-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 12 от 09.07.2013

Покупать и развлекаться

Впервые после кризиса 2008-2009 годов рынок торговой недвижимости Кемеровской области по-настоящему оживился. Появились сообщения о новых громких проектах, кто-то уже успел построить и ввести новые торговые центры. Оправдает ли ожидания инвесторов покупательская способность населения?
 
Новокузнецк торговый, или чего не хватает Кемерову
Напомним, в январе о планах по строительству торгового комплекса в центре Новокузнецка общей площадью 87 тыс. кв. метров сообщило ЗАО «Южкузбасстрой». В Кузбассе ещё не было проектов такого масштаба – крупнейшим из них до сих пор считается кемеровский торгово-развлекательный центр (ТРЦ) «Лапландия», площадь которого составляет около 80 тыс. кв. метров. Открытие «Сити-Молла» запланировано уже на ноябрь 2013 год. Но не успел «Южкузбасстрой» раскрыть свои планы, как федеральный девелопер «РосЕвроДевелопмент» заявил о намерении построить в Новокузнецке объект, едва ли не в два раза больший по площади – на пересечении улицы ДОЗ и проспекта Строителей уже строится ТРЦ «Планета» стоимостью 7 млрд рублей. Общая площадь «Планеты» в Новокузнецке составит 150 тыс. кв. метров, из них 80 тыс. кв. метров – торговая. Помимо бутиков, в ТРЦ планируются фуд-корт, ресторанный двор, детские развлекательные комплексы, кинотеатры и спортивные объекты. Открытие намечено на осень 2014 года.
Локализация таких крупных проектов в Новокузнецке отчасти оправдана – всё-таки крупнейший город региона, но на этом фоне инвестиционная активность девелоперов в столице Кузбасса, Кемерове, кажется недостаточной. Участники рынка объясняют это дефицитом сформированных земельных участков. В качестве иллюстрации данного факта можно рассматривать приватизационные аукционы. К примеру, в феврале этого года участок земли площадью 3,17 тыс. кв. метров в Заводском районе Кемерова по адресу улица Свободы, 19в, предназначенный для строительства торгового объекта, был приобретён производственно-коммерческой фирмой «Мария Ра» за 61 млн 289,2 тыс. рублей при стартовой цене всего в 3 млн 304 тыс. рублей («А.-П.» писал об этом в №4 от 5.03.2013). На аукцион было подано 13 заявок, в том числе от представителей практически всех ведущих компаний розничной торговли региона. Обстоит ли ситуация с земельными участками в Новокузнецке значительно лучше? «Комментировать ситуацию в Новокузнецке не могу, но я вижу результат, – отмечает Сергей Прокопьев, исполнительный директор ООО «КузбассКапиталИнвест». – Активно готовят и выставляют на торги земельные участки и небольшие города Кузбасса – Белово, Киселёвск, Юрга».
Интересно, что кемеровская ассоциация строительных организаций (АСО) «Промстрой», открывшая для кемеровчан первый торговый центр (ТЦ) «цивилизованного» формата (в 2004 году был открыт ТЦ «Променад-1», за ним последовали «Променад-2» и «Променад-3»), в последние годы изменила вектор развития в сфере коммерческой недвижимости. Строительство объектов торгового назначения компания в ближайшей перспективе не рассматривает, зато строит одновременно четыре деловых центра в Центральном районе города – 10-этажный «Маяк-Плаза» площадью 16 тыс. кв. метров, 4-этажный «Первая линия» площадью 4 тыс. кв. метров, «Старый центр» площадью 17 тыс. кв. метров и ещё один площадью 4 тыс. кв. метров, пока не имеющий названия.
Однако представитель компании «Промстрой» Александр Савостьянов объясняет это не столько снижением инвестиционной привлекательности ТЦ, сколько тем, что в последние годы при строительстве объектов коммерческой недвижимости компания выступает в качестве застройщика, а не инвестора. Впрочем, собеседник «Авант-ПАРТНЕРа» тут же добавляет, что «в Кемерове на сегодняшний день достаточно и тех торговых центров, что уже построены».
Справедливости ради стоит отметить, что и в Кемерове рынок торговой недвижимости не стоит на месте. Так, полным ходом идёт строительство второй очереди торгового комплекса «Зимняя Вишня», в мае был открыт небольшой (5 тыс. кв. метров) ТЦ «Ретро» районного масштаба («А.-П.» писал об этом в №9 от 21.05.2013 года). События в этой сфере происходят и в других городах региона. Так, в ближайшем времени «КузбассКапиталИнвест» открывает ТЦ «Спутник» площадью 11 тыс. кв. метров в Юрге. Вместе с ним в городе появятся новые федеральные бренды (в том числе «Gloria Jeans», «Спортмастер», «Ostin», «Adidas»). В ТЦ предусмотрен фудкорт и киноцентр – торгового объекта такого формата в Юрге до сих пор не было.

Покупать или не покупать?
Эксперты оценивают целесообразность инвестиций в торговую недвижимость в настоящее время по-разному. Так, Максим Булдаков, заместитель директора по маркетингу ООО «Управляющая компания» (компания управляет всеми тремя «Променадами») рассказывает, что предприниматели, занимающиеся торговлей, жалуются на снижение объёмов продаж в текущем году в стоимостном выражении на 20-40% по отношению к аналогичному периоду 2012 года. По словам эксперта, это тенденция вовсе не локального кемеровского масштаба – такую же ситуацию описывают предприниматели Новокузнецка и других городов России. Причём снижение трат населения в ТЦ происходит на фоне сохранения прежнего уровня проходимости. Максим Булдаков также подчёркивает, что описанная тенденция необязательно свидетельствует о снижении доходов  людей – возможно, происходит перераспределение трат: люди могут больше тратить денег на путешествия (в конце концов, покупки можно сделать и заграницей), вкладывать средства в образование, в собственное развитие и обучение.
Привлечь людей за покупками, возможно, могли бы новые федеральные бренды, до сих пор в регионе не представленные. Но к городам с численностью населения ниже 1 млн человек они, по словам Максима Булдакова, проявляют сегодня мало интереса. К тому же у них очень высокие требования – ТЦ должен быть не меньше чем областного масштаба (к слову, в Кемерово к таким можно отнести лишь «Лапландию»), также они претендуют на низкую арендную плату, что напрямую задевает финансовые интересы собственника помещений. Впрочем, добавляет Максим Булдаков, основные федеральные бренды в Кемерове давно представлены, поэтому нельзя сказать, что потребитель остро нуждается в чём-то новом. Зато в сфере детских развлечений есть дефицит. «В современном ТЦ обязательно должны присутствовать детские игровые площадки, центры, – убеждён Максим Булдаков. – Чем больше ТЦ – тем больше люди проводят в нём времени, тем острее потребность в детской игровой площадке, куда можно отдать ребёнка хотя бы на час. Знаю, что были планы зайти в Кемерово у «Игромакс», но они не зашли. Судя по нашему мониторингу, средняя продолжительность нахождения человека в ТЦ (без учёта фудкорта) – 30 минут. Будут ли кемеровские покупатели приводить ребёнка на столь короткое время? Возможно, оператор засомневался в том, что «парк развлечений» будет активно востребован и принесёт ожидаемый доход».
Фактором, способным в перспективе снизить отдачу от торговых центров, Сергей Прокопьев называет рост Интернет-продаж: «Пока мы не видим, чтобы они снижали продажи в ТЦ, но тенденция такая есть». В целом Сергей Прокопьев не наблюдает снижения потребительских расходов и оценивает ситуацию в торговле как умеренно оптимистичную. И Максим Булдаков, и Сергей Прокопьев отмечают низкий процент вакантных площадей (в пределах 2-4%, с учётом ротации арендаторов) и рост арендных ставок в своих ТЦ «не ниже, чем уровень инфляции».
А вот директор компании «РосЕвроДевелопмент» по маркетингу и рекламе Кирилл Степанов не рассматривает Интернет в качестве угрозы торговым центрам: «On-line продажи в России сегодня на самом начальном уровне развития. К тому же одежду по Интернету заказывать долго и неудобно: нельзя примерить, ещё неизвестно, подойдёт или нет».
В целом московский эксперт смотрит на перспективы развития торговли в Кузбассе и в Новокузнецке в частности весьма оптимистично: «При любой экономической ситуации люди будут есть, пить, одеваться, поэтому инвестиции в торгую недвижимость практически любых регионов России, кроме разве что Москвы и Санкт-Петербурга, более чем оправданы. По данным международных брокерских компаний, в Новокузнецке количество качественных торговых площадей в 2012 году составляло 177 кв. метров на 1 тыс. человек, что ниже среднего уровня по России. Оптимальным считается 500 тыс. кв. метров, до этого показателя Кемеровской области ещё далеко. Что касается конкурентной среды, то на сегодняшний день в Новокузнецке лишь пять торговых центров, но в качестве конкурентов мы их не рассматриваем – все они по площади меньше 50 тыс. кв. метров, наш ТЦ «Планета» (150 тыс. кв. метров) совершенно иного формата. Что касается платёжеспособности, то, по данным Росстата, среднедушевой доход на человека в Новокузнецке составляет 22 тыс. рублей, что выше, чем в среднем по России. По неофициальным данным, средний доход ещё выше – 35 тыс. рублей».
Ксения Сидорова

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят
[27 марта] Первый в «Русале» ЦОД запущен на НкАЗе

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко