Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[2 декабря] Самозанятые в Кузбассе – ниши и возможности развития собственного дела
[1 декабря] Где купить новогоднюю открытку по-кемеровски?
[30 ноября] Райффайзенбанк запустил карту с кэшбэком 1,5% для премиальных клиентов
[30 ноября] Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2021 года
[30 ноября] Завершился четвёртый сезон акселератора


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 1 от 27.01.2009

Когда родились приставы

 6 ноября 1997 года были приняты и вступили в силу два Федеральных закона – «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Это было знаменательное событие, которое было внесено в общий реестр праздников под названием «День судебного пристава». Впервые после 1917 года российское государство сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов. Для их реализации и была создана жёстко структурированная служба судебных приставов в рамках Министерства юстиции РФ. Однако появилась эта профессия гораздо раньше.
 
Первое упоминание о судебных приставах встречается в документальных актах периода феодальной раздробленности Руси. Тогда приставы обладали гораздо большими полномочиями: могли привлекать к своей работе и полицию, и воинские части, к тому же ответственность за неисполнение судебного решения была суровее – вплоть до арестантских рот и каторжных работ.
Должность судебного пристава была учреждена в России ещё в древности. В российском судопроизводстве приставы вызывали на суд ответчиков, свидетелей, производили по определению суда различные взыскания. В 18 веке должность пристава была упразднена и исполнительная часть судебного процесса перешла в ведение полиции. Однако возложение на полицию судебно-вспомогательных функций не оправдало себя.
В связи с этим в 1860 году статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, изучив предшествовавшее законодательство России и европейских стран, а также и судебную практику, вынес на рассмотрение Государственного совета проект закона «О судебных следователях», который в мае того же года с санкции Александра II был принят. Это событие стало первым шагом к началу проведения судебной реформы.
В ходе судебной реформы 1864 года было принято решение о возврате к институту судебных приставов, существовавшему к тому времени уже во многих европейских странах.
Однако переход к новому порядку судебного производства не везде протекал гладко. С одной стороны, судебные приставы не имели еще достаточного практического опыта и допускали ошибки, а с другой стороны, граждане, ещё не знавшие хорошо новых законов, безосновательно жаловались на их бездействие. Для того чтобы сократить количество ошибок и уменьшить поток жалоб, в 1868 году были изданы подробные «Правила исполнительного производства по судебным уставам» от 20 ноября 1864 года с примечаниями и приложением всех форм делопроизводства.
Служба создавалась с целью исполнения судебных решений при Кассационном департаменте Правительствующего Сената, судебных палат, окружных судах и мировых съездах. Судебные приставы избирались председателями этих учреждений, а при кассационных департаментах – обер-прокурорами. К исполнению своих обязанностей они допускались только после соответствующей проверки в Кассационном департаменте Правительствующего Сената и внесения на случай неправильных действий судебного пристава, причинивших убытки, залога.
При поступлении на службу судебные приставы принимали присягу по утверждённой форме. Поступившему на службу приставу выдавалось свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием местности, назначенной для жительства. В случае изменения места жительства в свидетельстве делалась соответствующая отметка. Кроме того, выдавался особый высеребренный знак и особая печать.
Сопротивление судебному приставу давало ему право призвать на помощь полицейские власти и даже военную силу. О всяком противодействии исполнению приставом служебных обязанностей или нанесения ему оскорбления он составлял особый протокол за подписью свидетелей, а если невозможно – полицейских чинов.
Первоначально деятельность судебных приставов широкого повсеместного распространения не получила. Однако практический опыт последующих лет показал, что институт судебных приставов жизненно необходим. Эта система была ликвидирована после Октябрьской революции одновременно с ликвидацией старой судебной системы Российской империи.
В советский период выполнение данной функции было возложено на судебных исполнителей, входивших в систему судебных учреждений. Судебные исполнители обладали незначительным правовым статусом в системе государственной службы и крайне ограниченным объемом полномочий.
В ноябре 1997 года, с вступлением в законную силу Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», был возрождён институт судебных приставов, значительно укрепивший гарантии защиты прав граждан и организаций в исполнительном производстве, а также являющийся эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.
На службы судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов в связи с чем они наделены дополнительными функциями: розыск должников и их имущества, дознание и административная практика.
Служба судебных приставов имеет самостоятельную, чётко очерченную законом организационную структуру; централизованную систему управления; установленные законом формы контроля каждым вышестоящим звеном службы за организацией работы подчинённых ему подразделений; возможность проводить самостоятельную, профессионально ориентированную кадровую политику; определённые законом каналы финансирования.
Сегодня службы судебных приставов решают многие проблемы, в первую очередь социальные – вопросы выплаты задолженности по заработной плате, детским и другим пособиям, предоставления жилья нуждающимся, восстановления на работе, но эти вопросы мы будем освещать в дальнейшем.
 
Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[2 декабря] На девятый день со дня трагедии на «Листвяжной» пройдут траурные мероприятия
[2 декабря] Кузбасским бюджетникам повышают зарплату с 1 декабря на 8,6%
[1 декабря] В Прокопьевске — снова новый глава города
[1 декабря] В Кузбассе собрали 1,5 млн тонн зерна
[1 декабря] За пределы Кузбасса уехали учиться 44% новокузнецких выпускников 2021 года

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко