|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 14 от 06.08.2013
Роман Юрия Буйды «Вор, шпион и убийца» вошёл в короткий список литературной премии «Большая книга» – результаты по традиции станут известны в конце ноября.
Автор, родившийся в 1954 году, рассказывает о своем детстве и юности в Калининградской области (бывшей немецкой Восточной Пруссии), выращивании в себе писателя, нелегкого становления. Действие заканчивается 18 августа 1991 года в Москве, куда Юрий Буйда переехал вместе с семьей.
«Это не автобиографические заметки в чистом виде, – пояснял автор. – В книге через судьбу героя я попытался описать эпоху, а также историю литературы и историю души». Потому-то и не следует воспринимать описанное документальным, уже романный подзаголовок «Автобиографические фантазии» настаивает на художественности произведения, где трудно отчленить правду жизни от выдумок. Судите сами: мальчишка сталкивается с самыми причудливыми вывихами повседневности, с каким-то былинным замесом послевоенного бытия, что же касается смерти, пожавшей обильную пищу на этой аннексированной территории, то костлявая грозит, играет, отворачивается, словно кошка от мышки, чтобы потом зацапать по-настоящему. Много ли мальчишек случайно натыкаются в лесу на обнаженный труп красивой женщины? Повествователь неоднократно вляпывается в «смертельные» истории. Вот, к примеру, он ловит попутку и спешит в новогоднюю ночь домой. Под ногами мешок, с перекатывающимся чем-то внутри. Старичок-водитель уточняет: «Капуста». Машина сворачивает на совсем уж глухой проселок, и водитель ткнулся неожиданно в рулевой колесо, отдал душу черту. Почему повелителю преисподней? Да потому, что автор глянул в мешок после смерти шофера и узрел там три отрезанных человечьих головы. Ужасная картинка далее не разворачивается, не рефлексируется, – и так всё ясно.
Вышеприведенный пример ничуть не означает, что Буйда писал для массового читателя. Работал и для непритязательного, и для интеллектуального. Для последнего множество отступлений, размышлений, примеров и вопросов. Для массового – криминал, шпионские истории, страсти-мордасти. И название романа, конечно.
Но что на самом деле означает «Вор, шпион и убийца»? А это умная несколькими годами старше любовница объясняет школьнику, будущему автору после того, как узнала, что он хочет стать писателем:
– Это ремесло вора, шпиона и убийцы. Писатель подглядывает, подслушивает, крадёт чужие черты и слова, а потом переносит всё это на бумагу, останавливает мгновения, как говорил Гёте, то есть убивает живое ради прекрасного.
Возражение о том, что не убивает, «а дает новую жизнь, иную», она не стала слушать. Вот отсюда-то, уже ближе к середине повествования, и стал понятен заголовок романа.
Буйда живописует словом послеармейские будни и праздники молодых ветеранов. А какие их разговоры цитируются – блеск и полный улёт. Я, читая роман, словно возвращался в свой родной сибирский посёлок, под завязку набитый репрессированными, отсидевшими, отвоевавшими, ссыльными и прочими разнообразными нациями и обликами. Помню в поселковой бане, построенной пленными австрийцами и чехами в самом конце первой мировой, сложенной накрепко из камня с европейской обстоятельностью и солидностью, я разглядывал причудливые татуировки на коже – уже пятилетним четко различал, какие из них тюремные, какие с войны.
Помню смерть, разных убитых людей, помню отталкивающие для пацана сексуальные сценки в лесу, виденные в том же возрасте, случайно и непреднамеренно. И у Буйды похожее прорывается. Атмосфера одинаковая была, которую поймал и пленил своим словом писатель.
Не знаю, было ли в жизни автора столько секса с самого раннего подросткового возраста, но в тексте сие проявление похотливости человеческой обильно и ошеломительно.
Критики оценивают раблезианское проявление радостей жизни в текстах Буйды особенностями его таланта и жизневосприятия. У его героев нет середины – одни крайности и изломы. А воровство, которое буквально било и по нашим любопытным подростковым глазам, воровство всего и вся, и всеми, за редкими исключения, – разве этого своеобразного негласного договора между властью и всеми остальными не было в те годы? Некоторые, сильно наглеющие, отправлялись в места не столь отдаленные, остальные продолжали тащить.
Хорошо помню, как народ в то время читал книги! Даже записные алкаши приходили в библиотеку и чего-то рассуждали по поводу читанного. А поселковые негласные очереди на читку, да хоть того же «Сержанта милиции», в сотни человек – и это тоже было.
Наш взрослеющий герой окружен книгами и рассказывает о том, что читает – и это приковывает. Вся страна читала одно и то же. Но юный герой штудирует с увлечением ещё и Большую Советскую энциклопедию, и Отрывной календарь (кстати, помню замечательный календарь за 1949 год «с картинками» в цвете из маминого сундука, который я изучил чуть не наизусть в середине 50-х, и портрет Сталина с Ворошиловым оттуда стоит перед глазами – как живые), и мемуары из Нового мира, ошеломляющие новой правдой.
Именно литература спасла нашего героя, став его неизлечимой болезнью, найденным им сокровищем. Он начинает сочинять: «Я чувствовал себя существом, выделяющим слова, как скаковая лошадь – пот, как лягушка – слизь».
Автору удалось через журналистику выйти в писатели, и это не менее интересные страницы в романе с аутодафе его первых литопытов, корреспондентскими буднями и радостями – журналистские страницы романа пленяют не меньше, чем остальные, благо мне самому пришлось повариться в редакциях и газетах, могу сравнить свои ощущения от тех сумасшедших и радостных дней.
Мысли автора, его образы, чувства, детали даются в такой насыщенной концентрации – успевай подключать свои мысли и эмоции, когда и больно, и сладко одновременно – такова особенность талантливой прозы Юрия Буйды.
Герой не просто «захватил» то время, он жил и мыслил и страдал в «эпоху безвременья». И в итоге достиг своей цели, стал писателем – неординарным, талантливым, узнаваемым. Об этом его яркий роман «Вор, шпион и убийца». Автор пишет: «История писательства – это история стыда. История преодоления стыда на пути к ещё большему стыду. И так до смерти».
…Мой хороший московский приятель подписал одну из книжек у писателя Буйды для меня и моей коллекции автографов. Однако не могу её найти, помню теплые слова, перед глазами стоит почерк автора, а томик куда-то задевался. Если он попал в хорошие бережливые руки, тогда нет особых причин для беспокойства…
Валерий Плющев
|
Деловые новости[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60% Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |