-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ
[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 1 от 22.01.2013

Самые главные книги детства

книга «Не для взрослых. Время читать!»,  автор Мариэтта ЧудаковаМариэтта Чудакова, автор книги «Не для взрослых. Время читать!», вышедшей в издательстве «Время», научилась читать в пятилетнем возрасте. На счастье и на горе.

Она вспоминает годы раннего счастливого запойного чтения. А родные боялись, что сойдет с ума от безумного по количеству поглощения книг, даже наказывали.
Одноклассницы в первом классе переваривали Букварь, а Маша Чудакова сгорала на уроках от скуки, чтобы после их окончания ракетой лететь домой, где её дожидался упоительный и толстенный «Таинственный остров» Жюля Верна.
В книге «Не для взрослых. Время читать!» Чудакова – историк и исследователь творчества Михаила Булгакова, интересный детский писатель – объединила, полюбившиеся детям публикации; «Полка первая», «Полка вторая», Полка третья» – три полки с главными, лучшими, необходимыми книгами мировой литературы, которые необходимо обязательно прочесть до 16 лет. Перечитывать можно всю жизнь, но узнать до шестнадцатилетия – никак не позже: они либо прочитываются в отрочестве с 7 до 16 лет, либо никогда не востребуются.
Чудаковские полки НЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ – автор выделяет это определение прописными буквами, но этим книгам, по большому счету, как и любви, все возрасты покорны.
Почему Чудакова настаивает на предлагаемых замечательных книгах? Потому,  что плохая книга отнимает время у хорошей.
С чувством ностальгии читал Мариэтту Чудакову, радуясь тому, что почти все книги, о которых она рассказывает прекрасным русским языком, встретились мне как раз в детстве. В станционном сибирском поселке-леспромхозе удавалось доставать лучшие книги: работало несколько библиотек, почти у всех мальчишек были домашние книжки, многое вполне свободно приобреталось в книжном магазине. Мы в пятом классе умудрились в течение года держать в приспособленной для фотодела выгородке классную библиотеку, созданную из принесенных одноклассниками томиков. Был тетрадный каталог, журнал для выдачи книг с росписями: всё как во взрослой библиотеке.
Уже в разгар горбачевской перестройки, когда мощно забил книжный поток, разговорился о чтении с другом, большим книжным любителем и знатоком. Пришли к выводу, что советская власть вообще-то заботилась о душах подрастающего поколения: лучшие книги мировой литературы мы в детстве прочитали. Нет, полного Хаггарта, автора замечательных «Копей царя Соломона», в Советском Союзе не издавали, но его самые лучшие произведения были доступны. Так же и с Конан Дойлем – Шерлока Холмса найти можно было. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» Льва Толстого – о ней пишет Чудакова, как и о «Кавказском пленнике», – были в нашей семейной библиотеке, как и многое иное из русской классики. Гоголя однотомного большеформатного, с прекрасными иллюстрациями помню до сих пор – там жили все главные произведения незабвенного Николая Васильевича: и «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «Миргород» с «Тарасом Бульбой», и многое иное. «Гоголь затягивает в свои словесные сети…» – Делает вывод Чудакова. А «Вия» однажды темным зимним вечером – мне было шесть лет – мы читали вслух при лампе, когда родителей дома не было, укрывшись одеялом, страшась уличных звуков и всего остального. Все эти произведения присутствуют для обязательного детского чтения у Чудаковой, которая, по пути изложения содержания произведений, ненавязчиво и на понятном русском языке, отталкиваясь от мыслей великих писателей, учит своих юных читателей добру, участию, смелости, честности и даже предприимчивости. Последнее качество, как все помнят, блестяще продемонстрировал бессметный Том Сойер, едва  не разоривший всех мальчишек городка на покраске знаменитого забора. До сих пор  помню ошеломляющее чувство от чтения «Приключений Тома Сойера» – неказистой дешевенькой без иллюстраций книжки в мягкой обложке из маминой библиотеки. После прочтения этот томик, конечно, переехал на мою личную полку.
И, конечно, всем нам необходимо читать Александра Пушкина, которого издавали во все времена в самых разных вариантах, с иллюстрациями и без оных, в «Избранном» и в собраниях сочинений. Чудакова приводит пушкинскую строчку: «…И милость к падшим призывал», – «уметь миловать порою и тех, кто виновен». А ведь милосердие – это дар, умение чувствовать боль другого, физическую и  душевную, как свою. Этот дар вырастает, в числе прочего, и из правильного детского чтения. Опять-таки обратимся в Александру Сергеевичу, который чувства добрые лирой «пробуждал». Они, эти чувства, дремлют в каждом, надо лишь пробудить. Незаменимый помощник в этом благородном деле – литературная классика.
Чудакова ведет от одной книги к другой – одна другой лучше, – от Аркадия Гайдара к Достоевскому, от Рабле к Марку Твену, от Михаила Булгакова к Юрию Олеше, так и идет читатель по пути настоящего чтения.
А ещё и животные в книгах, которые как люди! Здесь и Сетон-Томпсон, и Серая Сова, и Михаил Пришвин, и иные писатели-анималисты, без них чтение ребенка неполное.
Литература – это вторая национальная скрепа, после родного языка. Сегодня же ситуация с обязательным предметным чтением в школе изменилась по сравнению с веками XIX-XX, «программные произведения в каждом классе читают единицы. Люди добровольно лишают себя важнейшей национальной черты». Человек не знакомится с главными книгами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Крылова, Чехова…
Взрослых литература не воспитывает, хотя иногда и утверждается обратное. Но подрастающее поколение ещё как воспитывается – чтение нужных книг формирует «некие моральные аксиомы, настраивает душевный склад характера и эстетические преставления». Человек с такими представлениями «более полезен и приятен в общежитии, чем, у кого они на нуле. О себе, в общем-то, хлопочем», – делает вывод Чудакова.
Вот разговаривают взрослые и легко перебрасываются без объяснений строчками великих русских поэтов, да того же Грибоедова – всё к месту, всё понятно. А ведь другие-то могут и не понимать: не прочли, не впитали в детстве…
В книге рассказывается о переводчице с английского Наталье Трауберг. Она очень просто определяла разницу между тоталитарным и авторитарным политическим строем: «Лезут тебе в душу или нет». Ведь многие по старой советской привычке так и продолжают лезть в душу человеческую «с сапогами» и прочими немытыми причиндалами. Или возьмите такие чувства, которые сегодня обуревают часто и многих – раздражение и злость ко всем и всему. Они же тоже оттуда,  из прошлого, с поисками врагов внутри и вовне. Люди выходили с плакатами, на которых были слова о требовании РАССТРЕЛА других людей. Я своими глазами читал в деле расстрелянного деда, потом, как положено, реабилитированного, когда он на первом допросе не признал себя иностранным шпионом. Немыслимо: в глухом сибирском селе ему с двумя такими же бедолагами-мужиками приписывали подготовку покушения на вождей советского государства по заданию иностранной разведки. На следующий день дед подписался под словами о том, что он агент нескольких иностранных разведок. А теперь представьте, что с ним проделывали ночью, после чего он со всем абсурдом согласился и пошел на расстрел. А по радио в это время пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»
Потому-то Достоевского и не было в школьной программе. «Бесов» нельзя было читать, как и «Преступление и наказание». Чудакова рекомендует произведения Честертона о патере Брауне. Ведь он расследовал дела негодяев, убийц, грабителей, соприкасался со злом, а был носителем добра. Потому и о печали в нашей книге, как и об оттенках палитры чувств человеческих, очень важные слова присутствуют.
Как искусно Чудакова расставляет приманки в своих текстах. Берет кусочек из занимательной книги, доводит использованную цитату до пика интереса и лихорадочного любопытства. А что дальше?..  А далее спокойное авторское: «Верю, вы узнаете сами», – или, – «А дальше прочтете сами». Вот и попались в капкан, в сладостную ловушку чтения.
Закончим цитатой из Гюстава Флобера, которого Чудакова также рекомендует читать пораньше: «Книга создает вечную семью из всего человечества. Все, кто будет жить вашими мыслями, – это дети, сидящие вместе с вами у семейного очага».
Книга, названная Чудаковой «Не для взрослых», не только для детей, но и, конечно же, для взрослых, тех, кто жаждет научить читать и направить чтение в самое важное русло – высоких человеческих чувств.
Валерий Плющев
 
Примечание редакции:

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко