпускает серийную, мелкосерийную и иногда даже уникальную продукцию.
«Нынешний профиль корпорации достался в наследство от нашей «alma mater» – НПО «Промавтоматика», где наш коллектив занимался разработкой и производством электронных весовых приборов, – вспоминает генеральный директор корпорации «АСИ» Игорь Бучин. – Мы были единственные, кто сохранил свою профессию, продолжили работать в том же направлении, что и раньше, только ещё более углубленно и шире. От НПО больше ничего не осталось. Это наше призвание. Мы все были инженеры, и даже организацию назвали инженерным центром. Первая задача, с выполнения которой мы начали, – это разработка новой техники. Дальше уже логично стали развивать такие сопутствующие направления, как производство, эксплуатация. Без этого нельзя, если ты хочешь увидеть воплощение своих идей  в жизнь».
«Новокузнецкий вагоностроительный завод» как новое производство был построен в 2008 году, хотя и использовал площадку уже давно работавшего завода. «Предприятие возникло из идеи, – рассказывает генеральный директор ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» Евгений Подъяпольский. – У нас было транспортное предприятие, и мы столкнулись с проблемой – ремонт  полувагонов. Надо было постоянно искать ремонтные мощности, так как на существующих были очереди. Таким образом, мы смотрели площадки именно для  вагоноремонтного предприятия. «Евраз» предложил завод по ремонту металлургического оборудования, который оказывал услуги Кузнецкому металлургическому комбинату. Мы провели аудит этого объекта, и выяснилось, что логистически было здесь сложно построить вагоноремонтный завод, все плюсы были на стороне нового производства. Решение не заставило себя ждать – строим завод по производству нового подвижного состава! Мы поменяли профиль предприятия – от  КМК на тот момент почти ничего не осталось, ремонтировать было уже нечего. Мы находимся в Кузбассе, расстояния до ближайшей точки погрузки небольшое, поэтому по сравнению с другими вагоностроительными предприятиями мы более конкурентоспособны. Выбрали грузовой полувагон, потому что у нас угольный регион, и наш полувагон здесь востребован, он возит как раз уголь. Это было весомым аргументом в пользу выбора данной продукции. В тот момент в 2008 году на рынке ощущался дефицит грузовых полувагонов, была большая нехватка подвижного состава на железной дороге. Поэтому мы и остановили свой выбор на грузовых полувагонах».
 
С кадрами, как у всех
Кадровая проблема не прошла стороной и новые предприятия. Конечно, всех она коснулась по-разному. По-разному ее пытаются решать, но корень у нее один – общая ситуация с демографией и образованием в стране. «Кадровые проблемы испытываем, как и все, – продолжает генеральный директор корпорации «АСИ». – Не могу сказать, что острый дефицит, но нехватка кадров ощущается по всем направлениям. В одинаковой мере не хватает и высококвалифицированных инженеров и рабочих. Но мы справляемся. Сами обучаем людей. Самый эффективный способ обучения – это наставничество. Кроме того, направляем своих сотрудников на учебу на другие предприятия, реализуем собственные учебные программы».
«Кадровый вопрос для любого предприятия – это текущая деятельность, – говорит Евгений Подъяпольский. – Был год, когда нам остро не хватало сварщиков, сейчас – дефицит квалифицированных мастеров. Мы решаем эти вопросы. Сейчас обучаем в специализированных учебных центрах своих сотрудников. Заключены договоры на целевое обучение с профильными техникумами, училищами и институтами. Это текущая деятельность, кадровая проблема есть всегда, и без внимания мы её не оставляем. В будущем году планируем провести сертификацию собственного учебного центра, это уже является дополнительным бизнесом, и позволяет экономить средства – реально окупаемый проект».
 
На равных  с другими
По оценке Игоря Бучина, успешно развиваться и конкурировать на сегодняшнем рынке компании удается, прежде всего, за счёт удовлетворения требований своих клиентов. «Мы решаем их задачи, за счёт этого получаем средства и движемся дальше, – утверждает он. – Наш высокий уровень конкурентоспособности поддерживается за счёт высокого технического уровня разработок, высокой производительности труда. У нас используется самое современное оборудование, не только для производства, но и для проектирования. Мы прекрасно понимаем те задачи, которые стоят перед нами на рынке. Понимаем, для кого и зачем мы выполняем свою работу».
По словам Евгения Подъяпольского, чтобы закрепиться на рынке, компании пришлось решать в основном производственные задачи. «Мы постоянно сталкивались с одной и той же проблемой – нехваткой литья, – говорит он. – Для того чтобы эту проблему решить, мы работаем над проектом создания собственного литейного производства, либо на своих площадях, либо на близлежащих в Кузбассе. Для укрепления своей репутации у потребителей мы в первую очередь работаем над качеством своей продукции, что подтверждается сертификатом IRIS – наше предприятие стало первым вагоностроительным заводом в России, получившим этот международный сертификат. Принимаем участие в престижных конкурсах, в прошлом году наш полувагон стал победителем в конкурсе «100 лучших товаров России». Мы постоянно работаем над улучшением качества нашей продукции – качество сварочного шва, покраски, используем новые технологии и т.д., на месте не стоим. Недавно в числе первых мы сертифицировали инновационный полувагон с увеличенным межсервисным пробегом до 500 км и большим объемом – 90 куб. м. К концу этого года планируем полностью перейти на производство новой модели полувагона. Держаться на рынке удается за счёт того, что мы более мобильные, быстро принимаем решение, у нас меньшее количество сотрудников, более современное оборудование, автоматизированное производство. И самое главное, повторюсь, порожний пробег от постройки до погрузки вагона самый маленький в России».
Единственную формулу успеха новой на рынке компании найти сложно. У каждого она своя. Но, очевидно, что там, где старые предприятия закоснели и не смогли правильно сориентироваться на рынке в первую очередь из-за своей консервативности, может быть особенности производства, новые, которые только появились и знают, зачем они здесь, кому нужна их продукция, чувствуют себя вполне уверенно.
Максим Москвикин
 
Индекс производства транспортных средств и оборудования в % к предыдущему году (2004-2012 годы)
2004г.
2005г.
2006г.
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
2011г.
2012г.
146,7
90,1
154,1
125,6
104,4
57,4
в 2,5 раза
185,6
140,3
Источник: Кемеровостат

Материалы нашего сайта о машиностроении Кузбасса


Рубрики:

Деловые новости

[28 января] В декабре долги по зарплате в Кузбассе сократились в 2,6 раза
[27 января] «Сибирский цемент» увеличил производство цемента в 2021 году на 13% - до 5,2 млн тонн
[27 января] «Сибирский цемент» увеличил производство цемента в 2021 году на 13% - до 5,2 млн тонн
[27 января] В Кузбассе продлили противоэпидемические меры
[26 января] Кузбасс получит 80,2 млн рублей на лекарства от коронавируса

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко