Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[2 декабря] Самозанятые в Кузбассе – ниши и возможности развития собственного дела
[1 декабря] Где купить новогоднюю открытку по-кемеровски?
[30 ноября] Райффайзенбанк запустил карту с кэшбэком 1,5% для премиальных клиентов
[30 ноября] Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2021 года
[30 ноября] Завершился четвёртый сезон акселератора


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 1 от 27.01.2009

Дмитрий Исламов: «Власть и бизнес сегодня должны работать по-другому»

 Антикризисный штаб, созданный в областной администрации, работает уже несколько месяцев. Первой реакцией власти на кризис, как известно, были работа с конкретными предприятиями и принятие пакета законов о снижении налоговых ставок и других послаблений для отдельных отраслей. На днях были обнародованы новые антикризисные меры поддержки бизнеса. О том, кто и на что в Кузбассе сможет рассчитывать в этом году «Авант-ПАРТНЕРу» рассказал заместитель губернатора области по экономике и региональному развитию Дмитрий ИСЛАМОВ.
 
– Дмитрий Викторович, для начала, можно ли в целом сказать, что показал кризис, какие сильные и слабые стороны кузбасской экономики он выявил?
– Ещё в стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года были проанализированы региональные риски. А именно: зависимость экономики и бюджетной сферы от конъюнктуры на мировых товарных рынках угля и металла, риски моноукладности экономики, технологического отставания региона, недостаточного инфраструктурного обеспечения, административно-политические и законодательные риски. Большая часть этих рисков проявилась сейчас в полной мере.
Скажу между тем, что кризисные явления выявили и тех, кого сегодня мы считаем перспективными. Это, например, производство продукции для ЖКХ, приборостроение и всего, что связано с энергоэффективностью. К моменту восстановления покупательной способности населения, мы хотели бы иметь достаточное товарное обеспечение местного производства в машиностроении, стройиндустрии, производстве мебели, одежды и обуви, пластмассовых изделий, ГСМ, продуктов питания. Многие предприятия этих отраслей и сегодня не просто достойно справляются с ситуацией, но и занимаются своим развитием.
 
– А могут ли быть внесены коррективы в долгосрочную стратегию развития области, исходя из текущей ситуации?
– Значительная часть приоритетов, заявленных в долгосрочной стратегии развития, останутся без изменений. Речь, в частности, о программах глубокой переработки добываемого сырья, его комплексного и эффективного использования. По-прежнему актуально наращивание потребления продукции региона на традиционных рынках, поддержка выхода производителей Кемеровской области на новые рынки, снятие инфраструктурных ограничений для развития базового сектора экономики области, в целом обеспечение технологического подъёма экономики Кемеровской области, формирование в регионе национального центра горнодобывающей продукции. Наконец, никто не снимает с повестки дня проблемы, связанные с развитием системы подготовки кадров, устранения диспропорций в развитии рынка труда, развития инновационных центров Кемеровской области,  городской среды в ядрах агломеративных систем региона – в Кемерове и в Новокузнецке.
Подчеркну, сегодняшняя ситуация показывает, что принятые ранее решения были верными, и нужно сосредоточиться на исполнении уже действующих законов, обеспечив переход экономики Кузбасса на инновационный сценарий развития. Однако будут пересмотрены механизмы реализации принятых решений. Так, изменения будут вноситься в программу социально-экономического развития Кемеровской области до 2012 года. Здесь управлению стратегического развития поставлена задача пересмотреть как сам сценарий развития на среднесрочную перспективу, так и доработать мероприятия, скорректировав их с учётом кризисных явлений. Новый вариант должен быть принят в мае на заседании коллегии администрации Кемеровской области. К этому периоду предстоит также отработать отраслевые стратегии, учесть антикризисные планы по отраслям и муниципальным образованиям, ещё раз проанализировать микро- и макроэкономическую конъюнктуру.
 
– Если говорить о краткосрочной и среднесрочной перспективе, то можно ли ожидать переноса или приостановки каких-либо инвестпроектов, которые были основой этой стратегии?
– В ближайшие три года предполагается снижение объёма частных инвестиций в угольную, металлургическую и строительную отрасли. Возврат к прежнему объёму инвестиционных вложений в среднесрочной перспективе будет связан с технологической перестройкой, внедрением новых технологий и инноваций в тех же отраслях. Усилится внимание к проектам вспомогательных отраслей: лесопереработка, туризм, лёгкая промышленность, образовательные центры. Предполагаем, что сохранятся темпы вложений в АПК, пищепереработку. Будем активно работать по всем направлениям возможного импортозамещения.
 
– Дмитрий Викторович, каков Ваш прогноз развития экономики региона на 2009 год?
– Известно, что прогнозы – дело неблагодарное, особенно в условиях высокой неопределённости, вызванной мировым финансово-экономическим кризисом. Но уже понятно, что, учитывая неблагоприятное изменение общей экономической обстановки в стране, в 2009 году возможно замедление роста показателей развития экономики области. Сегодня разработаны разные варианты развития региональной экономики. Согласно  пессимистичному прогнозу, объём валового регионального продукта не увеличится по сравнению с прошлым годом. Ожидается, что в целом по промышленности будет снижение объемов производства к 2008 году. Это связано в первую очередь с тем, что «три кита» кузбасской промышленности – угледобыча, металлургия и машиностроение – будут испытывать некоторые проблемы, связанные с сокращением спроса. Мы ожидаем, что определённые трудности возникнут в сельском хозяйстве в результате роста ставок по кредитам. Мы предполагаем, что своего рода «пауза» в росте региональной экономики может сохраниться в течение первой половины 2009 года.
В то же время неплохие результаты ожидаются в сфере малого предпринимательства.
Период неопределённости уже обусловил сворачивание ряда инвестиционных программ предприятий. В прогнозируемом периоде в этой связи особое внимание будет уделяться реализации федеральных и региональных целевых программ, ряда инфраструктурных инвестиционных проектов, таких, как строительство нефтеперерабатывающего завода «Северный Кузбасс» в Анжеро-Судженске, организация производства геосинтетических материалов на площадке кемеровского ОАО «Ортон» и других. Кроме того, следует отметить, что изначально запланированные объёмы ввода жилья сохранены, и к концу текущего года этот показатель мы ожидаем на уровне 1,15 млн. кв. метров или 108% к 2008 году.
 
– Расскажите о тех списках предприятий, которые составлены в областной администрации именно для того, чтобы оказывать бизнесу поддержку. Какие предприятия в них вошли? По каким параметрам они выбраны? На что смогут рассчитывать эти предприятия?
– Сначала скажу о федеральном списке системообразующих предприятий, который приняло правительство РФ. В него от Кузбасса вошло 15 холдингов, в которых более 100 предприятий. Как известно, федерация учитывала количество занятых, оборот, бюджетообразующий статус предприятий. Часть наших предприятий вошла в список по рекомендации области, часть рекомендованных областью в правительственный список не попала. Но, как объявлено, этот список не закрыт.
По аналогии с федерацией мы тоже сформировали свой областной список. Мы  также как и правительство РФ учитывали количество занятых, вклад предприятий в доходы территорий, размер оборота. То есть мы, что называется, по факту, по имеющимся показателям, включали предприятия в список. В нём сейчас 121 предприятие. Это угольные шахты, разрезы, обогатительные фабрики Прокопьевска, Киселёвска, Анжеро-Судженска, Берёзовского, Полысаево и других городов и районов области, несколько предприятий металлургии, большой перечень агропромышленных компаний, предприятий пищепереработки. В списке почти все машиностроительные заводы области, есть строительные компании, предприятий стройиндустрии, торговли, химической, лёгкой промышленности, дорожного хозяйства, сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Область будет содействовать в привлечении кредитных ресурсов банков для этих предприятий. В работе областного антикризисного штаба принимают участие представители крупнейших банков, действующих в Кемеровской области. И мы в рамках штаба можем оказывать влияние на то, чтобы рассмотрение заявок от этих предприятий шло в приоритетном порядке, чтобы для них устанавливались льготные процентные ставки, индивидуальные тарифы на обслуживание. Ещё одни меры поддержки для таких предприятий – субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление государственных гарантий. Мы будем оказывать им консультационную помощь и  содействие при оформлении и получении налоговых отсрочек. Также предприятия смогут рассчитывать на обеспечение госзаказом, но, естественно, при соблюдении всех норм законодательства.
Предусмотрены и нефинансовые меры поддержки. В частности, помощь в организации сбыта продукции за пределами Кемеровской области, в сокращении дебиторской задолженности,  реструктуризации деятельности предприятий, информационная поддержка. Включение в образовательные программы для менеджмента предприятий по льготной стоимости.
Если у кого-то проблемы с получением кредита, работаем по кредиту. Если проблема с задолженностью кредиторской, дебиторской, работаем над этой задолженностью. Индивидуальный подход – вот о чём говорит этот список.
Почему мы это делаем? Потому что там люди работают, и от этого предприятия зависит жизнь территории. Мы не делаем что-то за руководство, владельцев предприятий, мы помогаем. Смотрим на менеджмент, на то, как в нынешних условиях управляется этот бизнес. Если руководство принимает меры, мы должны их усилить, если не предпринимает, то мы должны подвигнуть их к этому.
Вторая работа, которую мы проводим – формирование перечня предприятий – опорных точек экономики. При отборе предприятий, который проводит управление стратегического развития, акцент делался на качество менеджмента предприятий, на инновационных технологиях, которые это предприятие использует, на потенциале расширения сбыта за пределы Кемеровской области, создания значительного количества рабочих мест, расширения объёмов производства товаров/ услуг в краткосрочной и среднесрочной перспективе, на использование в качестве сырья продукции/ работ/ услуг других кузбасских предприятий. Другими словами, накапливаем массу предприятий, которые будут являться опорными точками для развития региона. В списке уже 29 компаний в основном малого и среднего бизнеса. Это те предприятия, которые успели за последнее время создать эффективное, где-то инновационное предприятие с хорошей менеджментской командой. Занятость у таких производств не критическая. В бюджет они пока дают мало дохода. Но нужно таким предприятиям помочь, чтобы они пережили все эти неблагоприятные времена, и дальше набирали обороты. Кстати, я не знаю больше регионы, где проводилась бы такая работа.
Предприятиям, включённым в список опорных точек, будет оказана нефинансовая помощь, такая же, как и системообразующим предприятиям. Добавлю только, что здесь  мы можем включить предприятия в пиар-кампанию «Покупай кузбасское», которая будет проводиться в области с целью продвижения местных товаропроизводителей, организовать презентацию для предприятий с обеспечением присутствия необходимой целевой аудитории, содействовать сбыту продукции в Кузбассе (через рекомендательные письма в частные компании, торговые сети), помочь в организации сбыта продукции за пределами Кемеровской области через ярмарки, выставки, публикации в СМИ, оказать информационную поддержку.
Также мы будем содействовать  в оформлении льгот по инвестиционному законодательству. Это может быть государственная поддержка инвестиционной деятельности в Кемеровской области в виде льгот по областным налогам и сборам; изменения срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки, рассрочки инвестиционного налогового кредита; предоставления за счёт средств областного бюджета субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам. И нефинансовые меры государственной поддержки, в том числе оказание организационной, информационной и консультационной помощи. Конечно, область готова и предприятиям – опорным точкам содействовать в сокращении сроков прохождения согласовательных процедур в различных инстанциях в случае задержки без уважительных причин или при необходимости ускорить процедуру. Они могут рассчитывать и на помощь в сокращении дебиторской задолженности. Мы готовы оказывать и информационную поддержку: включать предприятия в образовательные программы для менеджмента на льготных условиях (круглые столы, семинары по антикризисной и другим тематикам), рекомендовать к включению руководства предприятия на обучение по Президентской программе. Можем обеспечить подключение к информационной базе данных управления стратегического развития, которое готово рассылать предприятиям информационные подборки по лучшему опыту компаний в условиях финансово-экономического кризиса. Мы всегда открыты для консультаций, запросов.
Третье направление, по которому мы сейчас активно работаем, – это инвестиционные проекты. В конце прошлого года мы провели первую областную ярмарку инвестиционных проектов и площадок. На ней было представлено 300 проектов. Из них сейчас отобраны более двух десятков с высокой степенью готовности, по которым уже либо на выходе, либо готовы проектная документация, экспертиза. И мы уже представили эти проекты в различные структуры, через которые сейчас осуществляется федеральное финансирование региональных проектов. Таких структур немного – Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк, Российская венчурная компания.
Два проекта – туристический комплекс «Шерегеш» и полигон твёрдых бытовых отходов в Новокузнецке, точнее строительство инфраструктуры для этих объектов, – уже получили одобрение правительственной комиссии на финансирование.  Замечу, что только по этим проектам в 2009 году будет создано 960 рабочих мест. А в целом – 1800. Создание новых рабочих мест сейчас один из ключевых для нас критериев.
На рассмотрении в Инвестиционном фонде с прошлого года находится ещё один проект – строительство инфраструктуры для освоения месторождения «Селезень». Несколько дней назад мы отправили в Москву новые 6 проектов. Увезли проекты по строительству 11 и 12, 14, 7Б микрорайонов в Кемерове, частично города-спутника «Лесная поляна»,  микрорайона «Новый город» в Новокузнецке. Везде речь идёт о коммуникациях, дорогах. Представлен проект строительства Прокопьевского вагоноремонтного завода. Готовятся новые проекты в Междуреченске, Киселёвске, Новокузнецке.
В основном, как видите, это проекты в сфере строительства. Потому что именно у этих проектов высокая степень готовности, кроме того, уже идёт освоение этих проектов частными инвесторами, а частно-государственное партнёрство – условие Инвестфонда. Также подчеркну, что есть решение губернатора – основные усилия направить на поддержку жилищного и дорожного строительства. Именно на эти отрасли мы делаем ставку. Потому что они за собой тянут ещё более 20 отраслей. И они могут быстро создать новые рабочие места. В целом все эти проекты, о которых я сказал, дадут около 20 тыс. новых рабочих мест. Это сейчас самое главное. Что же касается спроса на жильё, то сейчас получается, что с одной стороны государство помогает инвестициями на строительство, с другой – своими решениями о материнском капитале, выделении денег на федеральные программы сноса ветхого и аварийного жилья создаёт спрос.
 
– А какие обязательства должны нести предприятия, попавшие в список? На что могут рассчитывать те, кто в эти списке не попал?
– Во-первых, ни один из списков не закрыт. Перечень опорных точек мы можем расширить, например, до сотни. Тем, кто уже в списке, нужно понимать, что   они должны быть открыты, они должны предоставить полную информацию о владельцах, деловой и финансовой активности. Они должны быть готовы к закладу доли в уставном капитале в случае отсутствия достаточного залогового обеспечения для получения кредитов, к контролю целевого использования полученных средств, активной работе по участию в тендерах и аукционах на получение госзаказа. И, конечно, мы рассчитываем на то, что они будут вести себя порядочно по отношению к коллективам – сохранять рабочие места.
Предприятие, которое не вошло ни в один из списков из-за несоответствия критериям отбора, всё равно может рассчитывать на поддержку его инвестиционной, инновационной и производственной деятельности. Есть соответствующие областные законы. То же можно сказать о льготах, мерах поддержки малого бизнеса. Кстати, мы планируем увеличить финансирование программы поддержки малого бизнеса на 2009 год на 40% и значительно расширить меры поддержки. Здесь мы ожидаем порядка 4 тысяч новых рабочих мест. Будут реализовываться и программы по поддержке сельхозпроизводителей, и переобучения высвобождаемых работников и их социальной поддержки.
 
– Как, на Ваш взгляд, будет в 2009 году развиваться проект строительства объектов ОАО «Кузбасский технопарк»? Сохраняется ли предусмотренный ранее уровень финансирования, сроки реализации проекта? Остается ли сегодня актуальным вопрос о создании Венчурного фонда Кемеровской области, который поднимался в связке с технопарком?
 – О сокращении финансирования речи не идёт, и более того, по итогам работы технопарка в 2008 году будем добиваться увеличения объёма федерального финансирования на 2009 год. В целом объём финансирования из федерального и областного бюджета на создание объектов инфраструктуры планируется более 700 млн. рублей. Таким образом, можно говорить об увеличении темпов реализации проекта и о сокращении сроков строительства. Это необходимо. У технопарка появились первые резиденты. Сейчас и нужно ускоряться. Отмечу при этом, что инвесторы даже в этих условиях есть. И мы продолжаем работу по созданию механизмов венчурного финансирования. В феврале намерены подписать соглашение с Российской венчурной компанией. Планируем принять участие в конкурсе Фонда прямых инвестиций Минэкономразвития.  Что до конкретных проектов, то нам очень бы хотелось в этом году подготовить документацию по инвестиционным проектам глубокой переработки угля, дегазации и утилизации шахтного метана.
 
– Дмитрий Викторович, к бизнесу власть сейчас предъявляет новые требования. А в самой власти что-то меняется в это кризисное время?
– Работа власти тоже требует изменений. Я не буду даже говорить о каких-то коррупционных проявлениях. Людям, склонным к таким вещам, по-моему, просто не место во власти. Известно, что и на государственном, и на областном уровне уже предприняты серьёзные шаги по обеспечению антикоррупционности.
Другой вопрос, что в принципе нужно изменять схему работы.  К чиновнику сейчас двойные требования. Если раньше ты два дня мог рассматривать записку, то сейчас ты должен за два часа рассмотреть. Сейчас это должно стать нормой для работы госслужащего. Сегодня времени нет на то, чтобы откладывать решение проблем. От этого зависит в целом социальная стабильность в регионе. И перестройка работы власти идёт. К работе привлекаются новые люди с территорий, из бизнеса.  Работать мы стали быстрее. А насколько эффективней – время покажет.
 
Подготовила
Александра Фомина 

Рубрики:

Деловые новости

[2 декабря] На девятый день со дня трагедии на «Листвяжной» пройдут траурные мероприятия
[2 декабря] Кузбасским бюджетникам повышают зарплату с 1 декабря на 8,6%
[1 декабря] В Прокопьевске — снова новый глава города
[1 декабря] В Кузбассе собрали 1,5 млн тонн зерна
[1 декабря] За пределы Кузбасса уехали учиться 44% новокузнецких выпускников 2021 года

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко