-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 25 от 16.10.2012

Человек с яйцом

Лев Гумилев (1912–1992), видный историк, географ и этнолог и великий, без преувеличения, философ1 октября в России отпраздновали столетие Льва Гумилева (1912–1992), видного историка, географа и этнолога и великого, без преувеличения, философа.
 
В самой разносторонности Льва Николаевича было нечто титаническое. Он ввёл в историю и антропологию понятие пассионарности – биохимической энергии, обеспечивающей возникновение и распространение этносов. Он связал рождение и смерть народов с ландшафтом и солнечной активностью, то есть с мировыми стихиями – землёй, водой и небесным огнём; это учение хочется назвать этнокосмогонией.
В 1935 году студент Лев Гумилев году был впервые арестован, но освобожден после того как его мать Анна Ахматова написала Сталину. В 1938-м снова арестован, отбывал срок в Норильском управлении ГУЛАГа, работал горняком меднорудной шахты и лаборантом-химиком. После отбытия срока был в тех же краях геологом, добился отправки на фронт, воевал в артиллерии, дошел до Берлина. После демобилизации закончил образование в ЛГУ, защитил кандидатскую диссертацию и в 1948-м был арестован. Во время этого срока ему довелось потрудиться на строительстве угольных шахт под Междуреченском. После освобождения работал библиотекарем в Эрмитаже, позднее защитил докторские диссертации по истории и географии (правда, вторую ученую степень ему не утвердило академическое начальство).
Особенно почитают Гумилева в Татарстане, где ему воздвигли памятник в Казани, и в Казахстане, где в честь него назвали Евразийский университет в Астане. Дело в том, что Гумилев заявлял во всеуслышание: никакого татаро-монгольского ига на Руси не было, а имел место своеобразный симбиоз, который пошел нам на пользу хотя бы потому, что защитил от экспансии Запада. Отношения русских с тюркскими и монгольскими народами всегда были комплиментарными, недаром же у нас половина дворян носила татарские фамилии. А вот Западная Европа смотрела на нас как на врагов, и главная опасность всегда исходила именно оттуда.
Некоторые историки оценивают вклад Гумилева в науку как «близкий к нулю», а другие и вовсе считают его лжеученым. В укор ему ставятся вольное отношение к источникам и свободные экстраполяции; считается, что теории его не проверяемы существующими научными методами и поэтому не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты, а стало быть, не имеют отношения к науке. Впрочем, ровно в том же упрекали и Зигмунда Фрейда, и Карла Юнга, и Клода Леви-Строса, и Мирчу Элиаде, и Жоржа Дюмезиля – крупнейших мыслителей ХХ века, к которым Льва Гумилева вполне можно причислить.
Политолог Александр Янов упрекает Гумилева в том, что он «называл диалектический материализм методологической основой своей теории». Ну и что? Юрий Лотман, например, также относился к марксистским научным методам серьезно – гораздо серьезнее, чем официальное советское литературоведение. Сегодня и экономисты испытывают очередной виток интереса к трудам Маркса, а работы Энгельса вроде «Диалектики природы» еще ждут, чтобы их как следует перечитали.
Историк Сергей Иванов кипятится: «Единственная книга, которая написана по законам жанра, – это самая ранняя его монография, “Хунну”, но как раз она наименее оригинальна… До какой-то степени кондиционны “Древние тюрки”, все же остальное – вообще не наука в нормальном смысле слова. Ни востоковеды, ни археологи не причисляют Гумилева к своему цеху и почти не ссылаются на его работы». Надо сказать, что Гумилев также на работы коллег-историков ссылается редко, и это также ставится ему в вину. Зато он обильно заимствует примеры и идеи из арсенала естествознания: например, у Владимира Вернадского, у Ильи Пригожина, у генетиков и кибернетиков. В этом Иванов и видит «секрет огромной популярности Гумилева среди широких кругов интеллигенции, главным образом технической и естественнонаучной». Дело в том, что советский «технический интеллигент» жил в обстановке «гуманитарного террора». Если про открытия генетики и квантовой механики можно было прочесть в популярных книжках, то гуманитарии нипочем не желали снисходить до понятий технарей и спесиво требовали от них принятия чужого языка. «Гумилев же строит свой мир совершенно иначе. Его сочинения пестрят выражениями типа “поле”, “лучистая энергия Солнца”, “биоритмы”, “сигнальная наследственность”, “перегрев”, “интерференция вибраций”, “энтропия”». При этом непонятно, что мешало истории и философии сделать шаг навстречу естественным наукам. Вот поэтому нынче и говорят, что гуманитарные науки нуждаются в революционном обновлении: пока физика, химия и генетика делали свои фундаментальные открытия, гуманитарии не успевали их осмыслять. Гумилев же пытался это делать по мере собственной эрудиции.
Все это косвенно признает и сам Иванов. «На фоне ракет и синхрофазотронов становилось все очевиднее, что гуманитария пытается увильнуть, что она отказывается давать последние ответы на главные вопросы… К 70-м гг. оказалось, что Гумилев остается единственным гуманитарием, предлагающим ясные ответы-рецепты, причем по важному, волнующему и (в советских условиях) немного неприличному “национальному вопросу”». Кстати, в упрек Гумилеву также ставится антисемитизм, вызванный биографическими обстоятельствами: от евреев-начальников и евреев-следователей он немало натерпелся и в лагерях, и на фронте, и на научном поприще. С другой стороны, мемуаристы признают, что на бытовом уровне Лев Николаевич ни в коем случае антисемитом не был. А некоторые исследователи и вовсе возводят его теории к великому еврейскому философу XII века Моисею Маймониду.
Есть и ещё одно обстоятельство. В ХХ веке учёные испытывали определённое отвращение к философии истории – наступило сильнейшее похмелье от марксизма, философия истории казалась источником всяческих зол. Впрочем, это не мешало «большим теориям» рождения и смерти цивилизаций появляться с удивительной регулярностью: Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Ясперс… Гумилев завершает этот ряд, и его теория выглядит наиболее укорененной и аргументированной.     
12 апреля празднуется Всемирный день яйца. Вроде бы это праздник птицеводов и кулинаров, но на самом деле яйцо – богатейший мифопоэтический символ. Во многих традициях яйцом представляется все мироздание, с землей в виде желтка и небом в виде скорлупы. В русской сказке в яйцо можно скатать целое царство и унести с собою. Лев Гумилев – философ, который сумел создать теорию большой убедительности и глобальных обобщений, повлиявшую на умы нескольких поколений; в этом смысле он подобен сказочному герою. Можно вспомнить также споры тупоконечников и остроконечников у Свифта или другой пример бесплодного и нескончаемого диспута – что было раньше, курица или яйцо. Речи оппонентов Гумилева как раз и напоминают эти распри: все они, разумеется, более сведущие историки и более аккуратные антропологи, но вязнут в деталях и цепляются к мелочам.    
Известно еще «колумбово яйцо»: по легенде, когда Христофора Колумба упрекнули, что он открыл Америку случайно, мореплаватель предложил критикам поставить яйцо стоймя; они не смогли; он надбил с одного конца скорлупу и утвердил яйцо на столе. Ему сказали: ну, так каждый может сделать. Он отвечал: но почему-то до сих пор никто не сделал. На самом деле Колумб, похоже, до конца своих дней не знал, что же он открыл – новый путь в Индию или неизвестный материк. Но от этого его подвиг не стал менее величественным и дерзким.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко