-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 06.08.2013

На пути к очередному миллиону

Максим Макин, заместитель губернатора Кемеровской области по строительству
Максим Макин: «Застройщики и генподрядчики вынуждены искать коммерческие объекты, работать в других регионах, чтобы обеспечить финансовую устойчивость своего предприятия и иметь возможность закончить запланированные объекты»
Кемеровская область продолжает стабильно держать планку по вводу жилья на отметке чуть выше 1 млн кв. метров в год. Тем не менее, на отрасли не может не сказываться критическая ситуация в базовых отраслях региональной экономики.
 
Жизнь продолжается
Как сообщил на недавней пресс-конференции заместитель губернатора Кемеровской области по строительству Максим Макин, за 6 месяцев текущего года в Кемеровской области сдано 410 тыс. кв. метров жилой недвижимости, что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего построено чуть более 37% от планового годового показателя (напомним, в 2013 году в Кемеровской области должно быть построено 1,1 млн кв. метров жилья).
По данным сертифицированного аналитика рынка недвижимости Галины Зыряновой, во втором квартале 2013 года в Кемерове началось освоение новых площадок, в том числе микрорайон №3 в посёлке Южный (ЖК «Прогресс», застройщик Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области, ФРЖС), микрорайон №15А в Центральном районе Кемерова (ЖК «Родные просторы», застройщики «Арт-Акцент» и «Промстрой»), две точечные площадки в Кировском районе, также продолжается застройка микрорайона №12/1 в Центральном районе.
Компания «Програнд» в июле завершила строительство первой очереди микрорайона «Серебряный Бор» в Рудничном районе, уже в августе начнётся строительство второй очереди (4 дома). Также в Кемерове продолжается освоение микрорайона №13, вскоре начнётся строительство микрорайона №12А.
К районам перспективной застройки Максим Макин добавляет микрорайон №68 Ленинского района (пересечение проспектов Химиков и Комсомольского, застройщик ФРЖС). Практически закончено формирование градостроительной документации для освоения восточного планировочного микрорайона (микрорайоны №№ 64, 62, 61, расположены в продолжение улицы Комсомольской). В ближайшие годы будет активно осваиваться микрорайон №74 (продолжение бульвара Строителей).
 
Снова кризис?
В то же время на строительной отрасли на ней не могла не сказаться критическая ситуация в базовых отраслях региональной экономики. И если в кризис 2008-2010 годов строительство жилья по госпрограммам было для застройщиков выходом из непростой ситуации и возможностью наладить продажи, пусть и по откровенно низким ценам, то сейчас и бюджет является не самым хорошим покупателем. В частности, об этом упомянул на пресс-конференции Максим Макин: «Сокращение доходов бюджета в первую очередь сказываются на развитии. В первую очередь надо выплачивать зарплату, выполнять социальные обязательства, ну а «на хвосте» остаётся развитие, в том числе строительство. Финансово очень сложно, но мы находим понимание с застройщиками. Очень приличная отсрочка платежа, которая по некоторым объектам достигает и полгода, и больше. Застройщики и генподрядчики вынуждены искать коммерческие объекты, работать в других регионах, чтобы обеспечить финансовую устойчивость своего предприятия и иметь возможность закончить запланированные объекты. По цепочке их кредитуют торговые компании, заводы по металлу, по железобетону, по цементу».
Трудности строительных организаций с оплатой стройматериалов подтверждает и коммерческий директор кемеровского ООО «ПК «Стройиндустрия» Елена Нинштиль (предприятие занимается производством железобетонных изделий): «В отрасли сейчас наблюдается серьёзный дефицит денег. Не знаю, кредитуют ли банки сейчас строительные компании или нет, но судя по тому, что очень многие обращаются с просьбами об отсрочке оплаты, можно предположить, что они не являются привлекательными заёмщиками для банков. В силу отсутствия собственных оборотных средств и невозможности собственными силами «потянуть» объект полностью, в нас они ищут партнёра. Правда, речь не идёт об участии в качестве инвестора – скорее о товарном кредите».
МНЕНИЕ
Андрей Лапин, заместитель генерального директора ООО «Програнд», начальник отдела по работе с клиентами и инвестициями:
– Одна из наболевших проблем нашего города – это транспортный коллапс. В ходе проектирования и строительства новых микрорайонов эту проблему можно было бы решить, но до сих пор она не решена. К примеру, дом №68 в нашем микрорайоне «Серебряный Бор» – на 400 квартир согласно градостроительному плану во дворе предусмотрено всего 40 парковочных мест. И это притом, что практически каждая современная семья имеет автомобиль, а то и не один. Мало того, что вечером припарковаться во дворе негде – негде проехать спецмашинам пожарных, медицинских служб. Таким образом, жить в микрорайоне становится не только неудобно, и небезопасно. И эта проблема характерна практически для всех районов города.
Проектировщики хотели решить проблему парковки путём строительства рядом подземного паркинга. Но стоит учесть, что стоимость аренды этого земельного участка за последний год выросла в 10 раз. Стоимость парковочного места в таком паркинге получается порядка 500 тыс. рублей. Ну не покупают наши люди за полмиллиона парковки. Квартиры приобретают в ипотеку, автомобиль в кредит, брать ещё третий кредит на приобретение парковочного места им уже не под силу. Вывод напрашивается такой – если наши городские власти заинтересованы в создании нормальных условий проживания людей, в строительстве нормальных цивилизованных парковок, то они должны создать условия, чтобы коммерческие организации инвестировали в строительство таких парковок. Возможно, это должно быть выделение земельных участков на эти цели на льготных условиях, решение должно быть принято на законодательном уровне. Сейчас мы приступаем к строительству следующих четырёх домов в этом микрорайоне, между ними расположен земельный участок, сформированный под строительство подземного паркинга. Дома-то мы построим, но где их жители будут парковаться и хранить свои автомобили? Желающих приобрести этот участок, построить на нём паркинг, пока нет.
Но здесь есть и другая сторона вопроса – зачастую застройщики, заходя на площадку для комплексного освоения территории, строят жилые дома, а от строительства объектов социальной инфраструктуры, запланированных здесь же согласно градостроительному плану, отказываются. Конечно, жильё более ликвидно, строить его выгоднее, но комфортное проживание в новом микрорайоне без объектов инфраструктуры, тех же парковок, невозможно. Для решения этой проблемы можно посоветовать городским властям взять на вооружение практику Москвы – в столице при подписании инвестиционного соглашения на застройщика возлагается обязательство построить и социальные объекты, причём это необходимое условие для получения участка под застройку.
Как отмечают участники рынка, кризисные явления наиболее заметно коснулись сегмента наиболее дешёвого, так называемого «социального» жилья. Это легко объяснимо – ситуация в экономике региона непростая, перспективы нерадужные. «Можно совершенствовать кредитные продукты, но платёжеспособного населения от этого не становится больше, – отмечает заместитель генерального директора компании «Програнд», начальник отдела по работе с клиентами и инвестициями Андрей Лапин. – Доходы людей не растут, даже сокращаются, круг людей, которые могут взять ипотечный кредит, ограничен. Социальные программы ориентированы на дешёвое жильё, которое не позволяет развивать рынок стройматериалов и другие рынки, смежные со строительной отраслью. Стоимость 1 кв. метра по таким программам в Кемеровской области 29-30 тыс. рублей. Между тем, в Новосибирской области цена уже давно достигла 40 тыс. рублей, в Алтайском крае – свыше 40 тыс. рублей. Понятно, что такая низкая цена не позволяет строить качественное жильё. Также стоит принять во внимание, что стоимость аренды земельных участков за последние годы выросла в разы. Это также накладывает определённый отпечаток на экономику строительства».
 
Тенденция – «эконом»
Стремясь сделать жильё доступным большему количеству потенциальных покупателей, строительные компании уходят в сегмент «эконом». Данная тенденция проявилась уже давно, и последние данные лишь её подтверждают.
По данным исследования Галины Зыряновой, на июнь текущего года 80% от общего количества возводимого в Кемерове жилья пришлось на новостройки «эконом-класса»  в различных его вариациях: от «малогабариток» до «эконом-плюс». Прирост объёма предложения первичного рынка в сегменте «эконом-класса» во втором квартале 2013 года составил 13%. Это 34 объекта (с учётом объектов, сданных в эксплуатацию), их общая площадь составила почти 206 тыс. кв. метров.
Как отмечает Галина Зырянова, средняя цена предложения квадратного метра в новостройках Кемерова в сегменте «эконом-класса» на конец второго квартала 2013 года составила 41,45 тыс. рублей, что на 2% больше, чем в предыдущем квартале.
«Можно сказать однозначно, что строительные компании сегодня ориентированы на строительство доступного жилья для населения повышенной комфортности с ценовым диапазоном от 40 тыс. рублей до 45 тыс. рублей за 1 кв. метр, – комментирует ситуацию на рынке Андрей Клепиков, директор инвестиционно-финансовой компании «Мера». – Строительство элитного жилья в данный момент в Кемерове ведёт лишь один застройщик. Спрос на недвижимость высок и тренд идёт по нарастающей. Думаю, в ближайшее время тенденция роста продолжится, но слегка замедлится, поскольку принципиально новых предложений на рынке сейчас нет, а вновь закладываемые дома только повторяют прошлые удачно реализованные типовые объекты».
 
Выше цена – меньше проблем?
В то же время на жилье среднего ценового сегмента и выше кризисные явления сказываются в гораздо меньшей степени. И перспективы здесь оптимистичнее. «Покупатели такого жилья – это средний класс населения, – продолжает Андрей Лапин. – Как правило, он кредитоспособен – с лёгкостью получает ипотечные кредиты. Квартиры средний класс приобретает для проживания или в качестве средства инвестирования. С точки зрения инвестиций финансовый рынок сейчас нестабильный, перспектив стабилизации не наблюдается, поэтому недвижимость как инструмент инвестирования очень актуальна. В ближайшие 10 лет закрыть спрос на недвижимость нереально – слишком много лет строительная отрасль в нашей стране была в упадке».
Об отсутствии каких бы то ни было кризисных явлений говорит Александр Школьник, руководитель отдела инвестиций АСО «Промстрой»: «С точки зрения количества заключенных договоров, сбора денежных средств и количества продаваемого жилья с уверенностью могу сказать, что наша компания переживает сейчас лучший период за последние годы, и ни о каком кризисе речи точно быть не может. Наблюдаем некоторое затишье покупательской активности в июле, но это традиционный летний спад. На мой взгляд, строительная отрасль в целом переживает сейчас бурную фазу роста».
В то же время Андрей Лапин не согласен, что уход в более высокий ценовой сегмент освобождает от всех проблем. В числе факторов, препятствующих развитию строительства в Кузбассе, эксперт называет более высокие цены на стройматериалы. «Наша головная компания находится в Екатеринбурге (ООО «Програнд» аффилирован с ООО «УГМК-Холдинг», – прим. «А.-П.»). Имея возможность сравнивать, с уверенностью могу сказать, что цены на цемент и металл у нас значительно выше, чем на Урале. Так, в июле мы сдали дом №11 в нашем микрорайоне «Серебряный Бор». Аналогичный дом по такому же проекту параллельно был построен и в Екатеринбурге. Так вот, в Кемерове себестоимость строительства одного кв. метра составила 30 тыс. рублей, в то время как в Екатеринбурге 26 тыс. рублей. Цемент в Кузбассе на 25% дороже, чем на Урале. Выше цены также на арматуру, на другие материалы. Мы изначально находимся в неравных условиях».
Ксения Сидорова

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко