-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 11 от 18.06.2013

Надежды на большие инвестиции

 
Кузбасское, да и не только, машиностроение вновь если не в упадке, то точно в стагнации из-за падения спроса со стороны угольщиков. Но, как отмечают эксперты, рынок развивается по синусоиде, и за спадом всегда следует подъём. А пока машиностроители уделяют особое внимание развитию ремонтных и сервисных служб, контрактингу и работают на перспективу.
 
Главное – безопасность
В рамках форума «Уголь России и Майнинг» проходила ещё одна выставка – «Охрана, безопасность труда и жизнедеятельности», которая касалась уже не технического оснащения производства, не нарастающих показателей добычи, а безопасности человеческого труда. На совещании по вопросам безопасности в угольной отрасли, представители Ростехнадзора отметили, что за 5 месяцев этого года в Кузбассе произошло 6 аварий и 19 смертельных несчастных случаев. Это на 12 смертельных случаев больше, чем за аналогичный период 2012 года. При этом было отмечено, что в настоящее время на шахтах практически отсутствуют технические и технологические причины, которые могли бы привести к аварии. После трагических событий 2010 года федеральные службы совместно с институтами безопасности и техническими руководителями компаний скорректировали и разработали новые нормативные документы, обеспечивающие безопасную угледобычу.
«Практика показывает, что до сих пор руководители и исполнители работ в погоне за выгодой их нарушают, – отметил руководитель управления Евгений Резников. – Это касается последних аварий на шахтах № 7 и «Осинниковская». Основная причинная аварий –  недопустимые действия персонала в части обеспечения безопасности производства в условиях осуществления высокоинтенсивных технологических процессов».
По словам Евгения Резникова, ещё одной важной проблемой является то, что большая часть экспертных организаций в Кемеровской области не имеют испытательных стендов и необходимой базы для проведения экспертиз промбезопасности, по результатам которых они выдают положительные заключения предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, в том числе шахтам.
По данным Ростехнадзора, в Кузбассе зарегистрировано более 60 частных структур по проведению экспертиз промбезопаснгости. «Как правило, эксперты работают не на постоянной основе, а по разовым договорам. Естественно, ответственности такие центры практически не несут. Работу таких фирм можно назвать как торговля безопасностью», – сказал он. При этом чиновник заметил, что «нельзя всех стричь под одну гребёнку» – «есть и с положительной репутацией, и с необходимым опытом».
Как сообщил Евгений Резников, Ростехнадзор получил полномочия проводить проверки организаций, занимающихся проведением экспертиз в области промбезопасности. «Мы планируем начинать с 2014 года проверки работы практически всех центров экспертиз», – сказал он.
Выставка надежд
Несмотря на все проблемы машиностроительной отрасли, ориентирующейся на производство горного и горнотранспортного оборудования, на ХХ-ой международной специализированной выставке технологий горных разработок «Уголь России и майнинг», проходившей в начале июня в Новокузнецке, участвовало не меньше экспонентов, чем в прошлом году. При этом стоит напомнить, что в 2012 году было зафиксировано рекордное количество участников выставки: 726 экспонентов из 24 стран. В этот раз участие приняли 745 участников – 550 российских и 195 зарубежных экспонентов из 25 стран. Причём большой прирост по количеству участников в сравнении с прошлым годом показал Китай. Если в 2012 году в выставке участвовало лишь несколько китайских компаний, то в этот раз уже порядка 20. Большинство из них впервые оказалось не только  в Новокузнецке, но и в России вообще.
В разговоре с корреспондентом «Авант-ПАРТНЕРа» машиностроители отмечали разное падение спроса на их продукцию со стороны угольщиков. Так, директор департамента внешней торговли KOPEX GROUP (Польша) Тадеуш Кренчык сказал, что из-за сложной ситуации на рынке компании пришлось сократить свои планы в 2013 году на 50%. По словам коммерческого директора корпорации «АСИ» Романа Бучина, падение заказов в компании со стороны угольщиков за пять месяцев 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года составило 60%, и на 30% – в целом по рынку весового оборудования. Китайская компания ОАО «Научно-техническая компания «Тяньди», которая участвует в выставке с 2008 года, в этом году вообще не продала пока в России ни одной единицы техники. Лишь немногие говорили о сохранении продаж на прежнем уровне. Так, заместитель генерального директора по коммерции ООО СМТ ШАРФ (Новокузнецк) Денис Бишлер утверждает, что компания не почувствовала в этом году разницы по заказам. «На высокотехнологичное и качественное оборудование угольщики как закладывали деньги, так и закладывают», – говорит он.
Участвуя в выставке, машиностроители пытались лишний раз напомнить заказчикам о себе и своей продукции, надеясь на то, что спад на угольном рынке когда-нибудь да закончится…
 
От продаж к сервису
А пока на волне падения продаж техники и технологий машиностроительные компании всё больше внимания уделяют сервисному обслуживанию своих клиентов.
«В связи с профицитом угля, падением спроса на рынке ставку делаем на ремонт и техническое обслуживание того оборудование, которое было приобретено угольщиками раньше, – рассказал генеральный директор НПК «Горные машины» (Украина) Евгений Ромащин. – В том числе распространение получил контрактинг, когда поставщик берёт на полное техническое обслуживание продукт, работающий у клиента. Продолжаются исследования в области автоматизации в первую очередь очистного и проходческого оборудования».
В ходе выставки сразу несколько компаний заявили о своём намерении строить в Кузбассе собственные сервисные центры. Например, KOPEX GROUP будет инвестировать в строительство своего первого в России сервисного центра под Новокузнецком 200 млн рублей. Проект строительства готов, и через год объект может быть введён в эксплуатацию. Заканчивает выбор площадки под строительство сервисного центра в Кемеровской области ООО «Горные машины». Группа компаний Liebherr выделила средства на строительство ремонтно-складского комплекса в Кемеровской области недалеко от г. Белово.
При этом эксперты не исключают, что со временем на базе новых сервисных центров будет постепенно налажено и производство горношахтного оборудования, хотя бы сборочное.
 
От количества к качеству
Ещё одно перспективное на сегодня направление – строительство и реконструкция обогатительных фабрик.
«В этом сегменте рынка изменения серьёзные, – отмечает директор угольного департамента CETCO (Москва) Вадим Новак. – Если в прошлом году деловая активность была очень низкой (количество заявок на проектирование фабрик, поставку оборудования было минимальным), то за год многое изменилось. Несмотря на то, что рынок угля сегодня испытывает огромный профицит (угля много, сбыт низкий, склады переполнены), угольные компании вкладывают средства в разработку новых проектов. В первую очередь это освоение новых месторождений на Востоке (Тыва, Якутия). Вкладываются деньги в реконструкции обогатительных фабрик на Украине».
По словам Вадима Новака, конкуренция на рынке заставляет угольные компании переходить на другой уровень – выпускать более качественные концентраты. В то время когда на рынке угля профицит, вкладываются средства, чтобы при выходе из этого состояния были проекты, прошедшие экспертизу и готовые к стройке. Это позволит компаниям сэкономить год-полтора и с выходом из кризиса сразу перейти к масштабным инвестициям в новые проекты.
Главное отличие сегодняшнего кризиса от прошедшего, по мнению Вадима Новака, в том, что сейчас доступны кредитные деньги для инвестиций. В 2009 и 2010 годах были заморожены даже инвестиции в проекты. «Мы уходили в Индию, занимались другими сферами», – говорит он. Сегодня строек мало (CETCO строит в России лишь одну фабрику, Карагайлинская, которая принадлежит УК «Заречная»). Но рынок уже не настолько упавший, как 3-4 года назад.
 
Холодная перспектива?
На общем собрании «Машиностроение Кузбасса: Итоги. Перспективы. Задачи», которое состоялось в ходе выставки «Уголь России и Майнинг», обсуждались вопросы сертификации в условиях ВТО и возможности ограничения импортной продукции не соответствующей отечественным техническим требованиям. Речь шла, в том числе, о кластере и о проекте создания в Кузбассе испытательного полигона для ГШО (подробнее в материале «Отрасль для будущих поколений»// «Авант-ПАРТНЕР РЕЙТИНГ»//№2, май 2013г.).
Как отметил директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» Сергей Никитенко, это была первая встреча взаимно заинтересованных сторон: машиностроительной отрасли, угледобывающих компаний, а также компаний, работающих в сферах науки и сертификации.
«Считаю, что разговор состоялся и теперь начнётся новый этап работы. Это сбор информации, увязка интересов, определение участников процесса создания испытательного полигона и прочее», – сказал Сергей Никитенко.
Примечательно, что на собрании среди предложений для машиностроителей Кузбасса была озвучена идея «освоения Севера». «Предлагаю включить в план работы ассоциации на 2013 год расширение номенклатуры выпускаемой продукции в интересах государственного арктического заказа, – заявил первый заместитель председателя международной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ Геннадий Гусельников. – Я знаю, что спектр работ на предприятиях Кузбасса шире, чем ГШО. Актуальность моего предложения связана с тем, что в феврале принята государственная стратегия развития арктической зоны. Ранее, в 2010 году, принималась стратегия социально-экономического развития Сибири, которая предусматривает ряд приоритетов в арктической и северной зоне. Существует очень большой спектр проблем, связанный с материально техническим снабжением задач хозяйственного освоения этих территорий… Осенью в Омске состоится международная выставка военной техники, в рамках которой предусмотрено проведение арктического форума и демонстрация возможностей сибирской промышленности в этом направлении. Предлагаю ассоциации машиностроителей Кузбасса и предприятиям принять в ней участие».
Насколько такое предложение осуществимо для кузбасских производителей, говорить ещё рано. Как пояснил «Авант-ПАРТНЕРу» Сергей Никитенко, этот вопрос ещё не обсуждался в ассоциации и только подлежит рассмотрению. Тем не менее, перспектива звучит заманчиво.
Максим Москвикин

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко