-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 05.02.2013

Бронзовое подсознание и бумажная память

Маска Бетховена
Маска Бетховена
В кемеровском Доме художников открылась выставка «Шедевры Сальватора Дали» из частного собрания екатеринбургского коллекционера Александра Шадрина, по основной профессии бизнесмена. Экспозиция занимает единственный небольшой зал и представляет мелкую бронзовую пластику, литографии и рисунки.
Стоит отметить что рисовальщик Дали был не очень искусный: мягко говоря, не Леонардо и даже не Серов. Цветные литографии его сделаны профессиональней, но в общем, воображения тоже не поражают: так, уровень крепкой книжной иллюстрации. Да и скульптуры, за редким исключением, лишены пластического изящества: просто аккуратные статуэтки с сине-зеленой патиной и вызолоченными деталями. К тому же здесь очень заметно, как однажды счастливо найденные образы подвергаются коммерческому тиражированию. Пылающий жираф, тонконогий слон и такой же носорог, растекающиеся часы, бесформенная плоть с подпорками костылей, человек в виде дерева – эти образы, ставшие уже хрестоматийными, представлены здесь в самых разнообразных вариантах. Немало здесь и реплик в сторону других гениев и скандалистов – Сервантеса и Аполлинера, Брейгеля и Марселя Дюшана, Фрейда и Захер-Мазоха. Короче, здесь очень заметно, что Дали был в первую очередь не живописец, график или скульптор, а визионер, свидетельствующий о потустороннем и бессознательном.
И в то же время Сальватор Доменек Фелип Жасинт Дали, маркиз де Пуболь – несомненный гений. Он не просто создал каталог собственных кошмаров и навязал нам химеры своего подсознания. Он сумел превратить их в образы, которые не просто остались в истории искусства – без них уже нельзя представить всю нашу цивилизацию. Здесь очень заметно, что не искусство подражает жизни, а жизнь – искусству. (Скажем, жидкие кристаллы и гибкие экраны появились в нашем обиходе явно под влиянием растекающихся часов Сальватора Дали). В этом смысле на выставке интереснее всего рисунки. Линия старческая, неуверенная, внешние эффекты почти отсутствуют, о какой-то особенной технике говорить не приходится, серийное мышление и бесконечные повторы зачастую утомительны. Но эти почеркушки – карандашные энцефалограммы гения, в отличие от литографий и статуэток, которые можно тиражировать в любом количестве. Вот ради этого эффекта подлинности и следует посетить выставку. 
 
Областной архив к 70-летию Кемеровской области приготовил выставку «От губернии к области: формирование городов Кузбасса». На пространствах от Уральского хребта до Великой китайской стены скопления Кузбасс – единственная «страна городов». С одной стороны, ничего удивительного тут нет: высокая урбанизация – признак любого горнопромышленного региона, в Донбассе или Эльзасе она ничуть не меньше. Уникальность наша в том, что кузбасские города (кроме Кузнецка, Мариинска да Салаира с Гурьевском) возникли всего-то за сто лет, по историческим меркам – выросли как грибы после дождя на ровном месте.
Архивариусы очень старались, вывесили экран во всю стену и большую карту с геральдическими значками, но внешне выставка по нынешним временам выглядит не очень эффектно. Дело в том, что главные ее экспонаты – подлинные документы, не только из фондов областного архива, но и таких же учреждений Томска и Новосибирска, потому что до 1943 года наши края входили в состав Томской губернии, Западно-Сибирского края и Новосибирской области. В основном это пожелтевшие бумажки с машинописным текстом: справки, списки, постановления. Скажем, в 1918 году красные депутаты волевым решением провозгласили Щегловск городом. Буквально через месяц власть захватили белые, вопрос о Щегловске дискутировался и юридически прорабатывался в течение года, и Омское правительство статус новоиспеченного города подтвердило. Указы и постановления и красных, и белых представлены в экспозиции. Другие документы касаются военных времен, когда Кемерово, Сталинск и Прокопьевск превратились в крупные индустриальные центры (один только список эвакуированных в наши места предприятий занимает несколько страниц). И послевоенных времен, когда городской статус получили Междуреченск, Мыски, Калтан, Березовский...
Понятно, оценить эти экспонаты по достоинству могут только те, кто умеет ценит подлинный документ: историки, краеведы, юристы, филологи, студенты соответствующих специальностей. Но тут есть и общечеловеческий аспект. Крупнейший нынешний историк Умберто Эко делит человеческую память на биологическую, каменную и бумажную. С биологической все понятно: каждый из нас – неповторимый архив знаний и образов; но с нашей смертью доступ к нему прекращается. Каменная память – это не только надписи на монументах и могильных плитах, но и кремниевая память нынешних компьютеров. Безусловно, наши города – сами себе памятники, но бумага их переживет: много ли следов осталось от первых сибирских острогов и церквей, угольных копей и заводов, письменных свидетельств неизмеримо больше. В общем, не торопитесь переходить целиком на электронное делопроизводство: один сильный импульс в результате военной заварушки или техногенной катастрофы – и все компьютерные архивы обнуляются. Так что бумажная память – по прежнему самая крепкая.
 
В Кемеровской филармонии случилось событие, которое также доказывает этот тезис. Кемеровчанка Людмила Бирюкова передала в дар филармонии три десятка работ своего отчима, художника Юргиса Прейсса, умершего в 1984 году. На них запечатлены артисты, выступавшие на кемеровской сцене: Мстислав Ростропович, Святослав Рихтер, Елена Образцова, наш земляк Борис Штоколов, имя которого носит филармония, и др. Прейсс, часто бывавший на филармонических концертах, делал наброски прямо в зале.
Интерес тут еще и в том, что Прейсс был не только художником, но и шпионом (впрочем, лучше сказать, разведчиком: шпионы – это вредные иностранцы, а Прейсс работал на спецслужбы Советского Союза). Настоящее его имя – Ганс-Рихард Пройс, родился он в Кенигсберге, жил в разных европейских странах, выставлялся в Париже, женился на немецкой коммунистке и сам стал членом Коминтерна. Перед войной супруги оказались в СССР и были интернирован в Сибирь – немцы все-таки. (Надо сказать, им ещё повезло: многих разведчиков по возвращении в СССР расстреливали или отправляли на Колыму). Жена-немка умерла в 1944-м, а Ганс-Рихард получил паспорт на имя литовца Юргиса Юозасовича Прейсса, работал художником при томских и кемеровских вузах; время от времени его отправляли в ГДР и ФРГ со спецзаданиями. В Кемерове он женился еще раз, но своим так и не стал: местные художники, среди которых было немало фронтовиков, его откровенно недолюбливали.
С другой стороны, кемеровские художники подробных свидетельств о местной культурной жизни не оставили (они и сейчас в филармонию ходят не часто, в Кемерове вообще культурные слои существуют, не смешиваясь: музейщики зачастую не знают, что делается в театрах, и наоборот). А Прейсс был настоящим европейцем-интеллектуалом, знал несколько языков, общался со многими знаменитостями вплоть до Пабло Пикассо. Любимым композитором его был Бетховен, Прейсс даже приобрёл копию его прижизненной гипсовой маски, снятой в 1812 году (в XIX веке это была обычная практика при изготовлении скульптурных портретов). Маска Бетховена ныне также пополнила филармонический музей.  Как только в филармонии опомнятся от юбилейных торжеств по случаю 70-летия, обещают выставить коллекцию Прейсса на всеобщее обозрение.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[24 апреля] Глава Кузбасса ввел «персональную ответственность руководителей за разъяснительную работу» по предотвращению украинского кибер-мошенничества
[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко