-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 32 от 30.09.2008

КОЗЛЫ И ГАДЫ - 2

 В прошлой порции этих заметок, рассматривая животных, причастных к геологии и горному делу, мы остановились на греческой Химере – сложносоставной помести козы, змеи и льва.

Лев и Солнце. Обратимся к одной из составляющих Химеры – львиной. Убедительных свидетельств хтонического (то есть подземного) происхождения львов не так много. Разве что Немейский лев, побежденный Гераклом, по преданию, происходил от подземного дракона Тифона (что позволяет сблизить его с пещерными львами). Но гораздо чаще в образе льва прослеживается иная символика: «Лев, как зодиакальный знак сильнейшего летнего зноя, есть символ неудержимого желания… В мистериях Митры змея часто бывает враждебной льву, что соответствует очень распространенному мифу о борьбе солнца с драконом» – пишет Карл Юнг. О том же говорит название персидского ордена «Лев и Солнце».

Впрочем, знаменитый Тигр Уильяма Блейка выглядит скорее воплощением мрачного подземного пламени: 

Тигр, о Тигр, светло горящий

В глубине полночной чащи,

Кем задуман огневой

Соразмерный образ твой?

.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .

Неужели та же сила,

Та же мощная ладонь

И ягненка сотворила,

И тебя, ночной огонь?

До некоторой степени солнечную и земляную символику примиряет образ львиноголовой египетской Сехмет, богини войны и палящего солнца, подвизающейся и в Царстве мертвых, где она причиняет мучительные ожоги грешникам.

Кроме Химеры и крылатых грифонов, известны и другие чудовищные львиные помеси. Например, мантикора – гигантский огненный лев с человеческим лицом, тремя рядами зубов и хвостом скорпиона. Или мирмиколеон – спереди лев, сзади муравей с половыми органами навыворот. «Пожиратель мертвых», житель египетского подземного ада, также описывается как гибридное существо: спереди крокодил, сзади – гиппопотам, в середине –  лев.


Мантикора

Бразильская сказка рассказывает о происхождении ягуаров: «Вот что произошло после потопа, когда кайюрукре и каме пошли по горным тропам. В первую же ночь своего путешествия кайюрукре развели огонь и из золы и угля сделали ягуаров и сказали им: «Вы будете пожирать людей и лесных зверей!» И ягуары убежали. Но угля было очень мало, а потому тапиров они сделали из золы и сказали им: «Вы будете есть дичь!» Но слух у тапиров плохой; они не расслышали и спросили, что им есть. Кайюрукре, которые уже делали других зверей, сердито сказали: «Вы будете есть листья и ветки деревьев!» На этот раз тапиры услышали и пошли путем-дорогою. Вот почему они питаются только листьями, веточками деревьев и плодами».

Единорог. Среди других гибридных и химерических существ первым делом упомянем единорога, известного в индийской, китайской и средневековой христианской традиции. Он изображается с телом быка, коня или козла и прямым длинным рогом на лбу. В индийском мифе о Потопе мудрец-законодатель Ману привязывает свой корабль к рогу этого зверя. В китайской геомантии единорог – символ жилища и домашнего очага. Аристотель и Плиний Старший отправляют его жить в Индию или Эфиопию. По европейскому поверью, восходящему к «Физиологу» (II-III вв.) единорог – лютый зверь, которого может усмирить только девственница; отсюда традиция, связывающая его с Девой Марией и Иисусом Христом.

В русских азбуковниках XVI-XVII вв. зверь Индрик очищает воду, отравленную змеем, охраняет подземные сокровища и т.п. В Голубиной книге поется об Индрике-звере:

И он копал рогом мать сыру землю,

Выкопал ключи все глубокие,

Доставал воды все кипучие.

Живет этот зверь за океаном-морем,

И ходит он здесь по подземелью…

Проходит все горы белокаменные,

Прочищает ручьи и проточины,

Пропущает реки, кладези

студеные… 

Индрикотерием российские исследователи окрестили самое крупное сухопутное млекопитающее – ископаемого безрогого носорога, открытого в 1915 году при раскопках в Тургайской степи.

В бытность графа П.И.Шувалова начальником оружейной канцелярии распространился обычай называть единорогами род артиллерийских орудий. Отсюда анекдот, записанный князем Вяземским: «Никогда я не могла хорошенько понять, какая разница между пушкой и единорогом», – говорила Екатерина II какому-то генералу. «Разница большая, – отвечал он, – сейчас доложу Вашему Величеству. Вот изволите видеть: пушка сама по себе, а единорог сам по себе». – «А, теперь понимаю», – сказала императрица».

Мамонт. Но гораздо чаще Индрика-зверя ассоциировали не с единорогом, а с мамонтом. Ископаемые останки мамонтов и их современников, шерстистых носорогов, обладателей кривого плоского рога метровой длины, часто находили в одних и тех же местах. Альфред Брем, совершивший одно из своих путешествий в Западную Сибирь, счел нужным отметить, что находки костей и скелетов мамонтов здесь не редкость на всех сколько-нибудь заметных реках. «Ходят в народе… суеверные сказания, что земля держится на трех слонах, которые роются под ней, как кроты; прежде их было больше, но некоторые отжили свой век, и земля доныне изрыгает их кости (так думают о костях мамонта)», – писал Александр Афанасьев.

Другой знаменитый исследователь, Дмитрий Анучин отмечал: «В китайских и маньчжурских рукописях встречаются сведения о большой земляной мыши величиною с буйвола или слона, боящейся света и выкапывающей себе могилы в земле. Якуты, тунгусы и остяки, по старинным известиям (начала XVIII века) полагали, что «мамонт постоянно, даже в самые лютые зимы живет под землею и ходит взад и вперед». Сибирские народы считали мамонта самым крупным зверем на свете – «как пять-шесть лосей». По их представлениям, мамонт боится солнечного света и поэтому живет под землей, где прокладывает себе пути рогами. Ханты и манси Васюганских болот полагали, что мамонт в молодости имеет облик лося, а в старости, потеряв зубы и рога, перерождается и переселяется под землю.

Эвенки с реки Юдукон держались мнения, что когда-то земля была плоской, и жили на ней мамонт, змей-дябдар и другие звери. Одноглазое, однорукое и одноногое существо чулюгды стало преследовать их; мамонт и дябдар вступили с ним в борьбу. Где мамонт ступал по земле, образовались озера и болота; где рыл землю бивнями – выросли горы. Змей же, ползая, проложил русла рек. В итоге мамонт и дябдар одолели свирепого чулюгды и столкнули его в пропасть подземного мира, но и сами ушли в землю.

Вспомним также, что в Древней Индии обитатели нижнего мира наги первоначально имели химерический облик, будучи одновременно слонами и змеями. Не удивительно, что Плиний рассказывает про битвы индийских драконов и слонов: драконы высасывают из слонов всю кровь, но умирающие слоны раздавливают драконов своей тяжестью. Из смешанной их крови образуется индийская киноварь, которая отлично годится для противоядий и лекарств; но ее не следует путать с киноварью обыкновенной, которая, напротив, представляет собою страшный яд.

Феникс. У китайцев имеются собственные разновидности единорога (килин) и феникса (фэнхуан), отчего порою случается изрядная путаница. Скажем, китайские фениксы живут парами и несут яйца. Ван Чун утверждает, что феникс – это просто мутация гуся под действием той самой жидкости, благодаря которой при дворе императора Яо выросла красная трава. Чета фэнхуанов у китайцев символизирует новобрачных. В книге «Сань-цай ту хуэй» собраны все его приметы: «Феникс – волшебная птица. В народе называется птичьим ванном. Из 260 пернатых феникс – величайший. Лебедь спереди; цилинь сзади; змеиное горло, рыбий хвост, журавлиный лоб; как у селезня мандаринской утки бородка; драконьи узоры; черепашья спина; ласточкин зоб; петушиный клюв. Выходит с Востока из страны Благородных мужей. Если его увидят, то в Поднебесной воцарится великое спокойствие. Знак на голове гласит: добродетель; знак на крыльях гласит: приличие; знак на спине гласит: справедливость; знак на груди гласит: гуманность; знак на животе гласит: истина. Его голос подобен безмолвию. Не есть живых существ, не ломает живой травы, не скопляется для проживания, не движется стаями, не попадает в силки. Гнездится только на утунах. Питается плодами бамбука. Пьет только из источников с хорошей водой». 

Особо подчеркнем связь китайского феникса с проявлениями силы ян – со светом и огнем, а также с югом и летом.

Египетский же феникс, описанный Геродотом, существует в единственном числе, регулярно прибегает к самосожжению и регулярно возрождается из пепла; Тацит определяет продолжительность этого цикла в 1461 год, другие авторитеты – в 500 лет и 12954 года. Что этот феникс имеет непосредственное отношение к нашей теме, доказывает прозаическая миниатюра Ганса Христиана Андерсена из сборника «Лукошко сказок»: «Птица феникс не вечно остается в Аравии. Она парит вместе с северным сиянием и над ледяными равнинами Лапландии, порхает между желтыми цветами, питомцами короткого лета, и в Гренландии. В глубине Фалунских рудников и в угольных шахтах Англии вьется она напудренною молью над молитвенником в руках благочестивого рабочего; в цветке лотоса плавает по священным водам Ганга, и глаза молодой индийской девушки загораются при виде ее огнем восторга!»

Захария Аль-Казвини утверждал, что арабская птица Симург живет 1700 лет, а когда у нее подрастает потомство, сжигает себя на погребальном костре. 

Прочие огненные птицы. Леви-Строс называет основным индейцев обеих Америк миф о разорителе гнезд. Молодой герой взбирается на дерево, чтобы разорить гнездо орла (в южноамериканском варианте – попугая ара или кондора). Когда он добирается до птенцов, птица вступает в переговоры с героем и предлагает ему свой чудесный коготь – средство для добывания огня.

Индейцы уитото из Амазонии рассказывают, что прежде люди не знали огня и питались сырою пищей. Однажды ночная птица – хозяйка огня (одна из разновидностей козодоя) велела детям собрать хвороста, подожгла его, изрыгнув огонь изо рта, и научила испечь лепешки, а затем улетела, забрав огонь. Так повторялось несколько раз; родителям дети отвечали, что испекли лепешки на солнцепеке. Наконец один мальчик спрятал угли в горшке; так люди получили огонь, и теперь хозяйка огня живет в горячих углях очага.

У телеутов есть сказка про то, как звери собрались на совет, как достать огонь. Сыч Колборхы, летающий переваливаясь с боку на бок, умом не блистал, так что его прежде звали алу-куш («глупая птица»). Все-таки ему дали слово; сычик заявил: хоть он и дурак, а знает – разве нет губы на дереве, а в скалах камней? Его не поняли, и попросили заткнуться. А он лишь объяснял птицам, как высечь огонь…

Римляне, кельты и германцы почитали священной птицей королька, называя его «королем птиц» или «курочкой царицы небесной». Убийство этой птицы или разорение ее гнезда должно было принести неисчислимые несчастья. В Бретани полагали, что дети, притронувшиеся к птенцам королька в гнезде, будут страдать от «огней святого Лаврентия». Жители других французских департаментов верили, что дом убийцы королька непременно поразит молния.

Но главное украшение нашего птичника – это, конечно, русская Жар-птица, которая будет покруче и индийской пламенной Гаруды, и египетского Феникса, и ирано-арабского Симурга. Уж она-то самым непосредственным образом связана с углем.


И. Билибин. Жар-птица

«На Руси она слывет Жар-птицей, у чехов и словаков птак Огнивак – названия, указывающие на связь ее с небесным пламенем и вообще огнем: жар – каленые уголья в печи, жары – знойная пора лета. Перья Жар-птицы блистают серебром и золотом (у птака Огнивака перья рыже-златые), глаза светятся, как кристалл, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собою так ярко, как тысячи зажженных огней; одно перо из ее хвоста, внесенное в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, говорит сказка, полцарства, а самой птице и цены нет!» – пишет Афанасьев.

Жар-птица питается золотыми молодильными яблоками; когда она поет, из клюва ее сыплются жемчуга. Пение ее исцеляет больных и возвращает зрение слепцам.

Русским заговорам известна также пламенная птица Страх-Рах (Страхель, Страфель, Стратим-птица); название ее выводят то ли от западнославянского демона Рарога, огненного и крылатого, то ли от древнеиранского демона Вертрагны. В русской сказке фигурирует также Ног-птица, которая в награду за спасение героем ее птенцов предлагает ему «злато, серебро, каменья самоцветные». Афанасьев замечает, что величиною Ног-птица с гору, а летит быстрее пули из ружья; некоторые современные исследователи отождествляют ее с грифом.

Если лучшим олицетворением горящих углей служит Жар-птица, то от потухших углей свою окраску обычно получает Ворон. Например, согласно мифу юкагиров, все птицы когда-то были белыми. Чирок попросил Ворона его раскрасить и сделался пестрым; в свою очередь, он обещал раскрасить Ворона, и пока тот спал, вымазал его углем. Ворон догнал Чирка, ударил палкою и сломал хвостовую кость; теперь тот никогда не выходит из воды. Ворон же так и остался черным. Подобные же истории рассказывают сибирские хакасы и многие другие народы. В русской традиции известная привычка ворон коллекционировать блестящие предметы привела к представлению о Вороне – хозяине несметных сокровищ, особенно распространенном в сказках. Кроме того, Ворон часто выступает обладателем живой и мертвой воды – таинственных эликсиров народной алхимии.

У писателя Евгения Шестакова (между прочим, уроженца Новокузнецка), отыщется еще один пернатый персонаж, имеющий прямое отношение к нашей теме. Он появляется в рассказе под названием «Крылья Родины. Дятлы в цифрах и фактах»: «Подземные дятлы долбят в полной темноте с закрытыми глазами по памяти… Их предками были упавшие в колодец подбитые дятлы… Промышленный пневматический дятел до сих пор вызывает споры среди орнитологов. В частности, подвергается сомнению его способность к воспроизводству, хотя в Кузбассе так называемые «отбойные» дятлы сидят в огромном количестве на всех деревьях и даже пользуются некоторыми гражданскими правами наряду с говорящими попугаями».

Из рассказа можно также узнать, что «гигантский дятел (в природе не встречающийся) может задолбать небольшого слона»; что «переносимая дятлом доза – 250 децибел, либо 40 рентген, либо 150 вольт, либо 4 пинка»; что «дятел-самец, выполненный из железобетона в масштабе 3:1, является наилучшим памятником тестю»; что «испанский храмовый дятел является единственной в мире жующей птицей, а его самка, согласно поверью, способна высовываться из дупла на три четверти», и многое другое об этих удивительных созданиях. 

В мифах американских индейцев красноголовые дятлы часто оказываются виновниками низведения на землю огня, истребляющего все живое: красные перья на их голове воспринимаются как огненная диадема, которую Солнце и Луна не могут удержать в руках и роняют наземь. Иногда и люди добывают первоначальный огонь именно у дятла.

В Норвегии красноголовый черный дятел известен как птица Гертруда. Согласно легенде, Господь со святым Петром некогда странствовали по земле и пришли к женщине по имени Гертруда. Она как раз пекла оладьи, и Господь попросил у нее одну; но оладьи Гертруды растекались на целую сковороду, и она сказала: «Мои лепешки слишком велики для вас». В наказание за негостеприимство Гертруда была превращена в птицу и тут же вылетела в печную трубу, измазавшись в золе и саже; с тех пор она и является людям в черном теле. Она вынуждена добывать себе пропитание тяжким трудом, и все время высвистывает дождь, потому что всегда жаждет и не может напиться другой водою.

Дятлы в русских поверьях связаны с разрыв-травою, отмыкающей не только железные замки и ворота, но и заставляющей расступиться камень.

По версии индейцев чороте, Ястреб заманил первопредков людей собраться вместе и столкнул их в огненную яму; там они превратились в различных животных, сообразно своей внешности и темпераменту. Образ ястреба случалось принимать индийскому громовнику Индре. «У нас существует примета, указывающая на связь ястреба с огнем: когда выметают печь и при этом загорится веник, то дозволяется залить пламя водой, а никак не гасить его ногами; за такое непочтение к огню ястреб перетаскает у хозяина всех кур», – замечает Афанасьев.

Впрочем, любимейшими и главнейшими воплощениями бога-громовника он считает орла и сокола. Самый внушительный орел изображен, пожалуй, в финской «Калевале»: с огненным клювом и сверкающими очами, с зевом, подобным шести водопадам, размах его крыл таков, что одним крылом он раздвигает морские волны, а другим – небесные тучи.

В следующей порции этих заметок мы, по-видимому, доберемся, наконец, до козлов и гадов, давших им название.

Юрий Юдин 


Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко